Комбинаторные игры

Л.В. ПЕТРАНОВСКАЯ

Игры этого типа наиболее популярны, скорее всего здесь вы не найдете ни одной незнакомой игры. Комбинаторных игр существует великое множество: это и всем известные кроссворды самых разных типов, чайнворды, ребусы, шарады, головоломки. Они многократно приводятся в самой разной учебной и методической литературе, публикуются в периодических изданиях. Есть даже люди, профессией которых стало сочинение заданий такого типа для газет и журналов. В центре внимания во всех комбинаторных играх - внешняя оболочка слова. Играющие различными способами комбинируют буквы или сочетания букв, ищут требуемый вариант. Процесс игры очень напоминает игру в конструктор: из одних и тех же деталей в разных сочетаниях можно собирать разные модели. Иногда задача ставится противоположная: глядя на готовую модель (слово), определить, из каких деталей ее можно построить. Эти игры довольно слабо связаны с языком как таковым, слова и буквы в них выступают просто удобным материалом для комбинирования. Но, будучи материалом для игр, язык накладывает на играющих свои строгие ограничения, поэтому комбинаторные игры часто требуют огромного словарного запаса и невероятной речевой изобретательности (особенно «Палиндромы» или «Шарады»). Всегда очень хорошо проходит многоборье по комбинаторным играм, когда в одном большом игровом марафоне сочетаются конкурсы шарад, палиндромов, каламбуров, ребусов, разгадывание головоломок, кроссвордов, состязание в составлении слоговых цепочек, межкомандный турнир по «Почему не говорят...». Один раз в четверть или в год можно устроить настоящий праздник комбинаторных игр. Другой вариант большой игры - парад головоломок, который может длиться от недели до четверти. Для этого на стене вывешиваются ватманские листы, и каждый желающий может написать на них придуманную головоломку, шараду, вопрос. Заранее выбирается жюри. Тот, кто отгадал ту или иную головоломку, записывает решение на листке и, подписав его, отдает в жюри. Парад завершается тем, что жюри, присудив баллы всем авторам хороших заданий и всем, кто сдал правильное решение, объявляет победителей, набравших больше всех баллов. Можно называть победителей по номинациям: ребусы, шарады, «Почему не говорят..» и т. д. Наиболее интересны и, так сказать, лингвистичны игры, построенные на разотождествлении внешнего облика слова и его значения ( такие, как «Почему не говорят..» и «Энтимологический словарь»). Играющий смотрит на слово как бы глазами иностранца, он сознательно игнорирует включенность слова в ткань живого языка и может трактовать и членить его самым невероятным образом. Но, конечно, эти экзерсисы интересны именно потому, что мы все-таки знаем язык и ни на миг не забываем подлинного места слова в его системе, этот эффект «двойного видения» и вызывает смех. Поскольку комбинаторные игры действительно широко распространены, у нас не было задачи представить их достаточно полно. Отобраны, во-первых, игры наиболее интересные, во-вторых, не вынуждающие учителя заранее готовить к ним задания, во все предлагаемые игры могут играть сами ребята. При необходимости же огромное количество игр этого типа можно найти в литературе.

Словесный конструктор

Играть можно уже с младшими школьниками, для старшеклассников игра скучновата. Играющим понадобятся ручки и бумага. В большом классе нужен запас времени не менее 15-20 минут. Ведущий желателен для младших детей.

Ход игры. Выбирается одно длинное слово, например словесность. Задача играющих - за отведенное время (около пяти минут) составить из букв этого слова как можно больше слов. Нужно оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз. Могут быть такие слова: соль, нос, слово, сев, новость и т. д. Когда время истекает, списки сверяются так: играющие по очереди называют по одному слову, если у кого-то оно тоже есть, он говорит: «Есть», - и все играющие это слово вычеркивают. Побеждает тот, у кого в конце проверки останется больше, чем у других, слов.

Цели. Игра развивает способность находить новые варианты комбинирования, работать быстро и концентрированно, существенно расширяет словарный запас.

ЭРУДДИТ

С игрой справляются ребята начиная с пятого-шестого класса, у старшеклассников интерес к ней пропадает. Понадобятся листочки или доска в клетку. Ведущий желателен для подсчета очков.

Ход игры. Играть можно парами и несколькими командами, не более 7-9 человек в каждой. В центре разлинованного в клетку поля записывают любое не слишком короткое слово, например эрудит. Затем игроки или команды по очереди добавляют на соседние клетки буквы так, чтобы по вертикали или горизонтали получилось новое слово. При этом за один ход можно добавить только одну букву, буквы можно ставить только на клетки, соседствующие с уже заполненными. Обычно договариваются засчитывать только нарицательные существительные, но можно попробовать и не вводить ограничений или запретить только имена собственные (иначе будут бесконечные споры о том, засчитывать ли варианты типа Муля или Додик). За каждое получившееся слово команда или игрок получает столько баллов, сколько букв в слове. Играть можно до определенного количества баллов, или строго отведенное время, или до последней пустой клеточки на поле. Побеждает тот игрок или та команда, которая в момент окончания игры получила самое большое количество всех очков.

Цели. Игра представляет собой, по сути, усиленный вариант предыдущей. Эффективность ее выше, потому что играющие стремятся составлять как можно более длинные слова, а это повышает требования к их комбинаторным способностям и словарному запасу.

Шарады

Разгадывать шарады могут уже и младшие школьники, составлять – начиная с седьмого-восьмого класса. Игру лучше проводить как длительтный конкурс, чтобы ребята могли сочинять в свободное время.

Ход игры. Игра достаточно широко известна, хотя сейчас и о ней многие ребята слышат впервые. Шарада представляет собой стихотворную загадку, в которой по слогам зашифровано какое-то слово. К примеру, так:

Ответ: капуста. Легко заметить, что понятие «слог» в шарадах весьма относительно, слово делится на слоги далеко не всегда правильно с фонетической точки зрения, строго соблюдается только количество слогов. Шарады можно просто разгадывать, и с этого лучше всего начать. Играть можно по командам, начисляя очки за правильный ответ. Ведущему в этом случае понадобится довольно большой запас шарад. В приложении приводится несколько шарад, на примере которых можно познакомить ребят с игрой. Но, конечно, гораздо полезнее и интереснее шарады сочинять (заодно и учитель избавляется от необходимости их выискивать). Для сочинения хорошей шарады требуется время, поэтому лучше проводить игру в виде длительного конкурса, заранее объявив день, когда будут подводиться итоги. В этот день все, кто сочинил шарады, могут предложить их для решения остальным, прочитав или вывесив в классе. Жюри или все вместе называют авторов лучших шарад.

Цели. Игра в шарады может надолго стать любимым развлечением ребят. Некоторые достигают такой виртуозности, что сочиняют по нескольку очень неплохих шарад в день. Разгадывание шарад развивает образность, гибкость мышления, интуицию, способность понимать непрямые намеки. При втором, активном, варианте, когда ребята сочиняют шарады сами, эффективность еще выше: развиваются речевая изобретательность, фантазия, навык стихотворчества.

Приложение

Здесь приведены шарады, составленные слушательницами Летней лингвистической школы Машей и Надей Фрид. Их можно задать ребятам для знакомства с жанром и для вдохновляющего примера. В скобках даны ответы.

Гибриды

Игра подходит только старшеклассникам. Никакой особой организации не требуется, игра проходит как бы сама собой.

Ход игры. Игра позаимствовала свое ироническое название из биологии. Задача играющих: составить из частей известных устойчивых выражений: пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых фраз – правильную фразу с новым неожиданным смыслом. Например, из пословиц Береги честь смолоду и Неча на зеркало пенять, коли рожа крива получается вызывающая глубокий отклик в сердцах молодежи фраза Береги честь смолоду, коли рожа крива. «Скрестив» пословицы Семь раз отмерь, один раз отрежь и Скучен день до вечера, коли делать нечего, получаем здравый совет: Семь раз отмерь, коли делать нечего. Можно объявить конкурс на лучший гибрид и вывесить в классе лист, куда все могут записывать найденные варианты. Самые любимые можно оформить в виде типичных для школьных кабинетов «изречений великих» и развесить по стенам.

Цели. Процесс разрушения незыблемых устоев и традиций всегда привлекает подростков, а что может быть незыблемее устойчивых выражений? Это развлечение приводит ребят просто в восторг и заставляет их существенно пополнить свой запас идиом. Заодно развиваются чувство юмора и комбинаторное мышление.

«Почему не говорят...»

Игра предназначена старшеклассникам. Никакой особой организации не требуется, игра проходит как бы сама собой.

Ход игры. Игра очень похожа на игру в шарады, только части слова зашифровываются иначе. Играющие придумывают и задают друг другу вопросы такого типа: Почему не говорят «пес зимы»? Ответ: Потому что говорят «котлета». Достаточно трудно и придумать такой вопрос и ответить на него, поэтому не стоит загонять игру в какие-либо строгие рамки. Если ребятам она придется по вкусу, игра будет вспыхивать спонтанно, по настроению. Можно провести длительный конкурс лучших вопросов, разобрать их в классе, обратив внимание на способ зашифровки: иногда части слова, которые можно понять как отдельные слова, заменяются антонимами, иногда – биномами, иногда – словами той же тематической группы.

Цели. Игра, как и шарады, построена на разотождествлении значения слова и его внешнего облика. Но эта игра сложнее, потому что вычленяемые части слова должны выглядеть как синтаксически связанные слова. Увидеть в слове спрятанное словосочетание очень непросто, и игра предъявляет достаточно высокие требования к комбинаторному мышлению, речевой изобретательности, словарному запасу ребят. Если шарады называют гимнастикой ума, то «Почему не говорят..» – это уже тяжелая атлетика (а палиндромы – культуризм?).

Приложение Здесь приведены вопросы, которые составили очень любящие игру «Почему не говорят...» ребята – слушатели Летней лингвистической школы.

Почему не говорят     Потому что говорят

грабитель севера        вор юга

тот изменяет               та верна

колов рай                    пар ад

кабак да оттенок         бар и тон

шайке амплуа              банде роль

карлы есть                   клар нет

«Энтимологический» словарь

Игра подходит только старшеклассникам. Никакой особой организации не требуется, игра проходит как бы сама собой. Периодически результаты «энтимологических» исследований вывешиваются в классе.

Ход игры. Игру эту можно по праву назвать любимейшим развлечением лингвистов. Своим забавным названием она обязана просторечному варианту произношения слова этимология. Название как нельзя более точно выражает суть игры: предлагать неверные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы. Например, едкий - пригодный в пищу, нелепица - некачественный пластилин. Чем правдоподобнее и неожиданнее «энтимологическое» толкование, тем смешнее получается. Придуманные варианты читаются или вывешиваются в классе.

Варианты. Можно провести в классе конкурс на звание лучшего «энтимолога», усилиями нескольких классов составить «Большой энтимологический словарь». Слова из «энтимологического» словаря могут стать отправной точкой интересного творческого задания: составьте рассказ с этими словами так, чтобы оправдать их «энтимологию». Интересный вариант для ребят, увлекающихся лингвистикой: написать пародийное научное исследование, устанавливающее на основе «неопровержимых» доказательств подлинную «энтимологию» слова. (Кстати, по особой любви к игре в «энтимологию» можно распознать будущих лингвистов... и просто умных людей.)

Цели. Полезно даже просто познакомиться с «энтимологическими» толкованиями, придуманными другими. Это раскрепощает мышление, освежает восприятие языка, развивает чувство юмора. Поэтому в приложении помещено большое количество «энтимологических» находок. Ребята же, сами увлекшиеся «энтимологией», навсегда сохранят привычку вглядываться в слова, не забывать, что за их обиходной привычностью, затертостью таится бездна неожиданных ассоциаций и юмора.

Приложение Даже если вам кажется, что с игрой в «энтимологию» ваши ребята не справятся, просто время от времени читайте им несколько «энтимологических» толкований1 или повесьте словарь в классе.

TopList