В.Д. Янченко,
г. Москва

Кирилл и Мефодий - великие славянские просветители

Рис. 1

Имена создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия могут быть представлены школьникам на уроках русского языка в 5-6-х классах при изучении раздела “Общие сведения о языке” и в связи с празднованием Дня славянской письменности, который отмечается 25 мая. Существуют различные формы работы с учебно-познавательным материалом. Это урок-лекция, на которой учащиеся узнают о некоторых эпизодах жизни и деятельности Кирилла и Мефодия, беседа, изложение фрагментов “Латинская грамота” и “Новый алфавит”, сочинение-миниатюра, выявляющее мнение школьников о славянских просветителях. На наш взгляд, наиболее удачным будет синтез лекции, ознакомительной беседы по предложенным вопросам с написанием изложения или изложения с элементами сочинения. Вниманию читателей предлагается материал для такой беседы. Прямо в ее тексте рамками выделены отрывки, которые можно использовать для изложений. Изложению может предшествовать работа над правописанием и речевым оформлением данного текста. Рекомендуем предложить школьникам завершить изложение “Латинская грамота” ответом на вопрос: “Какие черты характера Кирилла (Константина) привлекли ваше внимание?” Изложение с творческим завершением (с элементами сочинения) позволит раскрыть некоторые особенности личности, отдельные стороны деятельности Кирилла и Мефодия. Как показывает опыт, такая работа интересна и полезна учащимся. Она способствует формированию лингвистической компетенции, творческого мышления, развитию личности школьников, расширяет кругозор учащихся, повышает их интерес к изучению русского языка.

Материал для ознакомительной беседы

Более 1100 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык священные и церковные книги, ввели у славян богослужение на их родном языке. За это они терпели гонения от римской Церкви. Братья Кирилл (до принятия монашества его звали Константин) и Мефодий жили в Солуни, знаменитом торговом городе Византийской империи. Вокруг Солуни растили хлеб славянские племена, в городе жили мастеровые люди, но они были неграмотны и книг дома не держали. Книга в Солуни была недоступной роскошью, за нее простому человеку пришлось бы отдать добрую половину урожая, поэтому имели книги только зажиточные солунцы.

Текст для изложения N 1

В доме отца Константина и Мефодия, известного византийского военачальника, среди немногочисленных книг была и “Энеида” Вергилия1 на латинском языке, и младший брат решил ее прочитать. Константин раскрывал увесистый том, перелистывал страницы, пытаясь вникнуть в смысл старинных стихов, написанных на чужом языке, но они оставались непонятными. В Солуни никто не знал латыни. Купцы могли говорить понемногу на иностранных языках, но и они не умели читать старинные латинские книги. После долгих поисков Константину наконец посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику, но он отказался научить мальчика чтению.

Через год приезжий, повстречавший на улице Константина, не выдержал:

Прошло несколько лет, и после смерти отца Константин, уже прославившийся своей ученостью, приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия - литературе, у Льва Математика - механике, астрономии, алхимии. В IX веке в Византийской империи, чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук. Три словесные: грамматику, риторику, философию; и три математические: арифметику, геометрию, астрономию, а также музыку. И Константин читает Гомера, решает математические задачи и постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет Константин освоил славянский, греческий и арабский языки, познакомился с юридическими и медицинскими трактатами. -рузья всерьез стали звать Константина философом. Знание славянского языка, который в то время существовал еще только в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. В то время в Константинополь прибыли болгарские послы. Они попросили у Византии прислать им священника, потому что прежде были язычниками, а теперь решили принять христианство. Блестящий знаток славянского языка Константин Философ отправился к реке Брегальщине, на берегах которой обосновались болгары. Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и соседей, просвещать свой разум, но понимал, что советы его пропадут без пользы. Болгары не могли просвещать свой разум, потому что у них по-прежнему не существовало азбуки, позволявшей создавать книги на славянском языке. Книги латинских и греческих авторов можно перевести на славянский язык, но для этого народ должен иметь письменность. Но создать письменность труднее, чем в одиночку построить храм, поэтому Константин отправился к своему брату Мефодию, который оставил карьеру военного и поселился в крохотном монастыре недалеко от легендарного Олимпа. Обоим братьям независимость была дороже богатства и славы. Когда Мефодий получил приказ усмирить восстание славян в соседней области, он отказался выполнять распоряжение, потому что считал народное недовольство справедливым, и был вынужден оставить службу. Он удалился в монастырь и посвятил себя богослужению. Братья не виделись четырнадцать лет, но в монастыре у Мефодия Константин гостил всего неделю: в столице его ждали неотложные дела.

Текст на глаголице

Текст на глаголице

Текст на кириллице

Текст на кириллице

Текст для изложения N 2

В Константинополь прибыли послы из Моравского княжества с важным поручением от князя Ростислава из города Велеграда. Князь Ростислав просил прислать ученых мужей.

Император Михаил приказал составить славянскую грамоту и перевести на язык славян византийские книги. Сбылась давняя мечта Константина. Он немедленно взялся за работу. Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. -ля них новые знаки было придумывать не надо, он записал их греческими буквами. Каждый неизвестный греческому языку звук он пробовал записывать по-разному. Старался изображать их так, чтобы по своему стилю они не отличались от уже готовых букв. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. -ругие буквы оказалось трудно вырисовывать, нужно было придумывать новые. Каждая буква должна быть простой и четкой, легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество, и чем проще будут письменные знаки, тем скорее можно переписать книгу. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Наконец все 43 буквы новой азбуки были составлены. Ими можно было записать такие славянские слова, как живой, бор, шум, широта. По-гречески же их написать было невозможно, потому что не было у греков особых букв для звуков б, ж, ш, з, с, ч, щ, у. Все эти звуки в новом алфавите изображались своими буквами. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор испытывают неудобства. Так, звук ч по-немецки изображается четырьмя буквами: tsch, по-английски - двумя: ch и по-французски - тремя: tsh. Для изображения звука щ англичане и французы пользуются четырьмя буквами: shch, stch, а немцам приходится писать семь букв - schtsch. И сейчас азбука, составленная Константином Философом, поражает простотой и удобством.

Мефодий стал первым учеником Константина. Он за один день запомнил знаки славянской азбуки, и вскоре братья вдвоем приступили к переводу книг на язык славян. -ело шло с большим трудом. Переводили они пока самое главное, то, что нужно для церковных служб и начального просвещения. Братья работали с раннего утра, едва светало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Через три недели была готова первая книга. А спустя два месяца, закончив работу, братья приехали в столицу, где патриарх Фотий отслужил в их честь молебен в Софийском соборе, главном храме Константинополя. Вскоре братья отправились с просветитель-ской миссией в столицу Великой Моравии. В Велеграде Кирилл и Мефодий усердно обучали своих учеников грамоте и церковной службе на языке славян. Ученики были старательными, и скоро среди них выделились самые верные, самые способные. Звали их: Горазд, Климент, Лаврентий, Ангеларий, Славомир, Наум. Константин и Мефодий основывали в Моравии церкви, обучали славянскому языку все новых и новых людей. И вскоре опустели церкви, где вели службу немецкие проповедники на непонятной славянам латыни, поэтому архиепископ зальцбургский жаловался римскому папе Николаю на то, что римская церковь теряет влияние на славян в Моравии. Тогда Кирилл и Мефодий были приглашены в Рим. После беседы с братьями-просветителями впервые в истории церкви римский папа признал, что славянские книги могут просвещать народ. Папа Адриан отслужил молебен, освятив книги, привезенные братьями, а учеников из славянских земель благословил и посвятил в сан служителей церкви, и теперь они получили право просвещать свой народ. В Риме Константин внезапно заболел. Рис. 2Перед кончиной он принял монашество и взял, как положено, новое имя - Кирилл. 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет скончался Константин Философ, названный в монашестве Кириллом, создатель славянской письменности, первый просветитель славянских народов. А Мефодий продолжил дело младшего брата. Он получил высокий сан архиепископа, возвратился в Моравию, продолжал учить и устраивал новые школы. После смерти Мефодия в 885 году папа римский запретил изучение славянского языка. Ученики просветителей, изгнанные из Велеграда, обосновались в Болгарии. А моравские славяне продолжали тайно создавать новые книги, но вместо запрещенной кириллицы они создают новые знаки. Если приглядеться с этим знакам, можно заметить их сходство с буквами кириллицы, к которым подрисованы незначительные элементы. Так, по одной из версий славянские народы, отстаивая свою письменность, создали азбуку глаголицу. В 1380 году братья Кирилл и Мефодий были признаны святыми. Кирилл и Мефодий подготовили более 200 книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу IX века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке. В 988 году в стольном Киеве была открыта дворцовая школа “ученья книжного”. Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией. Так, наряду с латинской, греческой и арабской школами на историческую арену выходит славянская школа, создателями которой были братья Кирилл (Константин) и Мефодий. И каждый, кто учится азбуке, хранит в памяти имена первых славянских просветителей.

(По В.М. Воскобойникову, Л.К. Лыжовой)

__________

1 Вергилий (70-19 гг. до н.э.) - римский поэт, автор героического эпоса “Энеида” о странствиях троянца Энея.

TopList