Предлагаем вашему вниманию фрагменты из курса словесности, разработанного учителем 734-й московской школы Валерией Михайловной Озеровой. Вы найдете здесь интересные идеи для работы с текстами, игры, творческие задания. Как и всегда, мы будем рады вашим отзывам и ярким работам ваших учеников.

 

В.М. Озерова

Тетрадь для учителя

 

Тема: «Части речи: существительное и прилагательное»

Перед вами учащиеся 5-х классов. Вы их пока не знаете – надо познакомиться. Предложите им сыграть в игру «Кто я?».

Игра «Кто я?»

Учитель. Я вас пока не знаю. Знаю лишь имена и фамилии, но очень хочется узнать о каждом как можно больше. Напишите о себе то, что хотите, используя только существительные. В ваших тетрадях цифры от 1 до 10. Если этого окажется мало, можно добавить цифры. (В игру можно включить состязательный момент: кто больше напишет существительных и за более короткое время.)

Примеры:

Кто я?

1. Девочка 1. Мальчик
2. Дочка 2. Человек
3. Ученица 3. Ученик
4. Внучка 4. Сын
5. Племянница 5. Брат
6. Сестра 6. Футболист
7. Тетя (есть и такие) 7. Друг
8. Читательница  
9. Пешеход  
10. Художница  
11. Скрипачка  
12. Рассказчица  
13. Фантазерка  

Теперь надо написать о себе, используя только прилагательные.

Примеры:

1. Сипатичная 1. Способный
2. Веселая 2. Собранный (причастие)
3. Добрая 3. Смышленый (спросил, как пишется слово)
4. Говорливая 4. Веселый
5. Несерьезная 5. Интересный
6. Вертлявая 6. Дружный (так написал)
7. Общительная 7. Твердый (так написал)
  8. Развитой.

Вопрос. Кому хотелось написать о себе что-то еще, но слов оказалось недостаточно?

Дайте возможность написать, но предупредите, что должно быть коротко.

Вот несколько примеров:

1. Бываю обидчивый.

1. Интересный собеседник.

2. Часто отвлекаюсь.

2. Умею дружить.

3. Люблю слушать,когда мне читают.

3. Твердый характер.

4. Не люблю читать сама.

А есть и такие записи:

5. Иногда кричу, потом жалею об этом.

1. Иногда завидую.

6. Люблю гулять.

2. Не признаюсь...

 

3. Иногда завидую (повторяет).

 

4. Не люблю, когда меня ругают.

Совет коллеге

Читайте работы только тех учащихся, которые дадут на это согласие.

Пример:

Я занимаюсь в музыкальной школе, играю на фортепиано. Говорят, что многие дети занимаются музыкой из-под палки, но я делаю это с большим удовольствием.

Совет коллеге

Прежде чем предложить эту игру ученикам, попробуйте сами выполнить подобное задание и написать небольшой текст про себя.

В заключительной части игры прочитайте ребятам свой текст.

Теперь можно перейти к теме урока, вспомнить, какие слова называют существительными, какие – прилагательными и почему.

 

Тема: «Слово – единица речи»

Учитель. Слово. Все мы, едва научившись говорить, познаем удивительные возможности этого чуда: словом можно выразить желание, обратиться к кому-либо, обозначить какой-то предмет или явление окружающего мира...

Как вы думаете, что еще можно сделать словом?

Ответы ребят: обидеть, заставить радоваться, страдать; можно что-то сообщить друг другу...

Для уроков по лексике есть игра, которую любят все 5–11-е классы. Она постепенно усложняется, приобретая разные формы.

 

Итак... Первое знакомство состоялось. С этим материалом уже можно работать. Предложите такое задание: «Напишите о себе то, что сами хотите, выбрав это из своих ответов». После того как вы напишете, я прочту ваши рассказы о себе классу, не называя фамилии писавшего, а вы попробуйте угадать, кто это писал. Время работы – 5–7 минут.

 

Игра «Дай определение»

Сверху вниз, буква под буквой на доске записывается слово. Рядом то же слово снизу вверх. Нужно придумать слова, начинающиеся на букву первого столбика и заканчивающиеся на соответствующую букву второго столбика, и дать как можно более точное определение кажому слову. Другие ребята по определению должны угадать задуманное слово. Выслушать надо всех желающих, т.к. задуманные слова могут быть разными.

Приведу несколько примеров:

ПилоткА (форменный головной убор)

АнтракТ (перерыв между действиями в спектакле)

РектоР (руководитель высшего учебного заведения)

ТарелкА (предмет столовой посуды)

АрхиепискоП (церковный сан)

КалинА (лесная ягода)

АпельсиН (цитрусовый фрукт)

РегбИ (спортивная игра с ручным мячом)

ТорТ (кондитерское изделие)

ИзолятоР (помещение для заразных больных)

НоркА (пушной зверек)

АрыК (оросительный канал в Средней Азии)

 

Задания другого типа: произнесите словосочетание, которое должно заканчиваться задуманным вами словом. Слово это должны угадать ребята, только после этого его можно записать.

ПастА (зубная ...)

АппараТ (сварочный ...)

РеактоР (атомный ...)

ТайнА (страшная ...)

АвтостоП (на железной дороге произошла авария: сломался...)

ПеленА (глаза закрыла ...)

АнтракТ (в театре ...)

РедактоР (газету выпустил ...)

ТолпА (на улице собралась ...)

АрхиепискоП (в церкви вел службу ...)

 

А можно угадывать слова по антонимам и синонимам:

ГолоД (переедание)

РаботА (труд)

АктеР (артист)

ДруГ (враг)

 

Можно играть с пословицами и крылатыми выражениями:

ДруГ (старый ... лучше новых двух)

ОкнО (Петр прорубил ... в Европу)

ГолоД (... не тетка)

В зависимости от возраста учащихся задания могут усложняться.

 

Тема: «Слово в поэзии»

Учащимся 7–8-х классов предложите порассуждать о словах в стихе.

Ю.М.  Лотман писал: «Если бы существование поэзии не было бесспорно установленным фактом, можно было бы с достаточной степенью убедительности показать, что ее не может быть».

Предложите учащимся следующее домашнее задание: найти в словарях толкование слов: туча, дорога, гроза, звезда...; найдите эти слова в прозаических и стихотворных текстах и сравните их значения.

Вот какие заготовки принесли ребята на урок.

Толкования слов брались из Словаря русского языка (Академия наук СССР. Институт русского языка. М.: Русский язык, 1984).

Туча – и, ж.

1. Большое, обычно темное облако, несущее дождь, град, снег. Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна Освещает снег летучий. (Пушкин. Бесы).

Осенью над городом неделями стояли серые тучи, поливая крыши домов обильным дождем. (Горький. Городок Окулов).

2. Кого-чего. Множество, скопление, густая движущаяся масса. Туча стрел. По улицам бегут наши, пальба, крики. Смотрим – со всех сторон тучи всадников. (А.Н.  Толстой. Завещание Афанасия Ивановича).

3. Туча тучей – о ком-либо очень мрачном, хмуром (Тарелкин) Ну что? Как он нынче? (Парамонов) И-и-и... туча тучей. (Сухово-Кобылин. Дело).

4. Спустились (или собрались и т.п.) тучи над кем–чем, надвинулась опасность, беда, угрожает что-либо.

А вот примеры из текстов:

...Дождь не пошел, а хлынул. Маленькая тучка старалась, очень старалась вырваться, улететь от черных туч. Но разве пробьешься? (Абрамцева. Пестрая сказка).

 

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

 

Что же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 

Предложите учащимся следующие творческие задания:

1. Прочитайте толкования слова туча в словаре. Приведите свои примеры на каждое толкование.

2. Попробуйте написать небольшой законченный текст (3–4 предложения), в котором бы говорилось о туче. В каком значении употребляется это слово в ваших текстах?

3. Прочитайте стихотворение М.Ю.   Лермонтова «Тучи».

Сводится ли его смысл к сумме словарных значений слов?

В чем особенность значений слов в стихотворном тексте?

 

Игра «Соберите стихотворение»

Вершины, ты, дорога, и, горные, во, не, листы, спят, пылит, мглой, подожди, тьме, долины, свежей, отдохнешь, ночной, тихие, полны, не, дрожат, немного.

 

Из Гете

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

Надо выслушать тексты, составленные учащимися, потом записать на доске текст Лермонтова.

Задайте ребятам вопрос, как они пытались объединить слова в стихотворный текст. Чаще всего они отвечают, что искали рифмующиеся слова: вершины – долины; ночной – мглой; дорога – немного; листы – ты. Можно заранее подсказать, что в данном стихотворении рифма через строчку.

 

Другой вариант игры

Напишите стихотворение из двух строчек на заданную тему. Разбейте его на отдельные слова. Предложите товарищам собрать стихотворный текст.

Можно предложить темы: «Звезда», «Ночь».

Вот первые попытки учащихся.

 

Спустилась, городом, луна, над, невмочь, сияет, спать, ночь.

(Над городом спустилась ночь,

Луна сияет. Спать невмочь.)

Напоминает, ночь, что, в, вступает, звезда, всегда, права, свои.

(Звезда всегда напоминает,

Что ночь в свои права вступает.)

 

Тема: «Метафора»

Начать можно с игры в ассоциации: предложите пятиклассникам несколько слов (ответы должны быть быстрыми).

подушка – новая, белая, пуховая, перьевая; сладкий сон, бабушка, мамина рука; разорвалась; согревает щеку...

Интересны ассоциации «сладкий сон», «мамина рука», «бабушка». (Задала вопрос девочке, которая вспомнила бабушку. Оказывается, бабушка для внучки специально сделала подушку.)

сонсладкий, прерывистый; снится часто одно; мягкая подушка; ночь; тревожный, веселый; часто вижу цветные сны...

береза – белая, кудрявая, зеленая; в моем саду; пожелтела; говорит о чем-то...

В основном ребята пользуются так называемыми «постоянными» эпитетами, закрепленными за данным словом (береза белая, сон тяжелый), и лишь некоторые находят что-то личное, связанное с определенным воспоминанием или ощущением.

Среди ассоциаций есть и метафоры: сон сладкий; береза говорит о чем-то; сон тревожный... Это удачный момент для введения понятия метафоры. Предложите ребятам составлять словарь интересных метафор (из стихотворений, из прозы, из разговорной речи).

В качестве эпиграфа к этой работе можно взять слова римского поэта Горация:

Лучше всего освежить слова сочетаньем умелым –

Ново звучит и привычное в нем...

Для начала можно внимательно прочитать стихотворение Тютчева:

Под дыханием природы,

Вздувшись, потемнели воды

И подернулись свинцом –

И сквозь глянец их суровый

Вечер пасмурно-багровый

Светит радужным лучом.

Сыплет искры золотые,

Сеет розы огневые

И уносит их поток.

Над волной темно-лазурной

Вечер пламенный и бурный

Обрывает свой венок.

 

Задание: составить маленькие словари для определения образов (воды – волны; вечер).

Воды (волны)

потемнели

подернулись свинцом

суровый глянец

темно-лазурная

 

Вечер

пасмурно-багровый

радужный

искры золотые

розы огневые

пламенный

бурный

 

Игра «Задумай профессию»

Учащиеся задумывают профессию и называют слова, связанные с ней. Остальные внимательно слушают и пытаются определить, какая профессия была задумана.

Несколько примеров:

Мелодия, гамма, гармония, аккорд, оркестр, П.И.  Чайковский, «Евгений Онегин» (музыкант, композитор, дирижер).

Краски, палитра, картина, портрет, натюрморт, фрукты (художник, искусствовед).

С учащимися старших классов можно проводить более сложные игры – ассоциации на литературные темы. При этом ассоциацией может быть не только слово, а целая фраза или даже стихотворная строка.

 

Примеры:

– Ф.М. Достоевский.

– «Пережил» свою смерть.

– Роман.

– «Преступление и наказание».

– Раскольников.

– Теория.

– Топор.

– Детские сны.

– Наполеон.

– «Вошь дрожащая».

Или так:

М.Ю. Лермонтов.

– Одиночество.

– Отец.

–«Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть».

– Родина.

– «Люблю отчизну я, но странною любовью!»

– Печорин.

– «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

I тур, 9-й класс

 

Вопрос 1

Объясните значение и происхождение слова олимпиада.

Слово заимствовано из древнегреческого языка (olympias, olympiados – ‘Олимпийские игры’, а также ‘четырехлетний промежуток между Олимпийскими играми, служивший для летосчисления’. В современном русском языке слово олимпиада имеет два значения: 1) ‘Олимпийские игры’; 2) ‘соревнования, состязания в какой-либо области, например, математическая олимпиада, олимпиада по русскому языку’.

Как и в словах спартакиада, универсиада и т.п., здесь можно выделить суффикс -иад-. Существительные с этим суффиксом обозначают массовые (чаще спортивные) состязания и образуются от имен собственных (Спартак – спартакиада), географических названий (Олимпия – олимпиада) или названий учреждений (университет – универсиада).

В слове олимпиада корень олимп-, суффикс -иад-, окончание .

 

Вопрос 2

Когда появились в русском алфавите буквы я, ё, щ, й и для чего они были введены?

Буква щ возникла из слияния писавшихся одна над другой букв кириллического алфавита ш и т. Эта составная буква «шта» передавала в старославянском языке звук [ш’т’]. Позднее (X–XI вв.) он стал произноситься как слитный [ш’ч’], а к XIV в. – как [ш’ш’] ([ш’] долгое). Буква также изменила свое начертание: часть буквы т, писавшаяся в середине под ш, превратилась в черточку справа внизу.

Буквы я, ё и й были введены в русский алфавит в XVIII в.

Буква я наряду с " (йотированной а) и малым юсом – # употреблялась уже в XVII в. для обозначения сочетания звуков [ja]. При создании первого русского гражданского алфавита (орфографическая реформа Петра I 1707–1710 гг.) юс малый и " из него были исключены. В алфавите осталась только буква я, начертание которой восходит к малому юсу.

Буква й была введена Академией наук при орфографической реформе 1735 г. для передачи полугласного и.

Буква ё впервые была использована Карамзиным в альманахе «Аониды» (1797) для обозначения сочетания звуков [jo] вместо применявшегося для этой цели в XVIII в. знака io.

 

Вопрос 3

Звук [ф] и [ф] считают в русском языке «иноземцем». Почему? В каких случаях и в каком месте слов он является исконно русским? Как он возникает? Приведите примеры.

До XII в. звука [ф] в древнерусском языке не было, он встречался только в греческих заимствованиях, например, в словах фарисей, порфира, фонарь, и был усвоен только образованными людьми. В народном разговорном языке этот звук менялся на [п]: Осип из греческого имени Iosif, Степан – греч. Stefanos, парус – греч. faros.

После падения редуцированных гласных ъ и ь (XII–XIII вв.) согласные оказались в новых позициях – на конце слова или перед глухой согласной. В этих позициях [в] стал оглушаться, и возник собственно русский звук [ф]: [ф]перед, [ф]торой, коро[ф] (род. мн.), городо[ф], голо[ф]ка, ла[ф]ка, который на письме традиционно передается буквой в.

Позднее звук [ф] стал возможен и в других позициях, например, перед гласной: профукать, фуфайка. Однако в подавляющем большинстве случаев слова, в которых пишется буква ф, являются заимствованиями.

Для передачи звука [ф] в заимствованных словах в русском алфавите до 1918 г. существовали две буквы: ф – ферт и q – фита. Последняя была взята из греческой азбуки (греческая q – тета) и употреблялась в тех заимствованных из греческого словах, в которых она писалась и по-гречески: Аqины, Пиqагор, Руqь, орqография, миqологiя, риqма и т.п. В греческом она обозначала особый звук, щелевой [т], который в этих заимствованных словах стали произносить как [ф]. После реформы русской орфографии в 1918 г. во всех заимствованных словах начали писать только букву ф: Афины, рифма, эфир и т.п.

 

Вопрос 4

Докажите, что данные слова являются этимологическими родственниками:

трясти – трус

крыша – кровля

нож – заноза

завтрак – утро

дуть – надменный

пружина – упругий

горло – ожерелье

Трясти – трус.

Слово трус (см. Этимологический словарь М.Фасмера) имело ранее два значения: 1) ‘тот, кто трясется’ и 2) ‘землетрясение’. Слова трус и трясти были связаны по смыслу и происходят от общего корня, в котором чередовались гласные а/у (ср.: утруска, труха).

Крыша – кровля.

Слово кровля образовано от слова кров, произведенного от глагола крыть (с чередованием ы/о). От этого же глагола образовано слово крыша. Таким образом, крыша и кровля являются этимологически родственными словами.

Нож – заноза.

Слова нож и заноза объединены общим значением ‘резать, колоть’: нож – то, чем режут, заноза – то, что укололо, вонзилось в живую ткань. В корнях приведенных слов наблюдается чередование согласных
ж/з
(как поражать/поразить и т.п.). Ср.: ножны, ножницы, вонзить, пронзать.

Завтрак – утро.

Слово завтрак образовано от слова завтра при помощи суффикса -к-. Слово завтра, в свою очередь, восходит к предложной конструкции за + утра (р.п. от утро). В старославянском языке конструкцией за + сущ. в р.п. выражались временные отношения ‘в течение’, ‘в продолжение’: за утра означало ‘утром’, а также ‘в течение следующего утра’.

Современное значение слова завтра – ‘на другой день’, а в слове завтрак сохранилось первоначальное значение этого слова – ‘утром’.

Дуть – надменный.

Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Пружина – упругий.

Приведенные слова связаны по значению. Сравним: пружина – ‘стальная проволока или полоска, всегда стремящаяся занять исходное положение’, упругий – ‘быстро выпрямляющийся после сгибания... ’. Они восходят к одному корню с чередованием согласных пруг-/пруж-: пружинистый, подпруга.

Горло – ожерелье.

В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

 

Вопрос 5

Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слов.

Обычно окончания находятся в конце слова, но в ряде случаев они могут стоять и внутри слова, например:

– в местоимениях – ч-его-нибудь, (с) ч-ем-нибудь, (о) ч-ем-то, к-ого-то, (с) к-ем-то, (о) к-ом-то;

– в формах глаголов на -сяраспустивш-ий-ся цветок, распустивш-ему-ся цветку, мо-ем-ся, мо-ете-сь;

– в сложных числительных – четыр-е-ста, четыр-ем-ст-ам, четырь-мя-ст-ами.

 

Вопрос 6

Какие два однокорневых глагола, имеющие формы 1-го лица единственного числа настоящего времени, в то же время не имеют формы 1-го лица единственного числа будущего времени? Замените их синонимическими словосочетаниями. От какого слова эти глаголы образовались и как семантически между собой связаны?

Это глаголы убедить и победить. Для них существуют формы настоящего времени несовершенного вида 1-го лица: убеждаю, побеждаю, и нет форм будущего времени совершенного вида 1-го лица. Возможны только составные формы: смогу убедить, одержу победу.

Оба глагола образованы от слова беда, которое в древнерусском языке наряду с современным значением ‘страдание, бедствие’ имело еще и значение ‘нужда’, ‘принуждение’. Оба глагола, вероятно, означали ‘велеть’, ‘принудить’.

 

TopList