Данная статья была опубликована в N 22/2001 еженедельника "Русский язык" издательского дома "Первое сентября".
Все права на эту публикацию принадлежат автору и издателю.
Все статьи данного номера | Главная страница "Русского языка" | Главная страница ИД "Первое сентября"
Издательский дом "Первое сентября", помимо подписки на "бумажные" издания и on-line Интернет-ресурсов, предлагает электронную подписку с доставкой изданий в формате HTML по e-mail. Подробнее...

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ

(лингвометодический комментарий)

Л.А.БЕЛОВОЛЬСКАЯ,
г.Таганрог

Анализ теоретического и практического материала, представленный в действующих школьных учебниках по русскому языку, убеждает нас в том, что полезно еще раз обратиться к грамматическим признакам слова.
Морфологический анализ многих частей речи, в том числе и имени существительного, вызывает оправданные, на наш взгляд, трудности у выпускников школ и абитуриентов гуманитарных факультетов вузов, поскольку системного обобщения теоретических сведений ни один школьный учебник не предлагает, нигде не оговариваются особенности грамматического анализа слова, взаимодействия морфологических и синтаксических категорий.
Опыт работы со студентами заочного отделения педагогического вуза подсказывает, что учителю русского языка необходимо помочь в осмыслении и систематизации целого ряда теоретических положений, предлагаемых в различных школьных учебниках. Поиск оптимальной технологии преподавания русского языка в начальной, средней и старшей школе иногда не позволяет учителю сосредоточить внимание на собственно языковых единицах, функционирующих на всех языковых уровнях. А меж тем логическое обобщение грамматических фактов учит не только анализировать слово в лексике, морфологии или синтаксисе, но и грамотно пользоваться им в устной и письменной речи. В настоящей статье мы предлагаем обзор имени существительного.

Известно, что имя существительное – часть речи, имеющая категориальное значение предметности и выражающая это значение в формах рода, числа, падежа.
Значение предметности в морфологии – это понятие не логическое, а грамматическое, поскольку в грамматике предметом считается все то, чему наше сознание способно приписывать различные признаки: качества, свойства, состояния, действия. В этом смысле грамматический предмет является носителем этих признаков.
Все имена существительные свободно сочетаются с глаголами и прилагательными, которые, как правило, уточняют или раскрывают содержание признака грамматического предмета.
Ядром имен существительных являются слова, лексическое значение которых совпадает со значением собственно предметности. Это наименования конкретных предметов действительности и живых существ (например: стол, дом, кот, собака, ребенок и т.п.).
Другие имена существительные называют предмет в грамматическом смысле слова. Это наименования веществ, абстрактных понятий, различных свойств и качеств, процессов, действий некоторой совокупности предметов (например: вода, песок, грусть, вязкость, белизна, бег, хлам, студенчество).
Таким образом, важно понимать, что грамматический предмет – это и предмет-признак, и предмет-действие, и предмет-понятие, и предмет-состояние. Категориальное значение имени существительного – значение грамматического предмета.
Грамматическая предметность позволяет превратить различные языковые единицы в слова, функционирующие в роли имени существительного, создавая тем самым грамматические омонимы, например: его «ах» да «ох»; его тихое «прости»; уютная столовая и т.д.
Стоит заметить, что в школьных учебниках представлены различные классификации частей речи, имеющие место в научной лингвистической литературе, что обусловливает порядок их изучения.
Напомним некоторые системы частей речи, существующие в настоящее время в отечественной лингвистике:

1. Система частей речи в концепции академика В.В. Виноградова. Все слова русского языка – категории слов – делятся на части речи, частицы речи, модальные слова, междометия.
Части речи включают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, пережитки местоимений (личные местоимения), глагол (деепричастие, причастие), наречие, категорию состояния.
Частицы речи включают частицы, связки, предлоги, союзы.
Модальные слова и междометия занимают в классификации самостоятельное место.
В большинстве вузовских учебных пособий: Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. М., 1964. Ч. 2. Морфология. Синтаксис; Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. М., 1973. Ч. 1. Фонетика. Морфология; Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. М., 1965; и др. – отражена точка зрения В.В. Виноградова на систему частей речи, правда, с небольшими отклонениями, которые касаются следующих моментов:

– из состава служебных слов исключаются связки;
– к категории состояния относятся только безлично-предикативные слова;
– в состав местоимений включаются не только лично-предметные, но и обобщенно-качественные, а иногда и количественные;
– по-разному решается вопрос о составе модальных слов и порядковых слов.

Таким образом, классификация частей речи в большинстве вузовских учебных пособий выглядит следующим образом.
Все категории слов делятся на самостоятельные слова, служебные слова, модальные слова и междометия.
К самостоятельным словам относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния.
К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы.
Модальные слова и междометия занимают в системе частей речи самостоятельное место.

2. В другой классификации, представленной в «Грамматике русского языка» (1960), все слова называются не категориями слов, а частями речи.
На первом уровне членения части речи делятся на: части речи, что-либо называющие, и части речи, которые, ничего не называя, имеют те или другие выразительные функции.
Части речи, что-либо называющие, делятся на знаменательные слова, отражающие действительность в ее предметах, действиях, качествах или свойствах, и служебные, выражающие отношения между явлениями действительности.
К знаменательным частям речи относятся имена существительные, имена прилагательные, имена числительные (включая порядковые числительные), местоимения, глагол (включая причастие и деепричастие), наречия; к служебным словам относятся частицы, предлоги, союзы.
Междометия и звукоподражательные слова относятся к частям речи, которые, ничего не называя, имеют те или иные выразительные функции.
Аналогичная классификация частей речи отражена в школьном учебнике: Русский язык. Учебник для 5–6-х классов / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. М., 1979.

3. В настоящее время в школьной и вузовской практике функционирует также классификация, которая предлагает деление частей речи на первичные и вторичные. Автором этой классификации является профессор Л.Д. Чеснокова (см.: Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991; Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995, 1997).
Рассмотрим сущность этой классификации.
Все слова русского языка делятся на знаменательные и служебные части речи. Внутри знаменательных слов происходит деление на первичные и вторичные части речи.
К первичным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие.
Эти части речи отличаются набором специфических для них грамматических признаков: общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими свойствами. Это означает, что специфические признаки существительного не повторяются ни в прилагательном, ни в глаголе, ни в наречии; а специфические признаки прилагательного не повторяются ни в наречии, ни в глаголе, ни в существительном; отличительные же признаки глагола не повторяются ни в существительном, ни в прилагательном, ни в наречии и т.д.
Имя числительное, местоимение, причастие, деепричастие, слова категории состояния называются вторичными частями речи, поскольку объединяют в том или ином соотношении свойства первичных частей речи.
Так, в количественных числительных объединяются признаки имени существительного и имени прилагательного, но при этом имеют место специфические черты имени числительного, которых нет в существительном и прилагательном. О синкретизме местоимения свидетельствует классификация местоимений по соотношению с другими частями речи, в которой выделяются местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия. Известно, что признаки причастий рассматриваются в сопоставлении с признаками глагола и прилагательного, а признаки деепричастия – с признаками глагола и наречия.
Слова категории состояния образуются от кратких прилагательных и наречий на , имен существительных и изредка причастий.
Говоря о вторичности этой части речи, автор концепции опирается не на их генетические, а на современные связи, которые позволяют выявить у этих слов синкретические свойства. Слова категории состояния не сохранили ни признаков кратких прилагательных (они не изменяются по родам, числам, не согласуются с именами существительными и не могут от них зависеть), ни признаков существительных. Наиболее яркой особенностью слов категории состояния является категориальное значение состояния, синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении и абсолютная независимость.
Повторим, что деление частей речи на первичные и вторичные происходит внутри знаменательных слов.
Служебные (неполнознаменательные) части речи включают модальные слова, предлоги, союзы, частицы, междометия и звукоподражания.
Данная классификация изложена в указанных выше работах Л.Д. Чесноковой и в школьном учебном комплексе под редакцией Л.Д. Чесноковой и
В.В. Бабайцевой. Иной взгляд на лексико-грамматические классы слов объясняет отличный от других школьных учебников порядок рассмотрения частей речи.
Итак, имя существительное является частью речи среди категорий слов в классификации В.В. Виноградова, самостоятельной, знаменательной частью речи в традиционной классификации, первичной частью речи в классификации Л.Д. Чесноковой.

Различное лексическое значение и связанные с ним особенности проявления грамматических категорий позволяют выделить среди существительных несколько лексико-грамматических разрядов: 1) собственные и нарицательные; 1) одушевленные и неодушевленные; 3) конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.
Следует обратить внимание на то, что не все лексико-грамматические разряды выделяются в действующих школьных учебниках.
Например, в учебнике «Русский язык» М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян, а также в учебнике «Русский язык» М.М. Разумовской, П.А. Леканта не выделяются конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные существительные, что, на наш взгляд, видится совсем неоправданным решением авторов.
Уделить внимание этим разрядам необходимо по крайней мере по двум причинам:

– во-первых, сущность лексического значения предметности заключена в общей разрядовой семе (конкретный предмет, вещество, понятие и т.п.), а ее выделение в слове всякий раз фиксирует внимание на слове как единице лексики, возвращая учащегося к методам лексического анализа;
– во вторых, дальнейшее изучение грамматических категорий существительного невозможно без учета принадлежности к лексико-грамматическому разряду, поскольку, например, изменение по категории числа происходит только у конкретных существительных, одушевленность грамматически проявляется только у конкретных существительных, сочетаемость со словами меры возможна у вещественных существительных и т.д.

Думается, не стоит упускать любую возможность взглянуть на слово как на системную единицу, на его парадигматические и синтагматические свойства.
Остановимся подробнее на лексико-грамматических разрядах.

Собственные/нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные обозначают индивидуальное название отдельного предмета. Основной грамматической особенностью собственных существительных является отсутствие изменения по числам. Например, «Жигули», Альпы имеют грамматическую форму только множественного числа, а «Артек», Москва – только единственного числа. Основной орфографической особенностью собственных существительных является написание их с прописной буквы.
В художественных текстах и в речи встречается употребление собственных имен существительных, имеющих только форму единственного числа, в форме множественного числа. В этом случае существительное перестает обозначать индивидуальный предмет, а приобретает значение обобщения какого-либо явления или каких-либо предметов или имеет оценочную коннотацию, то есть фактически изменяет свою семантику, например: Вася Иванов – хороший человек. Ивановы собрались в отпуск. В первом примере – индивидуальная номинация предмета, во втором – обобщенное наименование предмета. В любом случае противопоставление собственных существительных по числу без изменения лексического значения является невозможным.
Нарицательные имена существительные обозначают предмет из ряда подобных, однородных предметов, понятий, веществ. Основной грамматической особенностью является изменение по числам, если нет семантических ограничений; основной орфографической особенностью является написание со строчной буквы.

Одушевленные/неодушевленные имена существительные

Деление имен существительных на одушевленные и неодушевленные, безусловно, опирается на семантический фактор. Однако в грамматике отсутствует тождество понятий «одушевленное – неодушевленное» и «живое – неживое». Часто биологически живые предметы рассматриваются как грамматически неодушевленные, например, дуб, береза, ель; а биологически неживые предметы часто рассматриваются как грамматически одушевленные предметы, например, покойник, мертвец, кукла, робот, идол и многие другие. Кроме того, грамматическая одушевленность и неодушевленность свойственна только конкретным существительным, которые способны изменяться по числам.
Следует обратить внимание, что основным фактором определения одушевленности или неодушевленности в русском языке является грамматический фактор, а именно – совпадение окончаний именительного и винительного падежей множественного числа для неодушевленных существительных и именительного и родительного падежей множественного числа – для одушевленных имен существительных.
Об этом сказано в учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой.
Образцы рассуждения:

1) существительное собака обозначает биологически живой предмет, отвечает на вопрос кто?, при склонении во множественном числе у данного существительного совпадают окончания родительного и винительного падежей (нет собак – вижу собак), следовательно, существительное одушевленное;

2) существительное кукла обозначает биологически неживой предмет, отвечает на вопрос что?, при склонении во множественном числе у данного существительного совпадают окончания родительного и винительного падежей (нет кукол – вижу кукол), следовательно, существительное одушевленное;

3) существительное карандаш обозначает биологически неживой предмет, отвечает на вопрос что?, при склонении во множественном числе у данного существительного совпадают окончания именительного и винительного падежей (карандаши – вижу карандаши), следовательно, существительное неодушевленное.

Стоит отметить, что этот способ определения грамматической одушевленности/неодушевленности практически универсален и не представляет трудностей для учащихся.
Среди множества имен существительных встречаются такие, которые обнаруживают колебания в принадлежности к одному из разрядов, например, некоторые наименования микроорганизмов или насекомых и рыб.
Многие лингвистические источники указывают, что существительные типа молодежь, студенчество, народ являются неодушевленными существительными. Следует уточнить, что эти существительные обозначают совокупность биологически живых предметов, относятся к разряду собирательных существительных, которые по числам не изменяются, поэтому их грамматическую одушевленность/неодушевленность установить невозможно.
По нашему мнению, эти и другие существительные, не имеющие форм множественного числа, не стоит непременно включать в какой-либо из двух разрядов, достаточно указать, что они находятся вне одушевленности/неодушевленности по грамматическому показателю, который, как отмечалось ранее, признается всеми лингвистами решающим фактором.

Конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные имена существительные

Достаточно сказать, что только конкретные имена существительные могут изменяться по числам и сочетаться с количественными числительными, поскольку обозначают конкретный предмет, имеют, как правило, полную парадигму склонения, могут быть грамматически определены как одушевленные или неодушевленные.
Вещественные имена существительные обозначают вещество, отвлеченные – абстрактное понятие, собирательные – предмет как совокупность, все они не могут изменяться по числам и сочетаться с количественными числительными, то есть считаться, а значит, имеют неполную парадигму склонения (она состоит только из 6 членов) и находятся вне грамматической одушевленности/неодушевленности.
Отметим, однако, что количество вещества можно измерить, поэтому вещественные существительные могут сочетаться со словами меры, что не меняет других характеристик этого разряда слов.
Итак, выделение всех лексико-грамматических разрядов имен существительных важно для системной характеристики имени существительного, и, независимо от того, что отмечается в каждом конкретном учебнике русского языка, а что не отмечается, пренебрегать лексико-грамматическими разрядами, по нашему глубокому убеждению, не стоит.
Категории имени существительного имеют место во всех известных школьных учебниках, однако содержание категорий, система форм каждой категории, метод определения той или иной грамматической формы и возможность ее употребления и обнаружения в тексте освещаются далеко не достаточно. Думается, что смысл изучения грамматики в школе заключается не только в запоминании схемы разбора слова, а прежде всего в понимании его коммуникативных возможностей, его способности функционировать в разных синтаксических построениях, а значит, внутренних свойств слова.
Категория рода имени существительного. Категория рода для имени существительного является классифицирующей категорией. У всех существительных, кроме тех, которые всегда употребляются во множественном числе, по начальной форме определяется грамматический род. Стоит лишь помнить, что имена существительные по родам не изменяются.
Следует пользоваться различными методами определения рода у изменяемых имен существительных и у неизменяемых имен существительных.

Изменяемые имена существительные могут иметь формы и значения мужского и женского рода, форму среднего рода, имеют место существительные общего рода и те, которые находятся вне категории рода. Основным показателем рода изменяемых существительных является морфологический, который представлен двумя разновидностями:
1) для существительных, имеющих твердую основу и нулевое окончание или мягкую основу и материально выраженное окончание в парадигме (стол, стена, земля, окно, поле), морфологическим показателем является окончание именительного падежа единственного числа: -а (-я) – для женского рода, нулевое окончание – для мужского, -о, -е – для среднего рода.
2) для существительных, имеющих мягкую основу и нулевое окончание в именительном падеже (пень, лень) или основу на шипящий (плащ, рожь), морфологическим показателем является окончание родительного падежа, поскольку в именительном падеже данные существительные не различаются: пня, лени, плаща, ржи.

Другими показателями рода для изменяемых имен существительных являются семантический, словообразовательный и синтаксический.
Семантический показатель используется для различения рода существительных, обозначающих лиц мужского или женского пола: мама, папа, тетя, дядя, бабушка, дедушка. В этом случае категория рода имеет номинативный характер.
Словообразовательный показатель используется в том случае, если существительное имеет суффикс субъективной оценки: хозяюшка, домишко, заюшка.
Чтобы определить род подобных существительных, необходимо отбросить суффикс субъективной оценки и вернуться к производящей основе: заяц, хозяйка, дом, после чего обратиться к морфологическому показателю рода (см. выше). Следует обращать внимание учащихся на окончание существительного с суффиксом субъективной оценки.
Синтаксический показатель позволяет определять род существительных общего рода в тексте: Саша (Женя, Валя) пришел – Саша (Женя, Валя) пришла; Он большой умница (растяпа, неряха, недотепа и т.п.) – Она большая умница (растяпа, неряха, недотепа).
Известно, что в русском языке имеют место существительные, которые в равной степени могут обозначить лиц и мужского, и женского пола, то есть выступать в значении и мужского, и женского рода, при этом формальный родовой показатель относит их к женскому роду. По лексическому значению этих существительных определить конкретный род не представляется возможным, поскольку значение какого-либо из двух родов может проявиться только в контексте, отсюда и выбор показателя рода – синтаксический.
Показателей у одного изменяемого существительного может быть два или несколько, и это целесообразно отмечать.
Неизменяемые имена существительные являются преимущественно заимствованными из разных языков, не имеют специальных показателей рода в русском языке, поскольку у них не выделяются основа и окончание, поэтому наиболее существенным фактором определения их рода является семантический фактор. Прежде чем определять род неизменяемых имен существительных, необходимо выяснить по толковым словарям или по словарям иностранных слов их лексическое значение в русском языке.
Далее, чтобы определить род неизменяемых имен существительных, необходимо помнить следующие правила:

1) если существительное обозначает лицо мужского пола или лицо по профессии, должности безотносительно к полу, то оно относится к мужскому роду (месье, атташе);
2) если существительное обозначает лицо женского пола, то относится к женскому роду (мадам, мисс, леди);
3) если существительное обозначает лицо как мужского, так и женского пола, то относится к общему роду (визави), конкретный род определяется синтаксически;
4) если существительное обозначает животное, то относится к мужскому роду (шимпанзе, кенгуру);
5) если существительное обозначает предмет неживой природы, то относится к среднему роду (пальто, кашне);
6) род неизменяемого существительного определяется в зависимости от рода русского существительного, обозначающего общее (родовое) понятие по отношению к данному слову: кольраби, брокколи – женского рода, потому что обозначают сорт капусты, следовательно, определяются по родовому слову капуста; эсперанто, хинди, урду, идо – мужского рода по родовому слову язык;
7) род определяется в зависимости от рода опорного слова в составном наименовании: ЭВМ – женского рода по слову машина (электронно-вычислительная машина).

Следует обратить внимание на тот факт, что большинство существительных относятся к одному роду, однако имеется группа слов, которые, сохраняя свое лексическое значение, могут использоваться в двух родовых формах, например: плацкарт и плацкарта, лангуст и лангуста, клавиш и клавиша, кофе крепкий и кофе крепкое, манжет и манжета и нек. др.
Об этих существительных принято говорить, что они имеют колебания в роде, а сами формы называть родовыми вариантами слова. В случае затруднения при определении рода существительного следует обращаться к словарям.
Правильно определить род имени существительного очень важно, поскольку от этого зависит правильный выбор согласуемых с существительным синтаксических форм (прилагательного или глагола в прошедшем времени) в самостоятельных письменных работах учащихся и их устной речи.
Типы склонения имени существительного. Все изменяемые имена существительные в русском языке изменяются по определенным образцам, которые называются типом склонения. В лингвистике выделяются три субстантивных склонения, адъективное склонение и притяжательное склонение. Распределение имен существительных по основным субстантивным типам склонения зависит от родовой принадлежности существительного.
Необходимо отметить, что школьная лингвистика почему-то игнорирует притяжательное и адъективное склонения существительных, что представляется совершенно неоправданным. Мало сказать, ученик не способен правильно выделять окончания существительного в притяжательном склонении, а следовательно, и пользоваться им. Кроме того, учителю необходимо научить учащихся сопоставлять окончания субстантивного, адъективного и притяжательного склонений, для того чтобы правильно определять морфемную структуру слова и его словообразовательный тип.
Рассмотрим типы склонений подробнее.
К первому школьному склонению (в академической грамматике – ко второму) относятся существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а, -я (вода, земля, линия, дядя, сирота).
Ко второму школьному склонению (в академической грамматике – к первому) относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, конь, край, шалаш, мяч), кроме слова путь, и все существительные с окончанием -о, -е (окно, поле, увлечение, домишко, волчище).
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием (дверь, печь, ночь), среднего рода на -мя (имя, знамя), существительное среднего рода дитя и мужского рода путь. Существительные среднего и мужского рода в школьной грамматике относятся к разносклоняемым существительным. Обратим внимание, что существительное дитя имеет устарелые формы – дитяти, дитятею, о дитяти – в значении «ребенок», у того же слова в значении «характерный представитель, порождение чего-л.» (дитя века) формы косвенных падежей не употребляются.
Притяжательным называется склонение (специально не выделяется в школьной грамматике) существительных, имеющих окончания и субстантивного, и адъективного склонений. К таким существительным относятся русские фамилии с суффиксами -ин, -ын, -ов, -ёв, например, Репин, Голицын, Попов, Киселёв, Лемешев, а также слова девичья (устар.), ничья, третье (блюдо), швартов (морск.).
Пример притяжательного склонения: Репин – Репин-а – Репин-у, Репин-а – Репин-ым – (о) Репин-е. Так же склоняются слова кабельтов, швартов.
Существительные девичья, ничья склоняются, как прилагательные типа лисий в ж.р.
Адъективным называется склонение (специально не выделяется среди типов склонения в школьной грамматике) существительных, у которых выделяются двухбуквенные окончания прилагательных и причастий, например: выходной, вожатый, рабочий, животное, запятая, учащаяся, позывные.
Среди существительных выделяются несклоняемые имена, имеющие во всех употреблениях только одну форму, в которую заключены разные числовые и падежные значения: кашне, метро, рагу, кофе, амплуа, бра, леди, мисс; русские фамилии на -ово, -аго: Живаго, Дурново, Мария и Борис Хитрово; на -ых, -их: Черных, Крученых, Черемных. Склонение этих фамилий, применимое только к лицам мужского пола, допустимо в разговорной речи. К несклоняемым относятся украинские по происхождению фамилии на -ко: Василенко, Коваленко, Лепко; иноязычные по происхождению, а также образованные по иноязычным образцам женские личные имена и фамилии: Жаклин, Якобсон (у Анны Якобсон) и т.п. Те же фамилии, называющие лиц мужского пола, склоняются.
Не склоняются также некоторые топонимы (названия мест), сложносокращенные слова (гаи, руно, оон). Стоит отметить, что в ряде случаев возможна как склоняемость, так и несклоняемость сложносокращенных слов. Наиболее употребительные из них склоняются в разговорной речи (артист МХАТа, сотрудник МИДа, решение ВАКа).
Особенности правописания некоторых падежных форм, варианты падежных форм, образование некоторых падежных форм можно обнаружить в академических грамматиках, в другой научной литературе (см. список).
Категория числа указывает на количество одушевленных и неодушевленных предметов. Основным содержанием категории числа является противопоставление значения реальной единичности предмета и значение реального раздельного множества этих же предметов. Категорию числа образуют грамматические значения ед. и мн. числа, что находит выражение в противопоставлении падежных форм ед. и мн. числа.
Необходимо отметить, что формы единственного числа могут обозначать и единичный предмет (Мальчик читает книгу), и множество предметов (Человек предназначен для любви).
По отношению к категории числа все существительные делятся на две группы: существительные, употребляемые в формах обоих чисел, и существительные, употребляемые в форме одного числа.
Категория числа имеет значение реальной единичности или значение реальной множественности только в конкретных именах существительных, которые способны считаться.
Другие существительные имеют (используют) только одну какую-либо грамматическую форму числа и не имеют значения числа. Так, собственные, вещественные, отвлеченные, собирательные имена существительные имеют форму только единственного числа (Амур, Виктор, золото, шелк, синь, радость, агентура, тряпье). Форма ед. числа не служит обозначением единичного предмета, формально она дает им возможность участвовать в противопоставлении по числу, но при образовании форм мн. ч. происходит изменение лексического значения. Имена собственные в форме мн. ч. обозначают членов семьи или родственников (братья Ивановы, семья Петровых), разных лиц с одинаковыми именами, тип людей. Вещественные существительные в форме мн. ч. обозначают разные сорта или марки материалов, виды растений, типы или виды вещества. Некоторые отвлеченные существительные в форме мн. ч. обозначают конкретные проявления различных свойств, качеств или состояний (радости жизни) или длительные по времени и интенсивные по характеру проявления физических или нравственных состояний человека (страхи, боли, печали).
К существительным, употребляемым в форме только мн. ч., относятся:

– конкретные существительные – названия предметов, состоящих из двух или нескольких частей: брюки, ворота, носилки, сани;
– вещественные существительные – чернила, опилки, обои, духи, консервы;
– отвлеченные существительные – названия действий, процессов, состояний: выборы, бега, скачки;
– названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы, сумерки;
– названия некоторых игр: шахматы, прятки, жмурки;
– некоторые собственные существительные, обозначающие название городов, горных массивов и др.: Альпы, Люберцы, Весы, Жигули;
– вещественно-отвлеченные существительные, обозначающие множественную совокупность чего-либо: всходы, джунгли, финансы, деньги.

Важно обращать внимание учащихся на образование, употребление и значение грамматической формы числа в тексте.
Категория падежа имени существительного выражает отношение существительного к другим словам словосочетания и предложения, является словоизменительной категорией.
В связях имени существительного с другими словами отражаются различные отношения, которые существуют между предметами, признаками и действиями в объективной действительности.
В предложении Над седой равниной моря ветер тучи собирает (Горький) им. падеж существительного ветер является предметом речи-мысли, деятелем, не зависит от других слов в предложении, является подлежащим, вин. падеж существительного тучи выражает объект действия, то есть предмет, на который перешло действие собирать, зависит от глагола, является прямым дополнением, тв. падеж существительного над равниной раскрывает отношение действия к месту его совершения, зависит от глагола, является обстоятельством места, род. падеж существительного моря раскрывает признак предмета, зависит от обстоятельства места, является несогласованным определением.
В русском языке выделяется шесть падежей: именительный (исходный) падеж и косвенные падежи – родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Важно отметить, что форма падежа определяется по вопросу парадигмы склонения, а синтаксическое значение любого косвенного падежа определяется по синтаксическому вопросу. Ср.: В лесу пахнет хвоей. Словоформа в лесу отвечает на морфологический вопрос в чем?, который свидетельствует о предложном падеже, и на синтаксический вопрос где?, который позволяет квалифицировать словоформу как обстоятельство места.
Таким образом, изучая категорию падежа в средних классах, целесообразно обращать внимание учащихся на функцию слова в синтаксической единице, что позволит в дальнейшем легко определять синтаксические отношения в структуре словосочетания и предложения.
Важно также уделять внимание нормам употребления падежных форм существительного с предлогами, например: согласно постановлению, благодаря хорошей погоде, по прибытии в Москву, скучать о друге и т.д. Это способствует не только повышению грамотности учащихся, но и приучает к бережному обращению со словом.
По нашим наблюдениям, обобщение любого изучаемого материала позволяет достичь хороших результатов в обучении, значительно повышает уровень грамотности учащихся, позволяет осмысленно воспринимать языковые явления, развивает логическое мышление.

Литература

Грамматика русского языка. М., 1954, 1960.
Русская грамматика. М., 1980. Т. 1.
Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1981.
Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М., 1987.
Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.
Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.
Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 1. М., 1979.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5–9-х классов общеобразовательных уч. заведений. М., 1992.
Русский язык: Учебник для средней школы / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. М., 1992.
Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Под ред. М.М. Разумовской,
П.А. Леканта. М., 1999.
Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991.
Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995, 1997.

TopList