Я ИДУ НА УРОК

И.Л. СТАРИКОВА,
г.Москва


Лексика и фразеология в 6-м классе1

Конспекты трех уроков

6-й класс

Цель уроков, посвященных изучению лексики, – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка. Ученик должен уметь различать лексические единицы, понимать их значения, правильно писать и употреблять в своей речи.
Предлагаемые три урока включают в себя работу над речью, построение высказывания на лингвистическую тему, составление собственного текста в соответствии с учебной задачей.

УРОК 1

Профессиональные слова

Цель: продолжить знакомство с лексическим составом русского языка, дать представление о профессиональной лексике и ее использовании в речи.

I. Повторение орфографии. Словарный диктант «Удвоенные согласные в корне слова»

Задание. Подчеркните слова, в которых нет удвоенных согласных.

Параллельный, грамматика, прогресс, Россия, биссектриса, суффикс, коридор, профессия, одиннадцать, грамотный, терраса, галерея.

II. Знакомство с новой темой. Профессиональная лексика (§ 14)

Ученики читают материал для наблюдений на с. 28 и разбирают определение профессионализмов, приводя свои примеры.

III. Выполнение упражнений по теме урока (упр. 66, 67, 68)

IV. Работа над развитием навыков связной речи

1. Повторение видов связи предложений в тексте.

Цепную связь ученики повторяют, записывая схематически диалог, который прочитали, знакомясь с новой темой.

– […...ты]?
– [Мне...… карбюраторы].
– [...…это...…]?
– [Карбюратор...…]. [Это слово...].

Параллельную связь предложений в тексте ученики повторяют, пользуясь заранее нарисованной схемой. Они вспоминают, что при параллельной связи предложений первое (главное в тексте)2 предложение содержит основную мысль текста, остальные предложения раскрывают (распространяют) ее.

2. Составление текста «Профессиональная лексика на уроках» с использованием параллельной связи предложений в тексте. (Начало текста, тезис, предлагает учитель, ученики добавляют предложения-доказательства, раскрывающие смысл главных предложений текста. Перед учениками также ставится орфографическая задача – использовать как можно больше терминов с удвоенной согласной в корне.)

Тезис
(Главные предложения текста)

Научная профессиональная лексика – это термины. Ни одна наука не может обойтись без своей профессиональной лексики.

Доказательства Подтверждение главной мысли (тезиса) учениками. (Возможные варианты)

На уроках математики используются термины ... . На занятиях по естествознанию нельзя обойтись без слов ... .

На уроках русского языка мы не поймем друг друга, если забудем слова ... .

На уроках литературы мы постоянно работаем над изобразительно-выразительными средствами языка – ... .

V. Контроль усвоения нового материала. Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите профессиональные слова. Что они обозначают? Для чего П.Бажов использовал их в тексте?

У Данилы-мастера в городе много зн_комства было по каме(н,нн)ому делу. Вот и пристро_л он мальчонку к стар_му мастеру. А тогда мода была из камней ягоды делать в_ноград см_родину м_лину крыж_вник. Ч_рн_ю см_родину из агата дел_ли, бел_ю – из дурмашков, клубнику – из яшмы. Для к_решков и л_сточков свои камни были офат малахит и орлец. (По П.Бажову)

VI. Подведение итогов урока

Задание на дом: упражнение 69.

УРОК 2

Заимствованные слова

Цель: продолжить знакомство с лексическим составом русского языка, дать представление о заимствованной лексике и ее использовании в речи.

I. Повторение понятия о профессиональной лексике. Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите профессиональные слова. Что они обозначают?

С (не)давн_го времени у человека по_вились помощ(?)ники в умственн_м труде. Комп_ютеры – так они называют(?)ся. А вместе с этим умным помощ(?)ником зазвучали слова дисплей, монитор, процессор, клавиатура.

Какие еще вы знаете профессиональные слова, относящиеся к компьютеру?

II. Знакомство с новой темой. Заимствованные слова (§ 15)

1. Как вы думаете, являются ли перечисленные вами профессиональные слова исконно русскими или они пришли в наш язык из других языков?

(Объявление темы и целей урока.)

2. Работа с учебником. Чтение теоретического материала § 15.

3. Беседа по прочитанному материалу.

  • Как пополняется словарный состав языка? (На доске и в тетрадях рисуем схему словарного состава русского языка.)

 18.gif (2278 bytes)

  • Почему в язык проникают заимствованные слова?

(Здесь можно предложить ученикам прочитать статью А.Т. Арсирия из книги «Занимательные материалы по русскому языку» и выделить основные внеязыковые и языковые причины заимствований.)

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Почему в русский язык проникают иностранные слова? Причины этого явления бывают внеязыковые и языковые. Внеязыковые причины коренятся в социально-исторических условиях, при которых разносторонние связи между народами неизбежно и естественно вызывают взаимопроникновение языков.

Одна из языковых причин – стремление устранить многозначность слова или уточнить его значение. Например, слово конец обозначает «предел, граница чего-либо, последний момент (о времени); смерть, расстояние между двумя отдаленными точками и т.д.». Чтобы устранить эту многозначность, было заимствовано из английского языка слово финиш (заключительная часть спортивных соревнований), из итальянского – финал (конец какого-либо события, дела, явления), из греческого – эпилог (заключительная часть литературного произведения).

Другая, также языковая, причина заимствования – стремление заменить длинное наименование одним словом: положение тела – поза (франц.), меткий стрелок – снайпер (англ.), движение рукой, сопровождающее или заменяющее какое-либо высказывание, – жест (франц.); насыпь для ограждения местности от затопления – дамба (голландск.).

 III. Выполнение упражнений по теме урока

1. Работа над развитием навыков связной речи.

Из каких языков приходят в русский язык новые слова?

Устное выполнение упражнений: 75 – пересказ текста; 72, 76 – составление связных рассказов с использованием иллюстраций и кратких лингвистических сведений, помещенных в упражнениях.

2. Контроль усвоения материала упражнений.

Работа с деформированным текстом. Ученики закрывают учебники и восстанавливают деформированный текст (используя материал выполненных устно упражнений).

Русский язык постоянно обогащается словами из ______________ языков. Из восточных языков к нам пришли слова ______________ . Словами свекла, кукла с нами поделился ______________ язык. Из латинского языка заимствованы названия месяцев ______________ .

3. Работа над развитием навыков связной речи.

Прочитайте теоретический материал. Как можно отличить заимствованное слово от исконно русского? Составьте связный рассказ на тему: «Заимствованное слово можно узнать».

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

1) Все слова, имеющие в своем составе букву ф, – заимствованные:

буфет, фейерверк, туфли

2) Все слова, начинающиеся на букву ю, – заимствованные:

юг (старослав.) – ужин (русск.)

3) Все существительные на -ия – заимствованные:

армия, ситуация

4) Почти все слова, начинающиеся на букву э, – заимствованные:

эпилог, эвкалипт, эскимо

5) Почти все слова, начинающиеся на букву а, – заимствованные:

агнец (старослав.) – ягненок (русск.)

6) Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные:

терраса, туннель, профессия, биссектриса

7) Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – заимствованные:

поэт, маэстро, тротуар

8) Многие существительные, которые в соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы: а, и, у, – заимствованные:

барабан, сарай, визит, лирика, сундук, кукуруза

9) Слова с неполногласными сочетаниями в корне: -ра-, -ла-, -ле-, -ре- – заимствованы из старославянского языка:

врата – ворота
платок – полотенце
млеко – молоко
брег – берег

4. Контроль усвоения предложенного теоретического материала.

Выполните тест: укажите заимствованные слова.

1) абажур
2) занавеска
3) холод
4) небрежный
5) юбилей
6) массив
7) лекция

8) таракан
9) кофта
10) туннель
11) говор
12) лауреат
13) домишко
14) вывеска

5. Работа над культурой речи учащихся.

Поработайте редакторами. Прочитайте предложения. В каких предложениях, на ваш взгляд, необходимо использовать заимствованные, а в каких – лучше употребить русские слова? Запишите отредактированные вами предложения. Сделайте вывод, всегда ли уместно употреблять заимствованные слова.

  • Нельзя ли узнать об этом детально?

  • Существование абсолютного нуля было предсказано еще М.В. Ломоносовым.

  • Он абсолютно ничем не интересуется.

  • В верхних слоях атмосферы дуют постоянные сильные ветры.

  • Легко дышится в горах: атмосфера здесь чистая, прозрачная.

  • Малыш регулярно посещает детский сад.

  • Я не гарантирую, что вечером вы застанете меня дома.

  • На грядках сорняки доминировали над редиской.

IV. Контроль усвоения нового материала. Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите заимствованные слова.

БАМБУК

Бамбук р_стет нев_роятно быстро и за су_ки мож_т вым_хать на метр. Его молодые побеги с_едобны. Молодой бамбук иногда проламывает асфальт потому(что) он очень с_лен. Уд_вительны и бамбуковые леса которые п_хожи на множество колонн.

Из стеблей бамбука люди стро_т дома, обст_вляют их бамбуковой мебел_ю. А в японск_й арми_ раньше были орудия с бамбуковыми ств_лами. Ра_цветает и пл_доносит бамбук один раз в жизни – раз в сто лет.

V. Подведение итогов урока

Задание на дом: упражнение 77.

УРОК 3

Устаревшие слова

Цель: продолжить знакомство с лексическим составом русского языка, дать представление об устаревшей лексике и ее использовании в речи.

I. Тест-опрос по изученным темам раздела «Лексика»

1. Укажите неверное определение языкового явления.

А. Профессиональная лексика употребляется людьми той или иной профессии.
Б. Заимствованные слова – слова, пришедшие в русский язык из других языков.
В. Диалектные слова – слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по написанию.
Г. Весь лексический словарный состав русского языка состоит из исконно русской и заимствованной лексики.

2. Укажите неверно сгруппированные слова.

A. Заимствованные слова: апельсин, болото, январь, ветеран.
Б. Профессиональные слова: мольберт, стамеска, стетоскоп, вольтметр.
В. Диалектные слова: сиверко, баргузин, бурак, омшаник.

3. Укажите верное значение слова.

Китель 1) Русская старинная мужская верхняя одежда с длинными полами. 2) Сумка, футляр для стрел. 3) Куртка специальной формы со стоячим воротником. 4) Титул главы монархического государства.

4. Определите неверную характеристику текста.

И как же этот лес хорош поздней осенью. В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо.

1) Предложения в тексте связаны параллельным типом связи.
2) Тип речи – повествование.
3) Для создания картины поздней осени автор использует красочные определения.
4) Один из способов грамматической связи предложений в тексте – употребление в большинстве предложений глаголов настоящего времени.

II. Пунктуационно-орфографический практикум

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите слово с заимствованным корнем.

Из года в год м_няет лес свои лист_я старые опадают. Так и слова в_тшают и гибнут. Но родят(?)ся и крепнут, как будто дети, им на смену новые.

III. Знакомство с новой темой. Устаревшие слова

1. Беседа по содержанию записанного текста.

О каком языковом явлении говорится в тексте? Встречались ли вы с исчезновением одних слов из языка и появлением в языке новых? Приведите примеры.

2. Работа с учебником. Чтение теоретического материала § 16.

IV. Выполнение упражнений по теме урока

1. Упражнения 78, 79.

2. Прочитайте текст. По каким признакам делят устаревшие слова на историзмы и архаизмы?

Работа над развитием навыков связной речи. Устно перескажите текст.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Много слов исчезло из языка, не сосчитать... Некоторые слова уходят бесследно, потому что устаревают, исчезают из жизни людей предметы, признаки, действия, которые обозначали эти слова. Сейчас нет в нашей жизни крепостных, и с этим словом мы уже встречаемся только в художественных произведениях и учебниках истории. Устаревшие слова, обозначающие понятия, ушедшие из современной жизни, называются историзмами.

Другие же слова стареют внешне, но предмет, признак, действие, которые они когда-то обозначали, по-прежнему существуют в нашей жизни. И тогда на смену устаревшим словам, архаизмам, приходят новые, заменяющие их в современном русском языке, а устаревшие слова приобретают очень яркую стилистическую окраску, ибо выглядят в современной речи очень торжественно, словно дорогие гости из далекого прошлого.

После чтения текста и выяснения разницы между историзмами и архаизмами ученики делают запись-схему:

3. Контроль усвоения теоретического материала.

ТЕСТ

Отметьте слова-историзмы. Устно объясните свое решение.

1) сюртук
2) стезя
3) городовой
4) стряпчий
5) чело
6) ланиты
7) очи

8) крепостной
9) дворня
10) внимать
11) десница
12) жандарм
13) шуя
14) уездный

4. Работа над развитием навыков связной речи. Упражнение 81.

Какую роль играют устаревшие слова в художественной литературе? Когда современные авторы используют в своих произведениях устаревшие слова? Составьте связный ответ на поставленные вопросы.

(Делается вывод о том, что устаревшие слова играют в художественном тексте двоякую роль: с одной стороны, они позволяют нам, современным читателям, почувствовать себя в той исторической обстановке, которую изображает автор, увидеть реалии далекого времени, достоверность героев; с другой – устаревшая лексика делает художественный текст экспрессивным, эмоционально насыщенным, торжественным.)

V. Контроль усвоения нового материала. Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите устаревшие слова.

Алешка шел рядом с с_нями в которых с_дели трое холопов в военных к_лпаках и кафтанах с высок_ми в_ротниками. Это были работники Василия Волкова. На кол_чуги денег у боярина (не)хватило одел их в кафтаны. Их обг_няло много дворян и боярских детей в кол_чугах и латах и весь уе_д с_езжался на площ_дь.

VI. Подведение итогов урока

Задание на дом: упражнение 80 (составление аргументированного устного ответа на вопросы учебника).


1 Программа для 6-го класса. Учебник русского языка для 6-го класса под редакцией Н.М. Шанского. Авторы: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 1999.

2 В 6-м классе учащиеся знакомы именно с таким видом параллельной связи предложений в тексте.