Я ИДУ НА УРОК

Л.Г. ЗАЗУЛИНА,
г. Оренбург


Сочинение-описание по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

5-й класс

Интегрированный урок развития речи

(2 часа)

Цели: познакомить учеников со специальной лексикой, употребляемой при описании живописного произведения; учиться находить общее в различных видах искусства; учить описанию предмета, собиранию материала к сочинению.

Оборудование урока: поэма-сказка А.Пушкина, записи фрагментов оперы Н.Римского-Корсакова; слайды с картинами М.Врубеля.

ХОД УРОКА

Первый этап.

Лекция учителя с элементами беседы

1. Мы хорошо помним, что «Сказка о царе Салтане» А.Пушкина написана по мотивам народных сказок, которые поведала поэту его няня Арина Родионовна Яковлева. Но образ Лебеди, ставший центром повествования, скорее всего заимствован Пушкиным из свадебных песен. В них поется:

У ей походка павиная,
У ней походка павиная,
Да тиха речь лебединая,
Тиха речь лебединая...

Белая лебедушка – образ, характерный для русских народных песен, символ девушки-невесты. В действиях пушкинской Лебеди можно узнать и волшебницу Василису Премудрую, невесту-помощницу. Прекрасная Царевна-Лебедь соединила фантастическое и лирическое представления народной поэзии о женской красоте.

Как известно, Пушкин в черновых вариантах намеревался изменить название сказки на «Царь-Девица» или «Царевна-Лебедь». И это также указывает на особую значимость образа Лебеди среди других персонажей сказки.

2. К сюжету сказки А.Пушкина обратился русский композитор Н.Римский-Корсаков, написавший в 1899 году оперу «Сказка о царе Салтане». Композитор изобразил сказочный мир чарующими звуками музыки. Либретто оперы соответствует духу литературного произведения: в опере от начала до конца царят светлое настроение, тон веселого и непринужденного сказочного повествования. А удивительным чудом остается Царевна-Лебедь, счастливая жена князя Гвидона. Вмешательство прекрасной и доброй волшебницы приводит к счастливой развязке: положительные герои торжествуют полную победу над завистью и коварством.

Образ Царевны-Лебеди впервые появляется во 2-м действии. Вот царевич Гвидон ломит сук у дуба и с тростинкой вместо стрелы отправляется искать какую-нибудь дичь на ужин. Послушаем фрагмент из 2-го действия оперы «Сказка о царе Салтане».

Беседа.

– Что вы услышали в данном музыкальном фрагменте?
– Каким инструментом передается тема Лебеди? Какая это музыка?
– Как меняется настроение этого фрагмента?

Ответ.

Вначале музыка звучит тревожно, взволнованно. Милитриса (в опере – жена царя Салтана) и Гвидон следят за тем, что происходит вдали, над морем:

Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.

Мы слышим свист – Гвидон спустил тетиву; стрела устремилась на помощь Лебеди.
Глухим стоном пронеслись над морем зловещие голоса – это злые духи и гибнущий коршун-чародей. Их сразу же сменяют нежные, чарующие звуки арфы. Плавные, словно льющиеся арпеджио сопровождают легкие аккорды – то ли клекот лебединый, то ли речь журчащая, ласковая. Трогательно и нежно взметнулся голос скрипки – и появилась Лебедь-птица. Кажется, что ее бережно и плавно вынесли льющиеся волны мелодии арфы. В чистый голос Лебеди все время вплетаются звуки скрипки. Они словно соперничают с Царевной-Лебедью в чистоте и выразительности мелодичных и тонких переливов музыкальных фраз.
Так создается музыкальный портрет сказочной героини.

(По Г.Левашовой)

3. Образ Царевны-Лебеди вдохновил русского художника М.Врубеля. Содружество композитора и художника было удивительным. «В звуках его моря, – сказал Врубель, – я каждый раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона». Врубель написал декорации к опере-сказке по сюжету Пушкина. (Представьте себе сказочный город Леденец с древней площадью. Демонстрируется слайд.) Врубель создал эскизы костюмов героев, потом написал картины «Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь», а позировала ему жена, русская певица Н.Забела.

(Демонстрируются слайды с картинами М.Врубеля.)

Второй этап.

Подготовка к сочинению-описанию

1. Составляем опорный конспект. Запись оформляется на доске и в тетрадях.

А.С. Пушкин (1799–1836). Поэма-сказка «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Н.А. Римский-Корсаков (1844–1908). Опера «Сказка о царе Салтане»

М.А. Врубель (1856–1910). Картина «Царевна-Лебедь»

2. Работаем со специальной лексикой (диктант).

Задание. Данные слова запишите в опорный конспект, распределяя их в три колонки. К какому способу толкования лексического значения вы прибегали, если слово вызывало затруднение?

Фольклор, декорация, эскизы, мелодия, колорит, пейзаж, портрет, лирика, палитра, поэзия, художник, композитор, поэт, либретто, художественный образ.

3. Рассматриваем картину М.Врубеля «Царевна-Лебедь».

(Демонстрируется слайд.)

– Запишите синонимические ряды к словам: картина, героиня картины.
– Нравится ли вам сказочная птица-дева? Объясните: почему?

4. Работа по учебнику «Русский язык»: 5-й класс. Под ред. С.И. Львовой. М., 2003.

Прочитайте упр. 10 учебника.
Что нового вы узнали о полотне М.Врубеля?

5. Собирание материала к сочинению.

Работа с таблицей на доске и в тетрадях.

Описание картины «Царевна-Лебедь»

1. Портрет царевны: лицо, поза, одежда. 2. Пейзаж, на фоне которого изображена птица-дева. 3. Настроение, которое передает картина.

Заполните таблицу по тексту учебника.

6. Самостоятельная работа с текстом. Предлагаются три варианта. (Тексты распечатаны для каждого ученика.)

Углубление темы.

I вариант

...Широко раскрытые глаза п_лны грусти и тревоги. На г_л_ве ее – в_нец из драгоценных камней и жемчуга. За спиной девушки – м_рская гладь, где-то далеко на горизонте в_днеется последняя п_лоска зари. Лучи зах_дящего солнца перел_ваются перламутровыми красками на белом оп_рении, сверкают драгоценные камни в_нца. Все окрашено сиреневым светом сумерек, и не сразу поймешь, что р_скошный наряд красавицы – огромные белые крылья. Яркий свет льется из окон дворца на ск_листом острове, он смешивается с отблеском зари. Все предметы кажутся неясными, призрачными. Мы, как в детстве, входим в сказку.

(С.Фенина)

Задания

1) Докажите, что это текст.
2) Определите тип речи текста.
3) Вставьте пропущенные буквы.
4) Выпишите слова с безударной гласной в корне вместе с зависимым словом.
5) Какие слова и выражения можно дописать в таблицу?
6) Перескажите текст.

II вариант

...В самую глубину твоей душ_ заглядывают ш_роко открытые ч_рующие оч_ царевны. Она словно все видит.
Поэтому так печ_льно и ч_ть-ч_ть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.
Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорч_того венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрач_ным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет ож_вать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерж_ваемой от дуновения ветра девичьей рукой.
Перламутровый, жемч_жный свет излуч_ют огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебеди волнуется море. Мы почти слыш_м мерный ш_м прибоя о скалы ч_до-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.

(И.Долгополов)

Задания

1) Докажите, что это текст.
2) Определите тип речи текста.
3) Вставьте пропущенные буквы.
4) Выпишите слова, обозначающие цвет, вместе с существительным, к которому они относятся. Уточните значения некоторых слов по словарям.
5) Какие слова и выражения можно дописать в таблицу?
6) Перескажите текст.

III вариант

М.Врубель создал сказочно-символический образ, идеал девичьей красоты и немеркнущей свежести, таинственности и величавости. Он по_черкивает грациозность и хру_кое изящество Царевны-Лебеди.
Ее обра_ возникает из стихии моря, из плесну_шей волны, и вот-вот она снова уплывет во тьму. Последний ра_ пере_ тем, как обернуться лебедью, она обращает свой взгля_ на нас. Грусть и любо_ь в ее глазах, больших и печальных. Именно в этом полотне Врубеля зазвучало что-то тревожное, грус_ное, заставляющее щемить самое сер_це.

(По Н.Дудкиной)

Задания

1) Докажите, что это текст.
2) Определите тип речи текста.
3) Вставьте пропущенные буквы.
4) Объясните знаки препинания 1-го, 6-го предложений. Чем осложнено 2-е предложение? Составьте его схему.
5) Какие слова и выражения текста можно записать в таблицу?
6) Перескажите текст.

7. Проверка самостоятельной работы по вариантам. Устно проверяются задания 1, 2, 3, 6, письменно на доске – 4-е, заполняется таблица по 5-му заданию.

8. Составьте устное сочинение по картине.

Домашнее задание. Напишите сочинение-описание по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Использованная литература

1. Власова Н.С., Егорова З.А., Земскова Н.С., Рубашева Н.В. Мы читаем и говорим о русских композиторах. М.: Русский язык, 1989.

2. Долгополов И.В. Мастера и шедевры: В 3 тт. Т. 2. М.: Изобразительное искусство, 1987.

3. Дудкина Н.В. Изобразительное искусство России конца XIX – начала XX века. В.А. Серов, М.А. Врубель. (Сопроводительный текст к диапозитивам.) М.: Знание, 1991.

4. Зуева Т.В. Сказки Пушкина. М.: Просвещение, 1989.

5. Левашева Г.Я. Поговорим о музыке. Л.: Детская литература, 1964.

6. Фенина С.В. Беседы о русских художниках. М.: Русский язык, 1990.

7. Русский язык: Учебник для 5-го класса / Под ред. С.И. Львовой. М., 2003. 296 с.