МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Система работы с паронимами

Среди учителей, которые работают в старших классах и готовят детей к итоговому экзамену по русскому языку, без сомнения, найдутся такие, кто сталкивался с проблемой различения паронимов. Тема действительно непростая, ведь словарный запас у сегодняшних старшеклассников невелик, читают мало, далеко не всегда то, что можно назвать настоящей литературой. Раздел «Лексика» изучался в 5–6-х классах, уже забылся, возвращаться к нему на уроках в средней школе можно только эпизодически, да и тема «Паронимы» если и объясняется, то лишь вскользь.

Между тем в письменных работах учеников встречается большое количество ошибок, связанных именно с употреблением слов, близких по звучанию и частично совпадающих по значению. Наверное, каждый из нас в свое время читал о заглавных героях таких произведений как «Мертвые души», «Шинель», «Крыжовник», умилялся тому, что после ссоры друзья смиряются, что в сказке «Золотая рыбка» деду выдалось поймать золотую рыбку, печалился вместе с автором сочинения, пришедшим к выводу: использование сленга и мата – один из самых обыденных способов общения в Сети.

Предлагаемая система работы, предназначенная старшеклассникам, может быть использована как на занятиях, посвященных повторению «Лексики», отработке задания типа А3 (ЕГЭ 2006, 2007 гг.), так и (в виде фрагментов) на уроках развития речи. Она включает в себя краткие теоретические сведения о паронимах, упражнения, направленные на формирование умения находить паронимы в тексте, включать в состав словосочетаний и предложений, различать лексические значения однокоренных слов, похожих по звучанию. Одновременно дети учатся работать с толковым словарем. Наибольшую сложность представляют задания, которые связаны с нахождением и исправлением речевых ошибок, возникших в результате смешения паронимов. Но именно эти упражнения наиболее полезны для старшеклассников, создающих собственные тексты разного содержания и стиля, но при этом не умеющих видеть речевые недочеты и проверять и править свои сочинения. Завершает систему работы четыре варианта контрольного упражнения.

Многие из предложенных заданий использовались в составе КИМов ЕГЭ в 2006 году. Они были привлечены сознательно: использование формулировок экзаменационных заданий внушает детям большую уверенность в своих силах.

Что такое паронимы?

Иногда слова бывают близкими по звучанию, но разными по значению или частично совпадают в своем значении. Чаще всего эти слова бывают однокоренными. Они называются паронимами (от греч. para – возле, onyma – имя). Например, дипломант – лицо, награжденное дипломом; студент, готовящий дипломную работу. Дипломант конкурса пианистов;

дипломат – 1) должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью; 2) перен. О человеке, действующем тонко, умело. Известный дипломат.

Неразличение паронимов может приводить к стилистическим ошибкам, искажению смысла.

В некоторых случаях паронимы имеют разную сочетаемость с другими словами, например, решительный характер, человек, но решающий шаг, роль, сила, поступок.

В некоторых значениях слова-паронимы могут иногда выступать в роли синонимов. Мы можем проводить опыты и производить опыты. Выделенные слова близки по звучанию. Они сближаются в одном значении – «делать, совершать, осуществлять». В сочетании же с другими словами и в других значениях они четко разграничиваются: проводить репетицию (репетировать), производить раскопки (раскапывать).

Упражнение 1. Подберите к данным словам пару – пароним. Включите эти слова в состав словосочетаний.

Драматический – ...
Дружеский – ...
Существо – ...
Единственный – ...
Злой – ...
Искусно – ...
Подпись – ...
Заглавный – ...
Наследие – ...
Гнездовье – ...
Безответный – ...
Пустошь – ...

Упражнение 2*.

А. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?

Справка:

информационный – относящийся к информации;

информативный – несущий информацию, насыщенный информацией.

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.

3) Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.

4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

Б. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?

Справка:

жизненный – 1) прил. к жизнь (жизнь – физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти);

2) (перен.) важный для жизни, общественно необходимый;

житейский – обыденный, свойственный повседневной жизни.

1) Новую повесть хвалили, хотя кто-то говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.

2) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

3) Этому произведению живописи явно не хватает жизненных красок.

4) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.

В. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

Справка:

представить – 1) дать, вручить для ознакомления, осведомления;

2) выделить, послать в качестве представителя;

3) возбудить ходатайство о каком-либо награждении или повышении в чине, должности кого-л;

4) познакомить с кем-л., отрекомендовать кому-л.;

5) показать, продемонстрировать кого-л., что-л., ознакомить с чем-л.;

6) воспроизвести, изобразить на сцене, создать какой-л. сценический образ;

7) мысленно воспроизвести, вообразить;

предоставить – 1) дать возможность кому-л. обладать, распоряжаться, пользоваться чем-л.;

2) дать возможность кому-л. делать или сделать что-л.; поручить кому-л., возложить на кого-л. исполнение какого-л. дела.

1) Представьте гостям вашего друга.

2) Актер умел представить пение соловья.

3) Вы должны срочно представить отчет о командировке.

4) Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы.

Г. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?

Справка:

будничный – 1) прил. к будни (в 1-м знач. = не праздничный, рабочий день; противоп. праздник); предназначенный для будней;

2) перен. прозаический, однообразный;

будний – прил. к будни (в 1-м знач.)

1) Однажды в будничный день я с дедом разгребал во дворе снег.

2) Из одной будничной обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.

4) «Вот мы и приехали домой», – уже другим, будничным голосом сказал капитан.

Д. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить вражеский?

Справка:

враждебный – полный неприязни, ненависти, вражды; неприязненный;

вражеский – прил. к враг; неприятельский.

1) Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала такого сухого, даже враждебного приема.

2) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая враждебная северу красота.

3) Вокруг села расположился враждебный полк.

4) В народных сказках животные иногда выступают в качестве враждебной силы, опасной для людей.

Е. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый?

Справка:

взрывной – прил. к взрыв 1; взрывчатый – способный взорваться;

1) Взрывная волна отбросила ящик метра на три.

2) Здесь нельзя хранить взрывные вещества.

3) Снайперы обезвредили взрывное устройство.

4) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные чувства.

Ж. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?

Справка:

злой – 1) исполненный чувства недоброжелательства, враждебный, полный злобы;

2) вызванный, проникнутый злобой, злостью, недоброжелательством;

3) свирепый, лютый (о животных);

4) заключающий в себе зло;

5) приносящий беду, неприятности; дурной, плохой;

6) причиняющий боль, вред; жестокий;

7) (разг.) очень сильный по степени проявления (о ветре, морозе и т.п.);

8) (прост.) усердный, старательный, ретивый;

злостный – 1) исполненный злости, злобы; содержащий злые намерения; злонамеренный;

2) сознательно недобросовестный.

1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, все уснуло по чарам и колдовству злой феи.

2) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.

3) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

4) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.

Упражнение 3. Вместо точек употребите одно из слов, указанных в скобках.

1. Прибывшие на конференцию предъявляли свои... (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает... (лицо – личность) этого человека. 3. На сиденья автомобиля были... (одеты – надеты) чехлы. 4. Напрягая последние... (силы – усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой и... (практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в порт судно... (встало – стало) на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы... (преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая... (пометы – заметки) в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что вначале я не... (узнал – признал) своего знакомого.10. Группа старшеклавссников... (зашла –пришла) в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая... (силы – усилия).

Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей. 2. Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4. Первый выпуск стенной газеты был встречен ребятами с большой заинтересованностью. 5. На обмороженных стеклах окон видны узоры. 6. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись. 7. Новая дорога значительно укоротила наш путь. 8. Раскольников с самого начала казался человеком замкнутым, скрытым. 9. Первое время учеба поддавалась ему нелегко. 10. После разговоров с Лукой Актер подумал, что надо лечиться от алкоголя.

Упражнение 5. Из предложенных слов составьте пары. Объясните значения паронимов. При необходимости обратитесь к толковому словарю.

Венок, надеть, адресат, остатки, апробировать, дефективный, длительный, опечатки, долг, одеть, отпечатки, оплатить, венец, длинный, желательный, наследство, экономический, скотный, проживать, адресант, исполнять, останки, желанный, уплатить, должность, наследие, честь, выполнять, дефективный, экономичный, обсудить, опробовать, жить, скотский, честность, осудить.

Упражнение 6**. В каком предложении выделенное слово употреблено неправильно? Запишите это предложение, внеся необходимые исправления.

А. 1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.

2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.

3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.

4) Новый клуб – гордыня поселка.

Б. 1) Все свои закупки жители этого японского городка делали крайне редко, совершая длительные путешествия.

2) Канал оказался судоходным и очень длительным.

3) На этот раз длительные рукоплескания превратились в овации.

4) Мастерство вырастает из тонкого и длительного наблюдения за окружающими людьми.

В. 1) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону.

2) На крутых склонах с каменистой почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.

3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.

4) Почва на этом участке каменистая, с трудом поддается обработке.

Г. 1) Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору одеть, чтобы перейти улицу.

4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

Д. 1) Несколько десятков лет назад здесь был еще берег моря, стояли рыбные промыслы.

2) Это озеро, отделявшее нас от злополучного мыса, было глубокое и рыбное.

3) Кошка, которая обнюхивала на окне рыбное заливное, неожиданно прыгнула на пол и спряталась за шкаф.

4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыбные сети.

Е. 1) Гремели камнями, боролись две бурные горные речки.

2) И он уже не в силах унять бурной ярости и гнева.

3) В XIV веке на Руси начался бурный расцвет архитектуры.

4) Его бурное воображение приходилось сдерживать и направлять.

Ж. 1) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки.

2) Этот юноша способен на благородные поступки.

3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.

4) В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.

З. 1) Я нашел просроченный библиотечный абонемент, который был потерян полгода назад.

2) Абонементы телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.

3) Открыта продажа абонементов в плавательный бассейн.

4) Мы приобрели абонементы в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.

И. 1) Часто воспоминание сродни выдумке, творчеству.

2) Эти развалины служат нам воспоминанием о том, что старинное здание никем не охраняется.

3) Воспоминания окружили меня, и, предаваясь им, я медленно ехал по лесу.

4) Артист несколько лет работал над воспоминаниями, в результате получилась интересная книга.

Упражнение 7. В предложенных словосочетаниях отметьте только те, в которых допущена ошибка. Запишите их в исправленном виде, включите в состав предложений.

Враждебные силы, враждебная красота, враждебный прием, враждебный полк;

к великой моей досаде, великие мира сего, великое разнообразие, великий взгляд, великий монумент, великая радость. великое множество возможностей;

представить работу, представить состояние человека, трудно представить себе, любезно представить комнату, представить к правительственной награде, представить коллегу, представить возможность;

практические навыки, практическое значение, практический человек, практические занятия;

купить абонемент, абонемент телефонной сети, просрочить абонемент, абонемент в музей;

действенная помощь, действенная сила, действенный способ сохранения, действенный в течение года;

вечные понятия, слой вечной пыли, отдан на вечное хранение, вечные ценности.

Самостоятельная работа***

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного вами предложения, запишите рядом предложение в исправленном виде.

Вариант I

1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

2. Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.

3. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение.

4. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

5. «Твое горе – не горе..., дело жизненное», – сказал старик.

6. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

7. Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.

8. Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.

9. В политике двойные стандарты неприменимы.

10. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант II

1. Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.

2. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.

3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.

4. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.

5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.

6. Этот человек производит двойное впечатление.

7. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

9. Ведущий информативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.

Вариант III

1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье.

2. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства.

3. Великая тайна, связанная с происхождением древних озер, открылась читателям этой книги.

4. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого насчитывает уже несколько веков.

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником.

6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторпливо вели свой мерный счет.

7. По мнению критиков, этому живописному полотну явно не хватает живых, жизненных красок.

8. Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным характером.

9. Она причесалась, одела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.

10. Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным.

Вариант IV

1. Изучение поведения человека в ледяных условиях арктического моря представляет огромный научный интерес.

2. Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

3. У известного композитора двойная фамилия.

4. Жизненные пути братьев так разошлись, что они годами не виделись и не переписывались.

5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные.

6. Читатель, конечно подумает, что я разговаривал с Ефимом злостным тоном, но он окажется не прав.

7. Жених бережно одел золотое колечко на руку своей возлюбленной.

8. Я бесхитростно удивлялась тому, что за красочными полотнами художника кроется так много мыслей и подробностей.

9. Высокая, стройная, грациозная и великая, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.

10. Каждый выпускник школы должен владеть приемами информационной переработки текста.

Ключи к упражнениям

Упражнение 1. а) Подберите к данным словам пару – пароним.

Драматический – драматичный.
Дружеский – дружелюбный.
Существо – сущность.
Единственный – единый.
Злой – злостный.
Искусно – искусственно.
Подпись – роспись.
Заглавный – главный.
Наследие – наследство.
Гнездовье – гнездо.
Безответный – безответственный.
Пустошь – пустырь.

Упражнение 2

А) – 3; Б) – 2; В) – 4; Г) – 1; Д) – 3; Е) – 2; Ж) – 3.

Упражнение 3. Вместо точек употребите одно из слов, указанных в скобках.

1. Прибывшие на конференцию предъявили свои командировочные удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает лицо этого человека. 3. На сиденья автомобиля были надеты чехлы. 4. Напрягая последние силы, мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой обуви. 6. Прибывшее в порт судно стало на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы склоняем голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая пометы в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что я вначале не узнал своего знакомого. 10. Группа старшеклассников пришла в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая усилия.

Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

1. Родители близко к сердцу принимают успехи своих детей. 2. Вслед за клубникой поспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристальной честности. 4. Первый выпуск стенной газеты был встречен ребятами с большим интересом. 5. На замерзших стеклах окон видны узоры. 6. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою подпись. 7. Новая дорога значительно сократила наш путь. 8. Раскольников с самого начала казался человеком замкнутым, скрытным. 9. Первое время учеба давалась ему нелегко. 10. После разговоров с Лукой Актер подумал, что надо лечиться от алкоголизма.

Упражнение 5. Из предложенных слов составьте пары. Объясните значения паронимов. При необходимости обратитесь к толковому словарю.

Венок – венец, надеть – одеть, адресат – адресант, остатки – останки, апробировать – опробовать, дефектный – дефективный, длительный – длинный, опечатки – отпечатки, долг – должность, оплатить – уплатить, желательный – желанный, наследство – наследие, экономический – экономичный, скотный – скотский, проживать – жить, исполнять – выполнять, честь – честность, обсудить – осудить.

Упражнение 6

А4. Новый клуб – гордость поселка.

Б2. Канал оказался судоходным и очень длинным.

В1. На нас чуть не обрушилась каменная глыба, да мы успели отбежать в сторону.

Г3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги впору надеть, чтобы перейти улицу.

Д4. Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с собой рыболовецкие сети.

Е4. Его буйное воображение приходилось сдерживать и направлять.

Ж4. В прежние времена за большие проступки наказывали студентов солдатчиной.

З2. Абоненты телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.

И2. Эти развалины служат нам напоминанием о том, что старинное здание никем не охраняется.

Самостоятельная работа

Вариант I

4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

5. «Твое горе – не горе..., дело житейское», – сказал старик.

9. В политике двойные стандарты неприменимы.

10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант II

2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.

6. Этот человек производит двойственное впечатление.

7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

Вариант III

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костяным набалдашником.

6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вековой пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.

9. Она причесалась, надела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.

10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным и поэтому очень полезным.

Вариант IV

1. Изучение поведения человека в ледовых условиях арктического моря представляет огромный научный интерес.

6. Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он окажется не прав.

7. Жених бережно надел золотое колечко на руку своей возлюбленной.

9. Высокая, стройная, грациозная и величественная, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.


* Задания этого упражнения взяты из пособия: Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Русский язык / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. М.: Интеллект-Центр, 2005. С. 63–65. Значения слов взяты из словаря: Словарь русского языка в 4 т. М.: Русский язык, 1985.

** Материалы для заданий этого упражнения взяты из сборника: Русский язык. Единый государственный экзамен: Тренировочные тесты и задания. Справочные материалы / Сост. Е.И. Лелис. Ижевск, 2006. С. 13–15.

*** В материалы, взятые из открытых КИМов (задание А3) за 2006 год, внесены незначительные изменения.

Е.В. ЮМИНОВА,
г.  Ижевск

TopList