Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/1999

Каждое ваше письмо нам интересно

Здравствуйте, коллеги.

С большим интересом читаю вашу газету, нахожу в ней много полезного для себя и своих учеников.

Е.Б. Ярош,
пос. Татарский Ключ
Бурятия

 

Дорогая редакция!

Большое спасибо за публикацию моей статьи «Творческие работы малых форм», так красиво напечатанную.

Ваша газета очень добрая, светлая, и она очень нужна нам.

Здоровья, успехов и счастья вам в наступившем году.

С уважением,

Л.Рослякова
г. Набережные Челны

 

Уважаемые коллеги, с интересом читаю ваше издание. Нужная газета. Особенно нам, сельским учителям. Спасибо. Но очень хочется, чтобы вы больше печатали практического материала для начинающих педагогов. Ведь не секрет, что грамотность ребят далека от идеала. Причин много.

Пусть поделятся талантливые педагоги своим опытом. Ведь ценны любые крупицы этого опыта!

Как повысить грамотность? С чего начинать работу? Какие формы и методы работы оправдали себя? Как заниматься в коррекционных классах?

Откройте копилку опыта.

С уважением и большой надеждой,

Л.А. Ступало,
с. Билярск, Татарстан

 

Уважаемая редакция!

Пишу вам впервые. Два года я выписываю вашу газету. Очень благодарна вам за создание такой газеты. Особенно привлекают рубрики «Учение с увлечением», «Я иду на урок», «Тесты», «Дискуссионный клуб». Ваша газета – это не только практическое подспорье для каждого, но и хороший импульс для творческого развития учителя.

Л.Д. Макурина,
г. Верхний Тагил

Говорят, эпистолярный жанр вырождается, – это не так.

Ежедневно редакция получает письма от доброжелательных, талантливых и, главное, неравнодушных читателей.

Каждое присланное письмо для нас радость и свидетельство живого общения школы и газеты. Несмотря на тяжелейшие условия, в которых оказались практически все учителя, большинство из вас остались нашими друзьями-читателями. Радует, что и число авторов-учителей растет. Специфика нашей переписки как раз в том, что ваши письма – это чаще всего пролог к работе, предлагаемой для публикации, наши же ответы – не личные письма или отзывы, а просто сами публикации, нередко, правда, с редакторской правкой или аннотацией. Такой уж своеобразный характер у этого вида эпистолярного жанра.

Интересно, что за все время существования приложения «Русский язык» (а это почти 4 года!) в редакцию не пришло ни одного неодобрительного высказывания в адрес газеты. Сначала это удивляло и даже настораживало, а в какой-то момент мы вдруг поняли: газета зажила своей самостоятельной жизнью! Да, редактор может допустить ошибку, какой-то материал может оказаться неудачным, какой-то из номеров – прихрамывать, на газете же это мало сказывается, и не потому, что «бумага все стерпит», вовсе нет. газета как живой организм, как ребенок по дороге в школу: промедлит, на что-то засмотрится, а потом бегом, но к уроку успеет; или как учитель, у которого оговорка, по сути, ошибка, вдруг перерастает в такую творческую импровизацию, что урок этот запомнится как самый яркий. У газеты, как нам показалось, есть свои предпочтения, к счастью, спектр их широк, есть стремление к объективности и профессиональная методическая заинтересованность, своя последовательность в опубликовании материалов, ориентированность на школьную программу... Газета заставляет не только присматриваться, но и прислушиваться к себе, ее голос перевешивает – будь то обсуждение планов или выбор темы номера. Одним словом, выпестованное общими усилиями детище повзрослело, диктует свои условия, и нельзя не считаться с этим. Тем не менее ваше влияние всегда будет определяющим фактором в судьбе газеты. Не забывайте об этом и пишите нам (хвалебные отзывы очень приятно получать, но все же: как полезна критика!..).

Все ваши предложения мы, конечно, учитываем и благодарим вас за все присланные материалы. Если вы не сразу увидите ваш материал в газете, это не значит, что он отвергнут. Рано или поздно в том или ином виде он может быть использован.

В последнее время стали приходить письма с жалобами на работу почты, газеты задерживаются, кому-то не пришли комплекты за месяц, за два. Мы попытаемся выяснить, в чем дело. Но, пожалуйста, будьте и сами активны; если газеты пропадают из почтовых ящиков, стоит организовать их получение в почтовом отделении. А с доставкой, мы надеемся, проблема будет решена. Отдельные же номера, если есть возможность, мы высылаем.

Среди писем есть и такие, которые требуют срочного ответа. Вот, например, выдержка из письма нашего читателя с просьбой перепечатать из приложения «Литература» интервью по поводу экзаменационных вопросов: «Литературу» я уже с апреля не выписываю – безденежье, на «Русский» еле наскребываешь (еще и за июнь зарплату не получили!). А вы же там с «Литературой» по соседству».

Приводим это интервью по Вашей просьбе.


Интервью у классной доски

С ведущим специалистом Министерства общего и профессионального образования РФ
Татьяной Алексеевной Калгановой
беседует корреспондент «Литературы» Мария Сетюкова-Кузнецова

 

Мария Сетюкова-Кузнецова. Татьяна Алексеевна, скажите, пожалуйста, сохранится ли на выпускном письменном экзамене по литературе наметившаяся в последние годы тенденция к большому разнообразию тем, свободе их формулировок?

 

Татьяна Калганова. Конечно, сохранится. Тем более что большинством учителей темы прошлого года, в общем, одобрены. Да это и понятно, ведь мы же старались учесть их пожелания.

 

М.С.-К. В прошлогодней нашей беседе мы особенно подробно остановились на теме «Анализ эпизода». С одной стороны, эта тема как нельзя лучше помогает выявить многие конкретные умения учащихся, показывает знание ими художественного текста, не дает больших возможностей для списывания, использования чужих вызубренных сочинений, а с другой – эта тема, по моим сведениям, для некоторых учителей показалась слишком новой, необычной (хотя она – «хорошо забытое старое»), и они в растерянности не смогли дать своим ученикам продуманных, выстроенных консультаций. Чем Вы можете это объяснить?

 

Т.К. Не скажу, что меня это замечание очень удивило. Полагаю, что тема в первую очередь не понравилась тем учителям, которые не уделяют должного внимания непосредственно чтению и изучению художественного текста, собственно методике его анализа.

Как правило, такие словесники из года в год пишут со своими подопечными одни и те же сочинения, призывая при этом учеников пользоваться не меняющимися с годами рекомендациями. На уроках литературы ученикам начитываются, надиктовываются целые блоки, которые впоследствии можно использовать как строительный материал школьного конструктора при создании выпускного сочинения (так и хочется сказать – компиляции). Главная беда здесь в том, что такого рода письменную работу можно сделать, практически не читая сам текст, а опираясь на учебник, рекомендованные критические статьи, лекции учителя. А между тем литературное образование – это еще и подготовка читателя – вдумчивого, любящего книгу. Наиболее ценными, как правило, оказываются те творческие работы, которые непосредственно опираются на текст и основываются на личностном восприятии текста.

 

М.С.-К. Еще вопрос по поводу прошлогодних тем. Изменилось ли отношение выпускников к «литературоведческой» теме?

 

Т.К. Здесь все практически осталось без изменений. По-прежнему эту тему выбирает весьма небольшое количество учащихся. Как правило, это ученики гуманитарных школ, лицеев, гимназий. Хочу еще раз обратить внимание на то, что тема, связанная с теорией литературы, все равно не является сугубо теоретико-литературной. Ее не нужно строить на общих рассуждениях. Тем более что и в формулировке указано: «на примере одного произведения». В прошлом году мы дали тему по сказкам Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эту тему выбрало очень много учеников: в ряде школ по 6–7 человек из класса. При такой ненаукообразной формулировке она уже не выглядела очень пугающей. Хоть суть в принципе та же: сказка как жанр (на примере конкретной литературной сказки).

 

М.С.-К. Сколько тем будет в этом году?

 

Т.К. Девять тем.

 

М.С.-К. Не растеряются ли ученики от такого разнообразия? Насколько Вам представляется оправданным такой набор тем по сравнению, скажем, с привычными для прежних выпусков тремя темами?

 

Т.К. Мы не будем расширять количество тем экзаменационных сочинений до бесконечности. А девять тем – это совсем не плохо. Ведь экзамен – это не только контроль, но и систематизация, обобщение знаний, особенно в процессе подготовки к нему.

Темы построены так, что ученик может выбрать литературу XIX века или XX века, прозу или поэзию, он может выбрать (в зависимости от подготовки) работу, связанную с анализом текста или традиционную, написать на свободную тему.

Не стоит забывать, что литература – это искусство, и не учитывать читательские представления, личные вкусы было бы неправильно. Конечно, ученику лучше писать на материале, который ему близок.

 

М.С.-К. Итак, обратимся непосредственно к примерным темам выпускного сочинения.

 

Т.К. Первая тема. По творчеству А.С. Пушкина. (Тема сформулирована, и указано произведение, на котором следует ее раскрывать).

Вторая тема. Роль эпизода в указанном произведении русской литературы XIX века.

Третья тема связана с мастерством писателя. Например, в изображении пейзажа. Автор и произведение указаны. Необходимый материал подбирает ученик.

Четвертая тема. По русской литературе XX века. Тема сформулирована. Автор и произведение указываются.

Пятая тема. Рецензия на рассказ писателя XX века. Писатель указан. Рассказ выбирается учеником.

 

М.С.-К. Татьяна Алексеевна, обязательно ли выбранный рассказ должен быть «программным»?

 

Т.К. Выбор только за учеником. Прежде всего он должен знать программный материал. Если он в состоянии проанализировать произведение самостоятельно, то почему же не дать ему такой возможности?

Шестая тема. Предлагается конкретное стихотворение (его восприятие, истолкование, оценка).

Седьмая тема. Показать своеобразие указанного жанра. Например, народной сказки. (По одному произведению, которое ученик выбирает самостоятельно.)

Восьмая и девятая темы – свободные. Они, естественно, будут отличаться друг от друга. И раскрывать их можно на литературном или жизненном материале. Или на том и другом одновременно.

Надеюсь, что в этом году все успешно сдадут экзамен. Хочется весьма положительно оценить деятельность газеты, которая заранее публикует примерные темы, внося тем самым конкретный вклад в обновление содержания образования.

 

(Материал перепечатан из приложения «Литература» № 1/99.)

Рейтинг@Mail.ru