Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/1999

О ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1999/2000 УЧЕБНОМ ГОДУ

В 1998 году приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (№ 1236) были утверждены Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (9-й класс). В образовательной области «Филология» представлено минимальное содержание по русскому языку как государственному и по русскому языку как родному. Эти материалы в первую очередь адресованы авторам программ и учебников, однако и учителям-словесникам необходимо с ними познакомиться (см. сборник нормативных документов «Общее среднее образование» (№ 3, 1998 г.), а также «Вестник образования»).

Кроме того, словесникам следует обратить внимание на примерную программу по русскому языку как родному и требования к уровню подготовки выпускников (см. сборник «Примерные программы основного общего образования» (1998 г.). Эти документы подготовлены на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования и рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение русского языка как родного, входящего в инвариантную часть Базисного учебного плана в образовательной области «Филология» (см. приказ Минобразования России № 322 от 9.02.98).

В программе определено примерное количество часов на изучение основных разделов курса русского языка (без деления учебного материала по классам) и предусмотрено выделение 10—15% времени на региональный компонент содержания образования. Примерная программа является ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

Требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в достаточно обобщенном виде. Конкретно проверять уровень подготовки учащихся предполагается с помощью так называемых измерителей, которые в настоящее время разрабатываются.

Появление «Обязательного минимума содержания...» было продиктовано необходимостью сохранить единое образовательное пространство, с одной стороны, и стремлением сохранить (а может быть, и возродить!) достаточно высокий уровень филологического образования в современной школе — с другой стороны. Кроме того, обязательный минимум содержания образования по русскому языку позволит сформировать у учащихся целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как о системе: на этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации, повысить свою речевую грамотность.

Содержание школьного курса русского языка в указанном документе составляет учебный материал, который обязательно должен быть предъявлен учащимся. Он даст возможность выпускникам основной школы продолжить обучение в 10–11-х классах как обычной школы, так и профильной. То, что учащиеся основной школы должны обязательно усвоить из предъявленного материала, составляет содержание другого документа – «Требований к уровню подготовки выпускников».

Возможно, кому-то содержание «Обязательного минимума содержания...» покажется слишком сложным для восприятия школьниками; в связи с этим следует заметить, что форма представления содержания в учебнике может быть (и должна быть) доступной – многое зависит от авторов, от их умения просто сказать о сложном.

В настоящее время авторские коллективы трех действующих параллельных учебников осуществляют доработку учебников в связи с приведением их в соответствие с обязательным минимумом содержания.

Школьный курс русского языка за последние три десятилетия претерпел определенные изменения. В 60-е годы был создан курс русского языка (научный редактор – Н.М.  Шанский, члены авторского коллектива: Т.А.  Ладыженская, М.Т.  Баранов, Л.А.  Тростенцова и др.), который задумывался авторами «как курс, закладывающий основы лингвистического образования и формирования сознательного и культурного человека» (см.: Шанский Н.М. О некоторых актуальных вопросах методики русского языка как науки. // Проблемы совершенствования содержания и методики обучения русскому языку в 4–8-х классах. М., 1969. С. 9–10). Однако в силу разных причин в последующие годы основные позиции в преподавании русского языка снова стало занимать традиционное грамматико-правописное направление.

С 1992 года в школах действует второй параллельный учебно-методический комплект (УМК) по русскому языку под редакцией В.В.   Бабайцевой, а с 1995 года – третий параллельный учебно-методический комплект по русскому языку под редакцией
М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

Основным лингвометодическим принципом комплекта под редакцией В.В.  Бабайцевой является системное изложение теории, которая представлена в учебнике «Русский язык. Теория», выполняющем не только учебную, но и справочную функцию. Другие части комплекта – «Русский язык. Практика» и «Русская речь» – обеспечивают усвоение основ науки о языке, совершенствование практически важных умений и навыков.

В УМК под редакцией М.М. Разумовской и П.А.  Леканта содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В комплекте расширена понятийная основа обучения связной речи и несколько изменена структура курса в 6-м классе, что позволило рассредоточить изучение традиционно сложных тем: «Причастие» и «Деепричастие» – в 6-м классе, «Наречие», «Служебные части речи» – в 7-м классе.

Авторский коллектив учебников под редакцией Н.М.  Шанского осуществил переработку программы (которая будет опубликована как в журнале «Русский язык в школе», так и в отдельном сборнике), а также учебника для 5-го класса, который выйдет к новому учебному 1999/2000 году в издательстве «Просвещение». Авторские коллективы остальных параллельных учебников также ведут подобную работу.

Содержание «Обязательного минимума содержания...» будет учтено и в примерном планировании уроков русского языка, регулярно публикуемом в журнале «Русский язык в школе».

В связи с утвержденным в 1998 году Базисным учебным планом изменено количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка: 5-й кл. – 6 ч., 6-й кл. – 5 ч., 7-й кл. – 5 ч., 8-й кл. – 3 ч., 9-й кл. – 2 ч.

Трудности в преподавании русского языка в этом году будут вызваны тем, что, с одной стороны, учитель в преподавании своего предмета должен опираться на утвержденный «Обязательный минимум содержания...», но, с другой стороны, не все действующие учебники в полной мере соответствуют этому документу. Как быть в такой ситуации? Например, обновленная программа Т.А.   Ладыженской, М.Т.  Баранова и др. отводит на изучение категории состояния в 7-м классе 4 часа, но учебник для 7-го класса еще не переработан и материала на эту тему в нем нет. Этот материал имеется в УМК под редакцией В.В.  Бабайцевой, он упоминается в УМК под редакцией М.М. Разумовской и П.А.  Леканта. В этом случае можно воспользоваться и новым планированием, которое подготовила Т.А.  Костяева (оно будет публиковаться в журнале «Русский язык в школе»). Конечно, в такой ситуации оправданным будет некоторое уменьшение количества часов на эту тему.

6-, 8-, 9-е классы в этом году будут работать пока по старым программам.

Не во всех учебниках (пока еще не переработанных) представлен достаточный объем сведений об ученых-русистах. Необходимые материалы публиковались и будут публиковаться в журнале «Русский язык в школе», кроме того, следует воспользоваться дополнительной литературой.

В последние годы участились случаи, когда в некоторых школах при обучении русскому языку используются учебники, не имеющие грифа Министерства образования, что часто приводит к конфликтам с обеспокоенными родителями. Особое внимание обращаем на то, что Министерство образования не несет ответственности за учебную литературу (пособия, справочники, словари), которая не прошла экспертизу в Федеральном экспертном совете и не имеет грифа «Допущено» или «Рекомендовано». Такая литература часто не отвечает требованиям, которые предъявляются к учебным книгам в отношении содержания, качества издания, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

В выборе программ, учебников, методических рекомендаций, дидактических материалов учителю, несомненно, поможет ежегодно издающийся каталог-справочник «Российский учебник. 1999/2000 учебный год» (ИЦ «Академия»).

Преподавание русского языка в старших классах общеобразовательных учреждений, не предусмотренное инвариантной частью Базисного учебного плана, тем не менее осуществляется в большинстве областей Российской Федерации за счет часов вариативной части (обычно выделяется 1 или 2 часа в неделю).

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку как родному (9-й класс) разработан и будет опубликован в педагогической периодике и в сборнике, который готовит Издательский дом «Дрофа». К новому учебному году выйдут также сборники программ по русскому языку для 5–9-х классов и для 10–11-х классов. В сборнике для 5–9-х классов будут опубликованы программы «Риторика. 5–7-е кл.» Н.А.  Лымарь, «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5–9-е кл.» Р.И.  Альбетковой, а также две программы компенсирующего обучения русскому языку (программа М.М.  Разумовской и программа Ю.С.  Пичугова и Т.А.  Костяевой). Программы по риторике и словесности реализованы в учебниках: «Риторика. 5-й класс» и «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-й класс», которые выйдут к началу учебного года. Кроме того, выйдут и методические рекомендации для учителя по этим курсам.

В 1998/99 учебном году произошли некоторые изменения в проведении письменного экзамена по русскому языку в 9-м классе: впервые экзамен проводился по открытым текстам (см.: «Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс», авторы-составители: Л.М.   Рыбченкова, В.Л.  Склярова). Из двух текстов, предложенных для проведения экзамена, учитель имел право самостоятельно выбрать один, наиболее соответствующий, по его мнению, уровню того или иного класса. Такая форма проведения экзамена не нова – уже несколько лет по открытым текстам проводится письменный экзамен по математике. Экзамен по открытым текстам позволяет лучше организовать подготовку к испытаниям и освободить учащихся от эмоциональной перегрузки. Тексты открытого сборника один раз в два года будут обновляться.

По-прежнему на письменном экзамене школьники имеют право пользоваться различными лингвистическими словарями.

Письменный экзамен в школах с углубленным изучением русского языка или литературы проводится в форме сочинения.

Устные экзамены по русскому языку в 9-х и 11-х классах (по выбору учащихся) проводятся в формах, названных в «Положении о проведении итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений». Для облегчения работы учителя, связанной с подбором экзаменационных материалов по русскому языку (при проведении экзамена по билетам или в форме комплексного анализа текста), подготовлены и будут изданы «Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс», «Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы» (автор-составитель сборников – Т.М. Пахнова).

Примерные билеты для проведения устного экзамена по русскому языку в 9-х и 11-х классах предполагается несколько обновить в связи с введением «Обязательного минимума содержания...», однако это будет сделано с учетом того, что учащиеся, оканчивающие школу в 1999/2000 году, учились по старым учебникам, которые не в полной мере соответствовали этому документу. Обращаем особое внимание на то, что «Экзаменационные билеты 1999/2000» являются примерными. А значит, учитель сможет внести в них некоторые изменения.

Департамент общего среднего образования Минобразования России

 

Рейтинг@Mail.ru