Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2000

Л.А.  Месеняшина,
Челябинский госуниверситет

 

О сочинении как форме вступительного экзамена

А вы, друзья, как ни садитесь...
Из И.А. Крылова

Статья М.Кронгауза, посвященная анализу эффективности сочинения как формы вступительного экзамена, чрезвычайно красноречивая, изящная и, несомненно, представляющая собой блестящий образец «сочинения-рассуждения». Безусловно, будь она экзаменационной работой, заслужила бы отличную оценку не только у самой суровой и педантичной, но и у самой коррумпированной комиссии, поскольку даже в ней сидят все же живые люди, не способные до конца утратить вкус к прекрасному слову. И, кстати, именно это обстоятельство служит обычно одним из наиболее трудно опровержимых доводов в защиту экзаменационного сочинения, поскольку ни один даже самый глубокий тест не выявит индивидуальности абитуриента, а сочинение, так скажем, в меньшей степени мешает ее проявлению, нежели тест. Последний выявляет умения и навыки (или отсутствие таковых) в строгом соответствии со стандартами образования, но о нестандартности абитуриента может сообщить лишь в техническом смысле этого слова – как об изделии низкого качества. Но мы, гуманитарии, знаем, что нестандартность возможна и со знаком плюс. И если в театральных, художественных, музыкальных и других подобных вузах есть такое явление, как творческий конкурс, то как выявить творческую личность при поступлении на филологический, исторический и другие факультеты? Вы хотите сказать, что от абитуриента-филолога творческих способностей никто и не требует? Увы, это правда. Более того, я даже не уверена, что творческие личности должны иметь преимущества на конкурсных экзаменах при поступлении в университет (сытехоньки мы этими творческими личностями: поэмы пишут, а диктант на две странички – задача для них неразрешимая). Поэмы пишешь – иди в Литинститут, что тебе на филфаке делать? И вообще кто тебе сказал, что писатель должен иметь высшее филологическое образование? Он талант должен иметь.

А не мудрствуем ли мы, господа, лукаво? Вопрос, как мне кажется, распадается на три. 1. Нужны ли нам творчески одаренные студенты в «нехудожественных» вузах? 2. Каким образом возможно выявление этого творческого потенциала? 3. Может ли в этом процессе сочинение сыграть решающую роль?

На первый вопрос ответ, как я понимаю, должен быть диалектическим. Не помешают. То есть при наличии равных знаний предпочтение следует отдать человеку с творческим потенциалом. Что касается второго вопроса, то стоит ли изобретать велосипед? Психологи давным-давно научились решать эту проблему. Вышеизложенное делает ненужным ответ на третий вопрос. Ясно, что в качестве теста на культуру мышления, уровень развития личности, уровень знаний по литературе и родному языку сочинение – при всей его разносторонности и экономичности – стоит где-то на уровне середины прошлого столетия, т.е. ни возможностям, ни потребностям новейшего времени оно не отвечает.

Тогда в чем же дело? Тестами пользуется весь цивилизованный мир, причем они выявляют не только уровень знаний, но и те или иные черты личности, соответствующие роду занятий. Велика погрешность? А где она не велика?

Нет, не в погрешности дело и даже не в несовершенстве сегодняшних федеральных тестов. Дело в несовершенстве системы российского высшего образования. Сказано: «Не введи нас во искушение». И первое, самое страшное – искушение бесплатностью образования. И сегодняшняя платная альтернатива проблему не решает, а только обостряет. (Как в том анекдоте: «А есть ли в Париже непродажные женщины? – Есть, только они стоят еще дороже».) Ведь продать-то можно все – и темы сочинений, и сами сочинения, и вопросы к тестам, и ответы на них.

А между тем избежать искушения совсем не сложно. Сделать образование платным для всех. И ввести – как у всех добрых людей делается – ссуды для студентов с рассрочкой выплаты по завершении высшего образования. И освобождать от платы за обучение за тот или иной семестр тех, кто сдал без троек (или еще как-то, опять же как у людей делается). А для победителей олимпиад, творческих конкурсов – еще какие-нибудь льготы и т.д. Стоить это государству будет в конечном счете не дороже, чем сегодняшнее бесплатное образование (и, кстати, сразу устранит пропасть между государственными и негосударственными вузами). Ну, конечно, когда речь идет о детях-сиротах или детях из многодетных семей, по-видимому, от оплаты надо будет освобождать совсем. И то еще вопрос – нужно ли при этом учитывать, насколько успешно эти дети учатся (на мой взгляд, необходимо).

Впрочем, эта система у нас может начать торговлю четверками и пятерками не на вступительных, а на семестровых экзаменах. Но это уже, как говорили А. и Б. Стругацкие, совсем другая история.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru