Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2000

И.В.  Голубева, А.Г.   Нарушевич

Лингвистические задания на уроках русского языка
как средство воспитания языковой личности

Под языковой личностью Ю.Н. Караулов понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:

а) степенью структурно-языковой сложности,

б) глубиной и точностью отражения действительности,

в) определенной целевой направленностью»1.

Формирование творческой, нестандартно мыслящей личности – важнейшая задача современной школы, решаемая различными путями, в том числе и обновлением содержания образования и расширением палитры методов и приемов работы на уроке.

В качестве одного из основных средств воспитания языковой личности, на наш взгляд, следует назвать выполнение разнообразных лингвистических заданий. Четкая их типология пока отсутствует, однако мы убеждены, что такие задания должны не только войти в практику работы кружков и факультативов по русскому языку, в практику подготовки к олимпиадам по предмету, но и стать частью ежедневной работы учителя на уроке.

Выполнение лингвистических заданий воспитывает любовь к родному языку, расширяет лингвистический кругозор школьников и способствует формированию коммуникативных качеств личности, необходимых для ее полноценного развития.

Мы предлагаем несколько разновидностей лингвистических заданий разного уровня сложности (это позволяет учителю работать с детьми, имеющими различную подготовленность по предмету) по основным разделам школьного курса русского языка и задания творческого характера. Языковой материал подобран из произведений А.Ахматовой, А.Блока, М.Цветаевой, Б.Пастернака и др., что даст возможность учителю осуществить более тесную межпредметную связь уроков русского языка и литературы.

1. В отрывке из стихотворения А.Ахматовой «Любовь» найдите слова, в которых звуков больше, чем букв, и слова, в которых букв больше, чем звуков.

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует.

2. На каких фонетических явлениях построена рифма в стихотворении Н.Гумилева «Воспоминание»?

Над пучиной в полуденный час
Пляшут искры, и солнце лучится,
И рыдает молчанием глаз
Далеко залетевшая птица.

3. Какая старая фонетическая норма отражается в приведенном ниже отрывке из стихотворения Б.Пастернака «Памяти Демона»?

От окна на аршин,
Пробирая шерстинки бурнуса,
Клялся льдами вершин:
Спи, подруга, лавиной вернуся.

4. Какое лексическое явление обыгрывается в стихотворении В.Брюсова?

...Вдруг лебедей метнулась пара...
Не знаю, чья была вина...
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина...

5. Что такое ритмическая парцелляция? Объясните ее художественную роль в стихотворении М.Цветаевой, отрывок из которого приведен ниже.

Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

6. Рассказывают, что М.Горький, редактировавший рукопись молодого писателя, по поводу его фразы «Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: “Братцы, щуку поймал!”» заметил: «Первая щука – явно лишняя». О чем идет речь?

7. Благодаря какому фонетическому приему Б.Пастернаку удается добиться особой звуковой выразительности в приведенных ниже отрывках из «Охранной грамоты»?

1. Голося, въезжали в лужи кованые полозья, и цокал кремень под тростями концертантов.

2. По дюжей мостовой отрывисто шаркал весенний воздух. Точно обтянутые живой кожицей, очертания переулка дрожали зябкой дрожью, заждавшись первой звезды...

8. Как можно объяснить разницу в организации стиха (ритмической, фонетической) приведенных ниже отрывков из произведений О.Мандельштама?

1. Единственной отрадой
Отныне сердцу дан –
Неутомимо падай,
Таинственный фонтан.

2. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

    9. Знаете ли вы, что такое месостих? Прочитав стихотворение В.Брюсова, объясните роль графических выделений, дайте определение такой форме стихотворения.

ВлекисуровуюмечтУ,
ДАйутомленнойреЧи,
ВаДимиэтудальИту,
ДарИнастаромВече
СебеМгновениЕогня,
ДайсмУтестеНыволи.
ТыискуШениЕкремля:
ЗатмениЕоШибокдня –
ТроньискРоюдоболи!

10. Найдите в предложении из очерка Б.Зайцева «Андрей Белый» слова с дифференцирующим написанием. Объясните их художественную роль в данном случае.

А.Белый был действительно совсем белый, почти в истерике, не раздевался, не ложился, всю ночь бегал по кабинету.

11. «В соседнем доме окна жолты», – писал А.Блок в стихотворении «Фабрика», настаивая на такой орфографии выделенного слова. Какой смысловой оттенок появляется у слова в данном случае?

12. Охарактеризуйте выделенные слова с точки зрения употребления, стилевой окраски, объясните их лексические значения.

1. После недельной работы все ратаи сильно устали, –

Впитывать любит земля в борозды пот трудовой...

2. Грузный старик, не спеша, расстилает на берег онучи...

Девки-невесты в бурьян спешно хоронят белье. (П.Радимов)

13. Какое лексическое явление здесь использовала А.Ахматова?

На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернела роща кедров.

14. Чьи строки цитирует в своем стихотворении Г.Адамович? Какой троп содержится в этой цитате?

Ничего не забываю,
Ничего не предаю...
Тень несозданных созданий
По наследию храню...

И как прежде, с прежней силой,
В той же звонкой тишине
Возникает призрак милый
На эмалевой стене.

15. Найдите авторские неологизмы в стихотворениях Игоря Северянина. Объясните, как они образованы.

К черте черта

Какою нежностью неизъяснимою,
какой сердечностью

Осветозарено и олазорено лицо твое,
Лицо незримое, отожествленное
всечертно с Вечностью,

Твое; – но чье?..

Лиробасня

Бело лиловеет шорох колокольчий –
Веселится летоветр;
Мы проходим полем, мило полумолча.
На твоей головке – фетр...

16. Что такое палиндром? Ответить на этот вопрос вам поможет известное стихотворение В.Брюсова:

Я – око покоя,
Я – дали ладья.
И чуть узорю розу тучи
Я, радугу лугу даря.

17. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке из воспоминаний Н.А.  Тэффи? Разверните (расшифруйте) цитаты-образы в маленьком рассказе.

Бальмонт был поэт. Всегда поэт. И поэтому о самых простых житейских мелочах говорил с поэтическим пафосом и поэтическими образами. Издателя, не заплатившего обещанного гонорара, он называл «убийцей лебедей». Деньги называл «звенящие возможности».

18. Одной из лучших книг русской зарубежной литературы считается роман А.Зиновьева «Зияющие высоты». Какой художественный прием использован в названии произведения?

19. Объясните, как авторам удается добиться комического эффекта.

1. Выходя из дворян, хлопнул дверью и сделался разночинцем. (Саша Соколов)

2. Люди, в которых с пеленок развивали дух коллективизма, теперь этот дух на дух не переносят. (В.Войнович)

3. Дело твое мы захватим и приведем к логическому концу. Потеря, которую потеряла наука из-за потери тебя, невозвратима. Но мы позаботимся о том, чтобы ее умножить... (А.Зиновьев)

20. Определите, какой частью речи является выделенное слово.

1. И уверь меня, что я с тобой – одно.

2. И часто на одном коньке
К реке спускался вне себя...

3. И ни души. Один лишь хрип...

4. Одних это все ослепляло. Другим –
Той тьмой казалось...

(Б.Пастернак)

21. К какой части речи следует отнести выделенные слова в отрывке из стихотворения В.Хлебникова?

Волны скачут лата – тах!

Волны скачут а – ца – ца!

 

22. И молитва моя горяча,
И целую тебя я в плеча, –

пишет А.Блок. Почему используется такая форма множественного числа существительного плечо? Как эта форма связана с историей развития категории числа в русском языке?

23. Как решить вопрос о типе склонения выделенных слов?

Прошлое страстно глядится в грядущее.

Нет настоящего. Жалкого – нет.

(А.Блок)

24. Найдите «четвертое лишнее» среди выделенных слов. Ответ обоснуйте.

1. Как в пулю сажают вторую пулю
Или бьют на пари по свечке,
Так этот раскат берегов и улиц
Петром разряжен без осечки.

2. И глохнет свисток повторенный,
А издали вторит другой,
И поезд метет по перронам
Глухой многогорбой гурьбой.

3. Не как люди, не еженедельно,
Не всегда, в столетье раза два
Я молил тебя: членораздельно
Повтори творящие слова.

4. Повсюду портпледы разложит туман,
И в обе оконницы вставят по месяцу.

(Б.Пастернак)

25. Определите наклонение глаголов-сказуемых в предложениях.

1. Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

2. Пускай о многом неумело
Шептал бумаге карандаш...

(С.Есенин)

26. Почему при создании художественного портрета часто используются назывные предложения?

Рысьи глаза, длинные рыжеватые волосы...

(Н.А.  Тэффи. Бальмонт)

Сам он высокий, мягко-кудреватый, голубые глаза, несколько воспаленный цвет кожи на щеках. Светлая бородка. Общее впечатление мягкости, влажности и какой-то кругловатости.

(Б.Зайцев. Вячеслав Иванов)

Прямая, невьющаяся борода, такие же бледные падающие усы, со лба лысина, pince-nez на черном шнурочке.

(З.Гиппиус. Отрывочное. (О Сологубе)

27. Объясните художественную нагрузку тире в отрывке из стихотворения М.Цветаевой.

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

28. В мемуарной книге Г.Иванова
«Китайские тени» довольно часто синтаксическая конструкция, начинающая новый абзац, предваряется многоточием, например:

...Ночь, холод, нищета, 1920 год!

В чем смысл такого пунктуационного приема?

29. Что такое антипарцелляция? С какой целью она использована в воспоминаниях А.Белого?

Весна 1902 года свободна: при переходе с третьего на четвертый курс экзамены заменяют зачеты; я сдал их; отец уехал председателем экзаменационной комиссии в Петербург; мать – в деревню; май: я один; пустая квартира: разит нафталином: чехлы, занавешенные зеркала, самовар, допевающий песню; высунется глуховатая Дарья, кухарка, мой спутник – пропадет; квартира переполнена мыслями.

30. Попробуйте в стихах или в прозе создать каламбур с использованием приведенных слов.

1. Три (числительное) – три (глагол).

2. Печь (имя существительное) – печь (глагол).

3. Стать (имя существительное) – стать (глагол).

4. Пасть (имя существительное) – пасть (глагол).

31.Напишите, как вы понимаете строчку из стихотворения В.Я.   Брюсова «Родной язык»:

Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru