Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2000

С.Е.  Яновская,
школа-лаборатория № 875,
г.  Москва

Карточки на устном экзамене по русскому языку

9 — 11 классы

Предлагаемые материалы можно использовать на устном экзамене по русскому языку (по билетам) как в 9-м, так и в 11-м классе (в зависимости от уровня выпускников).

Практические задания служат своеобразной помощью для ответа на теоретический вопрос, т.к. в них предлагаются примеры на все изученные случаи орфографических и пунктуационных правил, а также вопросы о сущности грамматических категорий и языковедческих понятий и одновременно проверяются умения учащихся разрешать грамматические, орфографические или пунктуационные проблемы. Материалом карточек являются тексты, отдельные предложения, словосочетания или слова.

Поскольку задание достаточно объемное, выпускнику предлагается выполнять его прямо в карточке, чтобы не тратить время на переписывание.

При подготовке материалов использовались разные методические пособия, в том числе такие, как:

1. Бунина М.С., Василенко  И.А., Кудрявцева  И.А., Панов   М.В. Современный русский язык. Сборник упражнений. М., 1982.

2. Шипицына  Г.М., Петровская  С.С., Черников  И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. М., 1992.

3. Шипицына  Г.М., Петровская  С.С., Черников  И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Лексика. Словообразование. Морфология. М., 1995.

Билет № 1

1. Рассказать о роли языка в жизни общества. Привести примеры, характеризующие развитие языка.

2. Рассказать об употреблении двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Карточка № 1

Найдите в тексте бессоюзные предложения, расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Сорока поднял голову вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. По ней надо держать путь. Сорока наваливается на багор толкает вперед тяжелую льдину а в голове несвязно теснятся темные думы далеко море вынесло мороз лютый ударил другие сутки во рту ничего не было. Налегает Сорока на багор старается слышит слабеть стал. Приостановился на минутку снегу перехватил огляделся кругом водная пустыня в голубоватом сумраке тянулась без конца и пропадала.

(А.Серафимович)

 

Билет № 2

1. Рассказать о функции русского языка в современном мире.

2. Рассказать об употреблении тире в бессоюзном сложном предложении.

Карточка № 2

Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения, расставьте знаки препинания и объясните их.

Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек зимой и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз бывало идешь по тундре наступишь на кочку такой поднимется визг писк даже подчас вздрогнешь. Глядишь под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные по сравнению с нею сапоги! Крошечные глазки горят вострые зубки злобно оскалены. Дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык не было бы на всем свете зверя страшнее!

(По И.Соколову-Микитову)

 

Билет № 3

1. Рассказать о гласных звуках русского языка и о правописании гласных в корнях слов.

2. Рассказать о способах цитирования и о знаках препинания при цитатах.

Карточка № 3

1. Вставьте в слова пропущенные буквы и объясните их правописание. Произведите фонетический разбор выделенного слова.

Нар_стающий шум, забл_стевший вд_ли огонек, пок_сившийся забор, разг_рающаяся з_ря, прик_снуться к раск_ленному железу, проб_раться сквозь густые зар_сли, расст_лающаяся р_внина, неприм_римые враги, зам_рать от восх_щения, распол_гать временем, испытывать насл_ждение, прик_саться к чему-либо.

2. Расставьте знаки препинания (цитаты выделены жирным шрифтом).

1) Демокрит писал что знания начинаются с удивления.

2) Следовать за мыслями великого человека писал Пушкин есть наука самая занимательная.

3) О.Уайльд писал Благо даруемое нам искусством не в том чему мы от него научаемся а в том какими мы благодаря ему становимся.

4) По словам Ф.М.   Достоевского суд большинства еще не всегда бывает одинаков с судом потомства.

3. Составьте предложения, в которые входили бы в качестве цитат, оформленных разными способами, данные высказывания.

1) Что слава? Яркая заплата

На ветхом рубище певца.

(А.Пушкин)

2) Душевный строй истинного поэта выражается во всем, вплоть до знаков препинания. (А.Блок)

3) Краткость – сестра таланта. (А.Чехов)

 

Билет № 4

1. Рассказать о согласных звуках русского языка и об обозначении мягкости согласных на письме.

2. Дать определение подлежащего.

Карточка № 4

1. Вставьте, если нужно, пропущенные буквы и объясните их правописание. Произведите фонетический разбор выделенного слова.

Наез_ница, я_ственный, уча_ствовать, моло_ьба, разве_чик, дворня_ка, ро_кий, пейза_, веч_ность, гон_щик, березон_ка, контор_щик, кровел_щик, мощ_ность, вскол_зь, бин_тик.

2. В данных предложениях согласуйте сказуемое с подлежащим.

1) Несколько пуль провизжал_ над моей головой. (М.Лермонтов)

2) На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чем-то толковал_. (А.Пушкин)

3) У князя в сакле собрал_сь уже множество народа. (М.Лермонтов)

4) Базаров с Аркадием уехал_ уже на другой день. (И.Тургенев)

5) МГУ объявил_ конкурс.

3. Расставьте пропущенные знаки препинания и произведите синтаксический разбор предложения.

Темно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне еще сохранявшем последний отблеск зари.

(М.Лермонтов)

 

Билет № 5

1. Дать определение корня, приставки, суффикса.

2. Рассказать о знаках препинания при одиночных приложениях.

Карточка № 5

1. Разберите по составу данные слова, определите в них значение суффиксов и приставок.

Огородничество, восторженность, расселяться, отпрыгнуть, престрого, притихнув.

2. Вставьте в слова пропущенные буквы и объясните их правописание.

Совестл_вый, размаш_стый, завед_вать, пр_усадебный, _жигать, и_черпать, доверч_вый, сказ_чный, пр_дубеждение, с_прикосновение.

3. Найдите в данных предложениях одиночные приложения.

1) Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей. (Л.Толстой)

2) Мы, учителя, боялись Беликова. (А.Чехов)

3) Жухрай, матрос, с нами не разговаривал. (Н.Островский)

4) Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу. (С.Т. Аксаков)

5) Мне, как моряку, понятны эти убийственные взмывы волн, этот лязг железной громады, дрожащей и стонущей в буйных объятиях стихии. (А.Новиков-Прибой)

4. В данных предложениях расставьте знаки препинания и объясните их. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

1) Сверкнувшая в жестких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей еще более развиться. (Н.Гоголь)

2) Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободе он держался с начальством грубо. (М.Горький)

3) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзией. (В.Белинский)

4) Внук шофер из-за руля кланяется деду. (А.Твардовский)

 

Билет № 6

1. Рассказать об образовании слов способом сложения.

2. Рассказать об употреблении тире между подлежащим и сказуемым.

Карточка № 6

1. В данных предложениях вставьте пропущенные в словах буквы, раскройте скобки и объясните правописание.

1) Вошла девушка, (кругло) лицая, с (светло) русыми волосами, гладко зачесанными за уши. (А.Пушкин)

2) Человеческие слова, такие простые и ясные, прозвучали и погасли в этом (непонятно) беспокойном шепоте (спокойно) неподвижной реки. (А.Серафимович)

3) Каждому дали на завтрак (пол) булки, (пол) апельсина и (пол) литра молока.

4) Рядом с сиренью на солнц_пеках росла калина, имеющая вид развесистого куста, с крупными черешковыми листьями и цветами двух сортов:
чаш_образные плод_несущие в середине и (снежно) белые бесплодные по краям. (В.Арсеньев)

2. С данными аббревиатурами составьте такие словосочетания или предложения, в которых выявлялся бы род этих слов.

ООН (Организация Объединенных Наций),

МГУ (Московский государственный университет),

ЦСУ (Центральное статистическое управление).

3. В данных предложениях расставьте пропущенные знаки препинания. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

1) Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Лермонтов)

2) Производить эффект их наслаждение. (М.Лермонтов)

3) Пруд как блестящая сталь. (А.Фет)

4) Он скептик и материалист. (М.Лермонтов)

5) Поэзия это огненный взор юноши кипящего избытком сил. (В.Белинский)

 

Билет № 7

1. Рассказать об основных способах словообразования (кроме сложения).

2. Рассказать об обращении и знаках препинания при нем.

Карточка № 7

1. Укажите способ образования данных слов. Вставьте в слова пропущенные буквы и объясните их правописание.

Об_гр_ватель, гости(н, нн)ая, рыбачить, подкормка, пр_нар_диться, бе_вкусица, подг_рать.

2. Расставьте знаки препинания и произведите синтаксический разбор данного предложения.

Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня и навестим поля пустые леса недавно столь густые и берег милый для меня. (А.Пушкин)

 

Билет № 8

1. Рассказать о правописании согласных в корне слова.

2. Рассказать об уточняющих обособленных членах предложения и о знаках препинания при них.

Карточка № 8

1. В данном тексте найдите слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слов. Вставьте, где требуется, пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните правописание.

Переезд был многоверс_ный. Чудес_ная дорога шла по ре_кому лесу, кругом виднелись прекрас_ные рощи... Мы остановились возле чува_ской деревни для заку_ки овса и съес_ных припасов. Вид (от) туда был очень хорош на всю живописную окрес_ность реки Кармалки. Но мне было не до видов! Мои мечты поудить вечером разлетелись как дым. Когда моя мать посмотрела на меня, она почу_ствовала (не) возможность сделать меня (не) счас_ным. Я ум_лял ее не напрасно, но позволение ее было строго и (не) радос_но.

(По С.Т. Аксакову)

2. Расставьте знаки препинания и произведите синтаксический разбор предложения.

В один из весенних вечеров в конце марта когда уже на земле не было снега и в больничном саду пели скворцы доктор вышел проводить до ворот своего приятеля – почтмейстера. (А.Чехов)

 

Билет № 9

1. Рассказать о правописании разделительных знаков. Привести примеры слов, в которых звуков больше, чем букв.

2. Рассказать о деепричастных оборотах и о знаках препинания при них.

Карточка № 9

1. В данном тексте найдите слова с разделительными знаками. Вставьте пропущенные в словах буквы и объясните их правописание. Определите, какие звуки обозначены выделенными буквами я, ю, е, ё.

– Кыш, разбойники! Я вас, огл_ше(н, нн)ые!

Я (не) вольно улыбнулась: это вечно п_яненький завхоз Егор Петрович, по прозвищу Птич_я Смерть, спозаранок гонял скворцов. Голос у него визгливый, в_едливый. Волосы вз_ероше(н, нн)ы, выг_ревшая рубаха надулась на спине парусом. Вот он отбросил шест, откуда (то) из кустов выхватил старенькое руж_ецо и выпалил дроб_ю в огромную сквореч_ю стаю.

(По В.Чудаковой)

2. Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастия и деепричастные обороты.

Алейкум салям улыбаясь беззубым ртом проговорил старик узнав Хаджи Мурата и поднявшись на свои худые ноги стал попадать ими в стоящие возле тумбы туфли с деревянными каблуками. Обувшись он не торопясь надел в рукава нагольный сморщенный тулуп и полез вниз по лестнице приставленной к крыше. И одеваясь и слезая старик покачивал головой на тонкой сморщенной загорелой шее и не переставая шамкал беззубым ртом. Сойдя на землю он гостеприимно взялся за повод лошади Хаджи Мурата и правое стремя. Но быстро слезший со своей лошади ловкий сильный мюрид Хаджи Мурата отстранив старика заменил его.

(Л.Толстой)

3. Произведите замену простого предложения с деепричастным оборотом возможными синонимическими конструкциями, расставьте в них знаки препинания.

Очень устав, путники все же решили продолжать путь без отдыха.

 

Билет № 10

1. Рассказать о склонении имен прилагательных и причастий и о правописании окончаний полных имен прилагательных и причастий.

2. Рассказать о второстепенных членах предложения.

Карточка № 10

1. Вставьте пропущенные буквы.

Сыпуч_й песок, пахуч_я резеда, колюч_е растение, настоящ_е помощники, поздн_я прогулка, в дремуч_ю тайгу, с ведущ_м инженером, под плакуч_ми ивами, перед последн_м километром, колеблющ_йся толпой, стелющ_ся туман.

2. В данных предложениях расставьте знаки препинания, подчеркните второстепенные члены предложения и укажите, чем они выражены.

1) Графиня хотела заставить его говорить но он наивно смотрел в очки вокруг себя как бы отыскивая кого-то и односложно отвечал на все вопросы графини. (Л.Толстой)

2) Многие хотели ее приучить к своему дому но она не давалась и вежливо удирала при первой же попытке запереть ее в коридоре или в комнате. (Л.Андреев)

3) Бакенщик божился что только вчера над этим местом прошел буксир «Кочегар» с четырьмя баками-нефтянками и ни разу не коснулся дна. (К.Паустовский)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru