Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2000

С.В. СТОЛБУНОВА, г. Ярославль

С любовью к русскому, родному

ярославские радиопередачи

Если у вас в школе есть
свое радио — устройте передачу.

Передача первая

На уроке Н и О отвечали так смешно…

(Ведущие передачи – Ася и Боря.)

Боря: Ася, привет! Почему такая грустная? Ты в школе сегодня была?

Ася: Привет, Боря! Нет, я болела.

Боря: Хочешь, развеселю?

Ася: Конечно, хочу!

Боря: У нас один мальчик сочинил такое предложение на уроке русского языка: По террасе ехала машина. Представляешь?

Ася: Да, так и представила, как в нашем деревенском доме на террасе вдруг появилась наша мама за рулем машины вместо того, чтобы завтрак готовить! Почему же он так написал?

Боря: Так ведь Вовка перепутал трассу с террасой. По трассе ехала машина – вот как надо было!

Не только цены, но и ценники – обхохочешься!

Боря: Ася, здорово! Знаешь, что я сейчас коллекционирую?

Ася: Привет, Боб! Марки? Значки? Монеты?

Боря: Нет, ценники … с ошибками!

Ася: И много уже в твоей коллекции ценников, покажи!

Боря: Вот, смотри. Томаты мариванные.

Ася: Это, наверное, Марь Иванна наша приготовила. А еще?

Боря: Из того же магазина: Хлеб падовый.

Ася: Значит, он у них все время падал, да?

Начало есть у каждого предмета, вам следует запомнить это

Боря: Я вот тут в одной газете прочитал: спрашивают, откуда есть пошло выражение бить баклуши.

Ася: Но ведь это очень просто, все знают: баклуши – это такие деревяшки, заготовки для ложек, и бить их – вырезать значит.

Боря: Вот и газета так же ответила. Но я-то знаю, что это ошибка, которая повторяется из одной книги в другую. Ведь бить баклуши – значит «бездельничать, ничего не делать», а заготовки для ложек вырезать – это работа, и не такая уж пустяковая. Не сходится что-то! А вот если считать битье баклуш игрой, так же как бить буки, байдики, козла, наконец, забивать, тогда становится понятно, почему бить баклуши – значит «бездельничать, отдыхать».

А у Б спросило вкрадчиво: «Что бы это значило?»

Боря: Ася, ты как словарный диктант написала?

Ася: Ох, Боря, плохо, учительница сказала целлофан, а я услышала – салофан, да так и написала. А что такое целлофан? И почему он так пишется?

Боря: Это такая прозрачная пленка, в которую можно заворачивать что хочешь. Наверное, это слово пришло к нам из другого языка – итальянского или французского, раз пишется с двумя л. Вот смотри еще: целлулоид, целлюлоза, а русское целовать – уже только с одним л.

Рецепты грамотности речи вам А и Б готовы обеспечить!

Боря: Ася, ты знаешь, как написать слово копчушка – с ш или с ж?

Ася : Копчушка – это такая рыба, которую закоптили?

Боря: Да.

Ася: Тогда так: у меня есть много копчужек. Пишу ж.

Боря: А вот и неверно. Ты подумай, из чего состоит слово: копч – корень, ушк – суффикс, а вот суффикса ужк нет, просто не существует. Запомнить, как пишется это слово, тебе поможет загадка:

Шла по мостику старушка,
И несла в руке копчушку,
Сколько же в руках копчушек
У пяти таких старушек?

 

Передача вторая

На уроке Н и О отвечали так смешно…

Ася: Привет, Борис, ты сочинения любишь писать?

Боря: Очень, а ты?

Ася: А я больше люблю, когда учительница нам читает цитаты из наших сочинений.

Боря: Это почему же?

Ася: Потому что мы весь урок хохочем как ненормальные. Ведь это же надо так написать: «Швабрин вращался в высшем свете и мечтал вращать там Машу Миронову».

Боря и Ася: Ха-ха-ха.

Боря: Ребята, а у вас бывают такие веселые уроки? Присылайте нам письма о таких уроках на конкурс «Самый смешной случай на уроке».

Не только цены, но и ценники – обхохочешься!

Ася: Боря, принимай новый подарок в твою коллекцию забавных ценников. Восточная сладость. Арахис соленый.

Боря: Ну, может для кого-то и соленые орешки – сладость; а у меня новинка: инструкция по чистке обуви – приложена к моим ботинкам: Замшевую обувь чистите губой.

Ася: А может, еще и языком вылизать?

Боря: Если вы, дорогие ребята, пришлете нам смешные ценники и вот такие веселые инструкции, то мы обязательно расскажем о них в нашей передаче.

Ася: И тоже устроим конкурс, правда? Чтобы поменьше было таких продавцов-грамотеев.

Начало есть у каждого предмета, вам следует запомнить это

Боря: Ася, ты что так часто дышишь, запыхалась?

Ася: Нет, испугалась. Шла через дорогу и зазевалась, призадумалась, да так, что чуть под машину не попала.

Боря: Не надо было варежку разевать.

Ася: Ну да, а гаишник на меня варежку открыл и ну кричать, ну ругаться.

Боря: Постой, а почему это мы с тобой такие выражения употребляем? Ведь ты же не варежку открывала, а рот, да и милиция тоже, когда ругается, рот разевает!

Ася: А я знаю. У нас в деревне я часто слышу: «Что варягу-то разинул?», и слово варяга, или варега, обозначает не только варежку, но и рот. Вот поэтому мы и разеваем варежку, то есть рот, когда невнимательны или когда гневаемся, кричим на кого-то.

А у Б спросило вкрадчиво: «Что бы это значило?»

Ася: Ну, Боря, а как дела у тебя с орфографией?

Боря: Ты знаешь, когда думаю о значении слова, не умАляю роль смысла, то есть, пишу правильно. А вот некоторые...

Ася: Да, недавно мы писали изложение об университетском благородном пансионе, который отпочковался (знаешь такой способ размножения?) от университета.

Боря: Ну, конечно, знаю, это от слова почка, и что же?

Ася: Так вот тебе варианты: пансион: отпАчковался (сел в другую пачку), отпУчковался (другой пучок) и даже отБочковался (в другую бочку). А все почему?

Боря: А потому, что о смысле не думаем.

Рецепты грамотности речи вам А и Б готовы обеспечить

Ася: Я сейчас в магазине была, понадобились мне ножницы, но не могла их купить!

Боря: Это почему же?

Ася: Протянула я чек продавцу и говорю: «Дайте мне две ножницы. Одну покороче – вот такую, другую – подлиннее».

Боря: И что?

Ася: А она говорит: «Нет такого товара».

Боря: Конечно, ведь с этим существительным упо-требляется только форма двоедвое ножниц, двое ворот.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru