Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2000

Р.И.  Альбеткова,
г. Люберцы, Московская обл.

 

Словесные игры

Газета «Русский язык» уже писала о возрождении в школе предмета «словесность» (см. № 25/99, 29/99). Вначале он возник в 10–11-х классах. Теперь появилась программа по этому предмету для 5–6-х классов, она опубликована в сборнике: Русский язык: Риторика. 5–7-е кл.; Основы русской словесности. 5–9-е кл.; Программы компенсирующего обучения. 5–9-е кл.; Программы для углубленного изучения предмета. 10–11-е кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: Дрофа, 1999. Программа рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. В ближайшее время должны выйти учебники по словесности для 5–9-х классов и книги для учителя – методические рекомендации к каждому из них.

В учебниках «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-х и 6-х классов каждая глава завершается разделом «Играем со словами!». Но словесные игры необходимы и в последующих классах, и не только на уроках словесности, но и на уроках русского языка и литературы. Для чего нужны игры? Какие игры можно использовать при изучении той или иной темы? Как их организовать? Отвечая на эти вопросы, приведем примеры разнообразных словесных игр и покажем, как создать ситуацию игры на уроке, как помочь школьникам научиться самим создавать игры.

 

Зачем и как проводить словесные игры на уроке

Важнейшая задача, которая стоит перед учителем словесности, – помочь школьникам полюбить слово, открыть его красоту, получать радость от чтения. Бесполезно доказывать, что надо читать, если можно бездумно смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Значит, надо научить школьников получать от книги наслаждение, которое превосходило бы удовольствие от игры и телевизора. А это возможно, только если ребята полюбят язык и чтение. Потому что красота и любовь – могучая сила, способная не разрушать, а созидать.

Этой цели могут послужить многообразные увлекательные словесные игры, которые должны найти место на уроках. Игра не просто развлечение, а особый способ постижения сложных языковых явлений, способ обучения речи. Игра эффективна, ведь играют не потому, что надо, а потому, что интересно. Во всем мире творческие игры используются в качестве чрезвычайно действенного приема обучения.

Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Если сложный вопрос решается путем диалога сторонников разных точек зрения (а в словесности немало таких проблем, например: что такое текст), если ребята выступают в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей (например: расскажут о картине художника от лица экскурсовода в музее, возьмут «интервью» у «академика», в роли которого выступит учащийся, досконально изучивший проблему), если стоит вопрос: кто быстрее, лучше выполнит задание – это уже игра. И она часто продуктивнее других форм работы, а время, отведенное на нее на уроке, употреблено подчас наиболее целесообразно.

Одни игры проводятся как викторины, в которых соревнуются отдельные учащиеся, и работа здесь похожа на фронтальную беседу, только стремительную и веселую. Другие игры требуют групповой работы, соревнования команд. Увлекательно соревнование «экспертов», представляющих команды, – об этом мы расскажем чуть позже.

Обратившись к игре, учитель сразу столкнется с несколькими противоречиями. С одной стороны, игра требует дисциплины, подчинения игроков строгим законам. С другой – игра не допускает авторитарности, это занятие веселое, творческое, ведущий должен живо реагировать на происходящее. Выход из противоречия можно найти в том, чтобы привлечь самих учащихся к организации игры: создается инициативная группа учащихся, выбираются капитаны команд, ребята выступают в роли ведущих, результаты игры оценивает беспристрастное жюри, состав которого от игры к игре меняется.

В игре всегда происходит соревнование, что и отличает игру от других видов деятельности. А значит, есть победители и побежденные. Но цель учебной игры – не выявление победителя, а приобретение знаний и умений каждым участником. Как преодолеть противоречие между неизбежным в игре делением на победителей и побежденных и задачей активизации работы каждого ученика? Решение проблемы находится творческими усилиями учителя, которому каждый раз приходится думать: 1) как подобрать игры, 2) каким образом их проводить, 3) как оценивать результаты работы учащихся.

Прежде всего очень важно понимать, что главное в учебной игре – не победа в борьбе, а общая радость участия в ней, радость открытия, совершенного с помощью игры. Нельзя превращать игру в погоню за баллами и делить учеников на талантливых и «серых». Чтобы этого не допустить, учитель подберет в занятии игры, требующие разных способностей: не только быстроты реакции, но и широты эрудиции, хорошей памяти, эмоциональной чуткости, точности слова и т.д. Тогда кто-то окажется победителем в одном соревновании, кто-то – в другом и не будет полностью проигравших. Игра в команде уравновешивает неодинаковые возможности учащихся, которые при индивидуальном соперничестве могут оказаться очень заметными. Важно, чтобы команды были поставлены в равное положение.

Оценка результатов может даваться в баллах, как в спортивных соревнованиях или в телевизионном КВН, а чтобы баллы не отождествлялись со школьной оценкой, пусть их будет 10 или 12. Есть и другие способы оценки: набрать наибольшее количество фишек, устанавливать предел времени. Награждать победителей можно забавными призами, «почетными званиями», записью наиболее интересных игровых сочинений в журнал творческих работ класса.

Итак, игра на уроке – не цель, а средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры, зависит в значительной степени успех обучения школьников.

 

Богатство языка в играх

Сначала приведем игры, направленные на выявление богатств, заключенных в слове. Они служат обогащению словаря учащихся, обучению грамоте, активизации творческой и речевой деятельности. Их можно использовать на уроках русского языка в темах: Морфемика, Орфография, Лексикология, Морфология, Синтаксис. А также на уроках словесности по темам: Что такое слово, Богатство лексики русского языка, Прямое и переносное значение слова (5-й класс), Употребление языковых средств, Средства художественной изобразительности (6-й класс), в разделе Материал словесности (7-, 8-, 9-е классы).

 

Ребусы

Ребусы интересны тем, что помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное, что доставляет радость открытия. Особенно интересно школьникам самим составить ребус и загадать его друзьям. А если в составлении и отгадывании ребусов соревнуются две команды, это дополнительное удовольствие. Чему дети учатся при этом? Если в ребус превратить термин, означающий изучаемое понятие, это слово накрепко запомнится. Если предложить двум или трем командам (рядам) школьников: кто создаст более интересный ребус из слова с трудной орфограммой, слово будет писаться без ошибок. Чтобы ребусы могли создавать не только умеющие рисовать, но все ребята, можно облегчить задачу: предметы можно и не рисовать, а писать слово, их называющее, с запятыми перед ним или после него, указывающими количество отнятых букв. Но слово должно быть существительным, называющим предмет, который можно изобразить. Например, слово равнина можно изобразить таким образом: рак’ – В – нимб’’ – НА; а можно так: рак’ (внутри) Н – ’’спина; слово искусство: ’лиса’ – куст’ – ствол’; словосочетание радостная весть: рак’ – (нота) «до»стол’’ (помещенный) на Я – ’’кость (внутри) Е.

Следует объяснить уже пятиклассникам принцип отгадывания и составления ребусов и по мере необходимости использовать эту игру на уроках вплоть до 11-го класса. Вот эти сведения.

Слово отгадывается по рисунку, на котором части слова изображены в виде предметов и букв. Например, нарисованы нотные линейки и нота ре, а затем – бусы. Читаем: ре-бусы. Если в наименовании нарисованного предмета есть «лишние» буквы, то перед рисунком ставится столько запятых, сколько букв надо отнять в начале слова, а справа от рисунка – столько запятых, сколько букв надо отнять в конце слова. Например, нарисован дом и после рисунка запятая, читаем: до, если запятая стоит перед рисунком, читаем: ом. Сочетания на, над, под, из, в, за, с, от, к обозначаются расположением предметов или букв. Например, слово за-я-ц можно изобразить, нарисовав букву Я, а за ней – Ц, слово под-к-о-в-а – вверху букву К, а под ней букву О внутри буквы А.

В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм.

Вот пример: Красна девица сидит в темнице, коса на улице.

Краб’ – С над Е в И – царь’’ – сито’’ – ДИТ в Т – ’ ремни – Ц – ‘щека’ – оса на У – лицо’ – Е.

А это ребус-шутка: 1, 2, 3, 4... 6. КО зачеркнуто: оно было, ЗА тоже было, ПО есть, а пяти-то нет. Читаем: кобыла забыла поесть: аппетита нет!

Ребусы можно отгадывать индивидуально или организовать эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус – кто быстрее? Или листки с одинаковым ребусом даются группам школьников с заданием решить ребус и отгадать заключенную в нем загадку – кто быстрее? Пусть учащиеся сами составят ребусы на словарные слова, на правописание приставок, чередование гласных в корне и др. – кто сделает это интереснее? Составление ребусов может быть домашним заданием в КВН на школьном вечере, и это привлечет даже старшеклассников.

 

Шарады

Шарады (от франц. charade – беседа, болтовня) – это особые загадки. Они немного похожи на ребусы, только в них даются не рисунки, а синонимы или описательные выражения значений тех слов, которые возникают при разделении загаданного слова на части. Для составления шарады надо найти слово, части которого представляют собой другие самостоятельные слова, например: чело – век. В отличие от ребусов, в этих словах не должно быть лишних букв. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифраз), а затем – значение целого:

Первое – лоб.
Второе – сто лет.
Целое – разумное существо.

А при отгадывании шарады работа идет в обратном направлении: находим синоним слова лобчело, синоним сто лет – век. Значению «разумное существо» соответствует слово человек.

Приведем примеры шарад, которые можно предложить на уроке:

1. Если вы соедините две ноты, можете сварить суп.

2. Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова.

3. Начало в церкви раздается,
Кусает больно нас второе,
А вместе это обернется
Народной русскою игрою.

4. Первое используется в игре, второе – материк, целое найдешь в сказке.

(Ответы: фасоль, удочка, хоровод, фантазия.)

Самое интересное не фронтальное загадывание готовых шарад, а их составление. Для этого заранее предлагается группам (командам) найти в словаре 5 слов, которые можно разделить на значимые части. На уроке команды коллективно сочиняют шарады и загадывают их соперникам. На отгадывание – 30 секунд, за правильный ответ – 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается.

Конечно, надо показать, как это делается. Возможны стихотворные шарады, но не хуже и прозаические. Например, выбрано слово я-сень. Из него может получиться такая шарада: Первое – местоимение, второе – прохлада, целое – дерево. А можно представить шараду в виде предложения: Местоимение наслаждается прохладой под деревом. Еще пример – слово шар-а-да: первое – круглый предмет, второе – союз, третье – утверждение, целое – игра. А можно сказать так: Взяв в руки круглый предмет, прибавив союз и утверждение, можно поиграть. Слово по-беда можно загадать в такой шараде: К предлогу прибавьте несчастье и добивайтесь целого.

Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия для изображения предметов. Такое задание может быть предложено для КВН на школьном вечере.

Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады: балалайка, больница, бормотать, борода, булавка, виноград, домино, иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина, панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка, частушка, чертеж, ябеда, якорь.

 

Логогриф

Логогриф – это более сложный вид шарады. Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом. Вот пример логогрифа на слово муха.

Всегда из четырех частей я составляюсь
И кровию людей, как хищный зверь, питаюсь.
Когда ж ты голову отнимешь у меня,
Питаю я тебя, янтарностью маня.
А если ты меня разделишь пополам,
Вторую часть мою я в смех тебе отдам.
Когда же только хвост один ты мой возьмешь,
То в азбуках и даже здесь меня найдешь.

Из слова муха, состоящего из четырех букв (частей), сделано несколько слов: муха – уха – ха – а. В основе логогрифа лежит метаграмма – слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами, причем каждое слово определяется как в шараде.

А вот детская шутка, но тоже логогриф:

На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда –
Пропала еда!
Ты съел? – Да!

Пусть ребята попробуют составить логогрифы на слова: вода (ода, да, а), квас (вас, ас), клад (лад, ад), комар (ком, омар, ар), а также найдут новые слова и предложат логогрифы друзьям.

 

Слова из слова

Это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для пятиклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова. Например: перегородка – город, род, дорога, перед, предок, капор, кагор, река, гора, горка, порка, год, дог, док, рекорд, докер, код, рак, репа, репка, корка, кора, опора, Егор. Сначала слова находятся быстро, потом поток слов иссякает, ведущий называет последнее слово: «Егор – раз» и делает паузу. Вот кто-то нашел еще слово – порода, опять возникла пауза, после нее «аукцион» продолжается: «порода – раз». Нового слова нет, ведущий произносит: «порода – два», пауза, «порода – три». Аукцион закончился, победил тот, кто назвал последнее слово (или его команда).

Вот несколько слов для составления из них новых слов: делопроизводитель, кинематография, консерватория, постановка, простокваша, рукоприкладство, соковыжималка, контрабас, проигрыватель. А кроме того, учитель и школьники найдут немало слов для этой игры.

Игру можно усложнить заданием сочинить из новых слов связный текст – какая команда сделает это интереснее?

 

Анаграммы

Анаграммы – слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема – смеха, коршун – шнурок, колос – сокол. Игра, доступная любому возрасту, обогащает словарный запас, развивает чувство слова, учит творчеству.

Можно не просто назвать слово, а превратить оба слова в загадку. Например, так: Богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове (барыня – рабыня). Можно отгадать, какая пословица зашифрована: Волос ей не боров, не вылетишь – поймает (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь). Или догадаться, о ком рассказывается: На берегу пруда встретились гуляшка и кутила.

Пусть ребята поищут такие слова и предложат анаграмму друзьям, а команды игроков составят подобные загадки для соперников. Вот несколько слов для превращения в другие: заметка, парадокс, ревность, рогатка, атлас, апельсин, накал, карета, старина.

 

Метаграммы

Метаграммы – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине или конце слова: он – тон, галка – галька, заменяться другой: зайка – байка – гайка – лайка – майка – пайка – райка – сайка – чайка – шайка. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова: рок – прок – курок – огарок – подарок и т.д. Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего: о – он – сон – слон – салон...

С помощью метаграммы можно составить цепочки слов. Например: превратим кота во льва. Ответ: кот – Лот – лоВ – лЕв.

Задания: Как превратить маму в папу? Как из мышки сделать кошку? Как найти в реке щуку? Как из ночи сделать день? Как из муки испечь торт? Как превратить сушу в море? Как мячом забить гол? Как на коня надеть узду? Как миг превратить в год?

 

Бестолковый словарь

В этой забавной игре значение слова (словосочетания) определяется не по правилам, а на основе многозначности, созвучия части слова с другим словом, на ложном объяснении происхождения слова. Приведем несколько определений А.Кнышева:

Доходяга – процветающий бизнесмен.
Речушка – небольшой доклад.
Напасть – намордник.
Подорожник – повышение цен.
Сдержать слово – промолчать.
Выдающаяся личность – невеста.
Драпировка – отступление.

Школьники найдут в настоящем толковом словаре слова, которые можно включить в бестолковый словарь. Работа проводится индивидуально или группами. Чье толкование остроумнее – определит жюри.

 

Отгадай слово

Надо отгадать слово, в котором указано количество букв, одна-две буквы и определено значение, по возможности остроумно.

- - - - - - - - - а – то, чего на белом свете вообще не может быть. (Фантастика)
- - - - - - я – есть в комнате и есть в артиллерии. (Батарея)
О
- - - - - - - - - - - - - - - о – обман. (Очковтирательство)
К
- - - - - - - – прилагательное. Может быть определением к словам зуб, конь, перелом. (Коренной)
- - - - - - - - - к – мужички без топоров срубили избу без углов. (Муравейник)
- - - - - - – чего к стене не прислонишь? (Дорога)
- - - - - - – не видно и не слышно ее, а стоит заговорить о ней – она исчезает. (Тишина)
- - - - - - – первый слог – предлог, второй и третий найдете во флоте, а без целого не сваришь и не съешь кулеш. (Посуда)
Д
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - ь – получается, когда из мухи делают слона. (Достопримечательность)

Игру можно проводить как викторину, в которой каждый отвечает самостоятельно, или соревнуются группы участников, или по типу КВН, где команды предлагают загадки друг другу. Можно применить приемы, которые всем известны по телеигре «Поле чудес», или «заключить в темницу» – за каждую неправильно названную букву рисуется одна линейка, пересекаясь, они изобразят клетку темницы.

 

Палиндромы

Палиндромы – это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, казан, комок, мадам. Возможны предложения-палиндромы: Дорог тот город. Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели: Я иду с мечем судия (Г.Р.   Державин); А роза упала на лапу Азора (А.А.   Фет); Аргентина манит негра (Н.Булгаков).

Разновидность палиндромов – слова, которые при чтении справа налево имеют другое значение: топор – ропот, нос – сон, ворон – норов, колесо – оселок, огород – дорого и другие.

Существуют целые произведения-палиндромы. Их называют «рачьими» стихами, потому что каждая строка читается как вперед, так и назад. Вот начало палиндрома В.Хлебникова:

Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он...

Пусть школьники посоревнуются: кто приведет больше слов-палиндромов, а если удастся, сочинят предложения-палиндромы и даже «рачьи стихи».

 

Омонимы и многозначные слова

Инициативная группа заготавливает несколько существительных-омонимов. Один из игроков («вода») выходит из класса, остальные задумывают слово. Задача «воды» – угадать это слово. Он задает любые вопросы по очереди каждому игроку, например: где находится предмет? что с ним делают? это одушевленное существительное? А игроки отвечают, имея в виду то один предмет, то другой.

К примеру, задумано слово банка, которое имеет такие значения: цилиндрический сосуд; медицинский прибор для лечения кашля; подводная отмель. Где предмет находится? Один скажет: на столе, другой – в море, третий – в поликлинике, четвертый – в шкафу, пятый – в магазине... Что с ним делают? Наполняют, лечат, ставят, изучают, открывают, достают из нее содержимое...

Другой вариант игры: надо отгадать омоним по определению значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, слову глава можно дать определения: старинное название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно увидеть в городе или селе. Есть в романе и в учебнике.

Третий вариант: команды соревнуются – кто сочинит более интересный текст, использовав многозначность слов и омонимы. Вот как это сделал С.И.  Кирсанов:

Шторы опускаются.
Руки – опускаются.
Я шепчу:
– Товарищи...
Но мои товарищи
по домам расходятся,
потому что,
может быть,
в мнениях расходятся,
в том, что чудо
может быть.

Пусть школьники попробуют сочинить шуточное стихотворение с каламбурными и омонимическими рифмами, например: не мой – немой, ворон – вор он, совсем – со всем, а не мел – онемел, рассказал – раз сказал, сосна – со сна; подрожать – подражать, надо есть – надоесть, полосы – пол-осы, тоже лаю – то желаю.

Можно поиграть разными значениями слов: не везет (нет удачи – не перемещает предмет), верно (преданно – вероятно), дорогой (любимый – имеющий высокую цену), наступил (о времени: январь, праздник – на что-то), лицо (физиономия – человек), перевести (с одного языка на другой – истратить), почитать (уважать – читать), засыпать (погружаться в сон – заполнить чем-нибудь сыпучим, вопросами), напасть (беда, неприятность – броситься), печь (существительное – глагол), перерыв (существительное – деепричастие).

С омонимами можно составить загадки, «хитрые вопросы», шутки. Например: Какими нотами нельзя записать музыку? (Дипломатическими.) Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая.) Почему собака ходит на четырех ногах, а человек – на двух? (По земле.) Сколько будет: три, три да три? (Дырка.)

Можно использовать специальный «Словарь омонимов русского языка», составленный О.С.  Ахмановой, если же такой словарь отсутствует – обычный толковый словарь. Для начала приведем несколько омонимов: баба, бабка, балка, банк, блок, бокс, бор, бум, бык, бычок, бюро, мир, ворот, глава, журавль, кисть, класс, ладья, лист, мандарин, наречие, операция, пар, ручка, свет, соль, союз.

 

Паронимы

Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу: чужой – чуждый, героизм – геройство. В игре от каждой команды выделяются «эксперты», которые должны за 1 минуту объяснить значение слов-паронимов и придумать с ними словосочетания или предложения. За правильный ответ – очко, за неправильный или отсутствие ответа очко снимается. Потом работает другая группа «экспертов». Выигрывает команда, получившая больше очков.

Для подбора паронимов целесообразно использовать «Словарь паронимов современного русского языка» Ю.А.  Бельчикова и М.С.  Панюшевой. Вот примеры паронимов. Архаизм – архаичность, боязливо – боязно, вдохновение – вдохновенность, великий – величественный, героический – геройский, глубинный – глубокий, горделивый – гордый, гуманистический – гуманный, далекий – дальний, действенный – действительный, деловитый – деловой, дерзание – дерзость, длинный – длительный, драматический – драматичный, единый – единственный, заплатить – оплатить, лирический – лиричный, надеть – одеть, обидный – обидчивый, обсудить – осудить, одинокий – одиночный, поза – позерство, поступок – проступок, самоуправление – самоуправство, скрытный – скрытый, тема – тематика, убедительный – убежденный, человеческий – человечный, эффективный – эффектный.

 

«Перевод»

Участвуют трое: «знаток», «иностранец» и «переводчик». «Знаток» произносит одну фразу о чем угодно (о школе, весне, картине, дворе, событии, книге и др.). «Переводчик» должен заменить в сказанной «знатоком» фразе все слова синонимами. «Иностранец» отвечает тоже одной фразой: задает вопрос, возражает, делится своими соображениями, воспоминаниями и др. «Переводчик» снова заменяет слова синонимами. Затем тройку сменяют игроки из другой команды.

Другой вариант игры – «перевод». Надо отгадать произведение по «переводу», в котором все слова заменены синонимами или описательными выражениями. Например: Холод и свет; время суток очень хорошее! (Мороз и солнце; день чудесный!). Труднее, но тоже можно заменить слова антонимами: Жара и тьма – ночь ужасная! Такие загадки команды заранее подготовят и предложат друг другу.

 

Редактор

Игроки выступают в роли редакторов неправильных текстов: они объясняют, в чем ошибка, и предлагают правильный текст. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует использовать в игре.

 

Игры со стихами

Следующие игры посвящены теме «Стихотворная форма словесного выражения». Их можно использовать на уроках словесности и литературы. Не все ребята умеют сочинять стихи, но придумать рифму могут все, одни лучше, другие похуже. И услышать ритм тоже может каждый. И это поможет научиться воспринимать стихи.

 

Угадай строчку!

Водящий выходит из комнаты. Оставшиеся задумывают строчку из известного всем стихотворения. Текст ее разбивается на отдельные слова, и каждый игрок запоминает свое слово. Они выстраиваются в том порядке, в каком стоят слова в тексте. «Вода» входит и, подойдя сначала к первому «слову», задает ему любой вопрос, потом – к следующему и так далее. Отвечать на вопросы надо быстро и так, чтобы употребить в ответе свое слово, хитро спрятав его среди других слов. Задача – отгадать строку.

Например, загаданы строки Сурикова: Вот моя деревня, вот мой дом родной. Первому «слову» задан вопрос: «Ты встаешь рано?». Надо ответить так, чтобы слово вот присутствовало в ответе, но не было слишком заметно. Может быть так: Вот еще, зачем мне вставать рано, лучше я посплю!

Другой вариант: команды заранее заменяют все слова отрывка из знакомого стихотворения рифмами и предлагают соперникам отгадать строки. Например: по словам хоровод своя харчевня завод умой льдом больной надо отгадать настоящие строки: Вот моя деревня, вот мой дом родной. Кстати, подобрать строки для игры не так просто: во-первых, не к каждому слову легко найти рифму, а во-вторых, надо, чтобы слова в них не сразу узнавались.

 

Рифмы

Каждый игрок получает листок, на котором написано одно слово: хоровод; своя; харчевня; завод; умой; льдом; больной. Это рифмы к словам, составляющим строки Вот моя деревня, вот мой дом родной. Ведущий читает эти строки, а играющие должны узнать свое слово и встать в том порядке, в каком расположены искомые слова. Даже старшеклассникам нелегко сделать это, особенно если стихи незнакомы ребятам.

 

Буриме (от франц. bouts – концы и rimes – рифмованные)

Это сочинение стихов на заданные рифмы. Рифмы пишутся в правой стороне листка бумаги столбиком, а играющие (индивидуально или группой) вписывают слева от рифмы стихотворные строки. Победители – те, чьи стихи окружающие или жюри признает лучшими. Возможно дальнейшее соревнование победителей первого этапа – четвертьфинал, полуфинал и финал. При этом с каждым разом игра усложняется: оговаривается сначала тема, потом размер стиха, наконец – применение определенных изобразительных средств языка.

Для подбора рифм можно воспользоваться специальными словарями: Абрамов   Н. Полный словарь русских рифм. Словарь русских синонимов. М., 1996; Федченко  С.М. Словарь русских созвучий. Около 150  000 единиц. М., 1995; Фок  П.М. Практический словарь рифм. М., 1993. Можно взять рифмы из любого стихотворения или придумать самим, они могут быть перекрестными, смежными и опоясывающими.

 

Буриме-монорим

Монорим – это стихотворение с одной рифмой. Например, шуточный монорим А.Н.  Апухтина, вот начало:

Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и президентами,
Над морями и континентами...

Пусть учащиеся придумают стихи-моноримы на заданные рифмы. В игре могут соревноваться группы участников, а жюри выберет лучшее стихотворение. Приведем некоторые слова, составляющие рифму ок. Высок – кусок – носок– лесок – голосок – досок – песок – туесок – чеснок – без ног – мог – комок – помог – намок – смог – совок – рывок – привлек – недалек – василек – королек – клубок – глубок – порог – жирок – без дорог – творог – носорог – единорог – строг – зарок – исток – пирог – урок – пророк – срок.

 

Акростих

Акростих – это стихотворение, в котором первые буквы строк, прочитанные сверху вниз, составляют какое-либо слово. Вот акростих поэта конца XVIII – начала XIX   вв. Ю.А.  Нелединского-Мелецкого. Здесь описано явление, которое названо начальными буквами. Пусть школьники отгадают эту загадку.

Довольно именем известна я своим;
Равно клянется плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле,
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями не быть я создана.

Ребята сами могут попробовать сочинить акростих на собственное имя или имя друга. Жюри решит, кто сделает это лучше.

 

На знакомый мотив

В словесности иногда используются размер стиха и интонация известного стихотворения для создания нового произведения. Это не стилизация и не пародия, потому что автор не ставит цели обнаружить особенности стиля и высмеять их. Он просто вливает в готовую форму иное содержание, и от неожиданного сближения возникает юмор.

Пусть школьники посоревнуются, кто сочинит наиболее интересный перепев известного произведения. Может быть, так?

Сижу я голодный в квартире пустой.
Вскормленный котлетами пес молодой –
Мой шустрый приятель, махая хвостом,
Для поисков пищи покинул мой дом.

 

Центон

Центон – это стихотворение, составленное из строк других произведений. Это слово в переводе с латыни означает «одеяло из цветных лоскутов». Предложите учащимся отгадать: из каких произведений составлен этот центон?

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой,
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище?
Спой, светик, не стыдись!
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».
Медведь взревел – и подлинно запел;
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То не путем мяукал он котенком.
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.

Ответ: «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль».

Одна команда пусть составит центон из сказок К.Чуковского или А.Пушкина, из стихов и сказок разных поэтов, а другая – разгадает произведения, определит, откуда взяты строки.

В старших классах возможны разнообразные сложные центоны.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru