Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №25/2000

V ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания и вопросы

I ТУР

9-й класс

1. Какой научный труд (в скобках укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов: М.В.  Ломоносов, В.И.  Даль, Я.К.  Грот, А.А.  Потебня, А.М.   Пешковский, В.В.  Виноградов, А.А.  Реформатский, Р.И.  Аванесов.

1) «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873).
2) «Русское литературное произношение» (1950).
3) «Русский синтаксис в научном освещении» (1914).
4) «Мысль и язык» (1862).
5) «Российская грамматика» (1755).
6) «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947).
7) «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863–1866).
8) «Введение в языковедение» (1947).

2. Как и от какого слова образовано существительное Муравия из заглавия поэмы А.Т.  Твардовского «Страна Муравия»? Какую страну так называет поэт и почему?

3. Перед вами стихотворение Валерия Брюсова «Июльская ночь» с сохранением некоторых элементов дореволюционной орфографии. Определите закономерность, которой воспользовался поэт, создавая это стихотворение. Имейте в виду, что эта закономерность лежит за пределами стихотворной речи. Укажите, с какого слова нарушается эта закономерность и почему.

Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень — и iюль

Колыбельной лаской млеет...
Нежно отзвуки пропели...
Разостлался синий тюль.

Улетели феи— холить
Царство чары шаловливой,
Щебет hдких эпиграмм.

Начинаетъ сны неволить,
Мvро льет нетерпеливый,
Юга ясный Qимиам.

4. Назовите различные языковые способы выражения сравнения. Приведите примеры.

5. Найдите неологизм в отрывке из стихотворного произведения А.Т.  Твардовского. Как образовано это слово? Объясните, какой фразеологизм послужил основой образования прилагательного пустопорожний?

Я всюду видел тетку Дарью
На нашей родине с тобой
С ее терпеньем безнадежным,
С ее избою без сеней,
И трудоднем пустопорожним,
И трудоночью – не полней.

А.Твардовский

6. Приведите примеры неологизмов, созданных писателями. Укажите, как образованы эти слова. Какие из них стали общеупотребительными?

7. Известно, что несколько десятков выражений из басен И.А.  Крылова стали крылатыми. Какие из них вы помните? Укажите их значения.

8. Имеют ли что-либо общее слова этикет, этикетка, этический? Обоснуйте свой ответ.

9. Объясните, почему в слове ишь пишется мягкий знак.

10. В тексте «Слова о полку Игореве» ни разу не встречается существительное лошадь. А какие синонимы этого слова использованы там? Что вы знаете об истории этих слов?

11. Как возникло крылатое выражение витать в облаках и что оно означает? Составьте предложения с этим выражением.

12. Что обозначают выделенные слова? Почему они употреблены автором в этих отрывках? Обоснуйте свой ответ.

1) Нас отец, за ухватку любя,
Называл не детьми, а сынами.
Он сажал нас обапол себя
И о жизни беседовал с нами.

2) У дороги дуб зеленый
Зашумел листвой каляной.
Над землею истомленной
Дождь собрался долгожданный…

3) И на каждой печке новой,
Ровно выложив чело,
Выводил старик бедовый
Год, и месяц, и число.

А.Твардовский

13. Объясните, почему категория одушевленности – неодушевленности существительных в русском языке является лексико-грамматической. Обоснуйте свой ответ.

14. Переведите болгарские слова и словосочетания на русский язык (переводы некоторых из них даны ниже в скобках):

1) борова гора – ___________________________

2) иглолистно дърво – ______________________

3) горская ягода – __________________________

4) борова смола – __________________________

5) градина – _______________________________

6) градинская ягода – _______________________

7) ледена планина – ________________________

(Сад, горная цепь, айсберг, сосновый лес)

I ТУР

10-й класс

1. Свод «Правил русской орфографии и пунктуации» действует с 1956 года. За это время в языке произошли некоторые изменения. Нужно ли в связи с этим совершенствовать орфографическую систему? Обоснуйте свой ответ.

2. Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются собирательные имена существительные?

3. Назовите тропы и фигуры речи, которые использует поэт в этом отрывке. Укажите, какова художественная роль каждого из этих средств.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

А.Пушкин

4. Приведите примеры неологизмов, созданных писателями. Укажите, как образованы эти слова. Какие из них стали общеупотребительными?

5. Известно, что несколько десятков выражений из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» стали крылатыми. Какие из них вы помните? Укажите их значения.

6. Расскажите об истории слова солдат. Назовите другие слова того же корня, дайте им лексико-стилистическую и словообразовательную характеристику.
Что означают выделенные слова в повести А.С.   Пушкина «Капитанская дочка»? Кого называли солдатскими детьми?

В доме коменданта был я принят как родной. Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необыкновенный и простой, но самый честный и добрый.

7. Какая связь существует между словом текст и выражением словесная ткань,словом Англияи выражением туманный Альбион?Обоснуйте свой ответ.

8. Напишите правильно следующие выражения: власть пр_держащ_, власть имущ_. Обоснуйте выбор написания.
Объясните, почему эти выражения часто смешиваются в современной речи?

9. Внесите необходимую правку в текст. Тип придаточных предложений не изменяйте.

Энск – в прошлом небольшой городок, что стоит на берегу реки и в котором прошло мое детство. В городе много мест, с коими связана моя жизнь. Вот дом, в котором я учился. Вот улицы, по которым я бегал мальчишкой. А вот место на берегу реки, на котором я любил сидеть с удочкой.

За последние годы город сильно изменился. На том месте, на котором мы устраивали свои детские игры, построен завод. Те небольшие деревца, которые мы сажали на школьном дворе и с которыми нам пришлось много повозиться, прежде чем они пошли в рост, стали теперь высокими, ветвистыми деревьями.

10. В сказке П.И.   Ершова «Конек-горбунок» Иванушка говорит:

Ой, вы, кони буры-сивы,
Добры кони златогривы!

В другом месте этой сказки те же кони именуются иначе:

Пред глазами конный ряд;
Два коня в ряду стоят,
Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые...

Как вы думаете, почему одни и те же кони названы по-разному? Обоснуйте свой ответ.

11. В каком учебном заведении Москвы получил высшее образование А.Т.Твардовский? Дайте полное и краткое название этого вуза. Как образовано краткое название? Приведите два-три слова, аналогичные ему по своей структуре и способу образования.

12. Существуют разные виды русских диалектизмов: фонетические, лексические, грамматические, этнографические. Попробуйте привести примеры, иллюстрирующие каждый вид диалектизмов.

13. Объясните, почему категория одушевленности – неодушевленности существительных в русском языке является лексико-грамматической. Обоснуйте свой ответ.

14. Переведите болгарские слова и словосочетания на русский язык (переводы некоторых из них даны ниже в скобках):

1) борова гора – ___________________________

2) иглолистно дърво – ______________________

3) горская ягода – __________________________

4) борова смола – __________________________

5) градина – _______________________________

6) градинская ягода – _______________________

7) ледена планина – ________________________

(Сад, горная цепь, айсберг, сосновый лес)

I ТУР

11-й класс

1. Свод «Правил русской орфографии и пунктуации» действует с 1956 года. За это время в языке произошли некоторые изменения. Нужно ли в связи с этим совершенствовать орфографическую систему? Обоснуйте свой ответ.

2. Академик В.В. Виноградов писал, что «судьба притяжательных (прилагательных) лишена перспективы». Как вы думаете, почему?

Объясните, почему притяжательные прилагательные не могут быть образованы от существительных среднего рода. Мотивируйте свой ответ.

3. Как называется место, где родился А.Т.Твардовский? Какие слова, аналогичные по структуре и способу образования, вы можете привести из его поэмы «За далью – даль»?

4. Перечислите основные виды омонимии. Приведите примеры.

5. Приведите примеры неологизмов, созданных писателями. Укажите, как образованы эти слова. Какие из них стали общеупотребительными?

6. Известно, что несколько десятков выражений из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» стали крылатыми. Какие из них вы помните? Укажите их значения.

7. Расскажите об истории слова самолет. В каких значениях употреблялось это слово до появления авиации?

8. Объясните, почему в слове помощник пишется буква щ, а произносится звук [ш].

9. Откуда в нашу речь пришли выражения соль земли, умыть руки, Фома неверующий? Что они означают?

10. Как вы понимаете приводимый далее отрывок из стихотворения А.Фета «Муза»? Какие архаизмы в этом отрывке встречаются? Что они обозначают?

Не в сумрачный чертог наяды говорливой
Пришла она пленять мой слух самолюбивый...
Мне слуха не ласкал язык ее могучий,
И гибкий, и простой, и звучный без созвучий.
По воле пиерид с достоинством певца
Я не мечтал стяжать широкого венца.
О нет! Под дымкою ревнивой покрывала
Мне музу молодость иную указала...

11. Объясните значение и происхождение иноязычных слов Интернет, инаугурация, инвестиция, пиар. Составьте с каждым из этих слов предложение.

12. Существуют разные виды русских диалектизмов: фонетические, лексические, грамматические, этнографические. Попробуйте привести примеры, иллюстрирующие каждый вид диалектизмов.

13. Какая историческая связь существует между словом текст и выражением словесная ткань, словом Англия и выражением туманный Альбион? Обоснуйте свой ответ.

14. Переведите болгарские слова и словосочетания на русский язык (переводы некоторых из них даны ниже в скобках):

1) борова гора – ___________________________

2) иглолистно дърво – ______________________

3) горская ягода – __________________________

4) борова смола – __________________________

5) градина – _______________________________

6) градинская ягода – _______________________

7) ледена планина – ________________________

(Сад, горная цепь, айсберг, сосновый лес)

Задания II тура см. в газете

Рейтинг@Mail.ru