Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №34/2000

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ СЛОВ

Что такое грамматические омонимы
(для справки)

М.А.ПЛОТНИКОВА, г.Сургут

Омоформы (от греч. homos – одинаковый + лат. forma – форма).

Омонимичные формы; слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Вожу (от водить) – вожу (от возить); лечу (от лететь) – лечу (от лечить); печь (имя существительное) – печь (глагол); стих (стихотворение) – стих (форма прошедшего времени от глагола стихнуть); три (имя числительное) – три (повелительное наклонение от глагола тереть); шагом (форма творительного падежа от существительного шаг) – шагом (наречие).
Омоформы называются также грамматическими омонимами.
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1976. С. 242.

Омоформы (грамматические омонимы) – совпадающие формы одного слова или разных слов; так, слово организации может быть формой род., дат. и предл. п. ед. ч. или им. и вин. п. мн. ч. существительного организация.

Совпадающие формы разных слов могут быть родственны по корню: супруга – форма им. п. ед. ч. ж. р. и супруга – форма род. п. ед. ч. м. р.; зло – существительное, зло – краткая форма прилагательного и зло – наречие. Неродственные слова могут относиться к одной части речи: вожу от водить и вожу от возить – и к разным частям речи: три, трем – формы числительного, три, трем – формы глагола тереть, стих – существительное и стих – глагол; благодаря – деепричастие и благодаря – предлог. В этих случаях при одной и той же основе могут быть разные грамматические значения и разные, хотя и омонимичные, окончания, при разных основах – одно и то же грамматическое значение или разные грамматические значения.
Касаткин  Л.Л, Клобуков  Е.В., Лекант  П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 1995. С. 32

Задание первое

Данные предложения, взятые из произведений Пушкина, иллюстрируют явление грамматической омонимии. Найдите грамматические омонимы, укажите часть речи.

1. Что скажут они, как узнают, что дитя поет и играет.
2. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным.

– Что же ты не едешь? – спросил я ямщика с нетерпением.
– Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, – невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом.

3. Петр Андреевич было и рассердился; но потом рассудил, что всяк волен петь, что кому угодно.
4. Швабрин пришел ко мне, он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем.
5. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет?

Задание второе

Из данных предложений, взятых из произведений Пушкина, составьте блоки, учитывая морфологическую многоликость слова что.

1. Савельич явился с известием, что лошади готовы.
2. «Что же ты не едешь?» – спросил я ямщика с нетерпением.
3. «Эй, ямщик! – закричал я, – смотри: что там такое чернеется?»
4. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
5. Что, брат, промерз?
6. «Что вам угодно, батюшка?» – спросила она, продолжая свое занятие.
7. Я отвечал, что такова воля начальства.
8. «Что это мой Иван Кузьмич сегодня так заучился?» – сказала комендантша.
9. Жена им управляла, что согласовалось с его беспечностью.
10. «Что, что, Иван Игнатьевич?» – сказала комендантша.
11. Иван Кузьмич? Что ты зеваешь?
12. Иван Кузьмич не знал, на что решиться.
13. Бог лучше нашего знает, что нам надобно.
14. Очнувшись, я несколько времени не мог опомниться и не понимал, что со мной сделалось.
15. Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости.
16. Было так темно, что хоть глаз выколи.
17. Савельич так был поражен моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.
18. «Что же ты стоишь?» – закричал я сердито.

Морфологический портрет слова ЧТО

Ксения ШИГАПОВА,
7-й класс "Г",
гимназия-лаборатория Салахова,
г.Сургут
Преподаватель - М.А.Плотникова

1. Если слово что имеет словоизменительную категорию падежа, если это слово служит для образования вопроса, то перед нами вопросительное местоимение что.

Если слово что имеет ту же грамматическую категорию, но употребляется для соединения частей сложного предложения, то перед нами относительное местоимение что.

2. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий и употребляется для соединения частей сложного предложения, то перед нами союз что.

3. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий, имеет то же значение, что и слово почему, то перед нами наречие.

4. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий и вносит значение вопроса, или значение осуждающего поиска причины, или значение несущественности и отстранимости, то перед нами частица что.

В «Толковом словаре русского языка» две словарные статьи посвящены слову что – значит, омонимами являются местоимение что1 и союз что2. Слово что1 имеет 9 значений, среди которых есть интересующие нас. Одно из них (третье) – наречие, другое (девятое) – в значении частицы.

Несмотря на то что частица что и наречие что не имеют самостоятельной словарной статьи, мы можем их считать грамматическими омонимами.

Что – союз

1. Сначала следы были настолько неясны, что Ян не мог с точностью определить, в каком направлении бежал олень*.

2. Но вскоре он разглядел, что одна сторона следа была оттиснута глубже другой.

3. Ян решил, что более глубокие оттиски сделаны передней частью копыта.

4. Кроме того, он заметил, что расстояние между следами уменьшалось по мере восхождения на холм.

5. Олени отвернулись, но Яну продолжало казаться, что он чувствует их взгляды на себе.

6. Только заметив, что силуэты оленей делаются все менее ясными, Ян понял, что они уже убегают от него.

7. – Я рад, что они успели скрыться, – прошептал Ян.

8. А между тем в окрестностях ходили рассказы о том, что в лесу за лесопилкой появился громадный олень.

9. Ян понял сразу, что перед ним след оленя Песчаных холмов, о котором ходило столько рассказов.

10. На сером фоне кустарников слегка выделялся какой-то серый предмет, и Яну сначала показалось, что это просто бревно с суковатыми ветвями на одном конце.


* Примеры в этой работе приведены в основном из произ-ведений Э.Сетон-Томпсона.

Что – местоимение

1. Подходя к дому, он подумал: «Ну, теперь я знаю, что испытывает олень, когда он слышит за собой звуки шагов и щелканье взводимого курка».

2. Он узнал, что шепчет высохший тростник, склонясь к снегу, как живет подо льдом мускусная крыса, и зачем выдра спускается с холмов, и что говорит лед, звеня и раскалываясь в морозные ночи.

3. Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нем, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко.

4. Но животные знали лучше нас, что им делать.

5. Порой я замечал, что он внимательнейшим образом осматривал столб, точно спрашивал себя: «Что это? Кто это мог быть?».

6. Что же теперь будет со мной?

7. Так вот что чувствует волк, когда попадает в капкан!

8. Старик растерялся. Что же он будет делать теперь?

9. Бедняжка не понимает, что случилось.

ЧТО – частица

1. Что? Ты тосковала по родным трущобам?

2. Что наша жизнь без дружбы, связавшей человека и собаку?

3. Что жизнь ему без свободы, силы и любви!

4. Что, ты хотел найти ее!

5. Что для тебя этот пес, пастух!

6. Что мир для пса, потерявшего хозяина?

7. Что? В неволе ты теряешь смысл жизни?

8. Что жизнь для него после потери маленького друга, научившего волка любви!

9. Что твои чувства для жестоких преследователей!

10. Что, ты хотел свободы? Ты жил победителем, ты и умрешь победителем!

ЧТО – наречие

1. Что это ты так ведешь себя, старый пес?!

2. Что это ты так смотришь на меня, загадочная лисица из Чертовой дыры?

3. Что пужаешься, красная красавица? (М.Лермонтов)

4. Что послал ты за нами в темную ночь? (М.Лермонтов)

От редакции

Исследовательская работа, выполненная ученицей 7-го класса, да еще в форме строгой научной статьи, – такое кажется невероятным! Недаром, видно, сургут-ская гимназия называется еще и лабораторией Салахова.
Кстати, было бы интересно узнать об истории создания гимназии, о том, какие идеи лежат в основе разрабатываемых в ней методов обучения. Хотелось бы также подробнее познакомиться с методикой и организацией научной работы, проводимой М.А. Плотниковой с учениками.
Ждем ответа от авторов.

Рейтинг@Mail.ru