Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №48/2000

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(Статья дана в сокращении)

Л.ПЕТРАНОВСКАЯ

Рубрика нашей газеты «Играть всерьез» пользуется постоянным успехом у читателей: нам присылают новые игры, упоминают опубликованные материалы в письмах. А начиналась она в одном из первых номеров газеты со статьи нашего редактора Людмилы Петрановской, которая так и называлась – «Играть всерьез». С тех пор и играем. А в этом году издательство МИРОС выпустило книгу того же автора «Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя». В книге описаны около шестидесяти игр, помогающих познавать родной язык, с вариантами и комментариями, полезными учителю-практику. Сегодня мы представляем вашему вниманию избранные фрагменты из этой книги: часть введения и по одной игре из каждого раздела, причем игры мы старались отбирать самые малоизвестные, возможно, описанные только в этой книге.

ГИБРИДЫ (ИЗ РАЗДЕЛА «КОМБИНАТОРНЫЕ ИГРЫ»)

Игра подходит только старшеклассникам. Никакой особой организации не требуется.

Ход игры. Игра позаимствовала свое ироническое название из биологических терминов. Задача играющих – составить высказывание из частей известных устойчивых выражений: пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых фраз – так, чтобы получилась правильная фраза с новым неожиданным смыслом. Например, из пословиц Береги честь смолоду и Неча на зеркало пенять, коли рожа крива получается вызывающая глубокий отклик в сердцах молодежи фраза Береги честь смолоду, коли рожа крива. «Скрестив» пословицы Семь раз отмерь, один раз отрежь и Скучен день до вечера, коли делать нечего, получаем здравый совет: Семь раз отмерь, коли делать нечего.
Можно объявить конкурс на лучший гибрид и вывесить в классе лист, куда все могут записывать найденные варианты. Самые любимые можно оформить в виде типичных для школьных кабинетов «изречений великих» и развесить по стенам.
Цели. Процесс разрушения незыблемых устоев и традиций всегда привлекает подростков, а что может быть незыблемее устойчивых выражений? Это развлечение приводит ребят просто в восторг и заставляет их существенно пополнить свой запас идиом. Заодно развиваются чувство юмора и комбинаторное мышление.

КЛАССИФИКАЦИЯ (ИЗ РАЗДЕЛА «АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»)

Знакомство с этой игрой может состояться уже в пятом классе, затем к ней можно периодически возвращаться. Интересна она и старшеклассникам, и взрослым. Играть хорошо всем классом, разделившись на две-три команды. Времени потребуется не меньше 20 минут, каждой команде нужны листок бумаги и ручка.

Ход игры. Если играют впервые, перед началом игры ведущий проводит беседу о том, что такое классификация, какую классификацию считают правильной, корректной, какую нет. Можно привести известную «классификацию животных китайскими придворными мудрецами» Борхеса: «Животные подразделяются на: а) принадлежащих Императору, б) бальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включенных в настоящую классификацию, и) буйствующих, как в безумии, к) неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти, м) и прочих, н) только что разбивших кувшин, о) издалека кажущихся мухами».
Первый тур лучше провести не в виде соревнования между командами, а в свободном порядке. Пусть каждый предлагает все, какие ему приходят в голову, способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек, блондинов, шатенов и брюнетов, отличников, хорошистов и троечников, сидящих у окна и сидящих у стены, любящих математику и любящих литературу – и т.п. Чем больше вариантов, тем лучше. Каждый предложенный способ классификации обсуждается и оценивается с точки зрения корректности. В процессе обсуждения вырабатываются критерии корректности классификации: 1) сравнивать и противопоставлять нужно по одному и тому же признаку (нельзя: девочки и отличники), 2) не должно остаться ни одного элемента классифицируемого множества, который нельзя отнести ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий), 3) группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя: мальчики и футболисты). После такого обсуждения можно играть по командам.
Ребята делятся на две-три команды, выбирается множество для классификации и засекается время на подготовку, от 5 до 10 минут. Подготовившись, команды начинают по очереди предлагать свои варианты классификации. Некорректные и повторяющиеся варианты снимаются. Команда, не сумевшая в очередной раз предложить новый правильный вариант классификации, выходит из игры. Побеждает команда, ответившая последней.
Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, орфографические и пунктуационные правила, части речи, ошибки в диктанте, любой тем или иным способом выбранный список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели и многое, многое другое. Важно, чтобы множество было всем известно и четко ограниченно.
Если игра вызывает большие затруднения, варианты быстро иссякают, часто приводятся некорректные классификации, и ребятам сложно объяснить, в чем ошибка, это говорит о слабом развитии аналитического мышления, прежде всего навыка противопоставления. Такому классу теоретическая часть программы по русскому языку (да и по другим предметам) будет даваться с огромным трудом, поэтому лучше не пожалеть времени и еще в пятом-шестом классах с помощью различных аналитических игр компенсировать отставание. А в последующие годы то, как ребята справляются с игрой «Классификация», может служить хорошим индикатором уровня развития их логического мышления.

Варианты. Уровень детей в классе обычно очень разный, а недостаток командной формы игры в том, что сильные оттесняют слабых, желая добиться победы для своей команды. В небольшой группе ребят можно попробовать провести личное первенство, когда каждый предлагает свой вариант по кругу. Удачным моментом для этого могут быть дополнительные занятия с отстающими или классный вечер, когда играть захочет только часть ребят. Можно показать игру родителям слабеньких ребят и предложить играть в кругу семьи.

Цели. Игра позволяет познакомиться с важнейшими логическими понятиями и категориями, такими, как множество, элемент множества, противопоставление, основание классификации. Поразительно, но во всех школьных программах по всем предметам не нашлось места и времени для обсуждения этих понятий, а ведь используются они в скрытом и в явном виде очень активно. Между тем в основе многих наиболее распространенных ошибок, например, смешивания частей речи и членов предложения, лежит именно незнание того, что один и тот же объект может входить в разные и по-разному расклассифицированные множества, что нельзя строить противопоставление на разнохарактерных признаках, что при строгой классификации не может один элемент входить сразу в несколько групп. Таким образом, главное назначение этой игры – восполнить серьезнейший пробел в школьном обучении.
Кроме того, игра, конечно, является развивающей, помогает становлению логики, дисциплинирует мышление, стимулирует изобретательность, поиск неожиданных решений.

СРАВНЕНИЯ (ИЗ РАЗДЕЛА  «АССОТИАТИВНЫЕ ИГРЫ»)

Игра подходит средним и старшим школьникам. Количество играющих должно быть достаточным, чтобы составить команды по нескольку человек. Ведущий необязателен.

Ход игры. Играющие делятся на команды. Игрок (или два-три) одной из команд подходит к команде соперников, и те загадывают ему какое-либо слово. Затем он подходит к своей команде и называет ей сравнения загаданного предмета, явления, действия. Например, загадано слово дождь. Игрок может приводить такие сравнения: Это может быть как водопад. Это может быть как колыбельная песня. Это как душ. Команда пытается угадать загаданное слово. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая смогла найти ответ, воспользовавшись наименьшим количеством сравнений.
Естественно, команды стараются задать друг другу слова посложнее, выбирая или очень абстрактные, которые трудно сравнивать (например, преобладание), или, напротив, очень конкретные, которые сложно угадать (вроде отвертки или застежки-молнии). Стоит оговорить, позволительно ли загадывать глаголы и прилагательные, а иногда ребята пытаются пустить в дело даже имена собственные и служебные слова. В принципе это возможно, но в тех границах, в которых интересность игры не приносится в жертву сложности.

Цели. Игра является как бы обратной к предыдущей, и ее развивающее действие примерно такое же. Но эта игра, конечно, сложнее и активизирует различные способности, поскольку требуется не только найти сравнение, но и оценить его информативность для отгадывающих, а загадывающей команде нужно заранее оценить потенциально возможные варианты сравнений. Ребята, которые постепенно перешли от игры «Сравнения» к «Сравнениям-2», становятся настоящими асами, и с ними очень сложно играть даже взрослым.

АВТОПОРТРЕТ (ИЗ РАЗДЕЛА  «КОНТЕКСТНЫЕ ИГРЫ»)

Игра подходит ребятам от 11–12 лет и старше, для школьников средних классов обязательным является условие, чтобы играющие хорошо знали друг друга, старшие справляются с игрой и в новой компании. Количество играющих – не менее 8–10 человек. Игру ведет ведущий, лучше взрослый. Игрокам понадобятся по два листочка бумаги и ручки.

Ход игры. Ведущий объясняет условия. Сейчас каждый из вас получит десять минут для того, чтобы составить собственный словесный портрет. Вы запишете его на листочках. При составлении портрета вы не должны нарушать такое правило: нельзя называть никакие конкретные факты. Вы не можете указать свое имя, пол, возраст, цвет волос, домашний адрес, не должны вспоминать и описывать никакие конкретные факты своей биографии, вы можете написать: «Я люблю собак», но нельзя писать: «У меня есть собака», можно писать: «У меня веселый характер», но нельзя: «На мне красный свитер». Автопортреты, составленные с нарушением этого условия, будут сниматься с игры. Постарайтесь описать себя как можно лучше, скажите о себе самое главное. Теперь начинайте работать.
Когда отведенное время истекает и автопортреты написаны, ведущий собирает листки, перетасовывает их и нумерует. После этого он просит играющих приготовить второй листок бумаги и начинает по очереди читать самоописания, снимая с игры те, в которых было нарушено оговоренное условие. После каждого автопортрета он внятно называет номер текста, а каждый играющий, подумав, записывает у себя на листке этот номер и имя того, кому, по его мнению, автопортрет принадлежит.
Когда все тексты будут прочитаны, производится подсчет правильных ответов. Победителями становятся те играющие, которых многие узнали, и те, кто сам точно распознал авторов описаний.
Конечно, играть в эту игру с теми же ребятами можно только одни раз: ведь если во время написания автопортрета они будут знать, что товарищи должны их угадать, в ход пойдут намеки, подсказки и прочие ухищрения, а это сведет на нет цели игры. Хочется оговорить, что проводить игру в форме соревнования, в атмосфере азарта и соперничества крайне нежелательно.

Цели. Основная цель игры – помочь ребятам увидеть разницу между тем, как видит себя человек и как воспринимают его окружающие, заставить задуматься о том, как мало мы знаем о людях, с которыми годами видимся ежедневно.
Скорее всего трудность вызовет и сам процесс написания своего портрета с соблюдением таких жестких ограничений. Это хороший повод подумать о том, как мало мы размышляем о самих себе, о своих особенностях, о том, что в нас самое главное. Для многих ребят мысль о том, что они как индивидуальность не сводятся к своему имени, внешности и истории жизни, оказывается абсолютно новой.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru