Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2001

ИНФОРМАЦИЯ

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 11-х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000/2001 УЧЕБНОМ ГОДУ

Учебный предмет «Литература» является базовой учебной дисциплиной, формирующей духовный, нравственный, гражданский и патриотический стержень личности школьника. Данный предмет играет ведущую роль в интеллектуальном, эстетическом развитии ребенка, формирует его общее мировоззрение.
В последние годы педагогической общественностью, учителями-словесниками горячо обсуждается проблема поиска формы государственной (итоговой) аттестации по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений. Целесообразность использования сочинения как единственной формы аттестации выпускников подвергается сомнению. Немалую роль в этом сыграло широкое распространение системы репетиторства и натаскивания, в том числе поставленное на индустриальную основу издание шпаргалок в виде популярных в среде школьников книг «100 лучших сочинений», «Краткий пересказ произведений русской классики».
Министерством образования был проведен опрос органов управления образованием субъектов Российской Федерации, цель которого заключалась в том, чтобы выявить все предложения о предпочтительной форме проведения государственной (итоговой) аттестации по литературе в 11-х классах.
Среди предложенных форм назывались следующие: дифференцированный экзамен, дающий выпускникам возможность выбрать форму экзамена – сочинение или изложение с творческим заданием; анализ эпизода из изученного художественного произведения; обязательный устный экзамен по литературе (при обязательном письменном экзамене по русскому языку) и некоторые другие.
Все это обусловило необходимость поэтапной экспериментальной проверки поступивших предложений по формам проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по литературе.
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 7.09.2000 № 2585 «О проведении экспериментального письменного экзамена по литературе в 11-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2000/2001 учебном году» на первом этапе предусмотрено наряду с сочинением использование в качестве формы итогового контроля изложения с творческим заданием. Выпускникам участвующих в эксперименте школ будет предоставлено право выбора формы экзамена: сочинение или изложение с творческим заданием.
Цель эксперимента – совершенствование формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов, ее ориентация на поиски объективной оценки знаний выпускников по литературе.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

1. Выпускники, избравшие изложение с творческим заданием в качестве формы государственной (итоговой) аттестации, будут сдавать экзамен 28 мая
2001 года. Выпускники, которые не будут удовлетворены полученной отметкой за изложение, смогут сдать повторно письменный экзамен по литературе в традиционной форме (сочинение) 1 июня. В этом случае экзаменационной отметкой по литературе будет та, с которой согласится учащийся.

2. На изложение с творческим заданием отводится не более 6 часов.

3. Предложенный для изложения текст, как правило, читается дважды. Однако, принимая во внимание экспериментальный характер экзамена, учитель может прочитать текст трижды.

Методика проведения изложения подробно описана в методической литературе (см. работы Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, методическое письмо МО РФ от 22.05.96 № 478/11 «Изложение с элементами сочинения – аттестационная форма контроля»).
Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске. Кроме того, на доске записываются имена собственные из текста.
Наличие плана в чистовике не является обязательным требованием.

4. Учащиеся на экзамене могут пользоваться различными лингвистическими словарями. В зависимости от содержания предложенного текста в задании к изложению будет указано, могут ли учащиеся при желании использовать текст художественного произведения.

ОБРАЗЕЦ ТЕКСТОВ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

На экзамене может быть предложен для изложения эпизод из прозаического произведения, входящего в «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования», или отрывок из критической статьи.
Творческое задание к текстам первого типа представляет собой проблемный вопрос, связанный с содержанием не только предъявленного отрывка, но всего произведения в целом. Творческое задание к тексту второго типа потребует от учащегося продолжить, развить, конкретизировать разбор изученного произведения, проводимый критиком или литературоведом.

Наполеон

Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, тяжесть головы, известия об убитых и раненых двадцати знакомых генералах, сознание бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которому он считал себя причастным, но которого не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.
Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских.
– Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, – сказал адъютант.
– Им еще хочется!.. – сказал Наполеон охриплым голосом.
– Государь? – не расслышав, повторил адъютант.
– Еще хочется, – нахмурившись, прохрипел Наполеон осиплым голосом, – ну и задайте им.
И без его приказания делалось то, чего он хотел, и он распорядился только потому, что думал, что от него ждали приказания. И он опять перенесся в свой прежний искусственный мир призраков какого-то величия, и опять (как та лошадь, ходящая на покатом колесе привода, воображает себе, что она что-то делает для себя) он покорно стал исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую нечеловеческую роль, которая ему была предназначена.
И не на один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека, тяжелее всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого.

(Л.Н. Толстой)
(433 слова)

Задания

1. Перескажите подробно отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

2. Дайте аргументированный ответ на вопросы:

Может ли, по Л.Н. Толстому, отдельный человек оказывать влияние на ход исторических событий? Как в этом отрывке и в романе в целом отражается взгляд Л.Н. Толстого на роль личности в истории?

Отрывок из пятой статьи В.Г. Белинского
«Сочинения Александра Пушкина»

Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастия и горя всей его жизни. Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением. Самая грусть его, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна; она умиряет муки души и целит раны сердца. Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. К этому прибавим мы, что если всякое человеческое чувство уже прекрасно по тому самому, что оно человеческое (а не животное), то у Пушкина всякое чувство еще прекрасно как чувство изящное. Мы здесь разумеем не поэтическую форму, которая у Пушкина всегда в высшей степени прекрасна; нет, каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной красоте... <...> И при всем этом, кроме высокого художественного достоинства формы, такое артистическое изящество человеческого чувства! Нужны ли доказательства в подтверждение нашей мысли? – Почти каждое стихотворение Пушкина может служить доказательством. Если б мы захотели прибегнуть к выпискам, им не было бы конца...

(В.Г. Белинский. Из статьи
«Сочинения Александра Пушкина»)
(266 слов)

Задания

1. Перескажите текст отрывка из статьи В.Г. Белинского.

2. Опираясь на анализ одного-двух лирических произведений А.С. Пушкина, подтвердите основную мысль автора.

Примечание. При необходимости учащиеся могут обратиться к тексту стихотворений А.С. Пушкина.

ОЦЕНКА ИЗЛОЖЕНИЯ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

Одна из целей эксперимента – определение наиболее адекватной формы оценки данного вида работы. В связи с этим учителю предлагаются на выбор две формы оценивания изложения с творческим заданием: традиционная – двумя отметками (первая – за содержание работы в целом, вторая – за орфографическую и пунктуационную грамотность) и другая форма оценивания – тремя отметками: первая – за содержание изложения; вторая – за творческое задание; третья – за грамотность всей работы. Содержание изложения и грамотность проверяются в соответствии с действующими «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
При оценке творческого задания проверяется знание учащимися содержания художественного произведения, знание основных теоретико-литературных понятий, творческой деятельности писателя; умение дать аргументированный ответ на проблемный вопрос.
Итоговая оценка по литературе выставляется с учетом одной отметки или двух отметок за содержание изложения с творческим заданием (в зависимости от того, какой формой оценивания воспользовался учитель) и годовой отметки.
Методика анализа результатов экспериментального письменного экзамена по литературе разработана Экспертно-аналитическим центром Министерства образования Российской Федерации и направляется в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

М.Р. ЛЕОНТЬЕВА,
Руководитель Департамента
общего среднего образования

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru