Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2001

ТЕСТЫ ПО СТИЛИСТИКЕ

С.ЕВГРАФОВА

ТЕСТ №1

I. Выберите правильный вариант написания:

1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.

2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.

3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.

4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.

5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

II. Подчеркните ударный гласный (если допустимо более одного варианта, подчеркивайте все допустимые варианты):

поднялся, обеспечение, ходатайство, осведомиться, соболезнование.

III. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления каждой ошибки:

1. Судя из этого разговора, ответственность за случившееся несет директор.

_______________________________________________________

2. Если бы все неукоснительно следовали правилам, жить было бы проще.

_______________________________________________________

3. Депутат одел очки и начал читать проект резолюции.

_______________________________________________________

4. Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.

_______________________________________________________

5. При необходимости мы будем брать адекватные меры.

_______________________________________________________

IV. Напишите глаголы, чтобы получились устойчивые выражения:

_______________ приличия, _____________ услуги, __________ предпочтение, _____________ знаки внимания, ____________ предписания.

(Во всех случаях глагол имеет значение, близкое к «делать», «реализовать»).

V. Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные (при наличии нескольких вариантов замены записывайте их через косую черту):

1. Мы с главным инженером обсуждали о том, что необходимо повысить эффективность производства.

_______________________________________________________

2. Президент попросил доложить все, что делается в этом направлении.

_______________________________________________________

3. Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.

_______________________________________________________

4. Многие утверждают о том, что у нас не соблюдают права человека.

_______________________________________________________

5. Люди свыклись к тому, что никто не интересуется их трудностями.

_______________________________________________________

ТЕСТ №2

I. Выберите правильный вариант произношения:

1. а) ши[не]ль, б) ши[нэ]ль, в) допустимы оба

2. а) фо[не]ма, б) фо[нэ]ма, в) допустимы оба

3. а) му[зе]й, б) му[зэ]й, в) допустимы оба

4. а) [не]ологизм, б) [нэ]ологизм, в) допустимы оба

5. а) к[ре]м, б) к[рэ]м, в) допустимы оба.

II. Подчеркните ударный гласный (если допустимо более одного варианта, подчеркивайте все допустимые варианты):

трубопровод, языковые (трудности), догмат, творог, позвала.

III. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления каждой ошибки:

1. Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.

_______________________________________________________

2. Подходя к дому, мне показалось, что я слышу знакомый голос.

_______________________________________________________

3. Кандидаты в депутаты помогают избирателям решать бытовые проблемы и этим завоевывают ихние голоса.

_______________________________________________________

4. В сырых овощах больше пользы, чем в вареных.

_______________________________________________________

5. После вмешательства цензора текст претерпел небольшие изменения, но ничем существенным жертвовать не пришлось.

_______________________________________________________

IV. Допишите прилагательные, чтобы получились устойчивые выражения:

________________ дождь, _______________ ветер, __________ уверенность, ___________ доказательства, _____________ оскорбление.

(Во всех случаях прилагательное имеет значение, близкое к «очень сильный»; в некоторых случаях можно предложить несколько подходящих вариантов).

V. Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные (при наличии нескольких вариантов замены записывайте их через косую черту):

1. В Москве эпидемия гриппа угрожает в конце января.

_______________________________________________________

2. Председатель собрания деликатно намекнул о необходимости соблюдать регламент.

_______________________________________________________

3. Да что депутаты! Какие проблемы стоят перед бедными – им значения не имеет.

_______________________________________________________

4. Вопрос не в том, сколько тебе лет, а в том, как ты справляешь свои обязанности.

_______________________________________________________

5. Нельзя допустить, чтобы нашими судьбами вершил необразованный человек.

________________________________________________________

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru