Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2001

ОТ СЛОВА К СЛОВУ

100-летию С.И.Ожегова посвящается

5 класс

И.А. ВЯЗОВЕТСКАЯ,
школа № 1276, г. Москва

Словарь – это книга книг.
А.Франс

ТЕМА: «Слова и их значения».

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить полученные знания по лексикологии.

ОБОРУДОВАНИЕ: различные толковые и другие словари русского языка, в том числе на каждой парте – словарь Ожегова, портрет С.И. Ожегова.

1. Вступительное слово учителя

Мы закончили изучение раздела «Лексика». Давайте вспомним изученное. Что такое лексика? (Совокупность слов языка.) Какой раздел языкознания изучает лексику? (Лексикология.) Из чего складывается значение слова? (Из лексического и грамматического значения.) Чему посвящен раздел «Лексика» в нашем с вами учебнике? (Изучению лексических значений слов.) Как называется ученый, занимающийся составлением словарей? (Лексикограф.)
Лев Васильевич Успенский, автор многих замечательных научно-популярных книг о словах (надеюсь, вы знакомы с этими изданиями), сказал: «Если есть в мире вещи, достойные названия чуда, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Наверное, нет ни одного неинтересного слова, каждое достойно внимания исследователя. Но обычный человек, не лингвист, даже вообразить себе не может, как трудна и долга работа над словарем: ведь словарь – это система, а не собрание случайных наблюдений. Одним из замечательных лексикографов, чья жизнь была неразрывно связана с работой над словарем, был Сергей Иванович Ожегов (1900–1964), сто лет со дня рождения которого мы отметили в 2000 г.

2. Доклад ученика

Ученик рассказывает о Сергее Ивановиче Ожегове и его работе над словарем. (В качестве материала можно использовать статью М.И. Задорожного «К 50-летию выхода в свет Словаря С.И. Ожегова», опубликованную в №  46/99 газеты «Русский язык».)

3. Беседа о словах и словарях

К какому типу словарей относится словарь Ожегова? (Это толковый словарь.) Какие еще типы словарей вы знаете? (Энциклопедический, орфографический, фразеологический, орфографический, синонимов, антонимов и др.) Каждый из них изучает слова – или их написание, или смысловые группы, в которые объединяются слова, или предметы, обозначаемые словами, или цельные выражения, значения которых никак не сводятся к сумме значений входящих в них слов. Вспомните, что называют синонимами. (Слова, близкие по значению.) А антонимы? (Слова, значения которых противопоставлены по какому-либо признаку.) А что такое омонимы? (Слова, совпадающие по звучанию, но имеющие различные значения.)
Русский язык очень богат. Например, в «Словаре языка Пушкина» насчитывается около 20 тысяч слов. В «Орфографический словарь русского языка» (разумеется, настоящий, не школьный!) включено около 100 тысяч слов, но там нет многих терминов, диалектизмов. В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля более 200 тысяч слов. И каждый из нас на протяжении всей жизни едва ли не ежедневно узнает все новые и новые слова или значения уже известных слов.
Вспомните, как выглядит словарная статья в каком-нибудь толковом словаре (можете заглянуть в Словарь Ожегова). Часто ли встречаются слова, у которых есть одно-единственное значение? Чем примечательны многозначные слова, чем они принципиально отличаются от омонимов? (Различные значения многозначных слов связаны друг с другом.) Что такое прямое значение слова? Как из него могут получиться переносные значения? (Приведите примеры.)
А теперь давайте проверим, насколько крепко вы успели подружиться со словами и словарями.

4. Соревнование команд

Класс разбивается на команды (например, по рядам).

Разминка.

1. Представители каждой команды в течение 5 минут пишут синонимы к слову говорить – кто больше вспомнит. (Победитель назвал 20 слов.)
2. Команды задают друг другу «загадки»: нужно по толкованию, взятому из словаря Ожегова, отгадать задуманное слово.

Например, «тайное соглашение о совместных действиях против кого-нибудь в политических и других целях» (заговор); «храбрость, присутствие духа в опасности» (мужество).
Проверка домашнего задания. Кто нашел самое многозначное слово? (Ребята называют такие слова, как идти, бежать, или – что интереснее – существительные вроде ход, отец, крест). Обсуждаем прямые и переносные значения найденных слов.
Конкурс рисунков. Дома ребята должны были нарисовать примеры неправильной интерпретации переносного значения слов (часы бегут, рубль упал, цены выросли, часы пробили восемь и др.).
Школа актерского мастерства. Кто лучше изобразит омонимы? Один ряд разыгрывает пантомиму со словом язык, другой – со словом брак, третий – со словом лук. Конечно, сценки можно и озвучивать, но так, чтобы загаданное слово ни разу не прозвучало. Соперники отгадывают задуманное слово.
Мир наизнанку. Как с помощью приставок (русских и иноязычного происхождения) можно сделать из слова его антоним? (Помогут приставки не-, без-, анти-: красивый – некрасивый, злобный – беззлобный, фашистский – антифашистский). Чем отличаются значения этих приставок? (Приставка не- означает отрицание чего-то, без- – отсутствие чего-то, анти- – наличие противоположных качеств.) Всегда ли эти приставки превращают слово в его антоним? (Нет.)
Команды сочиняют «антисказки»: Совсем недавно в маленьком лесу недалеко от Москвы жил злой волшебник. Он не любил детей и редко играл с ними в грустные игры... (Выбираем команду, у которой получилась самая интересная и богатая антонимами история.)
Орфографическое задание. Записываем под диктовку стихотворение Генриха Сапгира «Людоед и принцесса, или Все наоборот».

ВОТ КАК ЭТО БЫЛО

Принцесса была
Прекрасная,
Погода была
Ужасная.
Днем
Во втором часу
Заблудилась принцесса
В лесу.
Смотрит: полянка
Прекрасная,
На полянке землянка
Ужасная.
А в землянке – людоед:
– Заходи-ка на обед! –
Он хватает нож,
Дело ясное.
Вдруг увидел, какая...
Прекрасная!
Людоеду сразу стало
Худо.
– Уходи, – говорит, –
Отсюда.
Аппетит, – говорит, –
Ужасный.
Слишком вид, – говорит, –
Прекрасный.
И пошла потихоньку
Принцесса,
Прямо к замку вышла
Из леса.
Вот какая легенда
Ужасная!
Вот какая принцесса
Прекрасная!

А МОЖЕТ БЫТЬ, БЫЛО ВСЕ НАОБОРОТ

Погода была
Прекрасная...

Ребята дописывают стихотворение сами, пользуясь словами-антонимами ужасный и прекрасный.

5. Подведение итогов урока

Определяем команду-победительницу. Представитель победившей команды произносит похвальное слово словам и словарям (к этому всем командам стоит подготовиться заранее).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru