Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2001

Я ИДУ НА УРОК

"МОРОЗ И СОЛНЦЕ: ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ"

(Урок развития речи в 5-м классе)

О.И. АЛЕКСАНДРОВА,
п. Рощино,
Челябинская обл.

Тема: «Сочинение-описание “Зимнее утро в лесу”».

(Проводится после изучения темы «Лексика».)

Цели урока:

1) Научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений).
2) Показать роль деталей в художественном описании.
3) Закрепить знания учащихся по лексике, умение использовать синонимы в контексте, определять оттенки лексического значения, обосновывать выбор необходимого слова.
4) Воспитать потребность самостоятельной работы над художественным словом.

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову необычный синонимы. (Конечно, необходимо вспомнить, какие слова называются синонимами.) Запишем их:

особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный...

Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками?.. Как здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима... правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться. Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите?
Наступила зима. В лесу стало красиво. На деревьях и на земле лежит белый снег. Зимой я люблю кататься на лыжах...
Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают волшебницу зиму мастера художественной литературы – писатели и поэты. (Отрывки из художественных произведений с описанием зимы могут подобрать и даже выразительно прочитать сами дети (в качестве домашнего задания к этому уроку).
Это написал мастер. Но волшебниками не рождаются, ими становятся. Хотите, мы тоже попробуем написать красивое сочинение? Для этого нужно очень постараться.
Итак, что же мы будем описывать? (Учитель подводит детей к теме «Зимнее утро в лесу».) Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать. Запишем некоторые из названных слов:

лес, березы, сосны, снег, утро...

Никто еще не знает, как красив зимний лес ранним утром. Нам предстоит рассказать об этом. Мы уже записали несколько слов, но они пока еще мертвые, нам нужно попробовать оживить их. В каком стиле нам предстоит написать сочинение? Назовите особенности художественного стиля. (Использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений и т.д.)
Используя олицетворения, опишите состояние леса ранним утром. Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть таким: Лес еще спит.
Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы снег был пушистым, – он будет таким. Захотим, чтобы он был похожим на эскимо, – и произойдет чудо! Нужно только это написать. (Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чуда не произошло, но все в наших силах.
Попробуем подобрать определения к записанным существительным (по схеме: прил. + сущ.): зимний лес, белоствольные березы, пушистый снег, раннее утро...
Выполним упражнение, которое станет «заготовкой» для написания сочинения. Составьте словосочетания, соединив слова, подходящие по смыслу:

туман
белизна
дуновение
тишина
одеяние

нетронутый
жемчужный
пышный
легкий
волшебный

Какого цвета зимнее утро? Подберите синоним к слову белый. Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова, причем показать цвет зимнего утра мы можем так, что нам даже не понадобится слово белый. Запишите предложение-клише: используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните лакуны.

___________ березки (исчезли, спрятались, растаяли, растворились) в __________ тумане _________ утра.

Прочитайте предложение, которое вы написали. Почему вы использовали именно это сказуемое?
Как вы думаете, белый цвет – теплый или холодный? Почему?
Как можно описать холод зимнего утра? Что чувствуют деревья? Вспомните, какие чувства испытываете вы, лежа утром в теплой постели? (Так уютно под одеялом, не хочется вставать, еще бы чуть-чуть понежиться...) Расскажите, что происходит в лесу. Если вам трудно сделать это самостоятельно, воспользуйтесь клише. Обоснуйте выбор слов, предложенных в скобках. Заполните лакуны определениями.

(Молчаливые, старушки, ...) сосны (зябко, недовольно, тяжело...) кутаются в ____________ шубы. (Дремлет, ежится от..., прячется, ...) _____________ пень, подоткнув под себя __________ одеяло.

Проверьте, нет ли неоправданных повторов. Прочитайте вслух. Какие художественные средства помогли нам не только раскрасить, но и оживить нашу картину?
А теперь попробуем описать звуки пробуждающегося леса. Выберите из предложенных слов те, которые наиболее соответствуют состоянию природы в данный момент: умиротворение, шум, сон, шелест, покой, гомон, безмолвие, тишина, завывание, безмятежность.
Опишите состояние природы, используя выбранные вами слова и при необходимости заготовки предыдущих упражнений. Если трудно, воспользуйтесь клише.

Ничто не (нарушать, тревожить, беспокоить) _____________ тишину ________ утра. Лишь иногда __________ дуновение ветерка __________ (нарушать, тревожить, беспокоить) ____________________ леса.

Проверьте; замените повторяющиеся слова (если они обнаружились) синонимами. Прочитайте вслух ваши варианты фрагментов.
И все-таки, как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение. Какая часть речи поможет нам показать начавшееся движение в природе?
Нам предстоит «поймать» момент пробуждения. Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (Будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...) А как вас мама будит? (Дотрагивается до плеча, целует...) Используем прием олицетворения: как солнце будит лес? Напишите об этом. Если затрудняетесь, используйте клише.

Но вот _______ лучи зимнего солнца (робко, бережно, осторожно) коснулись объятой сном земли, и (что вдруг произошло?) от их _______________ прикосновения на ________ белизне _________________ снега вдруг (заиграли, вспыхнули, заискрились,...) __________.

Какое еще движение, даже, может быть, едва уловимое, вы заметите и опишете? (Птица вспорхнула, качнулась березка, вздохнула сосна...) Продолжите ваше описание. Воспользуйтесь клише.

На __________ ветку сосны (вспорхнула, взгромоздилась, уселась, взлетела) птица, и (потревоженное, разбуженное...) дерево _________ тряхнуло (шубой, макушкой, рукавом...). В воздухе ________ _________ снежинки.

Устраните неоправданные повторы, если они есть. Прочитайте получившиеся фрагменты вслух. Обоснуйте выбор слов, предложенных в скобках.
А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком. В правописании каких слов вы сомневаетесь? Один из вариантов сочинений.

Зимнее утро в лесу

Лес еще спит. Белоствольные березки растворились в жемчужном тумане утреннего света. Зябко кутаются в свои зимние шубы молчаливые сосны. Дремлет старый пень, подоткнув под себя мягкое снежное одеяло.
Ничто не нарушает волшебную тишину зимнего утра. Лишь иногда легкое дуновение ветерка тревожит покой спящего леса.
Но вот первые солнечные лучи робко коснулись объятой сном земли, и от их чудесного прикосновения на нетронутой белизне пушистого снега вспыхнули и заискрились веселые огоньки. На заснеженную ветку сосны взлетела птица, потревоженное дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали сверкающие звездочки.

Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело – быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?
Если захотите, можете дополнить или продолжить сочинение-описание. Оно у нас пока незаконченное, конец напишете дома. А чтобы потренироваться в волшебстве, послушайте, что говорят разбуженные солнцем снежинки, и расскажите об этом в своем сочинении. Не забудьте проверить орфограммы, вспомните, как оформляется диалог и прямая речь на письме.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru