Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2001

Я ИДУ НА УРОК

РОЛЬ НАРЕЧИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

7 класс

А.Ю.РЕЗВАЯ
г. Челябинск

(2 часа)

Тип урока. Обобщающее повторение по теме «Наречие».

Цели урока:

1) обобщить знания по теме «Наречие»;
2) выяснить роль наречий в тексте.

ХОД УРОКА

Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь

I. Работа с эпиграфом

– Каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове? (Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский язык, а значит, и свой народ.)
– Какое оно, русское слово? (Замашисто, бойко, метко сказанное.)
– Определите, к какой части речи относятся эти слова. (Первые два – краткие прилагательные, метко – наречие.)

II. Объявление целей урока

– Сегодня мы заканчиваем изучение наречия. Нам важно выяснить, какова роль наречий в художественном тексте.
Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол, по словам А.Пушкина.
Как вы понимаете слово живописует? (Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)
– Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественной речи и по возможности научиться ими пользоваться в собственных творческих работах.

III. Чтение. Беседа

– Обратимся к отрывку из произведения Б.Полевого. Ответьте на вопрос: как здесь наречия живописуют глагол? Озаглавьте отрывок.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.

– Как бы вы озаглавили отрывок? («Рассвет», «В лесу» и др.)
– Чем необычна нарисованная автором картина леса? (Образная, выразительная, красивая, яркая.)
– Чем это достигается? (Использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.)
– Определите способ образования наречий. (От качественных прилагательных с помощью суффикса .)

 Заметьте, как близка функция качественных наречий и функция качественных прилагательных (выразительность, яркость, образность). Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратились бы живописность, эмоциональность, экспрессия, точность авторских характеристик.
– Почему писатель выбрал именно эти наречия? Как вы их понимаете?
(Звезды) сверкали остро и холодно, т.е. пронзительно, резко, отчетливо, напряженно, но в то же время равнодушно, бесстрастно.
(Эти наречия помогают уточнить характеристику действия, выраженного глаголом сверкать.)
– Найдите в тексте наречия одной тематической группы. (Полнозвучно, звонко.)
– Как различаются значения этих слов? (См. словарь синонимов.)
(Полнозвучно – громко, оглушительно. Звонко – громко, заливчато, издавая чистые звуки.)
Значит, вовсе не случайно Б.Полевой ставит рядом: полнозвучно – громко, в полную силу – и два других наречия – звонко и тревожно, указывающие на сопутствующие признаки (беспокойно издавая чистые звуки, переливаясь).
Итак, наречия живописуют глагол, давая ему образную выразительную характеристику.
На примере следующего отрывка из рассказа В.Драгунского нам предстоит выяснить еще одно свойство наречия в тексте.

Случайно я посмотрел направо и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. И я тогда догадался, что здесь поворот.
А рядом с поездом была тропочка, совсем узкая, и я увидел, как впереди по этой тропочке идет человек. Издалека мне показалось, что он совсем маленький, но поезд все-таки шел побыстрее его, и я постепенно увидел, что он большой.

– Найдите наречия. (Направо, налево, вовсю, вверх, тогда, здесь, совсем, впереди, издалека, побыстрее, постепенно.)
– Что они обозначают? (Место и направление вижения: здесь, впереди, издалека; направо, налево, вверх; время: тогда; степень проявления признака: вовсю, совсем, побыстрее, постепенно.)
– Действия каких глаголов они описывают? (Глаголы семантической группы «восприятия глазом»: посмотрел, увидел, показалось.)
– Представьте себе, что у нас в языке нет наречий, обозначающих место, время, ориентацию в пространстве, направление, степень. Что бы случилось? (Наречия придают речи особую точность, детальность. В нашем тексте, например, человек, едущий в поезде, наблюдает из окна за изменяющимся пейзажем; ему хочется рассказать о том, что он видит впереди, позади, направо, налево, указать точное время происходящего.)
– Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи можно назвать? (Местоимения, формы глагола, лексический повтор сказуемого и наречия.)
– Итак, мы с вами определили одну из важных функций наречия в художественном тексте: характеризуя действие или признак, оно способствует точности описания и служит средством связи предложений.

IV. Чтение. Беседа

– Прочитаем отрывок из поэмы А.Твардовского «Страна Муравия».
В этом отрывке описывается зажигательная пляска отца и сына:

Батька задом отступает,
Заводила знак дает.
Батька сына вызывает,
Выступает наперед.

Вышли биться
Насовсем.
Батьке – тридцать,
Сыну – семь.

Батька – щелком,
Батька – дробью,
Батька с вывертом пошел,
Сын за батькой исподлобья
Наблюдает, как большой.

Батька кругом,
Сын волчком.
Не уступает нипочем.

А батька – рядом,
Сын вокруг
И не дается на испуг.

А батька – этак,
Сын вот так
И не отходит ни на шаг.

И оба пляшут от души,
И оба вместе хороши,
И оба – в шутку и всерьез,
И оба дороги до слез.

Вопросы

– Назовите глаголы вместе с наречиями, зависимыми от них.
– От каких глаголов зависят наречия щелком, дробью, кругом, волчком и др.? Обратите внимание на пропуск глагола пошел.
– Какие языковые средства создают движение, подчеркивают динамичность описания пляски? (Пропуск сказуемых, многообразие наречий – образов этих движений: щелком, дробью и др.)
– Как вы понимаете строки:

– Так как наречий много и все они разные по значению, попробуем разобраться в них, заполняя следующую таблицу:

 Вопросы и замечания при заполнении таблицы:

1. С вывертом (разг.) Выверт – неестественное телодвижение.
2. Нипочем (прост.) – ни в коем случае, ни за что.
Обратите внимание на орфографию.
3. Исподлобья – из-под насупленных бровей, недоверчиво.
Обратите внимание на орфографию.
4. Почему пишем раздельно в шутку, но слитно всерьез?
5. Найдите однокоренные наречия. (Кругом, вокруг.)
6. Интересны по происхождению такие наречия, как щелком, дробью, волчком. Мы знаем, что наречие – молодая часть речи в русском языке. В наречия переходят слова из разных частей речи. Огромное количество существительных перешло в наречия, графически не изменяясь (ночью, бегом, верхом). Процесс перехода разных частей речи в наречия продолжается до сих пор. Так и существительные дробью, волчком, слово щелком (от междометия щелк) пока находятся на пути к наречию, но еще не совсем оторвались от своей части речи.
7. Волчком – застывшая форма существительного в творительном падеже, в основе значения – сравнение, уподобление. Замените это наречие сравнительным оборотом с союзом как. Какое сравнение выразительнее? (Творительный падеж при сравнении помогает заострить образ, даже порой преувеличить его).
8. О чем говорит употребление наречий из просторечной лексики? (Описывается картина народного танца.)

– Итак, сделаем вывод. Какова роль наречий в тексте А.Твардовского? (Наречия всесторонне, точно описывают движения людей, помогают создать картину зажигательной пляски, при этом передают и различные чувства – радости, праздничности.)

V. Чтение. Беседа

– Сравните два отрывка из поэмы «Страна Муравия». Найдите наречия.

1. Тянет свежестью рассвета.
Спит дорога. Тишина.
Далеко-далёко где-то
Спит Муравская страна...

2. Далёко стихнуло село,
И кнут остыл в руке,
И синевой заволокло,
Замглилось вдалеке.

– В чем сходство? (Описание предрассветной и ночной местности, где-то далеко находящегося жилья. Однокоренные наречия.)
– В чем различие? (В 1-м отрывке есть составное наречие. Повторение (редупликация) двух слов (далеко-далёко) позволяет усилить признак действия. Эти формы присущи в основном разговорному стилю речи. Во 2-м отрывке употреблены слова-синонимы. Они стилистически нейтральны.)

VI. орфографическая задача.

– Решим орфографическую задачу, которая даст возможность ощутить трудности написания наречий и увидеть, как наречия «работают» в текстах больших художников слова.
На доске в три столбика написаны встретившиеся нам сегодня наречия, вызывающие затруднения при письме.

1. понемногу
направо
впереди
издалека
насовсем
исподлобья

2.далеко-далёко
долго-долго
крепко-накрепко
по-русски
по-осеннему

3. на испуг
в шутку
до слез

– По какому принципу слова записаны в три столбика?
Назовите условия выбора орфограмм.
Какие строчки с этими наречиями приходят вам на память?

VII. Лингвистический эксперимент

– Восстановите строки из стихотворения Ю.Мориц.

Трудно светиться и петь (нелегко).
Там, где черемухи светятся (пышно),
Там, где пичужки поют (высоко),
Кратенький век проживая (бескрышно), –
Только и видно, только и слышно:
Трудно светиться и петь (нелегко).

Авторские

Детские варианты

1) нелегко
2) пышно
3) высоко
4) бескрышно

     

– Какие наречия дают качественное определение действию, а какие указывают на место действия? (Высоко – место действия. Нелегко, пышно, бескрышно – качественные определения.)
– Как вы понимаете слова черемухи светятся пышно? (Это необычная метафора. Черемуха в белом пышном цвету словно светится.)
– Сможем ли мы найти в каких-либо словарях наречие бескрышно? Почему? (Нет, т.к. это авторский окказионализм, слово, придуманное поэтом.)
– Как оно образовано? (Бескрышно ¬ бескрышный ¬ без крыши.)
– Что обозначает? (Не имея крыши над головой, под открытым небом.)
– Каким членом предложения являются названные наречия? (Обстоятельства образа действия.)

VIII. Заключение

– Что нового вы узнали на уроке? Обобщим все, открытое нами.
Наречие, характеризуя действие или признак, придает им точность (вчера, здесь, направо), образность (звонко, остро, пышно), «живописует» глагол.
Писатели и поэты часто создают собственные, оригинальные наречия.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru