Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2001

ИНФОРМАЦИЯ

К 200-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ ПЕРВОГО ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Научно-практическая конференция

Т.И.  ЛЕВДИНА,
школа-лаборатория № 760,
 г. Одинцово

Двести лет тому назад, в декабре 1800 года, в московские книжные лавки поступила изданная графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным «Героическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгород-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие».
Этому важнейшему событию русской культуры была посвящена научно-практическая конференция, проведенная в школе-лаборатории № 760, г. Одинцово. Это вторая конференция подобного рода в нашей школе. Об опыте проведения первой уже рассказывалось в газете «Русский язык» (май 2000 г., № 17).
Главная задача конференции состояла не только в том, чтобы рассказать об одном из самых талантливых и загадочных произведений древнерусской литературы, но и показать, почему «“Слово о полку Игореве” представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее».
В связи с тем, что серьезная работа с текстом «Слова о полку Игореве» проводится на уроках в 9-м классе, а возвращаются к этому произведению при подготовке к экзаменам в 11-м классе, в конференции приняли участие в основном ученики 9–11-х классов. Однако хочется особо подчеркнуть, что было предоставлено слово и ученикам 5–6-х классов. Они выступали с небольшими сообщениями информационного характера. Таким образом осуществляется приобщение младших школьников к творческой исследовательской деятельности.
Важно также, что в докладах старшеклассников большое внимание уделялось не только таким традиционным проблемам, как авторство, жанровое своеобразие, композиция, система образов, но и проблемам анализа художественного, в том числе языкового, своеобразия памятника древнерусской литературы.
Учителя нашей школы успешно применяют комплексный подход к анализу текста произведения на уроках русского языка и литературы.
В докладах учеников рассматривался такой важнейший вопрос изучения «Слова о полку Игореве», как частотность употребления тех или иных слов, ключевых в создании образов произведения, и роль этих слов в тексте; говорилось также о проблемах произношения так называемых редуцированных гласных ъ и ь в XI–XII веках, повлиявших на ритмический строй «Слова», об иноязычных заимствованиях в нем.
Большое внимание было уделено метафорам, эпитетам, сравнениям, параллелизмам, встречающимся в тексте «Слова», отмечалась выразительность звуковых и цветовых образов произведения.
Подводя итоги конференции и сравнивая ее результаты с результатами нашего первого опыта проведения конференций подобного рода, можно сделать вывод, что ученики говорили смелее, увереннее, старались не читать написанный текст, а свободно излагать материал своих докладов, более серьезно и творчески подошли к исследовательской деятельности.
Учителя словесности школы-лаборатории № 760 считают, что проведение научно-практических конференций помогает развитию творческих способностей учащихся, прививает любовь и внимательное отношение к родному языку, знакомит с его удивительной историей.
Отметим еще раз, что докладчиками на этой научной конференции были школьники, а их научными руководителями при подготовке докладов и сообщений – учителя школы: Агапова  Э.И., Чергинец А.А., Левдина Т.И., Горелова С.В., Кулик В.Г.
Проведение таких конференций входит в систему методической работы школы-лаборатории № 760 (директор – Гармаш В.Ю., завуч – Шадрова Т.И.), цель которой состоит в том, чтобы развивать творческие исследовательские способности учащихся, осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании школьников.
В 2001 году учителя словесности нашей школы планируют провести научно-практическую конференцию, посвященную двухсотлетию В.И. Даля.

Рейтинг@Mail.ru