Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №13/2001

Я ИДУ НА УРОК

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

5 класс

Г.М.МУРЗАБАЕВА

После изучения темы «Состав слова и словообразование»

* * *

Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.
День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», – сказала мама. Я взглянул. Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один ее конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.
От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом и земляникой.

(По Г.Скребицкому)

Задания и вопросы

1. Озаглавьте текст.
2. Определите тип речи.
Передайте в двух-трех предложениях содержание текста. Что описывается в тексте?
3. Какие тропы используются при описании дождя, радуги? Каково их значение?
4. Какие прилагательные использует автор, чтобы ярко и образно описать дождь? Подберите к ним антонимы.
5. Попробуйте описать снегопад так, чтобы мы увидели и почувствовали его красоту.
6. Выполните фонетический разбор слов дождь, медом. Найдите в тексте слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
7. Найдите слова без окончания. О чем свидетельствует отсутствие окончания?
8. Найдите в тексте слова – формы одного и того же слова и однокоренные слова. Напишите парадигму форм слова, продолжите ряд однокоренных слов.
9. Какими частями речи являются слова однажды, вдруг? Чем отличаются наречия от других частей речи? Найдите еще наречия в тексте. Какие другие наречия можно употребить, описывая дождь, снегопад?
10. Выпишите 4–5 слов с орфограммой «Гласные и согласные в приставках». Есть ли слова с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок»?
11. Перепишите слова набежала, разноцветной, кустов, светить, далеко. Отметьте в каждом слове ту значимую часть, которая указывает на грамматические признаки существительного, прилагательного и глагола. Запишите рядом со словом эти признаки.
12. Объясните постановку знаков препинания во втором, последнем предложениях второго абзаца, в предложении с прямой речью.
13. Сколько в тексте сложных предложений? Составьте схему одного из них.
14. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
15. Выделите грамматические основы первого предложения второго абзаца и последнего предложения. Что в них особенного?

После изучения темы «Глагол»

А.Барто

ТРЕБУЕТСЯ ДРУГ

Все живут – не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки.
А характер кроткий.
Я шепчу: – Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: – Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
– Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
А девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: – А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят:
– Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг»...

Задания и вопросы

1. Какова тема стихотворения? Для чего девочке «требуется друг»? Каково ваше отношение к дружбе?
2. Выпишите глаголы в форме инфинитива, настоящего времени, прошедшего и будущего времени. Выделите в них ту часть, которая является показателем времени. Выберите один глагол и напишите его полную парадигму.
3. Выпишите глаголы разных наклонений. На кон-кретном примере докажите, что форма не всегда соответствует значению наклонения. Объясните особенность такого употребления наклонения.
4. Выпишите из текста однокоренные слова, укажите часть речи, разберите по составу.
5. Объясните значение выражений девчонок свита, девчонки на дыбы.
6. Объясните пунктуацию при диалоге.

После изучения темы «Имя существительное»

Жители Южной Африки используют обезьян как бе_платных пастухов. Многие из таких обезьян получили широкую и_вестность. Обезьяна Эла во_питывалась на маленькой ферме. Ее держали в загоне с козлятами и поили козьим молоком.
Каждое утро с во_ходом солнца Эла вела стадо к водопою, а потом на пастбище, которое было ра_положено в 5–6 километрах от фермы. Она не давала козам ра_брестись. Если в поле оставался козленок, Эла во_вращалась за ним.

(По И.Заянчковскому)

Задания и вопросы

1. Что нового вы узнали из текста? А что вы еще знаете об обезьянах?
2. Как бы вы озаглавили текст?
3. Как связаны предложения в первом абзаце? Как связаны первый и второй абзацы?
4. Найдите имена собственные, объясните их правописание.
5. Выпишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Почему они не имеют формы множественного числа?
6. Разберите по составу слова: пастухов, козлятами, во_вращалась, и_вестность, загоне. Какое слово «лишнее»?
7. Выпишите слова с пропущенной буквой. Объясните правописание этих слов. Какая это орфограмма? Какие слова с такой орфограммой вы можете еще назвать?
8. Найдите в тексте сложные предложения, разберите их по членам.
9. Выполните морфологический разбор существительного.

После изучения темы «Имя прилагательное»

Хорошо в зимн_м лесу. Деревья стоят в серебрист_м инее. Все засыпано пушист_м снегом. Все освещено ярк_м солнечн_м светом. Особенно хороши ели в роскошн_м зимн_м уборе. В морозн_м воздухе звонко отдается кажд_й звук. Зимн_м вечером еще лучше. Деревья освещены розовато-син_м светом заходящ_го солнца. Но вот недолг_е зимн_е солнце скрылось. На син_м небе зажглись первые звездочки. Они слабо горят зеленоват_м светом.

Задания и вопросы

1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите прилагательные с пропущенными буквами вместе с существительными, к которым они относятся. Определите род, число, падеж прилагательного.
3. Какие прилагательные обозначают цвет, оттенки цвета? Разберите их по составу.
4. Пятое предложение разберите по членам. Чем различается синтаксическая роль кратких и полных прилагательных?
5. Там, где возможно, подберите к прилагательным антонимы и синонимы.

При изучении темы «Причастие»

К насеком_ядным р_стениям относит(?)ся травка цветущая крупными белыми цветами и н_зыва_мая венериной мух_ловкой. Листья этого р_стения чуть пр_поднятые над землей собран(?)ы реш_ткой вокруг длин(?)ого цвет_носа. Корешок листа р_зросш_йся в широкую зеленую пластинку и сам лист р_зделивш_йся на две округлые створки лежат под углом друг к другу и по краям снабжен(?)ы крепкими зу_цами. На п_верхности обеих половинок листа н_ходит(?)ся по три длин(?)ых торчащ_х вверх чу(?)ствительных волоска. Только попавш_е на лист насекомое к_снет(?)ся хоть одного из волосков как створки мух_ловки стремительно з_хлоп_вают(?)ся.

(По Г.Денисовой)

Задания и вопросы

1. Определите стиль и тип речи.
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные запятые.
3. Выделите графически все причастные обороты.
4. Выполните синтаксический разбор 3-го предложения.
5. Найдите в тексте сложные слова, выполните их морфемный и словообразовательный разбор.
6. От каких глаголов образованы причастия в тексте? Назовите морфологические признаки причастий.
7. Как связаны предложения в тексте?

После изучения темы «Деепричастие»

ЧЕТЫРЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВА

Первое слово вы угадаете вспомнив человека который смешил вас в цирке своими шутками и забавными трюками. Расставив иначе буквы в этом слове, вы сможете трижды превращать его в новые предметы. Сделав первое перемещение, вы превратите его в предмет, которым можно колоть дрова. Переместив буквы еще раз, вы получите украшение, которое женщины носят на цепочке. Переставив буквы третий раз, вы получите спуск с высокого места.

(По С.Глязеру)

Задания и вопросы

1. Какие слова загаданы? Как называется такая загадка?
2. В каком предложении пропущены знаки препинания? Перепишите это предложение, расставив знаки препинания, разберите его по членам.
3. В остальных предложениях найдите деепричастные обороты. Каким членом предложения они являются? Что общего в этих оборотах и чем они различаются?
4. К какой части речи относятся деепричастия? Выполните морфемный разбор всех деепричастий и морфологический разбор 1–2 деепричастий.
5. Попробуйте сами придумать анаграмму.

После изучения слов категории состояния

Сегодня особенно жарко и душно и искупавшись я направляюсь к лесу расположенному рядом с рекой.
В лесу прохладно, и мне становится легко, хорошо. Но даже здесь солнце светит настолько ярко, что виднеется из-за густой листвы деревьев.
Присев на пенек, я осматриваюсь кругом, затем закрываю глаза. Интересно слушать лес: деревья перешептываются между собой, птицы весело щебечут. Я даже забываюсь на некоторое время...
Надо идти, а я сижу и сижу. Мне не лень идти, а жаль расставаться с лесом, красоту которого я так не-ожиданно почувствовал и увидел.

Задания и вопросы

1. Перепишите первое предложение, расставив знаки препинания. Разберите его по членам. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
2. Выпишите слова категории состояния. Что они обозначают? Запишите предложения, где эти слова являются наречиями, краткими прилагательными среднего рода.
3. Найдите основы в предпоследнем предложении, постройте его схему.
4. Выполните морфемный разбор причастия, деепричастия, глагола из этого текста.
5. Найдите антонимы – слова категории состояния.

После изучения наречий и слов категории состояния

ЖАВОРОНОК

Еще холодно, почти (по)всюду лежит снег. Мартовское солнце светит ярко, но греет еще слабо. Однако весна уже наступила. И доказательство этому – звонкая птичья песня, которая льется откуда(то) (с)верху. Певца разглядеть трудно: солнце слепит глаза. Но можно сразу сказать, что это жаворонок. Вот он опустился (по)ниже, теперь его можно увидеть.
Жаворонок – коричневый, с темными пестринками и крапинками. Такая окраска помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. А живет жаворонок только на земле, где находит себе пищу и устраивает гнездо. Он прекрасно приспособился к этому. У него лапки с длинными прямыми пальцами, чтобы удобнее было ходить по траве. На деревья жаворонок не может садиться: такими пальцами сучок не обхватишь.
Гнездо жаворонка найти легко: оно чуть(чуть) прикрыто травинками. Если тебе случится увидеть его, уходи скорее, не беспокой птиц. За это следующей весной уже весь выводок жаворонков будет охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями.

(Из энциклопедии «Что такое? Кто такой?»)

Задания и вопросы

1. Какова основная мысль текста?
2. Составьте план.
3. Выпишите слова, в которых надо раскрыть скобки. Объясните написание. Что их объединяет? Выполните морфологический разбор одного из этих слов.
4. Попробуйте объяснить постановку тире и двоеточий в тексте.
5. Выпишите слова категории состояния. Составьте с ними предложения.
6. Выполните синтаксический разбор сложного предложения, в котором есть слово категории состояния.
7. Выполните морфемный разбор слов повсюду, мартовское, доказательство, удобнее, холодно. Выполните также словообразовательный разбор слов удобнее, холодно.
8. Выполните фонетический разбор слова, представляющего, на ваш взгляд, интерес в буквенно-звуковом отношении.