ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ"РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК - ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ"Новый конкурс по русскому языку и языкознанию2000 год24 ноября 2000 года 64 тысячи учеников 5–11-х классов школ России и Украины стали первыми участниками игры-конкурса по русскому языку и языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех». Полтора десятка лет назад австралийский математик и педагог Питер Холлоран придумал игру-конкурс «Кенгуру – математика для всех». Замысел оказался настолько удачным, что в 2000 году в «Кенгуру» играли более полутора миллионов школьников из 20 с лишним стран мира, в том числе 210 тысяч россиян. Новый конкурс «Медвежонок» – младший брат «Кенгуру» – проводится по тем же правилам, в тесном взаимодействии с Российским оргкомитетом «Кенгуру». Отсюда и название: кенгуру – символ Австралии, медвежонок – России. Проблемы у математики и русского языка как школьных предметов схожи: обе науки многим ученикам кажутся сухими и трудными. «Медвежонок», как и «Кенгуру», призван бороться с этим предубеждением. Главная его цель – не столько выявить сильнейших, сколько развить у самого широкого круга школьников интерес к языку и науке о нем, показать, что ее изучение не сводится к зазубриванию скучных орфографических правил (хотя даже они на поверку могут оказаться не так уж скучны и даже увлекательны). Составители старались включать в конкурс содержательные по смыслу, но веселые и занимательные по форме задания по русскому языку и лингвистике, которые будили бы любопытство участников, побуждали их после игры заглядывать в учебники, словари, справочники и энциклопедии, помогали в работе учителям. Задания были как совсем легкие, так и довольно трудные, требующие не столько знания, сколько размышления. Но большинство их все же было доступно не только одаренным, но и самым обычным детям. Даже те участники «Медвежонка», которые не слишком хорошо владеют предметом, верно решили хотя бы несколько задач, и мы надеемся, что никто не ушел обиженным. Конкурс проводился непосредственно в школах. Участникам предлагалось 30 заданий: 10 легких, ценой по 3 балла, 10 потруднее, по 4 балла, и 10 наиболее трудных, пятибалльных. На их выполнение отводилось 75 минут. Записывать решения не требовалось: к каждой задаче было дано пять вариантов ответа, и надо было лишь указать номера выбранных ответов на специальном бланке. После обработки результатов каждая школа получила ведомость с результатами своих участников и местом каждого в общероссийском списке, все участники конкурса – красивый сертификат, а победители были награждены призами: словарями, энциклопедиями, а также специально изготовленными футболками, значками и берестяными медалями с эмблемой конкурса. Лучшие результаты в общем зачете показали пятиклассники Валерия Найманова (Иркутск) и Семен Бахтин (Кировская область), шестиклассники Анастасия Горшенкова (Челябинск), Евгения Климанова (Костромская область) и Павел Сидоров (Омск), семиклассники Татьяна Пахтусова (Иркутск) и Дмитрий Лебедев (Ижевск), восьмиклассница Ирина Сенникова (Кировская область), девятиклассницы Алена Шашкова (Костромская область) и Наталья Назарова (Челябинск), десятиклассники Алексей Богатов, Ольга Харитонова, Ксения Кузнецова и одиннадцатиклассницы Мария Журбина, Елизавета Белявская и Ирина Можаева (все шестеро – из Санкт-Петербурга). Оргкомитет отмечает успешное выступление учащихся гимназии № 610 г. Санкт-Петербурга и ижевского лингвистического лицея № 25: в список 180 (по 30 от класса) участников конкурса, показавших наивысшие результаты, вошли, соответственно, 16 и 12 их учеников. «Медвежонок» был организован Кировским
центром дополнительного образования одаренных
школьников (КЦДООШ). Научное руководство
осуществлял Институт лингвистики РГГУ, где
разрабатывались варианты заданий. Проведением
конкурса на местах руководили региональные
оргкомитеты, работавшие в Архангельске,
Белорецке (Башкирия), Волгограде, Долгопрудном
(Московская обл.), Екатеринбурге, Ижевске,
Иркутске, Йошкар-Оле, Казани, Костроме,
Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Нижнем
Тагиле, Норильске, Озерске (Челябинская обл.),
Омске, Петрозаводске, Перми, Сарове
(Нижегородская обл.), Салавате (Башкирия),
Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Тихорецке
(Краснодарский край), Тобольске, Томске,
Ульяновске, Харькове, Чебоксарах, Челябинске. К
участию во II конкурсе, который состоится 22 ноября
2001 года, оргкомитет «Русского медвежонка»
приглашает все школы России. Наш адрес: 610002, г.
Киров, 2, а/я 2039. КЦДООШ, «Русский медвежонок»;
телефон (8332) 69-00-13; электронный адрес: center@ezmail.ru (с
копией на sms@ezmail.ru). Адреса региональных
оргкомитетов можно получить в КЦДООШ или найти в
Интернете по адресу: http://www.kirov.ru/~sms. Центральный
оргкомитет «Русского медвежонка» рассмотрит
также предложения образовательных организаций и
«Русский медвежонок» проводится на принципах самоокупаемости, поэтому участие в нем платное. Но взнос невелик: по нашему прогнозу в «Медвежонке-2001» он (в зависимости от уровня инфляции) составит от 16 до 18 рублей. Предлагаем вашему вниманию варианты заданий первого «Медвежонка». И.С. РУБАНОВ, председатель
Центрального оргкомитета, Е.В. МУРАВЕНКО, научный
руководитель конкурса, Задачи 1–10 оцениваются в 3 балла, 11–20 – в 4 балла, 21–30 – в 5 баллов.1. Сколько букв в русском алфавите? (А) 3; (Б) 26; (В) 30; (Г) 33; (Д) 43. 2. Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосет, чешет, чихает? (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все. 3. Из слова ворот выберите три подряд идущие буквы так, чтобы получилось существительное. Можно выбрать два разных способа: ВОРот и воРОТ. А сколькими способами можно выбрать три подряд идущие буквы из слова колобок? (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. 4. Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий: читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель? (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все. 5. Какие из приведенных слов являются однокоренными со словом вода: 1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный? (А) 2, 4, 5; (Б) 3, 4; (В) 1, 4; (Г) 2, 4; (Д) все. 6. Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) отмерять, 2) отравить, 3) отвар, 4) отчизна. (А) 1, 2; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 3; (Г) 2, 3; (Д) 1, 2, 3, 4. 7. Какие из перечисленных названий животных используются для обозначения большого и неуклюжего человека: баран, корова, медведь, слон? (А) все; (Б) баран, корова, медведь; (В) баран, корова, слон; (Г) баран, медведь, слон; (Д) корова, медведь, слон. 8. Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неиспользованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова? (А) сок + борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + коса; (Д) воск + колода. 9. Можно сказать, что слово полочка образовано от слова полка и может иметь значение «маленькая полка» или «полка маленького размера». Возьмем слова бухта, водка, кофта, минута, поляна и образуем от них слова бухточка, водочка, кофточка, минуточка, поляночка. Сколько из этих слов могут обозначать соответствующий предмет маленького размера? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 10. Как называется короткая смешная история? (А) анегдот; (Б) анекдот; (В) анигдот; (Г) аникдот; (Д) среди вариантов (А) – (Г) нет правильного. 11. Вспомните родственные слова и скажите, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли квадригой: (А) из трех; (Б) из четырех; (В) из пяти; (Г) из шести; (Д) из семи. 12. Сколько в данном списке слов с суффиксом -чик-: ключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 13. В старой орфографии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя. Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий? (А) iюнь, синiй; (Б) июнь, синiй; (В) iюнь, синий; (Г) iюнь, сiнiй; (Д) iюнь, сiний. 14. В скольких существительных из данного списка произойдут изменения в склонении, если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, трусы, полы, кружки? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 15. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая: грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 16. Посмотрите на следующие слова: м_тель, кр_хтеть, за_ц, м_теж. В скольких из них пропущена буква я (а не е)? (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. 17. В одной детской книжке описывается «конспиративный язык», на котором между собой общаются мальчишки. Вот пример правильной фразы на этом языке: Шара-вчеца шаяца шанаца шажин-уца шасъелца шашу-каца шаица шапил-выца шаю-чаца. Переведите на этот язык слово залив: (А) шазаливца; (Б) шаив-залца; (В) шалив-заца; (Г) шаза-ливца; (Д) среди вариантов (А) – (Г) нет правильного. 18. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку: (А) ножницы; (Б) игла; (В) молоток; (Г) метла; (Д) пила. 19. Найдите синоним устойчивого словосочетания попасть впросак: (А) сесть в калошу; (Б) отбиться от рук; (В) заблудиться в трех соснах; (Г) повесить нос; (Д) уйти в свою скорлупу. 20. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее? (А) шведка; (Б) болгарка; (В) итальянка; (Г) японка; (Д) корейка. 21. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее? (А) обезьяна; (Б) зайчиха; (В) львица; (Г) актриса; (Д) японка. 22. Сколько слов из данного списка можно считать и существительным, и глаголом: шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил? (А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6. 23. В скольких словах из данного списка букву е можно читать и как е, и как ё: вел, мел, сел, осел, дел? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 24. Образуйте форму 1-го лица единственного числа от глагола убедить. (А) убедю; (Б) убежду; (В) убежу; (Г) убеждаю; (Д) форма не образуется. 25. Попробуем читать звуки, из которых состоят слова лен, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится? (А) 5; (Б) 4; (В) 3; (Г) 2; (Д) 1. 26. Сколько существительных женского рода представлено в списке: туфли, ботинки, овощи, тюль, вуаль, рояль? (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. 27. Вспомните старинное название одной из русских букв и скажите, каков буквальный смысл выражения ходить фертом: (А) ходить, сгорбившись; (Б) ходить, уперев руки в бока; (В) ходить с гордо поднятой головой; (Г) ходить вразвалку; (Д) ученые до сих пор об этом спорят. 28. Сколько из перечисленных слов обозначают домашнее животное: верблюд, корова, крокодил, крыса, собака? (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все. 29. Сколькими способами можно в ряду букв поднимитеперья расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза? (А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6. 30. Постарайтесь понять, по какому принципу составлена «смысловая пропорция»: силен : слабее = мягок : X = тверд : Y = Z : глуше, – и ответьте, какие три слова зашифрованы буквами X, Y и Z: (А) мягчее, тверже, глух; (Б) тверже, мягче, звoнок; (В) твердее, мягче, ярче; (Г) мягче, тверже, звонче; (Д) ни один из вариантов (А) – (Г) не верен. ЗАДАЧИ ДЛЯ 7 - 8-х КЛАССОВЗадачи 1–10 оцениваются в 3 балла, 11–20 – в 4 балла, 21–30 – в 5 баллов.1. Какое слово можно составить из тех же букв, что и слово ромашка (каждую букву нужно использовать столько раз, сколько она встречается в данном слове)? (А) мошкара; (Б) кошмар; (В) морошка; (Г) кармашек; (Д) гармошка. 2. Сколько из перечисленных слов можно поставить вместо многоточия в предложение ...шел по лесу: конь, лошадь, мужик, староста, чукча? (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все. 3. Посмотрите на следующие слова: варе_ка, коври_ка, деревя_ка, костя_ка. В скольких из них пропущена буква ш (а не ж)? (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. 4. Найдите подлежащее во фразах (1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро. (А) (1) тореро и (2) сомбреро; (Б) (1) сомбреро и (2) тореро; (В) (1) тореро и (2) тореро; (Г) (1) сомбреро и (2) сомбреро; (Д) подлежащих нет. 5. В скольких глаголах из приведенного списка можно по-разному поставить ударение: вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать? (А) в трех; (Б) в четырех; (В) в пяти; (Г) в шести; (Д) в семи. 6. Среди слов ель, заяц, лягушка, огурец, трава одно – по смыслу лишнее. Какое? (А) ель; (Б) заяц; (В) лягушка; (Г) огурец; (Д) трава. 7. Дано толкование слова: «издавать громкие пронзительные высокие звуки». Какое слово подходит под это определение? (А) визжать; (Б) кричать; (В) пищать; (Г) орать; (Д) ни одно из названных. 8. Какие из приведенных слов родственны слову нос: 1) поднос, 2) носильщик, 3) носовой, 4) носик, 5) обноски? (А) все; (Б) 1, 2, 3, 4; (В) 1, 4; (Г) 1, 2, 4; (Д) 3, 4. 9. Посмотрите на список слов: фанера,
пастель, постель, кафе, кофе, купе. (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. 10. Город Великие Луки получил такое название из-за того, что: (А) славился мастерами по изготовлению луков; (Б) в его окрестностях лук вырастал особенно крупным; (В) город прославили его основатель Лука Великий и его сын Лука Лукич; (Г) в нем находится штаб-квартира компании «Лукойл»; (Д) река, на которой он стоит, имеет большие излучины. 11. До орфографической реформы 1917–1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники, но новыя книги; старые ботинки, но старыя письма и телеграммы; светлые классы, но светлыя окна. Как до орфографической реформы записывались словосочетания красивые вазы и просторные поля? (А) красивыя вазы, просторныя поля; (Б) красивые вазы, просторныя поля; (В) красивыя вазы, просторные поля; (Г) красивые вазы, просторные поля; (Д) ни один из вариантов (А) – (Г) не верен. 12. До начала XVIII века в русском языке числа обозначались буквами, например: ТЛЕ – 335; РМД – 144; ФЛВ – 532. Как, по-вашему, записывалось число 225? (А) ВВФ; (Б) ВВЕ; (В) СКЕ; (Г) СКФ; (Д) ВНФ. 13. Сколько существительных из приведенного списка совпадают по форме с деепричастиями: срыв, перерыв, покров, лев, сев, зев? (А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6. 14. Как образуется форма родительного падежа множественного числа от слова кочерга? (А) кочерег; (Б) кочергов; (В) кочерг; (Г) кочерыг; (Д) у этого слова нет множественного числа. 15. Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое же слово имеет единственное значение? (А) полька; (Б) француженка; (В) чешка; (Г) финка; (Д) голландка. 16. Посмотрите на список слов: жеребенок, опенок, теленок, зайчонок. От какого из них множественное число в современном литературном русском языке образуется двумя способами? (А) жеребенок; (Б) опенок; (В) теленок; (Г) зайчонок; (Д) ни от какого. 17. Посмотрите на список слов: смягчение, легчайший, мягчайший, тягчайший. В каком из них сочетание букв гч произносится иначе, чем в остальных трех? (А) смягчение; (Б) легчайший; (В) мягчайший; (Г) тягчайший; (Д) ни в каком. 18. Сколько из перечисленных слов обозначают домашнее животное: верблюд, корова, крокодил, крыса, собака? (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все. 19. Сколько глаголов из приведенного списка могут быть поняты и как формы изъявительного, и как формы повелительного наклонения: носите, вынесите, пилите, колите, просите, распорите? (А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6. 20. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку. (А) лапша; (Б) блины; (В) картошка; (Г) хлеб; (Д) соль. 21. Древнерусское слово коло означает «круг». Сколько в списке: колесо, колотить, околица, колоть, кольцо, колея – слов, имеющих со словом коло общий исторический корень? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 22. Сколько различных смыслов имеет фраза Знакомые учителя вернулись из командировки в Москву? (А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 6 (Д) 8. 23. Сколько общих звуков содержится в словах друг и груздь? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 0. 24. Гнедой конь – это: (А) красновато-рыжий; (Б) серый; (В) черный; (Г) рыжеватый; (Д) белесый. 25. Какие из перечисленных существительных являются одушевленными: 1) [плюшевый] мишка, 2) игрушка, 3) валет, 4) девочка, 5) мертвец? (А) 4; (Б) 4, 5; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 2, 4, 5; (Д) 1, 3, 4, 5. 26. Иван выехал из Москвы в 8 утра 22 ноября, а приехал в Екатеринбург в 8 вечера 23 ноября. Как правильно сказать, сколько времени Иван ехал? (А) полтора суток; (Б) полторы суток; (В) полутора суток; (Г) полторы сутки; (Д) ни один из приведенных выше вариантов не верен. 27. Какие из перечисленных слов являются числительными: 1) оба, 2) два, 3) двойка, 4) пара, 5) двое? (А) 2; (Б) 2, 3, 5; (В) 2, 5; (Г) 1, 2, 5; (Д) 1, 2, 3, 4, 5. 28. Сколькими способами можно расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания) в ряду букв поднимитеперья, чтобы получилась фраза? (А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6. 29. Найдите синоним устойчивого словосочетания переливать из пустого в порожнее: (А) бить баклуши; (Б) вариться в собственном соку; (В) трезвонить во все колокола; (Г) точить лясы; (Д) плевать в потолок. 30. Есть ли в русском языке одушевленные существительные среднего рода? (А) нет; (Б) есть, и все они относятся ко 2-му склонению; (В) есть, но ни одно из них не обозначает человека; (Г) есть, и большинство из них склоняется как прилагательные; (Д) есть, они образованы с помощью уменьшительного суффикса -ишк-. ЗАДАЧИ ДЛЯ 9–11-х КЛАССОВЗадачи 1–10 оцениваются в 3 балла, 11–20 – в 4 балла, 21–30 – в 5 баллов.1. Для скольких из перечисленных слов подходит определение «посуда, предназначенная для хранения еды или питья»: банка, бутылка, чайник, чашка, тарелка? (А) для одного; (Б) для двух; (В) для трех; (Г) для четырех; (Д) для всех. 2. В скольких словах из приведенных букву е можно читать и как е, и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет? (А) ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух; (Г) в трех; (Д) в четырех. 3. Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) подоконник, 2) подорожник, 3) подруга, 4) подлец, 5) подарок, 6) подагра. (А) 1, 2 ; (Б) 1, 2, 3, 4; (В) 2, 5; (Г) 2, 5, 6; (Д) 2, 3, 5. 4. Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 5. Даны фразы:
Выберите вариант, где нет орфографических ошибок: (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) все варианты содержат ошибки. 6. Как называют жителей Тулы? (А) тулянами; (Б) тульцами; (В) туляками; (Г) туличами; (Д) туличанами. 7. Посмотрите на список слов: дебют, десерт,
декабрь, держава, деталь, демократ, дебош, демагог. (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. 8. Даны пять слов: 1) бабочка, 2) воробей, 3) мельница, 4) самолет, 5) стул. Какое из них по смыслу является лишним? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 9. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку. (А) печь; (Б) окно; (В) крыльцо; (Г) фабрика; (Д) тыква. 10. Укажите, в каких предложениях из приведенных ниже слово грустно является прилагательным:
(А) ни в каких; (Б) 1; (В) 1, 2; (Г) 1, 2, 3; (Д) 2. 11. Что означает выражение ставить на вид? (А) помещать на витрину; (Б) покупать акции телекомпании «ВИД»; (В) делать замечание, близкое к выговору; (Г) отправлять на выставку; (Д) так не говорят. 12. До орфографической реформы 1917–1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники, но новыя книги; старые ботинки, но старыя письма и телеграммы; светлые классы, но светлыя окна. Как до орфографической реформы записывались словосочетания красивые вазы и просторные поля? (А) красивыя вазы, просторныя поля; (Б) красивые вазы, просторныя поля; (В) красивыя вазы, просторные поля; (Г) красивые вазы, просторные поля; (Д) ни один из вариантов (А) – (Г) не верен. 13. Иногда они называли себя «будетлянами». А под каким именем они вошли в историю литературы? (А) имажинисты; (Б) футуристы; (В) акмеисты; (Г) обэриуты; (Д) символисты. 14. В каких предложениях что является союзом:
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 1, 2; (Д) 2, 3. 15. Сколько различных смыслов имеет фраза Письмо знакомой из Москвы? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 6. 16. Как называется забор, сделанный из досок? (А) досчатым; (Б) досочным; (В) досковым; (Г) дощатым; (Д) досщатым. 17. Даны русские и соответствующие им сербскохорватские слова: голод – глад, борода – брада, голорукий – голоруки. Каковы сербскохорватские соответствия для русских слов золоторогий и мороз? (А) златраги, мраз; (Б) златороги, мраз; (В) золотраги, мраз; (Г) золотороги, мраз; (Д) златороги, мороз. 18. Рассмотрим пять фраз:
Сколько среди них неправильно построенных? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 19. Сколько общих звуков содержится в словах стог и гость? (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. 20. В русском языке есть слова с наложением
морфем, например: колонный (корень -колонн-
накладывается на суффикс -н-), рассорить
(приставка рас- накладывается на корень -ссор-).
(А) 2; (Б) 3, 4; (В) 1, 2; (Г) 1, 2, 3, 4; (Д) 1, 2, 3. 21. Сколько глаголов из приведенного списка являются двувидовыми, т.е. могут употребляться и в совершенном, и в несовершенном виде: велеть, просить, простить, казнить, ранить? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 22. Среди приведенных слов выберите слово, происшедшее от того же корня, что и слово излучина. (А) лукавый; (Б) луковый; (В) излучение; (Г) лучший; (Д) получить. 23. Современная русская пословица: «Пьяному море по колено» – это только первая половина более длинной старой пословицы. Какой была ее вторая половина? (А) «...а трезвому – с головой»; (Б) «...а башка – как полено»; (В) «...а лужа – по уши»; (Г) «...пока в кабаке сидит»; Д) среди ответов (А) – (Г) нет правильного. 24. Какое слово заменено буквой Х в
«смысловой пропорции»: (А) погаснуть; (Б) зажечь; (В) гореть; (Г) гасить; (Д) загореться. 25. В каких предложениях из перечисленных представлено составное глагольное сказуемое: 1) Иван будет работать. 2) Иван хочет работать. 3) Иван поехал работать. 4) Иван стал учителем? (А) 2; (Б) 1, 2; (В) 2, 3; (Г) 1, 2, 3; (Д) 1, 2, 3, 4. 26. Сколько одушевленных существительных представлено в списке: ребенок, игрушка, плюшевый мишка, коллектив, утопленник, ферзь? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 27. Сколько числительных среди перечисленных однокоренных слов: три, трешка, трояк, тройка, троица, трое, втроем, в-третьих? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. 28. В старой орфографии слова: белизна,
стрелять, беднота, верить, жена, перина, темнота,
медовый – записывались так: бЈлизна,
стрЈлять, бЈднота, вЈрить, жена, перина, темнота,
медовый. (А) весло, стена; (Б) вЈсло, стЈна; (В) вЈсло, стена; (Г) весло, стЈна; (Д) висло, стЈна. 29. Даны слова: лампочка, лавочка, дырочка, булочка. В каких из этих слов одинаковые суффиксы? (А) лампочка и булочка; (Б) лавочка и дырочка; (В) лампочка и дырочка; (Г) лавочка и булочка; (Д) булочка и дырочка. 30. Даны четыре пары слов-омонимов:
Однако в некоторых парах составляющие их омонимы имеют небольшие различия в склонении. Сколько здесь таких пар? (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
|