Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2001

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

"РУССКИЙ МЕДВЕЖОНОК - ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ"

Новый конкурс по русскому языку и языкознанию

2000 год

24 ноября 2000 года 64 тысячи учеников 5–11-х классов школ России и Украины стали первыми участниками игры-конкурса по русскому языку и языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех».

Полтора десятка лет назад австралийский математик и педагог Питер Холлоран придумал игру-конкурс «Кенгуру – математика для всех». Замысел оказался настолько удачным, что в 2000 году в «Кенгуру» играли более полутора миллионов школьников из 20 с лишним стран мира, в том числе 210 тысяч россиян. Новый конкурс «Медвежонок» – младший брат «Кенгуру» – проводится по тем же правилам, в тесном взаимодействии с Российским оргкомитетом «Кенгуру». Отсюда и название: кенгуру – символ Австралии, медвежонок – России.

Проблемы у математики и русского языка как школьных предметов схожи: обе науки многим ученикам кажутся сухими и трудными. «Медвежонок», как и «Кенгуру», призван бороться с этим предубеждением. Главная его цель – не столько выявить сильнейших, сколько развить у самого широкого круга школьников интерес к языку и науке о нем, показать, что ее изучение не сводится к зазубриванию скучных орфографических правил (хотя даже они на поверку могут оказаться не так уж скучны и даже увлекательны). Составители старались включать в конкурс содержательные по смыслу, но веселые и занимательные по форме задания по русскому языку и лингвистике, которые будили бы любопытство участников, побуждали их после игры заглядывать в учебники, словари, справочники и энциклопедии, помогали в работе учителям. Задания были как совсем легкие, так и довольно трудные, требующие не столько знания, сколько размышления. Но большинство их все же было доступно не только одаренным, но и самым обычным детям. Даже те участники «Медвежонка», которые не слишком хорошо владеют предметом, верно решили хотя бы несколько задач, и мы надеемся, что никто не ушел обиженным.

Конкурс проводился непосредственно в школах. Участникам предлагалось 30 заданий: 10 легких, ценой по 3 балла, 10 потруднее, по 4 балла, и 10 наиболее трудных, пятибалльных. На их выполнение отводилось 75 минут. Записывать решения не требовалось: к каждой задаче было дано пять вариантов ответа, и надо было лишь указать номера выбранных ответов на специальном бланке. После обработки результатов каждая школа получила ведомость с результатами своих участников и местом каждого в общероссийском списке, все участники конкурса – красивый сертификат, а победители были награждены призами: словарями, энциклопедиями, а также специально изготовленными футболками, значками и берестяными медалями с эмблемой конкурса. Лучшие результаты в общем зачете показали пятиклассники Валерия Найманова (Иркутск) и Семен Бахтин (Кировская область), шестиклассники Анастасия Горшенкова (Челябинск), Евгения Климанова (Костромская область) и Павел Сидоров (Омск), семиклассники Татьяна Пахтусова (Иркутск) и Дмитрий Лебедев (Ижевск), восьмиклассница Ирина Сенникова (Кировская область), девятиклассницы Алена Шашкова (Костромская область) и Наталья Назарова (Челябинск), десятиклассники Алексей Богатов, Ольга Харитонова, Ксения Кузнецова и одиннадцатиклассницы Мария Журбина, Елизавета Белявская и Ирина Можаева (все шестеро – из Санкт-Петербурга). Оргкомитет отмечает успешное выступление учащихся гимназии №  610 г. Санкт-Петербурга и ижевского лингвистического лицея № 25: в список 180 (по 30 от класса) участников конкурса, показавших наивысшие результаты, вошли, соответственно, 16 и 12 их учеников.

«Медвежонок» был организован Кировским центром дополнительного образования одаренных школьников (КЦДООШ). Научное руководство осуществлял Институт лингвистики РГГУ, где разрабатывались варианты заданий. Проведением конкурса на местах руководили региональные оргкомитеты, работавшие в Архангельске, Белорецке (Башкирия), Волгограде, Долгопрудном (Московская обл.), Екатеринбурге, Ижевске, Иркутске, Йошкар-Оле, Казани, Костроме, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле, Норильске, Озерске (Челябинская обл.), Омске, Петрозаводске, Перми, Сарове (Нижегородская обл.), Салавате (Башкирия), Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Тихорецке (Краснодарский край), Тобольске, Томске, Ульяновске, Харькове, Чебоксарах, Челябинске. К участию во II конкурсе, который состоится 22 ноября 2001 года, оргкомитет «Русского медвежонка» приглашает все школы России. Наш адрес: 610002, г. Киров, 2, а/я 2039. КЦДООШ, «Русский медвежонок»; телефон (8332) 69-00-13; электронный адрес: center@ezmail.ru (с копией на sms@ezmail.ru). Адреса региональных оргкомитетов можно получить в КЦДООШ или найти в Интернете по адресу: http://www.kirov.ru/~sms. Центральный оргкомитет «Русского медвежонка» рассмотрит также предложения образовательных организаций и
частных лиц о создании новых региональных оргкомитетов (в том числе на базе существующих региональных оргкомитетов «Кенгуру»).

«Русский медвежонок» проводится на принципах самоокупаемости, поэтому участие в нем платное. Но взнос невелик: по нашему прогнозу в «Медвежонке-2001» он (в зависимости от уровня инфляции) составит от 16 до 18 рублей.

Предлагаем вашему вниманию варианты заданий первого «Медвежонка».

И.С. РУБАНОВ, председатель Центрального оргкомитета,
зам. директора КЦДООШ

Е.В. МУРАВЕНКО, научный руководитель конкурса,
доцент Института лингвистики РГГУ

ЗАДАЧИ ДЛЯ 5 - 6-х КЛАССОВ

Задачи 1–10 оцениваются в 3 балла, 11–20 – в 4 балла, 21–30 – в 5 баллов.

1. Сколько букв в русском алфавите?

(А) 3; (Б) 26; (В) 30; (Г) 33; (Д) 43.

2. Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосет, чешет, чихает?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

3. Из слова ворот выберите три подряд идущие буквы так, чтобы получилось существительное. Можно выбрать два разных способа: ВОРот и воРОТ. А сколькими способами можно выбрать три подряд идущие буквы из слова колобок?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

4. Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий: читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

5. Какие из приведенных слов являются однокоренными со словом вода: 1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный?

(А) 2, 4, 5; (Б) 3, 4; (В) 1, 4; (Г) 2, 4; (Д) все.

6. Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) отмерять, 2) отравить, 3) отвар, 4) отчизна.

(А) 1, 2; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 3; (Г) 2, 3; (Д) 1, 2, 3, 4.

7. Какие из перечисленных названий животных используются для обозначения большого и неуклюжего человека: баран, корова, медведь, слон?

(А) все; (Б) баран, корова, медведь; (В) баран, корова, слон; (Г) баран, медведь, слон; (Д) корова, медведь, слон.

8. Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неиспользованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова?

(А) сок + борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + коса; (Д) воск + колода.

9. Можно сказать, что слово полочка образовано от слова полка и может иметь значение «маленькая полка» или «полка маленького размера». Возьмем слова бухта, водка, кофта, минута, поляна и образуем от них слова бухточка, водочка, кофточка, минуточка, поляночка. Сколько из этих слов могут обозначать соответствующий предмет маленького размера?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

10. Как называется короткая смешная история?

(А) анегдот; (Б) анекдот; (В) анигдот; (Г) аникдот; (Д) среди вариантов (А) – (Г) нет правильного.

11. Вспомните родственные слова и скажите, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли квадригой:

(А) из трех; (Б) из четырех; (В) из пяти; (Г) из шести; (Д) из семи.

12. Сколько в данном списке слов с суффиксом -чик-: ключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

13. В старой орфографии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя. Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий?

(А) iюнь, синiй; (Б) июнь, синiй; (В) iюнь, синий; (Г) iюнь, сiнiй; (Д) iюнь, сiний.

14. В скольких существительных из данного списка произойдут изменения в склонении, если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, трусы, полы, кружки?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

15. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая: грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

16. Посмотрите на следующие слова: м_тель, кр_хтеть, за_ц, м_теж. В скольких из них пропущена буква я (а не е)?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

17. В одной детской книжке описывается «конспиративный язык», на котором между собой общаются мальчишки. Вот пример правильной фразы на этом языке: Шара-вчеца шаяца шанаца шажин-уца шасъелца шашу-каца шаица шапил-выца шаю-чаца. Переведите на этот язык слово залив:

(А) шазаливца; (Б) шаив-залца; (В) шалив-заца; (Г) шаза-ливца; (Д) среди вариантов (А) – (Г) нет правильного.

18. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку:

(А) ножницы; (Б) игла; (В) молоток; (Г) метла; (Д) пила.

19. Найдите синоним устойчивого словосочетания попасть впросак:

(А) сесть в калошу; (Б) отбиться от рук; (В) заблудиться в трех соснах; (Г) повесить нос; (Д) уйти в свою скорлупу.

20. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?

(А) шведка; (Б) болгарка; (В) итальянка; (Г) японка; (Д) корейка.

21. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?

(А) обезьяна; (Б) зайчиха; (В) львица; (Г) актриса; (Д) японка.

22. Сколько слов из данного списка можно считать и существительным, и глаголом: шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

23. В скольких словах из данного списка букву е можно читать и как е, и как ё: вел, мел, сел, осел, дел?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

24. Образуйте форму 1-го лица единственного числа от глагола убедить.

(А) убедю; (Б) убежду; (В) убежу; (Г) убеждаю; (Д) форма не образуется.

25. Попробуем читать звуки, из которых состоят слова лен, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится?

(А) 5; (Б) 4; (В) 3; (Г) 2; (Д) 1.

26. Сколько существительных женского рода представлено в списке: туфли, ботинки, овощи, тюль, вуаль, рояль?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

27. Вспомните старинное название одной из русских букв и скажите, каков буквальный смысл выражения ходить фертом:

(А) ходить, сгорбившись; (Б) ходить, уперев руки в бока; (В) ходить с гордо поднятой головой; (Г) ходить вразвалку; (Д) ученые до сих пор об этом спорят.

28. Сколько из перечисленных слов обозначают домашнее животное: верблюд, корова, крокодил, крыса, собака?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

29. Сколькими способами можно в ряду букв поднимитеперья расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

30. Постарайтесь понять, по какому принципу составлена «смысловая пропорция»: силен : слабее = мягок : X = тверд : Y = Z : глуше, – и ответьте, какие три слова зашифрованы буквами X, Y и Z:

(А) мягчее, тверже, глух; (Б) тверже, мягче, звoнок; (В) твердее, мягче, ярче; (Г) мягче, тверже, звонче; (Д) ни один из вариантов (А) – (Г) не верен.

ЗАДАЧИ ДЛЯ 7 - 8-х КЛАССОВ

Задачи 1–10 оцениваются в 3 балла, 11–20 – в 4 балла, 21–30 – в 5 баллов.

1. Какое слово можно составить из тех же букв, что и слово ромашка (каждую букву нужно использовать столько раз, сколько она встречается в данном слове)?

(А) мошкара; (Б) кошмар; (В) морошка; (Г) кармашек; (Д) гармошка.

2. Сколько из перечисленных слов можно поставить вместо многоточия в предложение ...шел по лесу: конь, лошадь, мужик, староста, чукча?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

3. Посмотрите на следующие слова: варе_ка, коври_ка, деревя_ка, костя_ка.

В скольких из них пропущена буква ш (а не ж)?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

4. Найдите подлежащее во фразах (1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро.

(А) (1) тореро и (2) сомбреро;

(Б) (1) сомбреро и (2) тореро;

(В) (1) тореро и (2) тореро;

(Г) (1) сомбреро и (2) сомбреро;

(Д) подлежащих нет.

5. В скольких глаголах из приведенного списка можно по-разному поставить ударение: вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать?

(А) в трех; (Б) в четырех; (В) в пяти; (Г) в шести; (Д) в семи.

6. Среди слов ель, заяц, лягушка, огурец, трава одно – по смыслу лишнее. Какое?

(А) ель; (Б) заяц; (В) лягушка; (Г) огурец; (Д) трава.

7. Дано толкование слова: «издавать громкие пронзительные высокие звуки». Какое слово подходит под это определение?

(А) визжать; (Б) кричать; (В) пищать; (Г) орать; (Д) ни одно из названных.

8. Какие из приведенных слов родственны слову нос: 1) поднос, 2) носильщик, 3) носовой, 4) носик, 5) обноски?

(А) все; (Б) 1, 2, 3, 4; (В) 1, 4; (Г) 1, 2, 4; (Д) 3, 4.

9. Посмотрите на список слов: фанера, пастель, постель, кафе, кофе, купе.
В скольких из них буква е не смягчает предыдущий согласный звук?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

10. Город Великие Луки получил такое название из-за того, что:

(А) славился мастерами по изготовлению луков;

(Б) в его окрестностях лук вырастал особенно крупным;

(В) город прославили его основатель Лука Великий и его сын Лука Лукич;

(Г) в нем находится штаб-квартира компании «Лукойл»;

(Д) река, на которой он стоит, имеет большие излучины.

11. До орфографической реформы 1917–1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники, но новыя книги; старые ботинки, но старыя письма и телеграммы; светлые классы, но светлыя окна. Как до орфографической реформы записывались словосочетания красивые вазы и просторные поля?

(А) красивыя вазы, просторныя поля; (Б) красивые вазы, просторныя поля; (В) красивыя вазы, просторные поля; (Г) красивые вазы, просторные поля; (Д) ни один из вариантов (А) – (Г) не верен.

12. До начала XVIII века в русском языке числа обозначались буквами, например:

ТЛЕ – 335; РМД – 144; ФЛВ – 532. Как, по-вашему, записывалось число 225?

(А) ВВФ; (Б) ВВЕ; (В) СКЕ; (Г) СКФ; (Д) ВНФ.

13. Сколько существительных из приведенного списка совпадают по форме с деепричастиями: срыв, перерыв, покров, лев, сев, зев?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

14. Как образуется форма родительного падежа множественного числа от слова кочерга?

(А) кочерег; (Б) кочергов; (В) кочерг; (Г) кочерыг; (Д) у этого слова нет множественного числа.

15. Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое же слово имеет единственное значение?

(А) полька; (Б) француженка; (В) чешка; (Г) финка; (Д) голландка.

16. Посмотрите на список слов: жеребенок, опенок, теленок, зайчонок. От какого из них множественное число в современном литературном русском языке образуется двумя способами?

(А) жеребенок; (Б) опенок; (В) теленок; (Г) зайчонок; (Д) ни от какого.

17. Посмотрите на список слов: смягчение, легчайший, мягчайший, тягчайший. В каком из них сочетание букв гч произносится иначе, чем в остальных трех?

(А) смягчение; (Б) легчайший; (В) мягчайший; (Г) тягчайший; (Д) ни в каком.

18. Сколько из перечисленных слов обозначают домашнее животное: верблюд, корова, крокодил, крыса, собака?

(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.

19. Сколько глаголов из приведенного списка могут быть поняты и как формы изъявительного, и как формы повелительного наклонения: носите, вынесите, пилите, колите, просите, распорите?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

20. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку.

(А) лапша; (Б) блины; (В) картошка; (Г) хлеб; (Д) соль.

21. Древнерусское слово коло означает «круг». Сколько в списке: колесо, колотить, околица, колоть, кольцо, колея – слов, имеющих со словом коло общий исторический корень?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

22. Сколько различных смыслов имеет фраза Знакомые учителя вернулись из командировки в Москву?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 6 (Д) 8.

23. Сколько общих звуков содержится в словах друг и груздь?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 0.

24. Гнедой конь – это: (А) красновато-рыжий; (Б) серый; (В) черный; (Г) рыжеватый; (Д) белесый.

25. Какие из перечисленных существительных являются одушевленными: 1) [плюшевый] мишка, 2) игрушка, 3) валет, 4) девочка, 5) мертвец?

(А) 4; (Б) 4, 5; (В) 3, 4, 5; (Г) 1, 2, 4, 5; (Д) 1, 3, 4, 5.

26. Иван выехал из Москвы в 8 утра 22 ноября, а приехал в Екатеринбург в 8 вечера 23 ноября. Как правильно сказать, сколько времени Иван ехал?

(А) полтора суток; (Б) полторы суток; (В) полутора суток; (Г) полторы сутки; (Д) ни один из приведенных выше вариантов не верен.

27. Какие из перечисленных слов являются числительными: 1) оба, 2) два, 3) двойка, 4) пара, 5) двое?

(А) 2; (Б) 2, 3, 5; (В) 2, 5; (Г) 1, 2, 5; (Д) 1, 2, 3, 4, 5.

28. Сколькими способами можно расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания) в ряду букв поднимитеперья, чтобы получилась фраза?

(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.

29. Найдите синоним устойчивого словосочетания переливать из пустого в порожнее:

(А) бить баклуши; (Б) вариться в собственном соку; (В) трезвонить во все колокола; (Г) точить лясы; (Д) плевать в потолок.

30. Есть ли в русском языке одушевленные существительные среднего рода?

(А) нет;

(Б) есть, и все они относятся ко 2-му склонению;

(В) есть, но ни одно из них не обозначает человека;

(Г) есть, и большинство из них склоняется как прилагательные;

(Д) есть, они образованы с помощью уменьшительного суффикса -ишк-.

ЗАДАЧИ ДЛЯ 9–11-х КЛАССОВ

Задачи 1–10 оцениваются в 3 балла, 11–20 – в 4 балла, 21–30 – в 5 баллов.

1. Для скольких из перечисленных слов подходит определение «посуда, предназначенная для хранения еды или питья»: банка, бутылка, чайник, чашка, тарелка?

(А) для одного; (Б) для двух; (В) для трех; (Г) для четырех; (Д) для всех.

2. В скольких словах из приведенных букву е можно читать и как е, и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет?

(А) ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух; (Г) в трех; (Д) в четырех.

3. Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) подоконник, 2) подорожник, 3) подруга, 4) подлец, 5) подарок, 6) подагра.

(А) 1, 2 ; (Б) 1, 2, 3, 4; (В) 2, 5; (Г) 2, 5, 6; (Д) 2, 3, 5.

4. Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: бой, вой, пой, рой, стой, лечь, печь, речь?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

5. Даны фразы:

1) Бессчетны образчики черезчур расчетливой бесвкусицы.
2) Бессчетны образщики чересчур расчетливой безвкусицы.
3) Бесчетны образчики черезчур рассчетливой бесвкусицы.
4) Бессчетны образчики чересчур расчетливой безвкусицы.

Выберите вариант, где нет орфографических ошибок:

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) все варианты содержат ошибки.

6. Как называют жителей Тулы?

(А) тулянами; (Б) тульцами; (В) туляками; (Г) туличами; (Д) туличанами.

7. Посмотрите на список слов: дебют, десерт, декабрь, держава, деталь, демократ, дебош, демагог.
В скольких из них вторая буква (е) не смягчает предыдущий согласный?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

8. Даны пять слов: 1) бабочка, 2) воробей, 3) мельница, 4) самолет, 5) стул. Какое из них по смыслу является лишним?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

9. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку.

(А) печь; (Б) окно; (В) крыльцо; (Г) фабрика; (Д) тыква.

10. Укажите, в каких предложениях из приведенных ниже слово грустно является прилагательным:

1) Нам грустно расставаться.
2) Расставание всегда грустно.
3) Он грустно взглянул на меня.

(А) ни в каких; (Б) 1; (В) 1, 2; (Г) 1, 2, 3; (Д) 2.

11. Что означает выражение ставить на вид?

(А) помещать на витрину; (Б) покупать акции телекомпании «ВИД»; (В) делать замечание, близкое к выговору; (Г) отправлять на выставку; (Д) так не говорят.

12. До орфографической реформы 1917–1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники, но новыя книги; старые ботинки, но старыя письма и телеграммы; светлые классы, но светлыя окна. Как до орфографической реформы записывались словосочетания красивые вазы и просторные поля?

(А) красивыя вазы, просторныя поля; (Б) красивые вазы, просторныя поля; (В) красивыя вазы, просторные поля; (Г) красивые вазы, просторные поля; (Д) ни один из вариантов (А) – (Г) не верен.

13. Иногда они называли себя «будетлянами». А под каким именем они вошли в историю литературы?

(А) имажинисты; (Б) футуристы; (В) акмеисты; (Г) обэриуты; (Д) символисты.

14. В каких предложениях что является союзом:

1) Возьми книгу, что лежит на столе.
2) Я не знаю, что нам задали на дом.
3) Как хорошо, что завтра начинаются каникулы.

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 1, 2; (Д) 2, 3.

15. Сколько различных смыслов имеет фраза Письмо знакомой из Москвы?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 6.

16. Как называется забор, сделанный из досок?

(А) досчатым; (Б) досочным; (В) досковым; (Г) дощатым; (Д) досщатым.

17. Даны русские и соответствующие им сербскохорватские слова: голод – глад, борода – брада, голорукий – голоруки. Каковы сербскохорватские соответствия для русских слов золоторогий и мороз?

(А) златраги, мраз; (Б) златороги, мраз; (В) золотраги, мраз; (Г) золотороги, мраз; (Д) златороги, мороз.

18. Рассмотрим пять фраз:

Весь мусор сдавайте дворнику, который накопился.
Чехов считал «Счастье» лучшим из всех написанным им до тех пор вещей.
Проходя под мостом, сверху кто-то плюнул.
Несмотря на неопровержимость предъявленных обвинений преступнику, приговор пока еще не вынесен.
Петя не только участвовал в «Русском медвежонке», но и в «Кенгуру».

Сколько среди них неправильно построенных?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

19. Сколько общих звуков содержится в словах стог и гость?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

20. В русском языке есть слова с наложением морфем, например: колонный (корень -колонн- накладывается на суффикс -н-), рассорить (приставка рас- накладывается на корень -ссор-).
В каких словах из приведенных представлено подобное явление: 1) встать, 2) придет, 3) одесский, 4) антенна?

(А) 2; (Б) 3, 4; (В) 1, 2; (Г) 1, 2, 3, 4; (Д) 1, 2, 3.

21. Сколько глаголов из приведенного списка являются двувидовыми, т.е. могут употребляться и в совершенном, и в несовершенном виде: велеть, просить, простить, казнить, ранить?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

22. Среди приведенных слов выберите слово, происшедшее от того же корня, что и слово излучина.

(А) лукавый; (Б) луковый; (В) излучение; (Г) лучший; (Д) получить.

23. Современная русская пословица: «Пьяному море по колено» – это только первая половина более длинной старой пословицы. Какой была ее вторая половина?

(А) «...а трезвому – с головой»; (Б) «...а башка – как полено»; (В) «...а лужа – по уши»; (Г) «...пока в кабаке сидит»; Д) среди ответов (А) – (Г) нет правильного.

24. Какое слово заменено буквой Х в «смысловой пропорции»:
разбудить : заснуть = остановить : пойти = погасить : Х ?

(А) погаснуть; (Б) зажечь; (В) гореть; (Г) гасить; (Д) загореться.

25. В каких предложениях из перечисленных представлено составное глагольное сказуемое: 1) Иван будет работать. 2) Иван хочет работать. 3) Иван поехал работать. 4) Иван стал учителем?

(А) 2; (Б) 1, 2; (В) 2, 3; (Г) 1, 2, 3; (Д) 1, 2, 3, 4.

26. Сколько одушевленных существительных представлено в списке: ребенок, игрушка, плюшевый мишка, коллектив, утопленник, ферзь?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

27. Сколько числительных среди перечисленных однокоренных слов: три, трешка, трояк, тройка, троица, трое, втроем, в-третьих?

(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.

28. В старой орфографии слова: белизна, стрелять, беднота, верить, жена, перина, темнота, медовый – записывались так: бЈлизна, стрЈлять, бЈднота, вЈрить, жена, перина, темнота, медовый.
Как в старой орфографии записывались слова весло, стена?

(А) весло, стена; (Б) вЈсло, стЈна; (В) вЈсло, стена; (Г) весло, стЈна; (Д) висло, стЈна.

29. Даны слова: лампочка, лавочка, дырочка, булочка. В каких из этих слов одинаковые суффиксы?

(А) лампочка и булочка; (Б) лавочка и дырочка; (В) лампочка и дырочка; (Г) лавочка и булочка; (Д) булочка и дырочка.

30. Даны четыре пары слов-омонимов:

норка (зверь) – норка (маленькая нора);
ключ (родник) – ключ (от замка);
наряд (одежда) – наряд (распоряжение о работе);
проводник (в поезде) – проводник (тока).

Однако в некоторых парах составляющие их омонимы имеют небольшие различия в склонении. Сколько здесь таких пар?

(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru