Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2001

АНАЛИЗ ТЕКСТА
К 120-летию А.Блока

А.БЛОК - ДЕТЯМ

Н.С.АВИЛОВА

Блока не надо и нельзя объяснять и стараться понять логически. Ему надо внимать, внимать музыке его стиха, и сквозь эту музыку понимание само придет, интуитивно.
Блок никогда не был отцом, и психология его детских стихов – это его собственные воспоминания о детстве, точнее, его перевоплощение в детское состояние души. Таково его самое яркое детское стихотворение «Сны» (1912).

И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,
Раз-два, раз-два, раз!..
Идет конница... а няня
Тянет свой рассказ.

Внемлю сказке древней, древней
О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне... ах...!

Раз-два, раз-два! конник в латах
Трогает коня
И манит и мчит куда-то
За собой меня.

За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит...

Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зеленый луч лампадки
Светит в очи ей.

Под парчами, под лучами
Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
О хрусталь стены...

С кем там бьется всадник гневный,
Бьется семь ночей?
На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей...

И сквозь дремные покровы
Стелются лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи.

Сладко дремлется в кроватке.
Дремлешь? – Внемлю... Сплю.
Луч зеленый, луч лампадки,
Я тебя люблю!

Ребенок засыпает под нянину сказку, его воображение в полусне мешается с тем, что рассказывает няня, явь борется со сном, в кроватке так уютно, так сладко: «Сладко дремлется в кроватке»... И, засыпая, он слушает сказку и вглядывается в луч лампадки – его в сказке нет, – и этот луч проходит по всему стихотворению: «луч лампадки, как в тумане»... И «зеленый луч лампадки светит в очи ей» (царевне)... А в сказке то ли богатыри, то ли рыцари – «конники в латах» спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой» героя и включает ребенка в сказку! Куда? «За моря, за океаны он манит и мчит, / В дымно-синие туманы, / Где царевна спит». Эти дымно-синие туманы тоже не из сказки, а из детского воображения, ребенок их видит в полусне. А в сказке конники бьются за царевну и на «седьмую (ночь) над царевной / Светлый круг лучей». Сказка благополучно завершается, «О тюремные засовы / Звякают ключи». А мальчик засыпает: «И сквозь дремные покровы / Стелятся лучи... / Дремлешь? – Внемлю... Сплю...». И последнее движение его души перед сном: «Луч зеленый, луч лампадки, / Я тебя люблю!». Любовь к лучу лампадки, ко всему на свете. Счастье детской души.

ВЕРБОЧКИ

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.

В этом стихотворении сплав разных состояний – радости от прихода весны, от ожидания праздника, Вербного воскресенья, и детской веры в Бога и в церковные обряды, впитанные с молоком матери. Ребенок несет свечу из церкви домой, надо во что бы то ни стало донести ее до дому горящей, и он заклинает и дождь, и ветер не загасить ее: «Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня...». Именно для детей огромная привлекательность этого образа. И все стихотворение выдержано в умилительном детском уменьшительно-ласкательном тоне: свечечки и вербочки понесли домой; огонечки светятся; ветерок удаленький, дождик, дождик маленький. Да и мальчики и девочки – тоже ведь уменьшительно-ласкательные. Именно эта детская ласкательность, умиленность хорошо вписываются в этот весенний великопостный канун Вербного воскресенья.

Стихотворение пронизано весной, верой в Бога и желанием соблюсти этот любимый весенний обряд.

ЗАЙЧИК

Зайчик – это одна из любимых детских игрушек. Мягкий, уютный, длинноухий. Недаром Степашка – любимый персонаж «Вечерней сказки для малышей». И во времена Блока – в начале прошедшего века – так было. И зайчика так жалко, когда осенью его одолевают разные беды!

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать...

Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать!

(1906)

 

Зайчик голодный («Всю капусту сняли, нечего
украсть»)
, ему холодно и мокро («Очень неприятно по воде ступать»; «Только б потеплее, только бы посуше»), ему «страшно в лапы волку серому попасть». Сплошные неприятности! И здесь все полно ласки и сочувствия зайчику, такому теплому, пушистому, беспомощному.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru