Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ВРЕМЕНИ

Приемы развивающего обучения в классах коррекции

О.П.ЭХИНА,
школа-лаборатория № 196,
г. Москва

Цели урока

Формировать умения:

1) распознавать придаточные предложения времени, отличать их от других придаточных, определять их место в сложноподчиненном предложении (СПП); знать способы связи придаточного времени с главным;
2) правильно ставить знаки препинания;
3) производить синонимическую замену придаточного времени в СПП;
4) правильно употреблять в речи данные виды предложений.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность.

ЭТАПЫ УРОКА

I. Организационный момент. Этап «включения» в урок

Каждый урок необходимо начинать с организационного момента, особенно важно это в коррекционных классах, где обучаются дети, с трудом включающиеся в работу в начале каждого урока (медленная «врабатываемость», трудности переключения с одного вида деятельности на другой).
Если учитель потратит до 3–4 минут «драгоценного» времени на организацию и мотивацию работы, в дальнейшем внимание школьников будет более устойчивым.
Следует иметь в виду, что учитель не должен упо-треблять при этом слова трудно, сложно – это на уровне подсознания ставит барьер между учителем и учеником. Отрицательную же частицу не наше подсознание отбрасывает, не воспринимает.

II. Актуализация знаний

Предъявляемые детям репродуктивные задания позволяют ученикам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро «припомнить» для усвоения новой темы, а учителю – быстро диагностировать и в случае необходимости произвести коррекцию плохо понятого.
Приводимые ниже виды работ развивают также быстроту реакции, непроизвольное внимание, формируют умение слушать и понимать учителя, быть независимым от мнения других.

Задание 1. Цифровой диктант (игра «Блеф-клуб»)

Дается установка: «Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным – ставьте цифру 1 в тетради, если нет – 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках».
Итак, я утверждаю:
1) Синтаксис – греческое слово, которое означает «составление», «построение». (Да)
2) Предложения бывают простые, сложные и составные. (Нет)
3) Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да)
4) Простые предложения, входящие в состав сложного, всегда отделяются друг от друга запятыми. (Нет)
Итоговый ответ: 1010.

Задание 2. Заполните «слепую» схему № 1 (на обороте доски):

Это задание развивает умение систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.
Помня о необходимости развития монологической речи учащихся, можно дополнить задание: «Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений».

Задание 3. «Слепая» схема № 2

Придаточные предложения бывают:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

?

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

?

Вопросы классу:

Верно ли, что тип придаточного предложения в СПП мы определяем только по вопросу, который можно поставить от главного предложения к придаточному?
А какие придаточные обстоятельственные мы уже знаем? (Что мы изучали на прошлом уроке? – Придаточные места.)
Дополняем схему № 1.

Задание 4. Игра «О, счастливчик!»

Установка: в каждом блоке выберите правильный вариант/варианты ответа (по аналогии с телеигрой; считаем «призы», но выбывающих нет, каждый получает шанс заработать очки).

1. Сложные предложения бывают:

а) союзные;
б) бессоюзные;
в) сложносочинительные;
г) сложноподчинительные;
д) сложноподчиненные.

2. СПП состоят:

а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.

3. Придаточное может стоять:

а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.

4. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы:

а) какой?
б) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
в) где? когда? откуда? зачем? почему? и др.

5. Придаточные места присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов:

а) кто, что, потому что, который;
б) где, куда, откуда.

Задание 5. Числовой диктант

(Ученики работают с предложениями из домашнего задания.)

а) Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нем же:

Небо было пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов.

(2 х 2 = 4)

б) К количеству предложений в СПП прибавьте количество слов в союзе, которым придаточное присоединяется к главному:

Моя бабушка не играла в детстве в компьютерные игры, потому что компьютер вошел в нашу жизнь совсем недавно.

(2 + 2 = 4)

III. Объяснение нового материала

Вернемся к схеме № 1 на доске. Не пора ли добавить новый кружок рядом с придаточным места – придаточное времени?
Тема урока записана на доске. В скобках вопросы, которые можно поставить к придаточным времени. Кто-то из учеников первым замечает «досадную ошибку» – лишние вопросы (где? куда?). Исправляем.
Обращаем внимание на запись в центре доски:

Выйдя из лесу, мы сразу увидели дорогу.

Как только мы .., сразу увидели дорогу.

Анализируем.

– Верно ли, что на доске предложение простое? Докажите.
– Чем оно осложнено?
– Преобразуйте обстоятельство времени в придаточное времени.
– Докажите, что в сложном предложении одно простое – главное, а другое – зависимое, придаточное.
– Можно ли их поменять местами?
– Какой союз присоединяет придаточное к главному? Можно ли его заменить другими, синонимичными союзами? (В таблицу выписываются союзы когда, едва, пока, как только, в то время как и др.)
– Начертите схему образованного предложения.

Задание по аналогии

Преобразуйте простые предложения в сложноподчиненные:

Читая книги, старайтесь задумываться над поступками героев, давайте им оценку.
Сделав уроки, я сразу пошел гулять.

Выводы о придаточных времени, их месте в СПП, о возможности синонимической замены придаточного времени обстоятельством времени (деепричастным оборотом) ученики делают самостоятельно.

IV. Первичное применение усвоенных знаний

Задание 1. Конструирование предложений

1. Перед каждым учеником на парте лист с заданием:

Из двух простых предложений составьте сложное с придаточным времени:

1. Я учился в школе. Брат работал на заводе.
2. Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло.
3. Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

Задание 2. Нахождение соответствий

Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных:

1. Через 10 лет я приехал туда,

2. Когда я открыл окно,

3. Я не знаю,

4. Как только кончился теплый летний ливень,

1. комната наполнилась ароматом сирени.

2. мы выбежали босиком на улицу.

3. где прошло мое детство.

4. где проходит граница между Европой и Азией.

Запишите в тетради только СПП с придаточными времени и составьте их схемы.

Задание 3. Схематический диктант «Кто быстрее?»

Тренирует умение на слух определять структуру предложения.
Ученики записывают только схемы предложений – первые трое на доске (кто быстрее? кто без ошибки?), остальные в тетради.

а) Когда наступила ночь, пришлось вернуться домой.
б) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет.
в) Нежные почки набухают на деревьях, как только в лесу сойдет снег.
г) После того как мы пообедали, мы пошли гулять.

Дополнительное задание (числовой диктант – без повтора предложения):

Количество слов в подчинительном союзе последнего предложения умножьте на число букв подлежащего в главном предложении (3 ґ 2 = 6). (Задание вынуждает припомнить произнесенное ранее предложение и вспомнить о том, что запятая не ставится внутри составного союза.)

д) В той части дома, где жили родители, было всегда тихо и прохладно.

Дополнительное задание: определите вид придаточного предложения.

Данный вид работы проходит обычно быстро и весело, если внести в него элемент соревнования: ребята «на старте» готовятся выбежать к доске и первыми начертить правильную схему. Кроме того, игровые моменты снимают напряженное ожидание «вызовут – не вызовут» или, напротив, отстраненность, скуку и повышают продуктивность урока.

V. Осуществление обратной связи

Самостоятельная работа по карточкам. (Дифференцированные задания по выбору учащихся.) Диагностика.
Даются задания 3 уровней сложности по выбору учащегося.

1-й уровень – Расставьте запятые, начертите схемы предложений.
2-й уровень – Сконструируйте из 2 простых предложений сложное, начертите схемы.
3-й уровень – Дополните простые предложения придаточными. Преобразуйте предложения.

При недостатке времени все задания выполняются на самой карточке.
Можно использовать карточки из сборников «Дидактический материал к учебнику русского языка  (9-й класс)» К.Озерской, Г.Богдановой и др., «Русский язык в средней школе. Дидактические материалы» Л.Жердевой, а также «Карточки по русскому языку. Пунктуация» под редакцией Г.Граник.

VI. Рефлексия и подведение итогов урока

Вопросы к классу:

– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
– Что особенно понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке.
Оценки желательно поставить всем учащимся. Оценка выставляется суммарная, по результатам работы в течение всего урока. Можно во время урока использовать поощрительные карточки (яркие полоски пластика, картона), получаемые за каждый верный (удачный) ответ.

VII. Мотивация на выполнение домашнего задания (с обязательной и дополнительной частью).

Задания необходимо прокомментировать, обсудить способы выполнения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru