Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2001

НОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Проблемы развития речи, анализа текста, воспитания речевой культуры не первый год находятся в фокусе внимания учителей русского языка, методистов, организаторов образования. Но спорного и неясного здесь еще очень и очень много. Вот почему мы с готовностью предоставляем страницы нашего специального выпуска присланной нам из славного в истории русской литературы Орла программе Л.Д. Беднарской.
Программа эта разработана подробно и тщательно и, надеемся, с интересом и пользой будет воспринята нашими читателями. Вместе с тем два аспекта этой программы вызывают некоторую настороженность.
Первое, что настораживает в программе Л.Д.  Беднарской, — это ее фундаментальность. Иные пункты программы для 5-го или 6-го класса не отличимы от пунктов вузовской программы по общему языкознанию или теории литературы. Действительно ли школьнику надо знать все эти премудрости? А если надо, то в каком классе он сможет усвоить те или иные знания?
Второе сомнение относится не только к программе Л.Д. Беднарской. Чуть ли не все наши программы пишутся так, будто они — первые. А ведь были уже публикации подобных программ (в том числе и на страницах «Русского языка»). Некоторые программы Л.Д. Беднарская упоминает, но как — соотнесено с..., учтена и...; а как соотносится? Что учтено? Чем отличается? Читатель имеет право узнать об этом от автора программы, а не выяснять все путем самостоятельного сличения.
Вот почему, публикуя программу Л.Д. Беднарской, мы хотели бы получить ваши отклики на нее, дорогие читатели. Пусть она послужит началом нашего общего разговора — без такого диалога нам в постановке школьного обучения речи и анализу текста не продвинуться.

С.Г.

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И АНАЛИЗУ ТЕКСТА

Факультатив

Л.Д.БЕНДАРСКАЯ,
г.Орел

Основными задачами предмета «русский язык» в школе являются: 1) изучение русского языка, и прежде всего русского литературного языка и 2) развитие устной и письменной речи учащихся. В современных условиях особое значение приобретает правильность устной и письменной речи – это основа языковой культуры. Овладение нормами литературного языка, лексическим запасом родного языка должно сопутствовать изучению русского языка на всех уроках, а не концентрироваться в специальных занятиях по культуре речи, риторике, стилистике и т.п. Развитие речи должно опираться на изучение теории, так как именно теория дает систему базовых лингвистических знаний, без которой невозможно свободное и грамотное владение устной и письменной речью. В свою очередь развитие речи учащихся не может и не должно быть оторвано от изучения теоретических сведений о языке. Развитие речи неразрывно связано с изучением системы языка. Иначе и не может быть, так как речь в ее устной и письменной форме – это реализация системы языка.

Знание теории языка – еще не обязательное условие хорошей речи, но знание системы языка, закономерностей функционирования его единиц развивает речь, совершенствует ее. С другой стороны, осознание роли языковых средств для развития речи является стимулом к освоению теоретических сведений, мотивирует изучение языковой системы.

Л.С. Выготский писал: «...Ребенок владеет известными умениями в области речи, но он не знает, что он ими владеет. Эти операции не осознаны. Это сказывается в том, что он владеет ими спонтанно, в определенной ситуации, автоматически, то есть владеет ими тогда, когда ситуация в каких-то своих больших структурах вызывает его на проявление этих умений, но вне определенной ситуации – произвольно, сознательно, намеренно – ребенок не умеет сделать того, что умеет делать непроизвольно. Он ограничен, следовательно, в пользовании своим умением... Это относится всецело и к грамматическим навыкам ребенка... Ребенок научается в школе оснознавать, что он делает, и, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями. Его умение производится из бессознательного автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный»1.

Действительно, чему учится в школе ребенок, изначально владеющий русским языком? Он учится осознавать мир и себя в мире через язык, и чем раньше учитель начнет эту целенаправленную дидактико-методическую работу, тем лучше будет конечный результат.
Появившиеся в последние годы учебные комплексы по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой и М.М. Разумовской построены по функциональному принципу: не просто изучить языковую форму, но и правильно употреблять ее в речи. В этих комплексах учебный материал представлен как дидактически усложняющаяся система функционирования языковых единиц, а учебная работа направлена прежде всего на систематизацию речевых умений и навыков.
В учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой (Русский язык. Теория: Учебник для 5–11-х классов. Изд. 5-е. М.: Дрофа, 2000) и в сборниках заданий для каждого класса, предназначенных для школ и классов с углубленным изучением русского языка, функциональная стратегия изучения языковой системы представлена наиболее полно и глубоко.
Дидактико-методическое содержание сборников заданий и рабочих тетрадей должно способствовать тому, чтобы умения и навыки могли реализоваться в построении собственных текстов разных типов, стилей и жанров и при анализе текстов художественной литературы.
В современной школе преподавание русского языка и литературы все чаще понимается как преподавание интегративного филологического курса, курса русской словесности.
Филология, объединяющая ряд гуманитарных дисциплин, изучает духовную культуру человека через языковой анализ письменных памятников. Филология помогает понять другого человека, другую эпоху, другую культуру.
Основным предметом изучения филологии является текст, это ее исходная реальность. С этой точки зрения под филологическим образованием понимается комплекс учебных предметов, которые изучают духовную культуру народа, выраженную в языке и духовном творчестве, прежде всего литературном.

Первооснова филологии – изучение языка как формы существования и выражения человеческой мысли, средство фиксации и сохранения человеческих знаний, их передачи из поколения в поколение. В то же время язык – первоэлемент художественной литературы как словесного искусства. Изучение языка литературных произведений помогает глубже и точнее постичь смысл и значение слова, которое оно получает в художественном тексте. Языковая стихия предстает во всей полноте своего функционирования именно в художественном тексте, поэтому на материале художественного текста возможно усвоение всех функций языка.

Изучение художественного текста как произведения словесного искусства является средством, с одной стороны, более глубокого проникновения в его содержание, с другой – познания его эстетических особенностей, с третьей – воспитания и развития морально-нравственных качеств личности учащегося. Постижение смысла литературного произведения возможно лишь при условии постоянного внимания к языку в его самой сложной – художественной – функции. Родной язык изучается в единстве его коммуникативной, эстетической и воспитывающей функций, а также в функции хранителя всей духовной культуры народа, духовной культуры всего человечества.

Анализ художественного текста – основа филологического образования, так как на базе анализа текста изучается язык «в действии», формируются собственно филологические умения: содержательный анализ (герменевтический, языковой, литературоведческий анализ текста, анализ его структуры, изобразительно-образных средств в русле всей образной системы художественного текста) и общеучебные умения и навыки: структурно-смысловое членение текста (выделение ключевых словесных рядов, осознание главной и второстепенной информации, включение своей информации в анализируемый текст, составление планов разных видов, тезисов, конспектов, аннотаций, рецензий, рефератов и т.п.). Именно в процессе анализа текста формируются языковая и коммуникативная компетенции, развивается дар слова, внимание к слову, рождается языковая индивидуальность ученика.
Словесность понимается в программе не как отдельный интегративный предмет, а как новое интегративное направление в преподавании русского языка и литературы.
Задачи преподавания словесности, выполняемые в курсе предметов «русский язык» и «литература»:

– изучение законов употребления языковых единиц, лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка, изучение разнообразия форм текстов;
– самостоятельная работа над идейно-художественным смыслом прочитанного на основе исследования языковой ткани произведения, от анализа языка – к образу, сюжету, композиции, идее; осмысление всех компонентов содержания и формы во взаимосвязи и восприятие произведения как целостного явления искусства слова;
– творческий подход к родному языку, умение ценить творческие находки писателей и собеседников, внимательно и чутко относиться к своей речи, находить адекватное выражение для собственных мыслей и чувств, создавать собственные тексты.

Данная Программа соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. В ней учтено содержание учебного материала, входящего в основные комплексы по литературе, действующие в современной школе, а также современные комплексы по русскому языку: учебные комплексы под ред. В.В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка и под ред. М.М. Разумовской. Учтена также программа Р.И. Альбетковой «Основы русской словесности: От слова к словесности» для 5–9-х классов.

Новое направление в преподавании филологических дисциплин дает ключ современным педагогам к пониманию сути воздействия на ребенка – к воспитанию «сотворца». Ведь концепция всей существующей системы обучения – это воспитание «не-я». А на самом деле мир – это продолжение меня. Искусство сло-ва – это мост между «я» и целостным миром. Чем раньше придет это осознание к ребенку, тем больше у него будет возможностей для восприятия прекрасного.

ПРОГРАММА ДЛЯ 5 - 9-х КЛАССОВ

5 класс

Речевые умения. Подробно воспроизводить текст ограниченного объема письменно и устно. Определять тему, основную мысль, подбирать заголовок к тексту. Работать с текстом по вопросам, составлять план, пересказывать текст по плану. Воспроизводить часть текста, микротему, добавляя свои элементы. Воспроизводить текст от имени другого лица. Создавать свой текст, включающий две-три микротемы. Устное и письменное изложение повествовательного текста на определенную тему. Создавать текст по предложенной синтаксической и композиционной модели на определенную тему, планировать состав микротем и их последовательность. Обдумывать собственное высказывание на заданную тему и воспроизводить его устно и письменно.
Умение построить диалог.
Начальный этап формирования умения идти от смысла слова к смыслу лирического текста.
Работа с орфографическими, толковыми, словообразовательными, этимологическими словарями, словарями синонимов и антонимов. Умение читать словарную статью. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях, осознанный подбор синонимов и антонимов.
Выразительное чтение текста – повествования, описания, диалога.

Понятие о тексте. Понятие о языке и речи. Формы речи: стихотворная и прозаическая речь, монолог и диалог. Отличие текста от набора предложений, простых и сложных. Понятие о связи предложений в тексте при помощи сочинительных союзов, местоимений, синонимов.
Тема, варианты формулировки темы, заголовок. Красная строка. Понятие о смысловой стороне текста. Простой план. Формулировка основной мысли текста. Понятие о ключевых словах.
Общее понятие об основных типах речи – повествовании, описании, рассуждении.

Повествование. Последовательность событий при повествовании. Специфические языковые средства, характерные для повествования: глагольные формы в роли ключевых слов, выстраивающих порядок повествования, фазовые глаголы (начинать, продолжать, заканчивать и их синонимы), роль соотношения форм совершенного и несовершенного вида глаголов в повествовании, текстообразующая функция наречий места и времени.

Виды повествования. Повествование о собственных действиях.
Рассказ как основной повествовательный жанр (рассказ о случае, произошедшем со мной, рассказ на основе услышанного, письмо). Понятие о композиции рассказа. Рассказ от первого и третьего лица.

Описание. Специфические языковые средства, характерные для описаний: роль существительных и прилагательных в описании, художественно-изобразительные средства (прямое и переносное значение слова: эпитет, метафора, метонимия, сравнение). Логическая структура описания. Роль заглавия в описании как важного характеризующего средства.

Виды описания. Описание предмета, животного, портрет, автопортрет, первичное описание пейзажа. Сопоставление разных по стилю описаний на одну тему. Описание картины.

Рассуждение. Структура рассуждения: тезис, доказательства (аргументы), вывод. Рассуждение в форме ответа на вопрос: «Я думаю..., потому что...». Рассуждение в форме орфографического правила. Рассуждение на лингвистическую тему по образцу. Рассуждение по поводу услышанного с формулированием вывода-оценки. Рассуждение по поводу смысла пословицы, притчи, стихотворения (письменное и устное). Рассуждение на лингвистическую тему типа: «Докажите, что...». Специфические языковые средства, характерные для рассуждения: частотные вводные слова (во-первых, ..., итак, следовательно, значит, например, конечно, наверное, может быть, по-моему), сложноподчиненные предложения с придаточными причины и условия и т.д. Рассуждение о значении языка в жизни общества.
Аргументированная оценка текста. Оценка сочинения ученика. Краткий отзыв о книге в читательском дневнике.
Качества личности персонажа в художественном произведении: начальный этап характеристики литературного героя.

Порядок анализа текста. Тема, основная мысль, заголовок, тип речи, стиль.

Стихотворная и прозаическая форма текста. Основные понятия. Интонация. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, их правильное интонирование. Восклицательные предложения, разные по цели высказывания, их интонирование.
Особенности стихотворной речи: ритм, рифма, стиховая пауза, интонационное выделение ключевых слов. Строфа как единица композиции стихотворной речи. Понятие о двусложных размерах: ямбе и хорее.

Понятие о стиле. Книжные и разговорные стили. Художественный стиль, его особенности: художественно-изобразительные языковые средства. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Понятие о метафоре и метонимии. Однозначные и многозначные слова. Роль многозначного слова в тексте. Роль в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, архаизмов, неологизмов, фразеологизмов.
Понятие о научном стиле и его языковых особенностях: термины, лингвистические термины. Первичное представление о публицистическом и официально-деловом стилях. Уместное употребление слов книжного и разговорного стилей в определенной ситуации. Речевой этикет.
Определение стилистической принадлежности текста. Сопоставление разных в стилистическом отношении текстов на одну тему. Стилистически окрашенные языковые средства и их роль в текстах определенного типа речи.
Понятие об антитезе. Антонимы, оксюморон и антитеза.
Роль звукописи в лирическом стихотворении. Понятие об ассонансе и аллитерации.
Понятие об эпитете, сравнении, аллегории.

Литературоведческие понятия и термины. Фольклорное произведение и художественная литература. Фольклорные жанры. Миф. Сказка. Легенда. Притча. Песня. Обрядовая поэзия. Малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки. Языковые средства, характерные для фольклорных жанров: общее понятие.
Жанры сказок.
Композиция сказки: зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Литературная сказка. Понятие о сюжете. Литературная и народная сказка: общее и различное.
Басня. Сюжеты, герои. Аллегория. Особенности языка и композиции басен. Повествование и диалог в басне. «Мораль» в басне.
Комическое. Виды комического: юмор, сатира, сарказм; общие понятия. (Нарушение логики протекания ситуации, ее оценки, комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях персонажей.)
Рассказ и повесть. Понятие о сюжете в эпическом произведении.
Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести.
Устный рассказ по собственным впечатлениям.
Понятие о лирическом произведении. Стихи о родине, природе, животных.
Особенности языка драматического произведения. Пьеса-сказка. Диалогические формы изображения действительности в драматическом произведении, реплики героев, авторские ремарки. Элементы разговорного стиля в диалоге.
Чтение по ролям. Инсценирование. Инсценировка эпического произведения.

6 класс

Речевые умения. Осознанно, выразительно читать художественные тексты на основе их первичного анализа. Воспринимать речь собеседника в определенном эмоциональном ключе, правильно реагировать на нее, пользуясь этикетными формулами, выражающими различные отношения к собеседнику. Выделять в тексте художественного произведения фрагменты со значением места, времени. Строить рассуждение на грамматическом материале обзорного и проблемного характера. Отмечать недочеты в разных типах речи, ошибки в выборе языковых средств, исправлять их. Осознанно выбирать языковые единицы в процессе создания собственного текста, подбирать языковые средства определенной стилистической окраски. Анализировать лирическое стихотворение, балладу, рассказ в объеме изученного материала.

Понятие о тексте. Цельность художественного текста: темы, широкие и узкие, структура текста, комплекс ключевых слов и предложений, рамка текста, стиль, языковое своеобразие. Эпиграф. Взаимосвязь темы и стилистической принадлежности текста.
Формы художественного текста: проза и поэзия.
Роды художественного текста: эпос, лирика, драма. Эпические и лирические жанры.
Средства связи и способы связи предложений в тексте. Варианты связи предложений в тексте, их синонимическая замена: союзы, местоимения (личные, указательные, определительные, притяжательные, отрицательные), наречия и местоименные наречия, синонимы, антонимы, слова сходной семантики.
Понятие о данном и новом в предложении и тексте: тема и рема. Способы выражения данного и нового: порядок слов, прямой и инверсивный, логическое ударение, интонирование, местоимения, синонимы. Последовательная и параллельная структура текста. Языковое выражение последовательного и параллельного строения: повторы, анафоры, эпифоры, местоимения, синонимы, соотношения форм сказуемых. Соотношение данного и нового в последовательной и параллельной структуре текста. Стилистически обусловленный выбор определенного средства связи. Повтор в научном и деловом стилях для создания точности речи, синонимы и антонимы в художественном стиле и публицистике, употребление связующих местоимений во всех стилях. Повтор при параллельном способе связи. Приемы избежания ненужных повторов.
Влияние морфологической принадлежности ключевых слов на структуру текста (существительное, прилагательное, глагол, наречие). Подбор ключевых слов той или иной части речи при создании собственного текста определенного типа речи.

Типы речи. Текст смешанного типа речи. Микротемы. Смысловые части текста как соотношение разных типов речи. Развитие темы. Вывод. Простой и сложный план. Понятие о цитатном плане. Составление тезисов. Тезисный план.

Повествование. Заголовок текста-повествования. Специфические языковые средства, характерные для повествования: глагольные формы в роли ключевых слов, роль соотношения форм совершенного – несовершенного вида глаголов в повествовании (в прозаическом и поэтическом тексте). Взаимозамена форм времени: настоящее абсолютное и настоящее постоянное, давно прошедшее, прошедшее и прошедшее повторяющееся в значении настоящего, будущее в значении настоящего. Способы выражения обобщенного лица.
Влияние синтаксической структуры текста на его композицию. Языковые средства, оформляющие вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Соотношение микротемы текста и композиционного элемента в балладе и рассказе. Способы выражения авторской оценки в балладе, былине и рассказе.

Описание с элементами оценки. Параллельная структура описательного текста. Описание с элементами повествования и повествование с элементами описания.

Структура рассуждения. Родовое и видовое понятие на языковом и литературоведческом уровнях. Тезис – аргументы – вывод (на грамматическом и литературоведческом материале).
Биография литературного героя.

Повествование в разных формах художественного текста. Народная баллада. Литературная баллада. Народная песня. Былина. Эпическая поэма. Рассказ. Басня. Понятие о романе.
Повествование в художественном и разговорном стилях. Художественное повествование. Сжатый и подробный пересказ.
Рассказ. Устная и письменная формы рассказа. Рассказ от первого и третьего лица. Употребление прямой и косвенной речи в рассказе. Рассказ от лица героя произведения (устный и в форме сочинения).

Описание в разных формах художественного текста. Языковые средства, характерные для описания: существительные, прилагательные, существительные собственные и нарицательные. Описательный оборот. Описание костюма, помещения, природы, портрет. Синонимия и антонимия художественных средств в описании (на примерах поэтического и прозаического текстов). Описание места. Ключевая роль глаголов местонахождения, положения, движения и наречий места в описании места. Данное и новое в описании места. Роль порядка слов в описании места (обстоятельство места в начале, середине и конце предложения) в зависимости от способов выражения темы и ремы. Соединение в тексте повествования и описания места. Понятие о рамке художественного произведения.
Описание состояния окружающей среды. Роль существительных, личных и безличных глаголов, слов категории состояния в описании окружающей среды. Средства выражения оценки в описании состояния окружающей среды. Структура сочинения-описания, его композиция.

Рассуждение в разных формах художественного текста и в разных стилях (научном, публицистическом, художественном). Рассуждение на лингвистическую тему. Рассуждение-оценка. Рассуждение – решение проблемы литературоведческого характера.
Аргументированная оценка текста. Средства выражения оценки. Отзыв о стихотворении и небольшом прозаическом произведении. Композиция отзыва. Аргументация собственной точки зрения на поэтическое и прозаическое произведение.
Рассуждение в сочетании с повествованием и описанием. Рассуждение на основе составленных тезисов. Элементы дискуссии на литературоведческую тему. Выступление по тезисам.

Стиль. Художественный и разговорный стиль: различное и элементы общего. Вариативное употребление художественно-изобразительных средств в собственном устном и письменном высказывании. Обогащение словарного запаса. Различение слов по их стилистической окраске. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоционально-оценочной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с поставленной целью.
Продолжение работы по различению и анализу метафоры, олицетворения, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты.
Публицистический стиль: отвлеченные существительные и образованные от них прилагательные, словообразовательные модели отвлеченных существительных, глаголы речи, мысли, чувства в публицистическом стиле. Употребление элементов публицистического стиля в сочинении.
Научный стиль. Конспектирование учебников по русскому языку и литературе. Лингвистические и литературоведческие термины.
Понятие об официально-деловом стиле. Документ. Объявление.

Литературоведческие понятия и термины. Поэтический текст. Народная песня. Языковые средства, характерные для народной песни: ритм и тон, традиционные образы, параллелизм, повторы, анафора, эпифора, постоянные эпитеты.
Былина, былинные герои, сюжеты.
Композиция былины: зачин, основная часть, концовка. Параллелизм, повторы, традиционные слова и выражения, сказочные преувеличения, гипербола, литота. Экспрессивно-языковые средства: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты, обращения, прямая речь, диалог. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Фольклорное произведение и произведение художественной литературы.
Лирическое стихотворение. Определение настроения в конкретном стихотворении. Ритм и размер. Двусложные размеры: хорей и ямб. Понятие о трехсложных размерах, пиррихии, спондее и их роли в ритмике стихотворения. Строфа. Рифма, ее функции: смысловая (выделяет главное слово), эстетическая (красота звучания), ритмообразующая (сигнал завершения стиха), композиционная (связывание стихов в строфу). Стиховая пауза.
Понятие о композиции лирического стихотворения. Роль антитезы в композиции стихотворения и раскрытии его смысла. Сопоставление стихотворений на одну тему, принадлежащих разным авторам. Варианты формулировки темы и идеи стихотворения. Прямой порядок слов и инверсия в композиции стихотворения. Понятие о сюжете и героях лирического стихотворения. Антитеза и сравнение. Олицетворение. Точность поэтического слова.
Понятие о лирическом герое и о «поэтическом мире» поэта.
Баллада. Народная баллада, ее языковые особенности. Диалог в балладе как двигатель сюжета. Понятие о «бродячем» сюжете. Циклы баллад. Идейная антитеза баллады (закон и справедливость). Герои баллады и исторические личности. Прием повторения с нарастанием – градация. Литературная баллада. Понятие об авторской позиции и способах ее проявления. Рефрен. Аллитерация, ассонанс в балладе. Композиция и хронотоп баллады. Смена ритма как композиционный прием. Сочетание повествования и описания в балладе.
Поэма. Сюжет, герои, композиция поэмы. Сочетание лирического и эпического в поэме.
Духовная литература, ее сюжетные и композиционные особенности.
Религиозные мотивы в лирическом стихотворении.
Басня. Аллегория, мораль, крылатые выражения и пословицы. Языковые средства выражения аллегорического рассуждения.
Рассказ. Композиция рассказа. Авторская позиция и языковые способы ее выражения.
Литературный герой. Изображение характера героя средствами языка. Раскрытие характера литературного героя в сюжете произведения.
Роман. Автор и герои. Фантастика в эпическом произведении. Понятие о многоплановости повествования, психологических характеристиках героев. Понятие о детали и ее роли в психологической характеристике героя. Комическое в романе: ирония, сатира, гротеск, карикатура, шарж.
Драма-феерия. Сюжет драматического произведения. Способы повествования и описания в пьесе. Авторская ремарка. Понятие о языковой характеристике героя.

7 класс

Речевые умения. Анализ лирического и прозаического текста с разными типами речи. Совмещение разных типов речи в собственном тексте. Умение подбирать синонимические языковые средства типового значения местоположения, временной ситуации, состояния человека и природы, деятельностных процессов. Конструирование текста-описания и текста-повествования с обособленными определениями и обособленными обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. Умение ориентироваться в содержании газеты, журнала по заголовкам статей, ключевым словам, абзацным фразам. Создание элементарных текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Устное монологическое высказывание в научном стиле.

Понятие о тексте. Цельность художественного текста. Понятие хронотопа в лирическом и прозаическом произведении. Осмысление родовых и видовых понятий в их соотношении и языковом выражении. Приемы анализа связности текста.
Роль смысловых частей художественного текста в композиции и сюжете лирического стихотворения и рассказа. Варианты связи предложений в тексте: синонимичные подчинительные и сочинительные союзы, частицы, местоимения и местоименные наречия в роли союзных и указательных слов. Совмещение разных типов речи в одном тексте. Актуальное членение предложения. Прямой и обратный порядок слов как основное средство актуального членения. Роль инверсии в сюжете лирического стихотворения. Самостоятельное составление цитатного плана. Эпиграф, варианты эпиграфа. Сжатый и подробный конспект теоретического материала учебника.
Завершение этапа первичного ознакомления с основными речеведческими понятиями.

Повествование. Продолжение работы над основными повествовательными жанрами: рассказ, новелла, сказ, притча, повесть.
Рассказ на основе услышанного. Его композиция. Сообщение, заметка в газету.
Роль соотношения форм и времени глаголов-сказуемых в предложениях, формирующих текст. Соотношение форм времени глаголов-сказуемых с причастиями и деепричастиями. Единый субъект при глаголе-сказуемом и деепричастном обороте. Роль деепричастия в повествовании.
Повествование в деловом и научном стилях.

Описание. Описание окружающей среды, состояния природы и человека, трудовых процессов, действий. Художественное описание. Использование в художественном описании прилагательных, причастий, безличных глаголов и имен состояния. Этюд.

Рассуждение. Аргументирование собственной точки зрения. Дискуссионное рассуждение. Рассуждение в публицистическом и научном стиле. Понятие об эссе.
Сочетание разных типов речи в отзыве о книге, фильме, спектакле в характеристике литературного героя.

Стиль. Публицистический стиль. Средства выражения публицистического стиля: отвлеченные существительные, синонимы и антонимы, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, сравнение, средства выражения побуждения, вопросительные и восклицательные предложения, обращение, в том числе характеризующее. Первичное знакомство с риторическим вопросом. Инверсия в публицистическом стиле.
Официально-деловой стиль. Деловые бумаги. Заявление. Понятие о стандартизированности, унифицированности и точности официально-делового стиля. Понятие о термине, устойчивом словосочетании, их употребление в текстах официально-делового стиля. Отвлеченные существительные, образованные от глаголов и прилагательных, глаголы, обозначающие состояние, положение в пространстве, временное следование.
Синтаксические клише, повторяемость ключевых слов и словосочетаний. Отыменные предлоги и составные союзы: в связи – в связи с тем, что; по причине – по причине того, что; благодаря – благодаря тому, что; в результате – в результате того, что; в целях – в целях того, что; несмотря – несмотря на то, что; вследствие – вследствие того, что и др.
Способы выражения причинно-следственных, следственно-причинных, целевых, условных, уступительных отношений в простом и сложном предложениях в официально-деловом стиле.
Эстетическая функция языковых средств разговорного стиля в художественном произведении. Многообразие стилевых окрасок в художественном стиле.
Синонимия языковых средств разных уровней в художественном, публицистическом, научном и официально-деловом стилях. Стилизация – воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, автора, жанра.
Пародия – воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

Литературоведческие понятия и термины. Понятие об интерпретации (истолковании) произведения. Образ, герой, характер. Система образов, главные и второстепенные образы. Художественная деталь как средство характеристики героя. Роль пейзажа в художественном тексте, его роль в раскрытии образа героя. Гипербола в былине как художественный прием. Идеализация былинного героя. Языковые средства, характерные для былины. Фольклорные мотивы в художественной литературе.
Идеализация характера героя в духовной литературе. Сюжеты, художественно-изобразительные языковые средства в духовной литературе.
Жанры: историческая повесть, житие, молитва, проповедь, послание, псалом. Библейские жанры и стили в русской литературе. Библеизмы.
Герой и повествователь. Лирический герой. Герой и его характер в эпическом произведении.
Способы создания характера: речь, поступок, мотивация поступка, несобственно-прямая речь, приемы авторской характеристики, описание, повествование о поступках героя.
Характер в сюжете. Вымышленный рассказчик. Рассказ в рассказе. Система рассказчиков. Сравнительная характеристика нескольких героев. Сочинение-характеристика героя (начальный этап).
Новелла, ее отличие от рассказа. Выражение авторской оценки в новелле.
Сказ. Понятие о сказе. Рассказчик в сказе. Сказ и легенда, предание. Каламбур как средство характеристики героя. Народная этимология.
Виды лирики. Понятие о лирическом герое. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения. Смысловая часть лирического текста как элемент его композиции. Образ-переживание в лирике. Сочинение-эссе (личные впечатления о стихотворении).
Национальный характер в литературе. Понятие о типизации характера. Правдоподобие и вымысел в художественном произведении.
Сатирическое произведение. Гипербола и гротеск. Роль детали в сатирическом произведении. Сатира и юмор. Позиция рассказчика в сатирическом произведении. Способы выражения авторской оценки – позиция рассказчика, ее языковое выражение.
Виды драматического рода: трагедия, комедия, драма.
Герой драмы и ее автор. Понятие о внутренней речи в драме и эпосе. Диалог и монолог в драме. Авторская позиция. Ремарка. Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драме.
Притча. Роль притчи в сюжете художественного произведения.
Художественно-изобразительные языковые средства поэтического языка.

8 класс

Речевые умения. Умение видеть в тексте языковые способы изображения действительности и выражение отношения автора к изображаемому. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средств языка в тексте. Выразительное чтение текстов различной стилистической принадлежности и эмоциональной окраски. Применение различных способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях. Умение сравнивать жанры, находить в них общее и различное. Различать ведущий и сопутствующий типы речи, роль их соотношения в композиции лирического стихотворения, небольшого прозаического произведения. Умение трансформировать синтаксическую структуру текста, подбирать синонимичные синтаксические конструкции. Умение осознавать и добиваться полного соответствия содержания языковых средств коммуникативной задаче высказывания и текста.

Понятие о тексте. Теоретическое определение текста. Логическая структура текста. Родовое и видовое в тексте. Микротема и смысловая часть. Микротекст. Смысловая часть и микротекст. Смысловая часть и абзац. Сложный план с включением цитат. Данное и новое в текстах различной стилистической принадлежности. Формы и средства выражения нового. Средства связи данного и нового.
Цепная и параллельная структура текста. Языковые способы оформления цепной и параллельной структуры текста. Языковое выражение анафоры и эпифоры.
Способы связи строф в лирическом стихотворении. Заголовок и смысл стихотворения, их соотношение. Понятие о композиционном стыке в прозаическом и лирическом произведении (повтор слов из предыдущего предложения).

Средства выразительности в тексте (экспрессивные синтаксические средства). Понятие о функциональности текста: с какой целью он написан, для кого. Функциональная и экспрессивная роль рядов однородных членов в описании, повествовании, рассуждении, в текстах разной стилистической принадлежности. Градация, парное соединение однородных членов. Однородные члены – синонимы и однородные члены – антонимы. Роль однородных именных сказуемых при характеристике героя. Параллелизм предложений (полный и неполный) в поэтическом и прозаическом произведении.
Изобразительная роль обособленных определений в художественном описании интерьера, пейзажа, создания портрета. Словесная зарисовка.
Обособленные обстоятельства как средство создания динамичного повествования. Изобразительная роль обособленных определений и обстоятельств в тексте, сочетающих описание, повествование и рассуждение при характеристике литературного героя.
Роль восклицательных предложений в тексте. Вопрос и ответ, их функциональные разновидности и языковые средства выражения. Риторический вопрос. Роль прямого и инверсивного порядка слов в предложении и тексте. Роль инверсии в образном строе и композиции лирического стихотворения. «Рваная» строка, ее роль в выражении глубинного смысла и в композиции стихотворения. Роль эллиптических конструкций в тексте. Парцелляция (членение предложения на самостоятельно оформленные отрезки). Парцелляция при нанизывании риторических вопросов. Композиционная роль риторического вопроса: начальное и конечное положение. Двойное отрицание в предложении и тексте.
Изобразительная роль обращения в тексте. Обращение как средство связи предложений в тексте. Характеризующее обращение в смысловой структуре стихотворения, композиционная роль характеризующего обращения. Повторяющиеся и анафорические обращения.
Изобразительно-смысловая роль уточняющих, поясняющих, присоединительных конструкций в выражении субъективной авторской оценки в тексте. Роль вставных конструкций, их употребление с целью дополнительной информации. Интонирование присоединительных конструкций, их функции.
Именительный темы в художественном и публицистическом стиле. Роль именительного темы как связующего средства между микротемами. Структура смысловой части с именительным темы: интонирование, лексический повтор при помощи личных и указательных местоимений, описательный оборот – вторичная номинация.
Роль прямой речи в художественном тексте. Прямая и косвенная речь, ее связь с типом речи и стилем. Семантические группы глаголов при прямой речи. Способы введения прямой речи в письменном и устном высказывании.
Понятие о несобственно -прямой речи. Языковые средства, формирующие несобственно-прямую речь. Интонирование при прямой и несобственно-прямой речи. Разновидности несобственно-прямой речи: лексико-фразеологическая и синтаксическая. Пунктуационное оформление несобственно прямой речи. Цитирование и его формы.
Диалог и монолог в устной речи, в эпосе, лирике и драме. Структурные особенности диалога (неполные предложения). Изобразительная роль диалога в комедии «Ревизор». Изобразительная и характеризующая роль диалога в эпическом и лирическом произведении. Понятие о диалогическом единстве.

Типы речи. Структура простого предложения. Ее влияние на формирование определенного типа речи.

Повествование. Роль двусоставного предложения с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом активного действия, в создании динамичного повествования. Роль предложений с составным глагольным сказуемым в повествовании.
Функция определенно-личных и неопределенно-личных предложений в повествовании. Повествование в разных стилях.

Описание. Роль в описании двусоставных предложений с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом квалификации и состояния. Роль двусоставных предложений с составным именным сказуемым в описании, в том числе при характеристике героя. Роль безличных и назывных предложений в описании в прозаическом и лирическом текстах.

Рассуждение. Обобщенно-личные предложения в роли тезиса или вывода. Функционирование вводных слов в рассуждении: способы выражения субъективной оценки автора и героя; оформление причинно-следственных связей между предложениями и смысловыми частями текста, порядка следования мыслей, в том числе градационного, аргументов. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения. Сочинение-анализ лирического стихотворения. Эссе. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения. Сочинение – характеристика героя.
Разновидность рассуждения – сравнительная характеристика. Сравнительные характеристики персонажей. Правила сравнения. Принципы сравнения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Представление о характере персонажа по его речи. Прием умолчания в рассуждении. Его эмоциональная функция.

Стиль. Художественный стиль. Роль прямой, косвенной и несобственно-прямой речи в создании индивидуального стиля автора. Сочетание видов речи как художественный прием, создающий многоплановость сюжета. Характеризующая и оценочная функция несобственно-прямой речи в художественном тексте. Случаи смешения элементов прямой речи с элементами косвенной в связи с авторской установкой. Способы передачи темы чужой речи.
Роль частиц при передаче чужой речи.
Публицистический стиль. Жанры публицистики, языковые особенности. Репортаж как изображение события в процессе. Композиция репортажа: зачин, повествование, оценка события. Роль глаголов активного действия и движения в репортаже. Стилистические средства выражения личности автора. Сочинение-репортаж.
Статья. Композиция статьи. Рассуждение – проблемная статья. Рассуждение-объяснение и рассуждение-доказательство. Формы выражения тезиса, языковые средства, оформляющие связь аргументов. Использование вопросительных частиц.
Газетный очерк. Портретный очерк. Композиция очерка. Фельетон.
Научный стиль. Языковые особенности научного стиля. Средства выражения абстрактных понятий, строгой логики мышления, точности. Преобладание существительных и прилагательных, составных именных сказуемых, отыменных предлогов, средств уточнения, пояснения, предложно-падежных групп с обстоятельственным значением, заменяющих придаточные предложения.
Развитие «чувства стиля». Оценка качества текста: его грамматической правильности, точности, стройности композиции, соответствия стиля и цели высказывания. Редактирование и совершенствование текста. Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.

Литературоведческие понятия и термины. Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. Сюжет и композиция эпического, лирического и драматического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица автора, от лица рассказчика – участника или свидетеля событий.
Выражение отношения автора к изображаемому в зависимости от рода и жанра художественного произведения.
Отличие художественной литературы от других видов искусства.
Понятие о развитии литературы. Литературная традиция. Взаимовлияние произведений художественной литературы – закон ее развития. Реминисценции. Взаимовлияние на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля. Традиционные сюжеты в мировой литературе. Фоль-клорные и библейские традиции. Скрытое цитирование.
Новаторство в художественном произведении. Содержание и форма литературного произведения. Понятие о художественном приеме и средстве (обобщение).
Произведение древнерусской литературы, его отличие от произведений фольклора. Жанры древнерусской литературы: летописи, повести, хождения, жития, жанр «слова». Понятие о каноне древнерусской литературы. Древнерусская литература и иконопись. Композиционные особенности летописи и жития. Особенности изображения героя в произведениях древнерусской литературы. Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве», его традиции и новаторство.
Средневековая публицистика, ее композиционное и языковое своеобразие. Понятие об эпистолярном жанре.
Историческая правда и художественный вымысел.
Изображение характера героя в динамике (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»). Восстановление портрета героя по речевой характеристике и детали. Роль пейзажа в характеристике героя (И.С. Тургенев. «Ася»).
Своеобразие языка драматического произведения (Н.В. Гоголь. «Ревизор»). Выражение отношения автора к персонажам и ситуациям в комедии. Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции. Значение композиции драматического произведения, роль диалогов и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

9 класс

Речевые умения. Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение понять и сформулировать идею произведения в процессе его чтения и рассуждения о нем. Восприятие и формулирование не только смысла произведения, но и особенностей его художественной формы. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных письменных и устных высказываниях.
Умение определять и формулировать тему и идею поэтического произведения. Сопоставление изображения реального или документного факта в произведениях разных родов и жанров с целью понимания позиции автора. Понимание способов выражения авторской позиции в произведении. Образ героя и художественное содержание произведения.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп). Отбор и организация словесного материала. Понимание художественного содержания произведения.
Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать разные уровни смысла произведения и формулировать их в письменном и устном высказываниях. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Понимание эстетической природы искусства слова.
Умение в сжатом виде излагать основные положения филологической и научно-популярной статьи о языке или художественном произведении.

Понятие о тексте. Простое и сложное предложения как элементы текста. Синтаксическая синонимия. Трансформация простых предложений, простых и сложных предложений одного семантического типа, сложных предложений разных типов и видов. Сочинительные и подчинительные союзы как средства связи в тексте, другие средства связи: частицы, повтор одного и того же слова, синонимы, антонимы, однородные члены, местоимения, наречия. Типы интонации в сложном предложении, выражающие перечисление, пояснение, интонация неконечной синтагмы.
Период как средство экспрессивного синтаксиса в поэтическом и прозаическом художественном тексте. Градация в сложном предложении с разными типами связи. Художественная роль сложного бессоюзного предложения с однотипной и разнотипной связью и отношениями.
Конструирование сложного предложения и текста по заданной синтаксической модели. Синонимическое употребление сочинительных и подчинительных союзов. Оттенки значений и стилистической окраски союзов, выбор союза из синонимического ряда в зависимости от цели. Способы выражения данного и нового в сложном предложении, двучастном и многокомпонентном. Осознание взаимосвязи между понятиями: текст – смысловая часть – сложное синтаксическое целое – абзац. Влияние синтаксической структуры текста на его композицию.
Жанры творческих работ. Отзыв, рецензия, совмещение в них разных типов речи. Рецензия на художественное, научно-популярное, публицистическое произведение. Аннотация произведений разных стилей.
Портретный очерк. Герой портретного очерка. Сочетания элементов повествования, описания, рассуждения. Составление «заготовок» к собственному письменному тексту.
Обобщенные сведения о нормах современного русского литературного языка: фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических.

Повествование. Художественная роль сложносочиненных, сложноподчиненных, сложных бессоюзных предложений в повествовании. Повествование на одну тему в разных стилях. Стилизация.

Описание. Художественная роль сложносочиненных, сложноподчиненных, сложных бессоюзных предложений в описании. Соотношения форм вида и времени сказуемых в частях сложного предложения. Разные языковые формы создания однотипного временного фона в тексте-описании. Описание на одну тему в разных стилях. Стилизация.

Рассуждение. Употребление сложноподчиненных предложений со значениями обусловленности (причинных, условных, уступительных, следственных, сравнительных) в рассуждении. Доклад. Рецензия.

Стиль. Сочетание элементов разных стилей в художественном произведении как средство создания художественного образа. Индивидуализированная художественная речь и способы ее оформления. Речевая стандартизация. Норма и развитие языка. Изменение нормы. Влияние разговорного стиля на изменение нормы. Нормы функциональных стилей. Нормы письменной и устной речи. Уместное употребление элементов разговорного стиля в собственном высказывании. Взаимодействие разговорного и книжных стилей.
Искусство образной речи. Индивидуально-авторские особенности в употреблении средств художественной изобразительности. Эпитет, метафора и индивидуальный стиль автора. Сравнение и параллелизм, аллегория и символ, гипербола и литота, парадокс и алогизм в индивидуальном стиле автора. Этимологизация и внутренняя форма слова. Игра слов. Ассоциативность, явные и скрытые ассоциации. Анализ индивидуальных особенностей построения сюжета.
Познание мира средствами искусства слова. Осознание и определение нравственных проблем в результате анализа текста.

Литературоведческие понятия и термины. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобие и условное изображение. Прототип и литературный герой.
Принципы изображения действительности в художественном тексте.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Старославянский и древнерусский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова и ее значение в становлении русской литературы.
Изображение действительности и поэтическое слово в сентиментализме и романтизме. Искусство слова в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лироэпическом. Субъект речи. Полифония. Индивидуальный стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведения.
Понятие о художественном методе. Художественный метод и индивидуальный стиль писателя.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru