Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №27/2001

ОЛИМПИАДА

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ VI ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

I тур

9-й класс

1. Назовите псевдоним Владимира Ивановича Даля. Укажите, как образован псевдоним. Какие произведения им подписывал Даль?

2. а) Владимир Иванович Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами он предлагал заменять перечисленные ниже заимствования?

1. Моральный –
2. Оригинальный –
3. Натура –
4. Артист –
5. Грот –
6. Пресс –
7. Пьедестал –

б) На примерах покажите, что некоторые иностранные слова, вошедшие недавно в современный русский язык, можно без ущерба для смысла заменить русскими по происхождению словами.

3. Объясните смысл пословицы, дайте толкование выделенных слов.

Где оконенки брюшинны, там и жители кручинны; где оконницы стеклянны, там и жители ветлянны.

4. Восстановите полный текст пословиц и поговорок.

1. Язык мой – враг мой... …
2. Бабушка надвое сказала... …
3. Чудеса в решете... …
4. Собаку съел... …

5. Постройте словообразовательные цепочки для следующих слов.

Подготовительный
Незаинтересованность

6. Отметьте (подчеркните) суждения, которые вы считаете верными.

1. Кириллица древнее глаголицы.
2. Глаголица древнее кириллицы.
3. Кириллицу создал Кирилл.
4. Глаголицу создал Кирилл.
5. Кириллицу создал Мефодий.
6. Кириллицу создали ученики Кирилла.
7. В основе глаголицы лежит греческий алфавит.
8. В основе кириллицы лежит греческий алфавит.
9. В основе кириллицы лежит латинский алфавит.
10. Глаголица – плод индивидуального творчества.

7. Объясните значение слов и выражений. Укажите, с названием каких кириллических букв они связаны.

1. Поставить точку над «и» –
2. Азы наук –
3. Брюшко оником –

8. Проанализировав морфемный состав приведенных ниже слов, переведите их на русский язык без словаря.

1. С украинского языка:
Можливий –
Короткочасний –

2. С болгарского языка:
Заядка –
Гледач –
Златокос –

9. Когда слова еще и уже употребляются как синонимы? В каких случаях их синонимичность пропадает?

10. Какова этимология слов здесь, здоровье?

11. Укажите, какой частью речи является слово раз в каждом примере.

1. Раз, два, три, четыре…...
2. Уж сколько раз твердили миру...…
3. Раз в начале осени я отправился на охоту.
4. Раз ты обещал – сделай!
5. В прошлый раз я это уже говорил.
6. Платье ей в самый раз.
7. А он приятелю раз по руке!

12. Укажите, к какому разряду существительных (одушевленным или неодушевленным) можно отнести следующие слова.

1. Путеукладчик –
2. Погрузчик –
3. Перехватчик –
4. Заправщик –
5. Пользователь –
6. Сортировщик –
7. Истребитель –
8. Носитель –
9. Получатель –
10. Застройщик –
11. Спасатель –
12. Глушитель –
13. Дворник –
14. Заготовитель –
15. Поставщик –

13. Поставьте ударение в словах.

Ксерография, звонят, диспансер, договор, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, усугубить, ходатайство, индустрия, камбала, кулинария, симметрия, феномен, обеспечение, экспертный.

14. Определите, кто из русских писателей ввел в литературный язык следующие выражения.

1. И мы пахали!
2. Иных уж нет, а те далече.
3. Язык родных осин.
4. В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань.
5. Было дело под Полтавой.
6. Мартышкин труд.

15. Какие виды словарей описывают лексическое значение слова? Кто ввел определение «толковый» в название словарей, когда и для каких целей? Каково происхождение данного слова?

16. Восстановите порядок слов и знаки препинания в стихотворении А.С. Пушкина. Дайте синтаксическую характеристику предложений текста. Назовите изобразительные средства языка, которые использовал поэт.

тебя, обманет, если, жизнь,
сердись, не, не печалься,
уныния, день, в, смирись,
настанет, веселья, день, верь,

живет, сердце, будущем, в,
уныло, настоящее,
пройдет, все, мгновенно, все,
будет, то, что, мило, пройдет.

10-й класс

1. Допишите название книги «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные (кем?) ____________________________________________________».
Кто автор этой книги? Каково ее сокращенное название?

2. Прокомментируйте следующее высказывание Владимира Ивановича Даля.

Буква «юс» гнусливая, слышна еще в польском и важна только для языковеда.

3. Объясните, почему приведенные ниже слова, созданные В.И. Далем, не прижились в русском языке. Укажите, какие слова предлагал Даль заменять этими неологизмами.

1. Погодье –
2. Насыл –
3. Колоземица –
4. Мироколица –
5. Ловкосилие –
6. Ловкосил –
7. Самодвиг –

4. Восстановите полный вид пословиц и поговорок.

1. Молодо – зелено... …
2. На чужой каравай рот не разевай... …
3. Пьяному море по колено...…
4. Старый воробей... …

5. Исключите (зачеркните) названные языки, которые не относятся к группе западнославянских.

Чешский, украинский, польский, словацкий, словенский, верхнелужицкий, нижнелужицкий, болгарский.

6. Отметьте (подчеркните) суждения, которые вы считаете верными.

1. Кириллица древнее глаголицы.
2. Глаголица древнее кириллицы.
3. Кириллицу создал Кирилл.
4. Глаголицу создал Кирилл.
5. Кириллицу создал Мефодий.
6. Кириллицу создали ученики Кирилла.
7. В основе глаголицы лежит греческий алфавит.
8. В основе кириллицы лежит греческий алфавит.
9. В основе кириллицы лежит латинский алфавит.
10. Глаголица – плод индивидуального творчества.

7. Объясните значение слов и выражений. Укажите, с названием каких кириллических букв они связаны.

1. Фетюк (фитюк) –
2. Стоять фертом –
3. Прописать ижицу –

8. Проанализировав морфемный состав приведенных ниже слов, переведите их на русский язык без словаря.

1. С сербохорватского языка:
Новинар –
Кроjач –
Говорник –

2. С белорусского языка:
Старожытнай –
Прыгнятальнiк –

9. Постройте словообразовательные цепочки для следующих слов.

Укомплектоваться
Безапелляционность

10. Поставьте ударение в словах.

Ксерография, звонят, диспансер, договор, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, усугубить, ходатайство, индустрия, камбала, кулинария, симметрия, феномен, обеспечение, экспертный.

11. Докажите, что слова поле и полый исторически родственны.

12. Известно, что имена существительные кино, пальто, купе не склоняются. Как объяснить образование слов кинематография, пальтецо, купированный?

13. Что означает и как образовано выражение паче чаяния?

14. Используя данные примеры, укажите, каково значение слова авось и образований от него.

1. Авось как-нибудь получится.
2. Держись за авось, пока не сорвалось.
3. Авосьевы города не горожены, авоськины дети не рожены.
4. Кто авосьничает, тот и постничает.
5. Понадеяться на русский «авось».
6. Взять с собой авоську.

15. Как вы думаете: чем объясняется окончание -и в форме множественного числа слов очи и уши?

16. Восстановите строфу стихотворения. Кто его автор? Дайте синтаксическую характеристику предложений. Назовите изобразительные средства языка, которые использовал поэт.

Воробушки, игривый,
Двор, а, по, метелица,
Холодный, но, больно,
Шелковый, ковер, стелется,
Сиротливый, дети, как,
У, окно, прижаться.

11-й класс

1. Допишите название книги «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные (кем?)________________________________________».
Кто автор этой книги? Каково ее сокращенное название?

2. Вспомните известные строки Н.А. Некрасова:

Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы. …

Некрасов, отвечая читателю, упрекнувшему его в неверном употреблении слова станицы, сослался на В.И. Даля: «Заглянув ныне в словарь Даля, я узнал, что и там слову этому придается, между прочим, и то значение, в котором я его употребил...».
Что мог прочитать поэт в «Толковом словаре живого великорусского языка»?

3. Восстановите полный вид пословиц и поговорок.

1. Резать правду-матку... …
2. Сыр-бор загорелся... …
3. В семье не без урода... …
4. Губа не дура... …

4. В чем особенности склонения сложных фамилий Немирович-Данченко и Сквозник-Дмухановский?
Докажите, что части фамилии гоголевского Городничего Сквозник-Дмухановский повторяют друг друга.

5. Из данного списка названий языков выпишите синонимичные.

Старославянский, украинский, праславянский, древнерусский, общеславянский, древнеболгарский, сербохорватский, русский, словацкий, великорусский, общевосточнославянский, словенский, малороссийский, русинский.

6. Отметьте (подчеркните) суждения, которые вы считаете верными.

1. Кириллица древнее глаголицы.
2. Глаголица древнее кириллицы.
3. Кириллицу создал Кирилл.
4. Глаголицу создал Кирилл.
5. Кириллицу создал Мефодий.
6. Кириллицу создали ученики Кирилла.
7. В основе глаголицы лежит греческий алфавит.
8. В основе кириллицы лежит греческий алфавит.
9. В основе кириллицы лежит латинский алфавит.
10. Глаголица – плод индивидуального творчества.

7. Объясните значение выражений. Укажите, с названием каких кириллических букв они связаны.

1. Подпускает турусы, а строит юсы –
2. Прочитал от аза до ижицы –
3. От фиты подвело животы –

8. Проанализировав морфемный состав приведенных ниже слов, переведите их без словаря с польского языка на русский язык.

Nosidla –
Malarstwo –
Kowadlo –
Klasowka –
Karierowicz –
Dluqopis –
Bombowiec –
Dziennikarz –

9. Докажите, что слова косметика, Кузьма, Некрасов находятся в историческом родстве.

10. Поставьте ударение в словах.

Ксерография, звонят, диспансер, договор, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, усугубить, ходатайство, индустрия, камбала, кулинария, симметрия, феномен, обеспечение, экспертный.

11. Какие нулевые морфемы существуют в русском языке? Приведите примеры.

12. Есть ли противоречия в словосочетании косить сено? Обоснуйте свою точку зрения.

13. Что означает слово звоны в стихотворных строках С.Есенина? В каких еще стихотворениях Есенина встречается это слово?

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.

14. Когда слова еще и уже употребляются как синонимы? В каких случаях их синонимичность пропадает?

15. Чем объясняется употребление глаголов в форме множественного числа при собирательных существительных? Приведите примеры.

16. Укажите, кто из русских писателей ввел в литературный язык данные слова и выражения.

1. Бездарь.
2. Муки слова.
3. Дым отечества.
4. Чудаки украшают жизнь.
5. Квасной патриотизм.
6. Гражданин.

17. Восстановите строфу стихотворения. Кто его автор? Дайте синтаксическую характеристику предложений. Назовите изобразительные средства языка, которые использовал поэт.

Поле, склоняясь, в, побеги, к,
Снег, сыпать, черемуха,
Грач, в, ходить, полоса.
Роса, в зелень, цвет, и.

II тур

9-й класс

1. Прочитайте отрывки из писем А.С. Пушкина, в которых упоминается министр просвещения адмирал А.С. Шишков. Какие лингвистические взгляды Шишкова отмечает Пушкин?

1. И мучить бедного Шишкова
Священным Феба языком.

(Из письма В.Л. Пушкину)

2. Жаль мне, что слово вольнолюбивый ей (цензуре) не нравится: оно так хорошо выражает нынешнее либеральный, оно прямо русское и, верно, почтенный
А.С. Шишков даст ему право гражданства в своем словаре, вместе с шаротыком и с топталищем.

(Из письма Н.И. Гречу)

3. На каком основании начал свои действия дедушка Шишков? Не запретил ли он «Бахчисарайский фонтан» из уважения к святыне Академического словаря и неблазно* составленному слову водомет?

(Из письма Л.С. Пушкину)<|i>

2. Сравните речь героев в отрывках из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Опираясь на эти примеры, объясните, как язык служит изображению характеров в произведениях разных жанров.

Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни один подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов.

(Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе. <...…>
Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной –
Ни власть, ни жизнь меня не веселят;
Предчувствую небесный гром и горе.
Мне счастья нет.

(Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»)

3. а) Найдите ошибки и аккуратно исправьте их.

1. Мы не хотим тормозить переговоров.
2. Этого человека нет необходимости подробно представлять, рассказывая всю его автобиографию.
3. Слушая все эти истории, во мне взыграло мужское самолюбие.
4. Работа выполнена достаточно довольно слабо.
5. Не последнее слово российские рынки будут играть в этой борьбе.
6. Что касается моих последних работ, то они были гораздо слабже.
7. Надо продолжать переговоры, которыми были достигнуты определенные результаты.
8. Согласно многолетних наблюдений в России зима холодная.
9. Я хочу тоже здесь прояснить, чтобы это не вызывало как бы сомнений….
10. Президент сегодня обратился с радиообращением по случаю праздника.
11. Мы хорошо подготовились к восемьсотпятидесятилетию Москвы.
12. Дорогие друзья, через несколько времени мы узнаем, кто победил.
13. Присаживайтесь вот на этом сиденье.
14. Без финансовых поддержек нам нельзя существовать.
15. Эта номинация занимает большое и важное значение.

б) Перечислите способы устранения ошибок, которыми вы воспользовались при редактировании данных предложений.

4. С точки зрения правильности и целесообразности речи проанализируйте каждый текст рекламы, записанный с телеэкрана с указанием пауз.

1. Волосам / которые слишком быстро становятся жирными / я сказала стоп // Решение / новый шампунь « L’oreal» для нормальных волос и с тенденцией к жирности // Я дольше сохраняю ощущение свежевымытых волос // Уникальная формула от «Elseve» очищает и разглаживает каждый волос так / что отталкивает загрязнение // Волосы чище / легче / еще дольше / как будто только вымытые // Сохраняйте ощущение свежевымытых волос еще дольше // «L’oreal» / Paris / ведь я этого достойна //

2. Волк: У! //
Внучка: Не кушайте бабушку / милый Волк! //
Волк: О! // Три поросенка ! // Я знаю в них толк //
Диктор: Пельмени «Три поросенка» //
Бабушка: И волки сыты / и бабки целы! //

3. Разыгрался аппетит? // Не тормози // сникерсни! //
Мы / так / носим / наши / кепки / потому что / так / мы / пьем наше пиво // «Клинское» // продвинутое пиво! //

5. Составьте текст телерекламы на тему «Олимпиада школьников по русскому языку».

10-й класс

1. Какими изобразительными средствами языка передается главная тема в стихотворении А.Тарковского?

Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем.

Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.

Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт
И когда пути другого
У тебя на свете нет,

Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!

Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Точит нож в стихах твоих.

2. Перед вами отрывки из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Охарактеризуйте особенности языковой манеры писателей.

а) Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился.

(А.С. Пушкин)

б) Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на омытой, блестящей зелени дорожной травы. Черная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь ее. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа.

(Л.Н. Толстой)

3. Прочитайте фрагмент фельетона М.А. Булгакова «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева».
(Примечание автора: «В корреспонденции Ф.Ф. Капорцева, который проживает в провинции, в городе Благодатске, исправлена мною только неуместная орфография. Одним словом – корреспонденция подлинная.»)
Объясните, с помощью каких языковых средств соз-дается комический эффект в этом тексте.

...Вообразите изумление закоренелых благодатцев, когда на углу Новосвятской и Парижской Коммуны вырос буквально как гриб двухэтажный дом на три квартиры в рассрочку с удобствами.
Очень похожий на заграничные дома на открытках Швейцарии с острой крышей. Более всего удивительно, что дом оказался несгораемый, что вызвало строительную горячку и подачу прошений в исполком (теперь их все взяли обратно).
Дураки нашего города смеялись над Петровым, предлагая испробовать дом при помощи керосина, но тот отказался, и, как оказалось, совершенно напрасно. Петров дошел до того, что даже поставил в нем телефон.
А на первый день праздника, 19-го, на Пасху ночью наша бдительная пожарная команда была поставлена на ноги роковым сообщением по петровскому телефону:
– Пожар!!!
Наш брандмейстер Салов ответил по телефону:
– Вы будете оштрафованы за ложный вызов и пьяную пасхальную шутку. Этого не может быть.
Тут Петров с плачущим голосом отскочил от телефона и перестал действовать, потому что в нем перегорел уже провод.
Когда же вследствие зарева с каланчи наши молодцы пожарные прибыли, то застали всю жилищно-американскую компанию стоящею в теплых шубах на улице, а дом сгорел, как факел, успев спасти кольца его жены, запасную шубу главного американца Петрова, кастрюлю и отрывной календарь.

4. Реклама: ЗА и ПРОТИВ.
Перед вами тексты рекламы. Сопоставьте их с видеорядом и звуковым сопровождением. Проанализируйте рекламу с точки зрения правильности и целесообразности речи.
Выразите свое отношение к каждому представленному образцу рекламы.

1. В особенные моменты вашей жизни / так важно выглядеть безупречно // Представляем «Персил» с активной биосилой // Он без труда удаляет пятна уже при сорока градусах / и сохраняет одежду безупречно белой // «Персил» // новый масштаб чистоты //

2. – Мур-р-р // Какое объедение / что невозможно оторваться //
– “Вискас” – вкусный обед» // Благодаря этой новой упаковке из фольги / эти аппетитные мясные кусочки в соусе / всегда такие свежие // Мур-р-р / просто мурчишь от удовольствия // Каждый день // «Вискас» / потому что кошка вам доверяет //

3. С чего начинается хороший день?
– С поцелуя мамы.
– С глотка любимого сока.
– С хорошего настроения.
– С чего начинается любимый сок? С любимых фруктов. «Любимый сад» – это сок из любимых фруктов.

4. Покупая жевательную резинку по супер цене / убедитесь / что она без сахара // Только жевательная резинка без сахара / полезна для ваших зубов // (название жвачки) без сахара по супер-цене // (Орфография сохранена.)

4. Составьте текст теле- или радиорекламы, в котором вы расскажете о недавно прочитанной книге, особенно заинтересовавшей или поразившей вас.

11-й класс

1. У Анны Ахматовой среди «Вереницы четверостиший» (1945) есть такое стихотворение:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.

А в 1916 году ею же было написано следующее четверостишие:

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.

Сопоставьте стихотворения. Объясните, как вы понимаете их смысл.

2. В чем сходство и в чем различие авторской манеры повествования в приведенных отрывках? На каких тематических и изобразительно-выразительных средствах языка Н.В. Гоголя построена стилизация М.А. Булгакова? Обоснуйте свой ответ.

Дальше же карьера Чичикова приняла головокружительный характер. Уму непостижимо, что он вытворял. Основал трест для выделки железа из деревянных опилок и тоже ссуду получил. Вошел пайщиком в огромный кооператив и всю Москву накормил колбасой из дохлого мяса. Помещица Коробочка, услышав, что теперь в Москве «все разрешено», пожелала недвижимость приобрести; он вошел в компанию с Замухрышкиным и Утешительным и продал ей Манеж, что против Университета. Взял подряд на электрификацию города, от которого в три года никуда не доскачешь, и, войдя в контакт с бывшим городничим, разметал какой-то забор, поставил вехи, чтобы было похоже на планировку, а насчет денег, отпущенных на электрификацию, написал, что их у него отняли банды капитана Копейкина. Словом, произвел чудеса.
И по Москве вскоре загудел слух, что Чичиков – триллионщик. Учреждения начали рвать его к себе нарасхват в спецы. Уже Чичиков снял за 5 миллиардов квартиру в пять комнат, уже Чичиков обедал и ужинал в «Ампире».

(М.А. Булгаков. «Похождения Чичикова»)

Скоро представилось Чичикову поле гораздо пространнее: образовалась комиссия для построения какого-то казенного весьма капитального строения. В эту комиссию пристроился и он и оказался одним из деятельнейших членов. Комиссия немедленно приступила к делу. Шесть лет возилась около здания; но климат, что ли, мешал или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. А между тем в других концах города очутилось у каждого из членов по красивому дому гражданской архитектуры: видно, грунт земли был там получше. Члены уже начинали благоденствовать и стали заводиться семейством. Тут только и теперь только стал Чичиков понемногу выпутываться из-под суровых законов воздержанья и неумолимого своего самоотверженья. Тут только долговременный пост наконец был смягчен, и оказалось, что он всегда не был чужд разных наслаждений, от которых умел удержаться в лета пылкой молодости, когда ни один человек совершенно не властен над собою. Оказались кое-какие излишества: он завел довольно хорошего повара, тонкие голландские рубашки. Уже сукна купил он себе такого, какого не носила вся губерния, и с этих пор стал держаться более коричневых и красноватых цветов с искрою; уже приобрел он отличную пару и сам держал одну вожжу, заставляя пристяжную виться кольцом; уже завел он обычай вытираться губкой, намоченной в воде, смешанной с одеколоном; уже покупал он весьма недешево какое-то мыло для сообщения гладкости коже, уже…...

(Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

3. а) Отредактируйте предложения, запишите правильный вариант. б) Назовите типы ошибок, встретившихся в данных предложениях, перечислите способы
устранения этих ошибок.

1. Сейчас я вам прочитаю несколько звонков, которые к нам поступили.
2. Быть информированными является самыми яркими завоеваниями российской демократии.
3. Какие еще есть недостатки, какие еще предстоит сделать в будущем?
4. Я понимаю, что даже самых выспренних благих намерений недостаточно для осуществления этих целей.
5. И мы как-то к этому свыклись, что нет никаких больших потрясений.
6. Наш музей выполняет все те особенности, что и другие музеи.
7. С девяносто девятью процентами точностью можно утверждать...
8. Тема сегодняшней передачи носит название «Семья в ХХI веке».
9. Я знаю, что это послужило вашему уходу с работы.
10. Я лично отслеживаю за уровнем поставок продовольствия.
11. В тот период времени, о котором вы указываете, было много сделано.
12. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднималась критиковать местные власти.
13. Если ваша пропажа обнаружится, это будет лучшим утешением всех ваших бед.
14. Какие доходы вы зарабатываете?
15. Эта традиция вновь стала возрождаться.

4. Реклама: ЗА и ПРОТИВ.
Перед вами тексты рекламы. Сопоставьте их с видеорядом и звуковым сопровождением. Выразите свое отношение к представленным образцам рекламы.

1. Она: Суженый мой / ряженый // Покажись // Ах / «Сударушка» / Это мне?
Диктор: Признайтесь / что любите шоколад «Россия» // Ведь тайное всегда становится явным //
Слуга: Явилси //
Он: Ах // Хороша //
Диктор: Россия // щедрая душа //
Слуга: Ах // Жениться тебе нужно / барин //

2. – Это что-то // – Это такое // – О-ля-я // – Это было великолепно //
Диктор: Если бы кошки умели говорить / вот что они сказали бы про новый «Вискас» – вкусные подушечки» // Хрустящие снаружи / с нежным паштетом внутри // Ваша киска тоже не устоит перед ними // «Вискас» питает лучшие чувства // – Хозяйка / повтори //

3. Неповторимое сочетание молока и шоколада делает «Nestle Classic» таким нежным // «Nestle Classic» // вкус гармонии //

4. Отточенный // Динамичный // Новый протектор «Три ди даймонд»/ с острейшими в мире лезвиями // Такими близкими и такими острыми / что лучше держать их в клетке // Такого безопасного бритья еще не было // Новый протектор «Три ди даймонд» // Только «SCHICK» //

5. Сочините небольшой связный текст, употребив слова в данной последовательности (формы слов могут быть разными).

Однажды, дровосек, лиловый, балкон, вкрутую, вертолет, грядка, шампунь, живопись, баскетбол, предъявить, шелуха, лунный, школа.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru