Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №27/2001

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ.
ПРИРОДА РОССИИ

5 класс

Р.Н. МУХАМЕТЖАНОВА,
учитель-методист, гимназия № 10,
г. Зеленодольск

1. КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

Из кн.: Русский фольклор на уроках. От реализма к постмодернизму. Казань: Магариф, 2000

 1. Выразительно прочитайте текст. Докажите, что это текст, озаглавьте его. Определите тему, основную мысль. Каков стиль текста?

Лес вечен. Он, словно сказочная птица, возрождается, но для этого ему нужно 100–150 лет – таков возраст «спелого» леса.
Свалить вековую сосну – дело нехитрое. А за деревьями – лес. Лес – это климат, источник здоровья. Лес – это отдых. Грибы, ягоды, орехи – словом, самые различные дары получаем мы от леса. Лес – наш добрый зеленый друг – должен быть заботой каждого взрослого, каждого школьника.

(По А.Федосееву)

Разберите по составу слово возрождается. Назовите слова, в которых ь не пишется (сказочная...). Объясните случаи постановки тире в простом предложении.

2. Выразительно прочитайте текст. Автор назвал рассказ лирическим. Как вы думаете: почему? Составьте план текста, напишите изложение.

УГОЩАЮ РЯБИНОЙ

Поздней весной, пряча лыжи на чердак, я заметил развешанные по стропилам кисти рябины, которую осенью сам собирал, сам нанизывал на веревки, а вот забыл о ней и, если бы не лыжи, не вспомнил бы.
В давнее время на моей родине рябину заготавливали к зиме как еду, наравне с брусникой, клюквой и грибами. Пользовались ею и как средством от угара, от головной боли.
В Подмосковье я собирал рябину больше от любви к этим своим воспоминаниям о детстве да еще потому, что в прошлом году уродилось ее на редкость много, и жалко было смотреть, как сочные красные ягоды расклевывают дрозды.
На темном чердаке под самой крышей связки рябины висели, словно березовые веники. Листья на гроздьях посохли, пожухли и свернулись, и сами ягоды, пере-мерзшие за зиму, тоже чуть сморщились, вроде изюма, зато были вкусны. Свежая рябина – та и горьковата, и чересчур кисла, есть ее трудно, так же как раннюю клюкву. Но и клюква, и рябина, прихваченные морозом, приобретают ни с чем не сравнимые качества.

3. Определите стиль текста. Подготовьтесь к чтению вслух. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы в словах. Озаглавьте текст.

На нашем дворе всю н_делю г_товятся, парят кадки и кадочки, к_пятят воду в чугунах для заливки и посола, чтобы отст_ялась и простыла, режут укроп и хрен, готовят (черно)смороди(н,нн)ый и дубовый лист.
Кадки у нас высокие: Василь Василич на ц_почках поднимается заглянуть.
Кадки дымят, как трубы: в них нал_вают к_пяток, бр_сают докрасн_ раскале(н,нн)ые вязки чугу(н,нн)ых плашек – и поднимается страшное шипение, высокие, высокие клубы пара, как от костров.
Накрывают рогожками и парят, чтобы выгнать застойный дух, плесени чтобы (не)было. Огурчик – дело строгое, требует ч_стоты.
На розовых рогожках з_леные кучи огурца, пахнет з_леной свеж_стью.
В долгом к_рыте моют. На солнце плещутся огурцы в к_рыте, весело так купаются, а затем ловкие бабьи руки отж_мают и к_дают в плоские круглые совки... – и валятся бойкие
игрунки з_леные гулким и дробным стуком в жерла промытых кадок... Разводим соль...
Кадки наполнены, укрыты, опущены в погр_ба, на лед... Стоит во дворе огуречный дух, попах_вает укропом, хреном.

(По И.Шмелеву)

Каковы традиции и обычаи вашего края? Расскажите об этом.

4. Выразительно прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Какие новые слова вы узнали из него? Выделите в тексте типы речи: рассуждение и описание. Перескажите текст, употребляя «снежные» слова.

«СНЕЖНЫЕ» СЛОВА

С неба снег падает по-разному. Если снежинки слипаются на лету, мы говорим: «хлопья».
Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим: «крупка». Свежий, только-только запорошивший землю, самый лестный, самый милый охотнику снег зовется пороша. Как и он сам, все следы на нем свежие.
Нет лучше охоты, чем на пороше! Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил. Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – поземка.
Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег – это вьюга. Ну а в степи – где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря – буран.
Февраль – месяц метелей...
В марте снег становится ленивым. Он уже не разлетается с руки, как лебединый пух, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него – и не провалится нога. Над ним колдовали два волшебника: мороз и солнце. Днем на солнце таяло, к ночи подморозило: снег подернулся твердой корочкой... И для этого черствого снега есть в русском языке свое хрустящее, жесткое слово – наст.

(По Н.Надеждиной)

5. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: какие бывают дожди? Назовите их особенности. С какими приметами они связаны? Какой вывод следует из наблюдений и рассуждений писателя? Проследите смысловую связь предложений в тексте, укажите слова, при помощи которых сцепляются предложения. Какие новые слова вы узнали, прочитав этот текст?

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами, с птицами, водами и с каждым цветком...
В это лето я узнал... много слов... Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, – полосовые, косые, сильные откатные дожди и, наконец, ливни...
С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, облака вытягиваются по небу длинными, туманными прядями – все это приметы дождя...
Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово крапать хорошо передает возникновение дождя.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго...
Разберемся в нескольких видах дождя. Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Слово спорый означает – быстрый, скорый... А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низших туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – мелкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки...
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы...
Все это – только часть того, ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

(По К.Паустовскому)

6. Приготовьтесь к выразительному чтению текста. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какие поговорки, стихи, песни о ветре вы знаете? Объясните значение выделенных слов. Раскройте скобки.

Ветер, ветер...
В одну ночь ог_лились деревья. Скр_пел под окошком надломленный клен, кружил_сь между домами м_тель из листьев, и св_стел ветер, повсюду называ_мый лист_боем. Нек_торые названия ветров знакомы нам с первых уроков описания Земли: ураган, тайфун, бриз, пурга... И еще тысяч_ восем(ь)сот
шест(ь)десят названий ветров.
Нашелся и человек, собравший все названия в книжку «Словарь ветров». Это Леонид Зусьевич Прох.
Ветры – яркий поэтический образ. График направления ветров в разное время года синоптики называют розой ветров. А что к_сается упоминания ветров в пог_ворках, стихах и песнях, то их не счесть: ветер в парусах, волосах, в гриве, ветры буйные, на семи ветрах, ничто в полюшк_ не колыш_тся.
«Над окошком мес_ц. Под окошком ветер. Обл_тевший тополь с_ребрист и свет_л». Эта есенинская строфа отр_жает состояние души человека в единении с природой.
Но часто поэтический образ есть отр_жение бури в большом человеческом мире. «Ветер, ветер – на всем Божьем свете!» – написал Блок в 1918 году. И вот снов_ все те(же) ветры...

(По В.Пескову)

7. Приготовьтесь к выразительному чтению текста. Докажите, что это текст, определите его тему, основную мысль. Определите стиль текста. Докажите свое мнение. Перескажите текст. Напишите подробное изложение. Что вы знаете об авторе текста? Раскройте скобки. Выпишите слова с пропущенными орфограммами. Подберите синонимы к выделенным словам.

Представление с медведем – старейшее на земле. В прошлом век_ «вождение медведей» по ярмаркам и праздничным скоплениям людей было распространено в Росси_. В Росси_ было несколько мест, где пойманных в лесу медвежат растили и обучали на потеху людям (не)затейливым номерам: медведь мог изобразить, как ходит пьяный мужик, как бабы полощут белье, а ребятишки воруют горох. Хорошо умели медведи под бубен припляс_вать. Такого рода медвежья школа существовала в городе Сергаче Нижегородской губернии...
Городок существует поныне. И название свое имеет скорее всего от слова серьга, которую прод_вали в ноздри медведям.
Вот как обучали медведей танцам. Подросших медвежат пом_щали в клетки с медн_м или железн_м полом, под которым развод_ли к_стер. Пол нагр_вался, и медведь, обж_гаясь, начинал переминаться с ноги на ногу, как бы танцуя. Эти дв_жения дре(с,сс)ировщики сопров_ждали ударами в бубен. Н_сколько уроков такой учебы связ_вали (не)вольный танец с ударами бубна настолько крепко, что стоило потом чуть тронуть бубен, как медведь начинал танцевать.

(По В.Пескову)

8. Выразительно прочитайте текст, сформулируйте его основную мысль. Составьте план и напишите подробное изложение. Раскройте скобки. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Расставьте недостающие знаки препинания.

МАСТЕРА

Маст_ров этой одной из самых нужных профессий называли еще рубленниками. Без срубле(н,нн)ых ими домов и храмов мебели бочек и лоханей саней и телег (ни)кто обойтись (не)мог.
На Руси бытовало мнение, что жить в деревя(н,нн)ом доме здоровее, чем в каме(н,нн)ом.
Особе(н,нн)о ценили избы, срубле(н,нн)ые из см_листых с_сновых бревен, так как они были самыми сухими и теплыми.
Ставили дома обычно в(не)сколько житл или как(бы) мы сказали теперь этажей.
В нижнем этаже в подклети хр_нили пр_пасы.
На втором этаже жили в горницах, помещениях, находившихся «горнее» (то)есть выше подклети. В домах возв_дили большие светлые п_латы, в которых было много окон. Эти п_латы назывались светлицы в них женщины ткали шили вышивали.
Горницы т_пились (по)черному и (по)белому. Часто в одном и том(же) доме были горницы с печью и дым_ходом и с печью без дым_хода...
В средн_вековой Москве делали (не)большие дли(н,нн)ые окошки под потолком что(бы) через них уходили дым и угар. Эти окошки (не)открывали а задвигали рамами заволакивали и (по)этому их называли волоковые (от слова волочить). (В)них (в)ставляли слюду или промасле(н,нн)ую ткань. Стекло на Руси было извес_но уже в конце четырнадцатого века но умели его изг_тавливать только круглой формы и (не)больших размеров. Было оно (темно)зеленого цвета. Даже окна царского дворца в Коломенском построе(н,нн)ого для Алексея Михайловича блестели «драгой слюдой».
Вся мебель горниц: стол лавки сундуки – была срубл_на из дерева. Ели из посуды которую тоже вырубали из целого куска дерева топором, а позже стали вытачивать из клена и ясеня. Из клена так(же) вырезали ковши и ложки...
Двор или усадьба имел жилой дом, а так(же) к_нюшни сараи бани.

(По С.Перми)

9. Прочитайте текст, подберите синонимы к выделенным словам. Определите тему и стиль текста. Расскажите об одном из сильных впечатлений в жизни академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Изложите свое отношение к следующим мыслям ученого: «Приветливость, доброта делают человека красивее», «Лицо человека, искаженное злобой, становится безобразным».

ПОДЛИННАЯ КУЛЬТУРА

Одно из самых сильных впечатлений в моей жизни – посещение крестьянской семьи на русском Севере, в селе Коле, недалеко от Мурманска. Помню, меня поразила чистота в избе, красота русского наряда хозяйки, вся церемония приема гостей, который был оказан нам – обычным школьникам. И разговор был степенный, без торопливости, приветливый, обстоятельный, и обед – по заведенному исстари ритуалу. Во всем складывающаяся культура!
Культура обладает драгоценнейшим свойством соединять прошлое, настоящее и будущее. Она передается из поколения в поколение – накапливается.
Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.
Приветливость, доброта делают человека красивее. Лицо же человека, искаженное злобой, становится безобразным.

(По Д.Лихачеву)

10. Прочитайте текст, установите, сколько предложений в каждом абзаце. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните с помощью толкового словаря значение выделенных слов.

ПЕРВЫЕ КАЛЕНДАРИ

В семнадцатом веке в европейских г_сударствах богатые люди пользовались календарями их изг_т_вляли из дерева и веш_ли в п_радных комнатах над к_минами.
Небольшие деревя(н,нн)ые календари даже носили в к_рманах очень часто они изг_т_влялись и (в)виде набалдашника трости.
Деревя(н,нн)ые календари имели форму кв_драта на каждой третьей стороне кв_драта обозначался (трех)месячный период года одинаковой в_личины нарезки обозн_чали дни только для воскресенья черточка была толще и (не)сколько длиннее праздники обозн_чались особыми знаками.

Какие современные календари вам известны? Каким календарем пользуетесь вы?

11. Прочитайте текст. Определите тему, основную мысль. Каков стиль текста? С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) автор выражает свое отношение к Москве?

Москва бывает так неописуемо хороша, ну хотя бы в мае, когда в московские белые ночи непрозрачный сумрак окутывает золотые купола, когда дивной свежестью тянет из Александровского сада. А разве не чудо наш город в дни погожей осени, когда меняются багрянец и золото, а Москва-река отражает густо-синее небо, и мосты кажутся висящими в воздухе, и все дома с медным пожаром зари в окнах?
Бывают счастливые дни и зимой, когда город кружевеет инеем, а пушистый снег ручается своей нежностью и белизной, что никогда не станет кошмаром сугробов, непролази и гололеда.

(По Ю.Нагибину)

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений. Выберите из текста материал для разных видов разбора. Произведите разбор. Запишите ряд синонимов к наречию неописуемо. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении?

2. КОРЕНЬ СЛОВА

Цель работы — уяснить, что «корень» – это значимая часть слова. Приведенные тексты помогут детям научиться обращать внимание на способы образования однокоренных слов, находить проверочные слова и не только определять корень, но и подбирать и образовывать однокоренные слова.

Текст 1

Декабрь – «студень»: всю землю студит. Другой вариант – «хмурень», то есть пора хмурого неба и ранних сумерек. Еще: «грудень», так как грудами лежит смерзшаяся земля.
В русских говорах декабрь величают поэтически: «ветрозим», «заморозь». В декабре замерзают реки, поэтому он «ледостав». Он год кончает, зиму начинает. Полночь года, самый темный месяц, канун новогодья. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст. Величали декабрь на Руси «просинцем»: в холодном небе нет-нет да и проглянет голубизна.

Текст 2

Тихо в лесу. Он весь в снежном одеянии. В кристально-фосфорических искрах блещут бахромчатые кружева заиндевелых сосен и елей. Блестят на солнце тонкие ветки берез и верб. В лиственных лесах и парках ветер свободно гуляет между кронами деревьев, срывая сухие одинокие листья.
На кленах остались плоды-крылатки, на березах – длинные сережки, на седой ольхе – черные овальные шишечки. На рябинах красуются гроздья красных плодов.
Декабрь – первый месяц «седой чародейки». Метут метели. Красива земля, когда ее выстилают белые холсты снегов. Хорошо, когда перед Новым годом много снега.

Текст 3

Русские зимы всегда удивляли и даже пугали своей суровостью заезжих гостей и путешественников.
У нашего народа поговорки о проказах матушки зимы полны задора, пересыпаны удалью. «В зимний холод всякий молод», «Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает», «Строгая зима прибавит ума».
Зима без снега, даже его задержка – диво для всех веков.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе...

(А.Пушкин)

Текст 4

ЗАВЕТНЫЙ ГОСТИНЕЦ

Хороши гостинцы зимы. Подъедешь к стожку за селом, начнешь раскрывать душистую кладь, а в ней – рябиновый клад. Да, на склоне лета, когда метали стожки по второму разу, рябиновых кистей и положили целую охапку. Теперь рябина провяла, прозябла, сахару понабрала. Приятно на морозе пожевать кисть рябины: отлежалась, сладкой сделалась.

Повторение изученного материала о морфеме «корень»

– Что необходимо сделать, чтобы выделить корень? (Надо найти и определить, какая у слов общая часть.)
– Как называется эта общая часть? (Корень.)
Он живет на полке книжного шкафа среди фигурок, сделанных из корявых сучков, коры и переплетенных корней. Ему известны секреты всех корней на свете: и зубных, и математических, и корней слов.
И если у детей, которые готовят уроки в этой комнате, что-нибудь не получается, он оживает, манит их узловатой рукой и раскрывает им секреты. Перечислив эти секреты, мы получим необходимую нам инструкцию.
Основной способ найти корень слова: надо подобрать слова, родственные рассматриваемому слову, и выделить общую часть, содержащую их общий смысл. Это и будет корень слова.

СЕКРЕТЫ ДЕДУШКИ КОРНЯ

Секрет первый

Надо, чтобы общая часть родственных слов содержала общий смысл. Иначе кошка окажется племянницей кошмара, кости – двоюродными братьями костюма, свинец породнится со свинтусом, картон – и с картой, и с картошкой.

Секрет второй

Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, совсем не родственные.
Слово дерево не родственник слову сосна, ветер не родня вихрю, пышка – плюшке, чепуха – ерунде.

Секрет третий

Чтобы отчетливее увидеть корень слова, лучше всего искать среди «родственников» слова с другими приставками или без приставок. Иначе возникнут ошибки склеивания корня с приставкой.

Закатился, катается, укатился, прикатился, но не закат.

Секрет четвертый

Корень может иметь разный вид. Это зависит от чередований гласных и согласных звуков в корне.

Ухо – уши, свеча – свет – освещение.

Гласные в корне могут быть беглыми, т.е. чередоваться с нулем звука.

Донце – дно, зоркий – зрение, день – дневной.

Тренировочные игры

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Оставьте только родственные слова:

1) лес, лестница, лесничий;
2) честный, чесночный, чеснок;
3) седло, чересседельник, седина;
4) смешной, смешить, смешать;
5) дивный, удивленный, диванный;
6) левый, лев, налево;
7) водичка, водитель, водяной.

Не путайте родственные слова с синонимами:

1) жаркое, жаровня, горячий;
2) ветер, вихрь, безветренный;
3) дерево, деревянный, сосна;
4) учить, изучить, зубрить;
5) сожаление, сочувствие, жалость;
6) мчаться, бегущий, мчащийся.

Подберите «родственников» с чередованием согласных в корне:

Пух, петух, горох, крошка, пекарь, лекарь, движение, промокнуть.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru