Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №29/2001

ИГРАТЬ ВСЕРЬЕЗ

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Игровые приемы и ситуации на уроках русского языка

(По учебнику для 6-го класса под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 1999)

6 класс

Л.А. КОРНЕЕВА,
школа № 1258,
Центральный округ,
г. Москва

Игра известна с глубокой древности. Основная функция любой игры – развлекательная: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес. Но при этом, являясь развлечением, игра обладает и другими возможностями: обучать; заставить мыслить, творить, активно действовать.
Игровые приемы и ситуации на уроке стимулируют учащихся к учебной деятельности. Они помогают развивать общеучебные умения и навыки, применять их в практической деятельности, воспитывают в детях самостоятельность, волю, коммуникативность; развивают внимание, память, речь, мышление; создают положительный эмоциональный настрой на уроке.
Бурное развитие воображения. Фантазия, потребность в самоутверждении и самовыражении, ориентация на речевую деятельность, стремление к взрослости – вот что характерно для подростков, а психологические механизмы игровой деятельности опираются как раз на эти факторы. С другой стороны, 6-й класс – это возраст, которому присущи яркость и непосредственность восприятия, дети легко и охотно вовлекаются в игровую деятельность. Все это и позволяет успешно использовать на уроке игровые приемы.
Игровые элементы космического (или любого другого) путешествия включаются в обычные уроки русского языка в течение всего года. Первый этап – повторение – проходит традиционно. Попутно детям сообщается, что скоро мы отправляемся в путешествие, к которому надо готовиться.
Незадолго до начала изучения 1-го раздела программы 6-го класса – «Лексика и фразеология» – в классе вывешивается карта путешествия, на которой обозначены маршрут и объекты изучения. В качестве космических объектов представлены основные темы по русскому языку за 6-й класс. Карта рисуется в цвете на большом темно-синем листе вся целиком или по частям по усмотрению учителя. К ней прилагается фигурка звездолета, который передвигается и закрепляется на очередном космическом объекте. Учащимся предлагается заранее выбрать планету, комету, звезду и т.п., где они будут выступать в роли штурманов или разведчиков. Так поддерживается и постепенно усиливается интерес к путешествию.
В зависимости от сложности раздела (объекта) и количества учащихся в классе им можно объединиться по 2–3 человека. Больше нежелательно. Например, при исследовании «Словообразовательного астероида» один рассказывает о приставочном, приставочно-суффиксальном, суффиксальном и бессуффиксном способах словообразования, а другой – о сложении основ, сложении слов и переходе одной части речи в другую. «Туманность Чередований» включает в себя корни
-гор- – -гар-
и -кос- – -кас-, а «Комета Приставочная» – не только приставки пре- и при-, но и буквы ы – и после приставок. Здесь исследования могут вестись группой учеников. Итоговое повторение в конце года – это «отчет» о путешествии, и поэтому на уроках также сочетаются игровые и традиционные формы работы.
Какова же задача штурманов-разведчиков? Конечно, вести космический корабль, сообщать новые сведения об исследуемых планетах и звездах. Безусловно, ведущая роль в изучении нового материала принадлежит учителю. Штурманы являются его помощниками и заранее вместе с преподавателем готовятся по индивидуальным заданиям. При расстановке штурманов, естественно, следует учитывать уровень учащихся, их возможности и сложность изучаемой темы. Как показывает практика, есть дети, которые свободно и легко общаются с классом, придумывают интересные задания, ясно и понятно объясняют материал. Другим справляться с ролью штурмана труднее, но и их привлекает возможность самостоятельно подготовить и провести часть урока (пусть очень небольшую).
Например, тема «Фразеологизмы» изучается 2 часа. К одному из уроков ученику-штурману предлагается традиционное задание: подготовить сообщение о каких-либо фразеологизмах, их происхождении, значении и употреблении. Конечно, это можно сделать в игровой, занимательной форме. Примерное начало ответа может быть таким: «Исследуя особенности планеты, я обнаружил среди ее жителей фразеологизмы различного происхождения. Одни из них связаны с историей – «перейти Рубикон»; другие – с литературой – «Ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест». И так далее.
Или возьмем тему «Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных» (1 час). Тема опирается на уже изученные правила, поэтому ученик-штурман в состоянии сам подобрать примеры, показать их наглядно, сделать вывод, сформулировать правило и даже подготовить материал для закрепления. Учитель только корректирует работу штурмана с классом.

Можно предложить еще один пример. Тема: «Относительные прилагательные».

Учитель. Сегодня мы продолжаем изучение «Создания Разрядов». Объектом нашего внимания будет звезда под индексом О.
(Звездолет переставляется к названной звезде.)

Штурман. Индекс О обозначает еще один разряд прилагательных – относительные. Посмотрите на прилагательные, которые записаны на доске.
1-я запись:

городской
февральский
деревянный
нагревательный.

Пожалуйста, подберите к ним существительные. Род и число можно менять.
Ученики подбирают, штурман записывает.
2-я запись:

городская улица
февральская метель
деревянное изделие
нагревательный прибор.

Штурман. Что обозначают эти прилагательные?
3-я запись:

городская улица – место
февральская метель – время
деревянное изделие – материал
нагревательный прибор – назначение

Штурман. Такие прилагательные и называются относительными. Они не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень. Откройте учебник на 103-й странице.
Далее штурман просит одного из учеников прочитать определение относительных прилагательных, а затем учитель уточняет сделанные учащимися выводы, объясняет, как нужно рассуждать, определяя разряд качественных и относительных прилагательных, и проводит упражнения на закрепление материала.
Конечно, на учителя ложится дополнительная нагрузка при подготовке уроков со штурманом, но опыт работы с использованием подобных игровых приемов показывает, что шестиклассники с удовольствием включаются в урок, повышается их интерес к предмету, активизируется внимание, развивается речь и умение общаться. Воспитывается уважительное отношение детей друг к другу, потому что они выступают как в роли ученика, так и в роли «учителя». Все это способствует лучшему усвоению учащимися учебного материала.

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru