Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №32/2001

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

ЕСЛИ ВЫ РАБОТАЕТЕ В ВЫПУСКНОМ КЛАССЕ

Обобщающее повторение перед устным экзаменом

Ю.Е. КЛИМКИНА,
школа № 645,
г. Москва

Что волнует любого учителя-словесника, работающего в выпускных классах? Конечно, вопрос о том, как наиболее эффективно построить работу по итоговому повторению и обобщению материала перед устным экзаменом по русскому языку.
К сожалению, зачастую учителя уделяют недостаточно внимания попутному обобщению материала в процессе его изучения. На экзамене школьники должны показать свободное владение знаниями: уметь сопоставить различные факты языка, отметить в них сходство и различия, определить, что объединяет различные языковые явления, уметь объяснить их и определить их место в системе языка.
Итак, задача определена. Не менее сложно выбрать материалы, на основе которых будет осуществляться итоговое повторение. На помощь вам и вашим ученикам придут интересные пособия, подготовленные Т.М.  Пахновой. Это «Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс» и «Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы. 11-й класс».
Нельзя не сказать о достоинствах предложенных текстов: они содержат системно организованные задания из разных областей науки о языке, о лексике, фонетике, грамматике, т.е. предлагается материал, работа с которым способна обеспечить глубокий лингвистический анализ, языковую и речевую деятельность старшеклассников.
Система работы, предлагаемая Т.М.  Пахновой, помогает не только повторить изученный школьниками в 5–9-х классах теоретический материал, но и дает возможность отработать соответствующие учебно-языковые умения, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Все тексты, представленные в них,  – неадаптированные. Необходимость работы с неадаптированными текстами сейчас отмечают многие авторы самых разнообразных учебных пособий из числа предназначенных для старшеклассников.
Несомненным преимуществом пособий является то, что они, способствуя совершенствованию речеведческих знаний у школьников, корректируют и работу по обучению учащихся связному высказыванию на основе теории текста. Очень важно, что пособие Т.М. Пахновой не только содержит материалы для анализа, но и учит грамотному анализу текста. Этому способствуют, в частности, и материалы «Приложений», куда вошли: «План комплексной работы с текстом» (этот план помещен в обоих пособиях), причем автор отмечает, что «данные вопросы и задания являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста»1 (а также и в зависимости от уровня класса, в котором работает учитель) ; «Образцы лексического разбора слова и текста» (в «Сборнике» для 9-го класса) и «Образцы анализа художественного (в том числе и поэтического) текста» и «Образец анализа текста публицистического текста» (в «Сборнике» для 11-го класса).
Пособия могут быть использованы не только на «традиционных» уроках повторения и обобщения. В выпускных классах как никогда важно активизировать каждого ученика, создавая при этом атмосферу сотрудничества, поэтому уместно провести семинары, практикумы, консультации, зачеты и др.
Предлагаем несколько вариантов проведения подобных «нетрадиционных» уроков на материале «Сборников текстов для подготовки к сдаче устных экзаменов по русскому языку» в 11-м классе. Аналогичная работа может быть выстроена и на уроках русского языка с девятиклассниками. Но прежде оговорим некоторое условие. Многие учителя сейчас на уроках русского языка обращаются к комплексному анализу текста, и, следовательно, их ученики уже знакомы с подобной работой. Если же этого не произошло ранее, то необходимо познакомить учащихся с планом анализа текста, прокомментировать каждый из его пунктов, чтобы школьники представляли, деятельность какого характера им предстоит. После этого (и даже при условии, что комплексный анализ текстов ранее уже выполнялся учениками) целесообразно «разобрать» образцы анализа текста. Например, в пособии для 11-го класса даны образцы анализа как прозаических текстов (фрагмента одного из монологов пьесы А.Чехова «Дядя Ваня» и лирического отступления из поэмы Н.Гоголя «Мертвые души»), так и поэтического текста (стихотворения М.Лермонтова «Ангел»), а также образец сравнительного анализа поэтических фрагментов произведений А.Пушкина и М.Лермонтова. Вызывает интерес и образец анализа публицистического текста  – фрагмента критической
статьи В.Белинского.
Обязательно следует проанализировать один из текстов совместно. На наш взгляд, прекрасно подходит в этом случае текст № 1, который не только дает возможность поговорить о языке, о слове, но и показать на материале заданий, насколько взаимосвязаны различные языковые явления.

…Что такое язык… для чего дано это слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли. Отсюда ясно, что чем богаче тот материал, те формы мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу тебе то, что хочу сказать, тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом  – и, уж конечно, тем буду умнее. <…> Понятно, что чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль.  <…>
Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей, Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идет к нам, русским, потому что мы, высший класс, уже достаточно оторваны от народа, то есть от живого языка (язык  – народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!). Но скажут: уж если пришлось «обучаться» живому языку, то ведь все равно, что русскому, что французскому,  – но в том-то и дело, что русский язык русскому все-таки легче. Чтобы усвоить русский язык, надо <…> уже в школе непременно заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен  – из летописей, из былин и даже с церковно-славянского языка,  – и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.

(Ф.Достоевский)
Задания

1. Прочитайте отрывки из «Дневника писателя». В чем видит Достоевский назначение слова? Какие советы дает писатель тем, кто хочет хорошо усвоить свой родной язык?
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. Объясните значение слова ретроградство (в каком значении оно употреблено в тексте?).
4. Понаблюдайте, в каких значениях употребляются в тексте слова-омонимы язык.
5. Докажите, что слово  – многозначное слово.
6. Найдите примеры употребления сравнительной степени прилагательных и наречий, укажите среди них грамматические омонимы.
7. Какова роль в тексте вводных слов? Подберите синонимы к слову бесспорно.
8. Составьте схему последнего предложения первого абзаца.
9. Какие орфографические и пунктуационные правила можно объяснить примерами из текста?
10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Урок-практикум

После этого возможно проведение урока-практикума, на котором учащиеся смогут самостоятельно (но, разумеется, имея возможность прибегнуть к помощи учителя, если это будет необходимо) отработать (усовершенствовать) свои умения и навыки. Для работы на этом уроке можно предложить учащимся разные задания (2–3 варианта на один класс, чтобы учащиеся могли работать с текстами различных уровней). На этом уроке не следует выбирать тексты, содержащие очень сложные задания, поскольку школьникам предстоит самостоятельно работать с ними, а слишком сложные задания могут вызвать негативную мотивацию к работе такого рода даже у достаточно сильных учащихся, если у них будет возникать много проблем.
В качестве примера назовем текст № 5, предназначенный для одиннадцатиклассников.

Урок-семинар

Интересным может стать проведение урока-семинара на тему «Лексические явления русского языка». На уроке будут рассматриваться такие вопросы, как «Способы толкования значений слова» (дополнительно  – задание по тексту № 47), «Прямые и переносные значения слов» (текст № 13), «Многозначность слов» (текст № 54), «Особенности синонимии в русском языке» (текст № 34), «Явление антонимии в русском языке» (текст № 9), «Фразеологизмы и их роль в языке» 
(текст № 52), «Стилистическая окраска слов» (текст № 27) и др.
При этом школьники заранее готовят сообщения об особенностях того или иного лексического явления, не только готовят теоретические сообщения (таких сообщений на уроке может быть 5–7). Они подтверждают теоретические положения наблюдениями над использованием соответствующих лексических средств в тексте. Остальные же учащиеся на уроке-семинаре не только слушают рассуждения своих одноклассников, но и готовят вопросы как теоретического, так и практического характера (тексты, на основе которых будет строиться работа на семинаре, могут быть известны всем учащимся заранее, особенно это важно, если средний уровень подготовки в классе не очень высокий). Можно также не выделять отдельных докладчиков, а разбить класс на группы по числу вопросов, которые выносятся на семинар, а внутри каждой из этих групп учащиеся по итогам совместной подготовки к семинару сами выберут того, кто будет делать подготовленное совместно сообщение, того, кто будет вслух анализировать тот текст, который был предложен их группе, тех, кто будет готовить вопросы к текстам, предложенным другим группам, и т.д.

Урок-зачет

По какой-либо теме (например, «Способы и правила цитирования») можно провести урок-зачет. В этом случае дети получают задание на дом, связанное с повторением основных теоретических вопросов по теме, а непосредственно на уроке учитель предлагает им выполнить комплексный анализ текста в письменной форме. Некоторых учеников учитель может спросить устно. Оптимальным бы было спросить всех ребят, но, к сожалению, на практике получается, что удается выслушать пять-шесть ответов. На уроке-зачете по теме «Способы и правила цитирования» можно использовать тексты № 2, 29, 31, 35 и другие.

Урок-консультация

На таком уроке целесообразно использовать сложные тексты, поскольку помощь учителя, а также работа с разнообразными материалами справочного характера дает возможность справиться даже с не очень простыми заданиями. В то же время школьники (в некоторых случаях  – с помощью учителя) смогут сделать выводы о том, какие вопросы из курса русского языка следует повторить, отработать дополнительно. Примером является текст № 3.

В поле чистом серебрится
Свет волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой.

Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

(А.Пушкин)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какое настроение надо передать при чтении?
2. Какие слова повторяются в тексте? Какова роль лексического повтора?
3. Понаблюдайте за тем, как повторяются в первой строфе звуки [ч], [с], [р]. Какая картина возникает перед нами?
4. Найдите в тексте контрастные образы тьмы и света, грусти и… состояния иного (когда печаль светла). Как эти образы помогают нам понять настроения, состояние лирического героя?
5. Обратите внимание на однокоренные слова: дорога, дорожный; светит, светло; лучинушка, лучина. Произведите морфемный разбор двух-трех слов.
6. Выпишите словосочетания с прилагательными (обратите внимание на порядок слов в тексте). Какие прилагательные являются постоянными эпитетами, часто встречающимися в произведениях народного творчества? Какие языковые особенности стихотворения сближают пушкинский текст с народными песнями, убеждают в том, как дороги, близки поэту «родные звуки»? Произведите синтаксический разбор одного из словосочетаний.
7. Сравните: хладно  – холодно. Какова стилистическая окраска слова хладно? Какие еще стилистически окрашенные слова встречаются в пушкинском тексте.
8. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их типы и роль в тексте.
9. Какова роль в тексте предложений с обращениями? Объясните знаки препинания в этих предложениях.
10. Прокомментируйте постановку двоеточия. Подготовьтесь рассказать об основных случаях постановки двоеточия в простых, сложных предложениях и предложениях с прямой речью.
11. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?


Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9-й класс  / Авт.-сост. Т.М.  Пахнова.   М.: Дрофа, 1999.  С. 80.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru