Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Русский язык»Содержание №35/2001

ПОДСПОРЬЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»

5 класс

С.П.ЛЕОНОВА,
гимназия N 3,
г.Сургут

В готовящемся к изданию пособии представлены дидактические материалы по русскому языку для школьников 5-х классов, обучающихся по программе развивающего обучения (Эльконин – Давыдов) к учебнику М.В. Панова «Русский язык» (в контексте личностно ориентированного обучения).
Дидактические материалы могут быть использованы в работе специалистами – учителями, преподающими русский язык в системе развивающего обучения.
Пособие включает учебные задания разного типа.

§ 6–10. Понятие о лексике

№ 1. Допишите предложение, используя один из предлагаемых ответов.

Лексика – это _______________________________

а) слова одной темы;
б) словарный запас языка;
в) морфема.

№ 2. Определите слова по их лексическому значению и запишите их:

1. Все слова языка (____________).
2. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению (_____________).
3. Раздел лингвистики, изучающий лексику (_______ ______________).
4. Слова, имеющие несколько лексических значений (______________).
5. Слова, имеющие одно лексическое значение (_____________).
6. Словарный запас одного человека (____________ ______________).
7. Слова, обозначающие одно и то же, но различающиеся оттенками значений (_________________).

№ 3. «Четвертое лишнее» (найдите устаревшее слово).

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

§ 45. Словари

№ 5. Прочитайте текст. Составьте его план, по которому перескажите содержание текста. Свой ответ дополните сведениями о том, какие типы словарей вы знаете, какими словарями вы пользовались.

СЛОВАРЬ НА ВАШЕМ СТОЛЕ

Все знают, что такое словарь. Это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка.
Существуют разные типы словарей. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться. Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях уместно его употреблять, обращайтесь к толковому словарю. В толковых словарях, помимо объяснений слов, вы также найдете сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичные словосочетания, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы.

(В.Н. Сергеев)

Составьте схему последнего предложения.

План

1. ________________
2. ________________
3. ________________

№ 6. Прочитайте словарные статьи к словам стадо, стая. В чем различие этих слов?

Стадо – группа животных одного вида, а также пасущийся вместе скот.
Стая – группа животных одного вида, держащихся вместе, преимущественно птиц, рыб.

Выразительно прочитайте стихотворение. О какой особенности употребления слов в речи говорится в нем? Все ли оттенки значений слов стая и стадо учел автор?

СТАЯ И СТАЛО

Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется. А стая летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом – отличие стаи от стада!
Это запомнить как следует надо!

(А.Усачев)

Раскройте скобки и запишите словосочетания.
Стадо или стая? (Журавли, коровы, лебеди, воробьи, волки, олени).

§ 22–25. Многозначность слова

№ 7. Составьте и запишите словосочетания, в которых каждое из указанных слов выступило бы в разных значениях. Как называются такие слова?

Корень _____________________________________
Мягкий____________________________________
Ходить_____________________________________

№. 8. Укажите, в каких лексических отношениях находятся выделенные слова. В случае затруднений справляйтесь в толковом словаре.

1. Вид растения; здоровый вид; альбом с видами Крыма.
2. Ему везет; везет песок; везет массу новостей.
3. Лисий мех; ходить в мехах; кузнечный мех.
4. Карнавальный наряд; наряд на уголь; наряд милиции.
5. Сделать добро людям; чужое добро.

№ 9. Прочитайте словосочетания. Укажите, используя условные обозначения, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении.

Плачущая сосулька; плачущий ребенок; дремлет лес; дремлет собака; разыгравшиеся волны; разыгравшиеся дети; спят цветы; спят дети; крылатый звук; крылатая ракета; волнистое облако; волнистые волосы.

Используя понравившиеся вам словосочетания со словами, употребленными в переносном значении, напишите сочинение-миниатюру о природе.

№ 10. Прочитайте «вредный совет» Г.Остера. В каком значении употребляется слово мягкий?

Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню:
В кухне твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу,
Папа мягкий. Он простит.

№ 11. Найдите однозначные и многозначные слова.

– Сбрасывают елки и сосны иголки?
– Конечно, сбрасывают. Ты же сама видела, сколько в хвойном лесу опавших иголок.
– Видела. А вот голых елок не видела, – задумчиво сказала Аленка.

§ 26–29. Понятие о тропе

№ 12. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выразительно прочитайте текст. При помощи обозначений укажите слова, употребляемые в переносном значении. Какие из них произвели на вас наибольшее впечатление, поразили своей точностью, выразительностью, поэтичностью? Выпишите эти слова и составьте с ними предложения.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задр_мали звезды з_лотые
Задр_жало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись со_ные бере_ки
Растр_пали ш_лковые косы.

Ш_лестят з_леные сере_ки
И горят серебря_ые росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
С добрым утром!

(С.Есенин)

!!! Брезжит – рассветает, чуть светится. Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь. Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей. Перламутр – ценное вещество с переливчатой радужной окраской.

№ 13. Выпишите слова и выражения, употребляемые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, назовите их.

Нахмурился, словно туча.

Горит восток зарею новой...

(А.Пушкин)

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

(А.Пушкин)

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

(Ф.Тютчев)

Только слышно, на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.

(М.Исаковский)

...Звезда с звездою говорит.

(М.Лермонтов)

...Спит земля в сиянье голубом.

(М.Лермонтов)

§ 30. Омонимы

№ 14. Вставьте пропущенные буквы. Выразительно прочитайте тексты стихотворений. Определите и укажите при помощи условных обозначений, в каком тексте используются омонимы, а в каком – многозначное слово.

ДВЕ СЕМ_И

Жила-была сем_я:
Сп_шили, семеня,
По следу мамы Утки
Три радос_ных малютки.

Жила-была сем_я:
Весь день спала Свин_я,
Л_жали с ней в закутке
Три радос_ных малютки.

Вес_ло утята
В речку заплывали,
С визгом поросята
Ж_ром заплывали.
В реч(?)ке было ч_сто,
А в закутке грязно:
Каждый жил как хоч_т –
Это так прекрасно!

(М.Яснов)

СНЫ

П_тух,
Во сне увидев ч_рвяч(?)ка,
Сказал:
«Не заморить ли ч_рвяч(?)ка?».

«Ужасный сон!» –
Подумал ч_рвячок.
И повернулся
На другой бочок.

(М.Яснов)

№ 15. Прочитайте, найдите омонимы, объясните их значение.

ОВСЯНКА

Вот этой овсянки
Не хочется киске.
(Вот этой овсянки,
Которая в миске.)

Какой же овсянки
Она захотела?
Не той ли,
Что мимо сейчас пролетела?

(А.Шибаев)