Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №36/2001

Я ИДУ НА УРОК

ГЛАГОЛ.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В.В.КЛИМАШ
Карачаево-Черкасская Республика

5 класс

Цель: вспомнить изученные морфологические признаки глагола: уметь находить глаголы I и II спряжения, определять лицо и число глагола.

Ход урока

1. Запишите под диктовку словосочетания, выделите в словосочетаниях главное слово:

Посадить растение
Зависит от вас
Читать громко
Уехал учиться
Колет дрова
Думает о нем
Петь в вышине

Вопросы учителя.

– Какие виды словосочетаний вы написали?
– Слово какой части речи является главным во всех словосочетаниях?
– Как называются словосочетания с главным словом – глаголом?
– Как вы определили, что это глагол?
– Дайте определение глагола.

Задание 1. Подчеркните глаголы в начальной форме (инфинитивы).

Вопрос учителя.

– Что вы можете сказать о глаголе в неопределенной форме?
(Это начальная форма глагола, отвечающая на вопрос что делать? или что сделать?; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица.) (Посадить, читать, петь.)

Задание 2. Найдите глаголы 3-го лица с безударным личным окончанием. Определите спряжения глаголов думает, колет.

Вопросы учителя.

– Какие глаголы относятся к I, ко II спряжению?
– Какие личные окончания имеют глаголы I, II спряжения?

2. Цифровой диктант. Определите спряжение глаголов.

С классом:

тает, сеет, хвалит, пашет,
держит, копает, зеленеет,
всходит, прополет, теплеет.

У доски:

тает, сеет, пашет,
хвалит, держит, всходит.
(Взаимопроверка)

Вопросы учителя.

– Говоря о каком времени года, мы употребляем эти глаголы?
– Что вы можете сказать о весне?

Беседа.

– Давайте послушаем стихотворение С.Есенина «Черемуха» (звучит грамзапись). После прослушивания стихотворения включаем музыку П.Чайковского из цикла «Времена года» (Апрель). Под эту музыку пишем сочинение-миниатюру «Весенние ручьи говорят».
– Какие еще поэты посвятили свои стихотворения этому времени года? (Учащиеся зачитывают отрывки из стихотворений под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года».)

4. Зрительный диктант.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.

– Спишите, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения.
– Расскажите о синтаксической роли глагола в предложении.

5. Прочтите текст «Весна».

Как прекрасна весна! Посмотришь: кругом синеют колокольчики, белеют головки ромашек, алеет цветущий клевер. Тишина. Только слышишь, как жужжат хлопотливые пчелы, попискивает маленькая синичка, кукует кукушка, трещат болтливые сороки.

– Выпишите из текста глаголы, определите их вид, лицо и число.

Посмотришь
Синеют
Белеют
Алеет
(Проверка)

Вопросы учителя.

– Какие орфограммы вы встретили?
– Назовите глаголы, которые обозначают цвет. Образуйте от них имена прилагательные.

Белеть – белый
алеть – алый
синеть – синий (подобрать синонимы).

У этого прилагательного есть синонимы, обозначающие оттенок синего цвета (по словарю С.Ожегова):

небесный (голубой)
васильковый (темно-голубой)
сапфировый (синий)
лазурный (светло-синий)
лазоревый (то же, что и лазурный, но народное, устаревшее)
бирюзовый (зеленовато-голубой)

– Назовите другие глаголы, связанные с обозначением цвета. Составьте с ними предложения (чернеть, краснеть, зеленеть, серебриться...).

Весной зеленеет молодая травка.
На лесной полянке краснеют маки.

Глаголы из ваших предложений поставьте в форму 2-го л. ед. ч. (краснеешь, зеленеешь)

– Вспомните правило о ь после шипящих в окончаниях глаголов.
– Найдите в списке глаголы, которые передают звуки, поставьте их в нужную форму:

попискивает – 1-го л. мн. ч.
жужжат – 1-го л. ед. ч.
кукует – 2-го л. ед. ч.
трещат – 2-го л. мн. ч.

– В каком времени употреблены глаголы?
– Как изменяются глаголы в настоящем и прошедшем времени?

6. Сделайте морфологический разбор любого глагола из текста.

7. Запишите по памяти и подчеркните глаголы.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

(А.Фет)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru