Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2001

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

УЧИМСЯ МЕДЛЕННО ЧИТАТЬ ТЕКСТ

Размышления после выпускного экзамена

Т.М.ПАХНОВА

«Мысль, вооруженная рифмой», если находит путь к уму и сердцу ученика, то воздействует сильнее, глубже и остается с ним надолго, иногда навсегда (особенно если поэтический текст выучен наизусть). Анализируя результаты выпускных экзаменов, отметим, что ученики нечасто выбирают темы, связанные с анализом стихотворения (один ученик из класса, а то и никто...).
Правда, бывают и исключения, и это – отражение «почерка» работы учителя-словесника. Отметим среди московских учителей Агапову Э.К., Левдину Т.И. (школа-лаборатория № 760), Щепину О.Б. (школа № 610), Степанову Л.С. (школа № 1271), учителей Московской области из гуманитарно-технического лицея им. А.С. Пушкина (г. Одинцово), гимназии № 18 г. Королева, муниципальной гимназии г. Щелково...

На уроках русского языка обращение к поэтическому тексту помогает решить многие задачи, связанные с эстетическим развитием школьника, воспитанием у него чувства языка. Выученные наизусть строки из стихотворения школьник учится уместно цитировать (особенно важно овладеть умением частичного цитирования), использовать их в качестве названия текста... Всему этому мы учим, анализируя поэтические тексты, а также «тексты о текстах», о том, как надо читать.
Использование на уроках русского языка дидактических материалов на основе текста является актуальным, современным, так как позволяет по-новому решить важные вопросы, связанные с научно-методическим обеспечением процесса обучения родному языку в школе. Текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова. Развивающая речевая среда может быть средой духовной, если ученики обращаются при изучении родного языка к тем «безукоризненным образцам», какими являются произведения русской классики, а также к «текстам о текстах», что создает на уроках культурологический фон, обеспечивает тематическое единство, цельность урока как речевого произведения, когда осуществляется продуктивное, гармоническое общение: диалог ученика с текстом (с его автором), ученика и учителя, ученика с другим учеником (совместная творческая деятельность), текста с другим текстом (автора с другим автором)...
Целенаправленный отбор текстов и системы заданий к ним позволяет по-новому решить вопросы о соотношении в процессе обучения русскому языку рационального и эмоционального, работы по анализу текста в процессе чтения и созданию своего текста (сочинения, изложения). А для этого надо научиться искусству чтения – внимательного, вдумчивого чтения, которое является сотворчеством с автором... Техника скорочтения при этом неуместна. Будем учиться читать поэтический текст медленно, вести диалог с текстом, с автором, с самим собой, друг с другом...
Тогда ученики и на экзаменах будут выбирать темы (самые трудные и вместе с тем самые «творческие»), когда предлагается анализ поэтического текста.

В своей статье автор использует обозначения разных видов разбора, принятые в учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой.
Напоминаем, что виды разбора обозначаются так:

1 – слово для фонетического разбора, например: вьюн1.
2 – слово для морфемного разбора, например: въезд2.
3 – слово для морфологического разбора, например: пишет3.
4 – предложение для синтаксического разбора, например: Мир освещается солнцем, а человек – знанием.4
5 – слово для лексического разбора, например: свежий хлеб5.
6 – слово для орфографического разбора, например: развивается6.
7 – предложение (или его часть) для пунктуационного разбора, например: Москва – столица нашей Родины.7

I. Подготовьтесь к пересказу отрывков из книги Д.Н. Лихачева «Раздумья».

...Истинной вершиной метода медленного чтения был пушкинский семинар у Л.В. Щербы, на котором мы за год успевали прочесть всего несколько строк или строф. Могу сказать, что в университете я в основном учился «медленному чтению», углубленному филологическому пониманию текста. <...>
В 1926 году, как я уже писал, я занимался в Ленинградском университете в семинарии по Пушкину у Л.В. Щербы. Занятия шли по методике «медленного чтения», которая приучала студентов к глубокому филологическому пониманию текстов. За год мы прошли только несколько строк из «Медного всадника». В нашем распоряжении были всевозможные словари и грамматики. Мы доискивались до грамматически ясного, филологически точного понимания текста, углублялись в историю изучения значений каждого слова...
В пушкинских стихах есть затруднения мнимые, вызываемые тем, что мы плохо знаем уже некоторые реалии, особенности быта, которые были близки Пушкину.4
В «Евгении Онегине» в главе пятой строфа II начинается всем знакомыми с детства строками:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...

Почему торжествуя? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему «обновление пути» по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством?
Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно.4
«Торжество» крестьянина относится не к «обновлению пути» по первопутку, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь...

метод медленного чтения

углубленное филологическое понимание текста

Если бы осенняя погода простояла дольше, озимые погибли бы. Крестьянин торжествует и радуется снегу, ибо5 выпавшим снегом на третье в ночь спасен урожай. <..>
Малопонятны сейчас и следующие слова – снег почуя. Почему лошадь чует снег, а не видит? Почему она плетется рысью как-нибудь? По этому поводу я обратился к известному литературоведу и одновременно мастеру конного2 спорта Д.М. Урнову. Вот что он мне ответил в письме:

«Как-нибудь означает здесь, как я понимаю, нехотя, боязливо, осторожно. Лошадь не любит неверной и незнакомой дороги, а снег только что выпал, под копытом ползет, попадается чернота – земля незасыпанная6, и даже какой-нибудь знакомый пень или камень выглядит по-новому, пугает. Лошади, как правило, подслеповаты, всякое пятно под ногами кажется им ямой. Некоторые из них ни за что не пойдут через тень, лужу, а начнешь понукать – прыгнут, именно как через яму, а так не пойдут... И вот выезжаешь по первому снегу, и начинает лошадь упираться... Вообще это конники так говорят – упирается, то есть идет неохотно, и Пушкин, много в деревне ездивший, это, конечно, хорошо знал.
Снег почуя – лошадь прежде всего и преимущественно все чует. Глаза у нее сравнительно слабые, слух неплохой, но главное – чутье».

Очень часто у читателя вызывает недоумение – как можно плестись рысью. В современном русском языке рысь ассоциируется с быстрым бегом лошади. Но это с точки зрения знатока лошадей не совсем так. Рысь – это родовое понятие. Бывает медленная рысь. С нее, по разъяснениям Д.М. Урнова, рысь начинается. «Трюх-брюх» – лошадь трусит рысцой, потом «средняя рысь» и, наконец, «маха» – быстрая рысь.
Итак, Пушкин знал крестьянский быт не как горожанин, а как житель деревни.

1. Что нового вы узнали, читая воспоминания Д.С. Лихачева? Почему полезно при анализе текста обращаться к словарям, справочникам, к мнению специалистов не только в области филологии? Почему именно медленное чтение, диалог с текстом приводят к глубокому филологическому пониманию?
2. Объясните значение слов: реалии, ассоциируется.
3. Выпишите предложения с вводными словами, словосочетаниями. Какова их роль?
4. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
6. Составьте схемы двух сложных предложений.
7. Выберите из текста материал для словарного диктанта (слова и словосочетания).

II. Запишите отрывки из стихотворения Беллы Ахмадулиной (1999 год). Подчеркните грамматические основы предложений.

«ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ»

Сияет сад, и девочка бежит,
еще свежо июня новоселье1.
Ей весело, ее занятье1 – жить,
и всех любить, и быть любимой всеми.

Она и впрямь5 любима, как никто,
семьей, друзьями, мрачным гимназистом,
и нянюшкой, воззревшейся в окно,
и знойным полднем, и оврагом мглистым2. <...>

А девочке смешно, что ревновал
угрюмый мальчик и молчал сурово.
Москву давно волнует Ренуар,
Абрамцево же влюблено в Серова. <...>

Еще сирень, уже произросло
жасминное удушье вкруг беседки.
Серьезный взор скрывает озорство,
не сведущее в скуке и бессмертье.

Пусть будет там, где персики лежат,
пусть бант синеет, розовеет блуза.
Так Мамонтову Верочку мне жаль:
нет мочи ни всплакнуть, ни улыбнуться.

1. Почему название стихотворения заключено в кавычки? Какова роль в тексте имен собственных: Абрамцево, Верочка Мамонтова, Серов, Ренуар, Москва?
2. Прочитайте описание картины «Девочка с персиками» в одной из книг, посвященных художнику Валентину Серову (или Третьяковской галерее, или музею в Абрамцеве). Сравните тексты. Какие особенности поэтического текста (художественного стиля) особенно ярко ощущаются в результате этого сравнения?
3. Как вы понимаете слова нет мочи? Какова их стилистическая окраска?
4. Какой синоним к слову угрюмый употребляется в тексте?
5. От какого глагола образовано причастие, которое используется во второй строфе? Укажите стилистическую окраску этого слова (обратитесь к словарю). Чем мы можем объяснить, что в тексте встречаются слова и просторечные, и разговорные, и устаревшие?
6. Определите типы односоставных предложений, которые употребляются в тексте. Какова их роль в этом стихотворении? Чем выражены грамматические основы безличных предложений?
7. Составьте схему сложносочиненного предложения (III строфа). Какой союз используется для связи простых предложений?
8. Объясните знаки препинания и выделенные орфограммы.

III. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

ГУЛЯЕВСКАЯ ГОРКА

Остановись, дороженька моя!
Все по душе мне – сельская каморка,
Осенний бор, Гуляевская горка,
Где веселились русские князья.

Простых преданий добрые уста
Еще о том гласят, что каждодневно
Гуляла здесь прекрасная царевна, –
Она любила здешние места.

Да! Но и я вполне счастливый тип,
Когда о ней тоскую втихомолку
Или смотрю бессмысленно на елку
И вдруг в тени увижу белый гриб!

И ничего не надо мне, пока
Я просыпаюсь весело на зорьке
И все брожу по старой русской горке,
О прежних днях задумавшись слегка...

Н.Рубцов
1967

1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н.Рубцова. Какое настроение надо передать при чтении? Выпишите сочетания слов, которые наиболее точно характеризуют состояние лирического героя.
2. Объясните значение слова преданье (обратитесь к словарю). Составьте предложение, в котором дается толкование лексического значения этого слова. (Предание – это...)
3. Какова стилистическая характеристика слов: уста, гласят? Почему уместно употребление этих слов в данном тексте?
4. Продолжите ряды синонимов: бродить, гулять...; старый, старинный... Чем различаются слова, входящие в синонимические ряды?
5. Объясните значение фразеологизма по душе. Какова его стилистическая
окраска? Приведите примеры фразеологизмов, в состав которых входит слово душа.
6. Какова роль в тексте предложения с обращением? Какие еще средства художественной изобразительности используются в этом тексте, где все просто и в то же время поэтично?
7. Расскажите, как реализуются в этом поэтическом тексте стилистические возможности языковых средств (лексических, грамматических). Понаблюдайте за употреблением глаголов, наречий; предложений: односоставных, восклицательных, сложных; слова-предложения да; за использованием союзов, за порядком слов, за знаками препинания (например, роль многоточия в конце текста).
8. Выпишите словосочетания, в состав которых входят наречия. Какие из этих словосочетаний являются в этом тексте ключевыми? Произведите разбор одного из них.
9. Составьте схему сложного предложения (III строфа).
10. Проанализируйте орфографию и пунктуацию. Какие знаки препинания являются авторскими?
11. Выполните разные виды разбора.

IV. Запишите отрывок из стихотворения Беллы Ахмадулиной (1976 год). Объясните знаки препинания. Каковы тема, основные мысли текста?

Дочь и внучка московских дворов,
объявляю: мой срок не окончен.
Посреди сорока сороков
не иссякла душа-колокольчик.

О, запекшийся в сердце моем
и зазубренный мной без запинки
белокаменный свиток имен
Маросейки, Варварки, Ордынки!

Я, как старые камни, жива.
Дождь веков нас омыл и промаслил.
На клею золотого желтка
нас возвел незапамятный мастер.

Как живучие эти дворы,
уцелею и я, может статься...

1. Объясните значение слов: незапамятный, свиток.

НЕЗАПАМЯТНЫЙ, -ая, -ое (высок.). Очень давний, отдаленный (по времени).
С незапамятных времен.
СВИТОК, -тка, м. Свернутая трубкой, валиком рукопись на полосе бумаги или иного писчего материала. Папирусный свиток. Древняя рукопись в свитке.

(Словарь русского языка С.И. Ожегова)

2. В каком значении слово свиток употребляется в тексте? Какие еще слова в переносном значении встречаются в стихотворении?
3. В каком значении используется в тексте фразеологизм сорок сороков?

  • СОРОК СОРОКОВ чего (устар. разг.) – об очень большом количестве. Рассказал сорок сороков всяких небылиц.

(Из Словаря Ожегова)

Тьма-тьмущая (разг.), видимо-невидимо (разг.), <...> сорок сороков чего (устар.). Великое, бесчисленное множество.
— А в Москве дома большие, каменные, – говорила она, – церквей много-много, сорок сороков. Чехов, Мужики.

(Из Словаря фразеологических синонимов русского языка)

4. Подберите синонимы к словам: возвел, живучий, иссякла, уцелею.

ЖИВУЧИЙ <...> 1. Жизнеспособный, выносливый. Живучее растение. Ж. человек. Живуч как кошка (погов.). 2. Прочно сохраняющийся, устойчивый. Ж. обычай.

(Из Словаря Ожегова)

ИССЯКНУТЬ, 1-е и 2-е л. не употр. <...> сов. 1. О влаге: истощиться, высохнуть. Вода в источнике иссякла. 2. перен. Прийти к концу, исчезнуть. Терпение иссякло. Силы врага иссякли.

(Из Словаря Ожегова)

5. Какова роль в тексте предложения с междометием?
6. Понаблюдайте за использованием в тексте такого приема выразительности, как сравнение.
7. Произведите на материале текста разные виды разбора.
8. Составьте схему первого предложения.
9. Выучите отрывок наизусть. Подготовьтесь: а) к выразительному чтению, б) к письму по памяти.

Словарный диктант

Незапамятный мастер, «белокаменный свиток имен», живучие дворы, зазубренный без запинки, отдаленный, бесчисленное множество, видимо-невидимо, много-много, жизнеспособный, прочно сохраняющийся; не окончен, неоконченная повесть, не оконченная в течение дня работа; иссякнуть, истощиться, исчезнуть, уцелеть; душа-колокольчик.

Найдите лишнее:

1. Московский двор, московский житель, Московский вокзал, московская архитектура.
2. Белокаменный, бело-розовый, белоснежный, беломраморный.

V. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Загорелась листва на березах.
Засветился в низинах туман.
И в предчувствии первых морозов
Помрачнел придорожный бурьян.

И за ветками черных осинок,
За сырым и холодным жнивьем
Пробивается зелень озимых,
Словно память о детстве моем.

Вспоминается звон у колодца
На далекой-далекой заре,
Безымянная речка, болотце,
Голубая трава в серебре...

И в предчувствии вечной разлуки
На краю убывающих дней
Вспоминаются нежные руки,
Руки матери милой моей.

А.Жигулин
1969

1. Какие слова употребляются в переносном значении?
2. В каком значении употребляется слово жнивье? (Обратитесь к словарю.)
3. Объясните значение слова предчувствие.
4. Запишите стихотворение, подчеркните грамматические основы предложений.
5. Выполните задание по выбору. Выпишите:

а) глаголы, обозначьте в них приставки;
б) существительные (укажите, к какому склонению они относятся);
в) словосочетания, в которых зависимым словом являются прилагательные.

6. Произведите разные виды разбора.
7. Составьте схему предложения с однородными членами (третья строфа).
8. Объясните орфограммы.

Словарный диктант

Заря, загореться, засветиться, придорожный2 бурьян, холодное жнивье, безымянная речка, руки матери, память о детстве, предчувствие разлуки, трава в серебре, первые морозы, черные осинки, зеленеющие озимые, листва на березах.

Найдите лишнее:

1) Загорелась, засветился, запомнил.
2) Зелень, серебро, память.

VI. Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти. Подчеркните грамматические основы предложений.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под сенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Лермонтова, которое было создано в 1837 году. Какое настроение лирического героя надо передать при чтении? Проанализируйте пунктуацию, чтобы определить место коротких и более продолжительных пауз; найдите слова, на которые падает лексическое ударение; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание, языковые особенности текста.
2. Докажите, что стихотворение, состоящее из одного предложения (4 строфы) является текстом. С помощью каких языковых средств усиливается связь между частями этого текста (между простыми предложениями в составе сложного, между строфами)?
3. Какова стилистическая окраска слов студеный, чело? (Обратитесь к словарю.)
4. В каком значении употребляется в поэтическом тексте слово сага? Произведите разбор словосочетания с этим словом.
5. Подберите синонимы к глаголу постигнуть. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
6. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении (эпитеты, метафоры).
7. Какова роль в тексте повторяющегося союза и?
8. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
9. Произведите разные виды разбора.
10. Составьте схему сложного предложения, отразив в ней грамматические основы простых предложений.

VII. Запишите начало статьи И.Золотусского «А.Блок и русская классическая традиция XIX века», подчеркните грамматические основы предложений, объясните знаки препинания.

Русская литература родилась в келье. Первые летописцы были монахи (Нестор, например), одним из русских писателей, впервые1 вышедших в мир, был мятежный5 протопоп Аввакум, автор знаменитого «Жития протопопа Аввакума».
Вот почему так сильна в русской литературе тема Бога. Вот почему в ней так слышна проповедь...
Русская литература хочет связать Бога и человека, небо и землю, свести небо на землю, осветить самый низ, те подвалы и подполье души, которые пребывают, кажется, в
сплошной тьме.4
Говоря о Христе, об идеале человека, о Богочеловеке, она делает ударение на обоих понятиях: Бог и человек. Притом «человек» для нее не менее важен, чем «Бог», ибо, воплотившись в Христе, божественная идея, Бог понятней и ближе3, мягче, человечнее, доступнее, теплей.
Если у Державина в оде «Бог» (1784) воспет почти метафизический5 Бог, некий центр космоса, природы, высшее существо («Без лиц, в трех лицах божества...»), то в конце оды он как бы совершает переход в человека, и, чувствуя Бога в себе, человек восклицает: «Я есмь – конечно, есть и ты!» <...>
Христос и Его Мать – два святых образа русской поэзии, ее заклятие против зла, против тьмы.

1. Докажите, что это текст научно-популярного стиля.
2. Определите тему, основные мысли текста. Укажите ключевые слова.
3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
4. Охарактеризуйте особенности синтаксического строя текста.
5. Составьте схемы сложных предложений.
6. Какова роль в тексте вводных слов, вставных конструкций?
7. Выполните одно из заданий по выбору:

а) используя примеры из текста, подготовьтесь рассказать о способах выражения сказуемого;
б) замените во втором предложении причастный оборот придаточным предложением, начертите схему составленного предложения;
в) произведите лексический разбор текста;
г) запишите предложения, в которых дается толкование лексического значения слов: ода, проповедь, летописец (обратитесь к словарю);
д) объясните подчеркнутые орфограммы.

VIII. Прочитайте отрывки из статьи Г.Бакланова «Загадка простоты» (1977 год). Докажите, что это текст публицистического стиля.

Читать – это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. Книги пишут в расчете на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни. Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе – и «Минувшее проходит предо мною...».
«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, – говорил Пушкин. – Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты». <...>
Впервые серьезно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне голубую с серебряным тиснением книгу: Лев Толстой, «Хаджи-Мурат». Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. Мне кажется, я не только вид ее помню, но помню1 запах, хотя это просто запах клея и коленкора...
Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. Мне же многое приходилось открывать поздно. Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочел только в конце сороковых – середине пятидесятых годов. А потом были годы, когда я пытался объять необъятное и перечитал массу книг.
В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней3, нужней. Но богом для меня был и остался Лев Толстой...
Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое.4
...В конце жизни Гете сказал: «Добрые люди... не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что достиг цели».

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. Укажите ключевые слова, озаглавьте текст.
3. Подберите синонимы к существительным сверстник, минувшее. Каковы особенности образования существительного минувшее?
4. Выпишите из текста слова с приставкой со-; каково значение этой приставки?
5. Запишите часть текста (2–3 абзаца), подчеркните грамматические основы предложений. Используя примеры из текста, подготовьтесь рассказать о способах выражения сказуемого. Укажите в тексте односоставные предложения, определите их тип.
6. Составьте схему 2–3 сложных предложений.
7. Произведите на материале текста разные виды разбора.
8. Объясните орфограммы и пунктограммы (сгруппируйте их).
9. Сформулируйте несколько тем сочинений, в которых ключевыми словами будут книга, чтение. Напишите сочинение на одну из тем.

IX. Запишите отрывок из книги воспоминаний Бориса Константиновича Зайцева «Москва», созданной в 1920–1930-е годы. Объясните знаки препинания в предложениях с однородными членами. Озаглавьте текст.

Теплое было утро, влажное, тихое... – с каплями росы, благоухающими почками тополевыми. Может быть, слегка даже дождик накрапывал. Шел третий час, четвертый. Помню, сидел у окна раскрытого, и читал, и мечтал о чем-то, восхищенный, взволнованный. И совсем стало светло... – а еще что?

И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Только и всего. Поэзия была. И что-то от нее произрастало в сердце.

1. Найдите в тексте односоставные предложения. Какова из роль?
2. Подберите синонимы к наречию слегка.

НЕМНОГО 1. слегка, несколько, (хоть) сколько-нибудь, чуть; немножко, чуточку, что-то, каплю, капельку, крошку, крошечку, мало-мальски (разг.); маленько, малость, чуток (прост.).

(Из словаря синонимов)

3. С помощью каких языковых средств создается ощущение тишины, покоя? Понаблюдайте за особенностями порядка слов, за употреблением союзов, проанализируйте пунктуацию. Какова роль многоточия? Что достигается благодаря использованию вопросительных предложений?
4. Какое время года изображено автором?
5. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
7. Напишите изложение (близкое к тексту) с элементами сочинения.

Постарайтесь сохранить лексические, синтаксические особенности текста. Обратите внимание на употребление в тексте слова поэзия. Какое значение имеет это многозначное слово в тексте? (Обратитесь к словарю.) В той части творческой работы, которая является сочинением, постарайтесь ответить на вопросы: В чем вы способны увидеть поэзию? Как это влияет на ваше настроение, на ваше восприятие жизни?

X. Запишите текст, объясните орфограммы. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Какова роль в тексте первого предложения?

«Мороз и солнце»... Эти два январских слова будто выведены самой природой, они навсегда спаяны в пушкинских стихах. Да и естественно ладить морозу с солнцем: ежели воевода-мороз ударил ледяной палицей, солнце тут как тут – смотрится с расчищенного небосвода. И наоборот, погода ненастная, слякотная – и небосвод2 выглядит тусклым, хмурым. Звонкий январский день – это когда во всю ширь льется1 прямое солнечное сияние, когда роскошной ризой5 светятся снега.
А поистине сейчас роскошные, чистейшие, недавно выпавшие снега! Нагрянул морозец. «На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели» (И.А. Бунин). Нерукотворные рисунки на стеклах...

(А.Стрижев)

1. Озаглавьте текст.
2. Объясните значение слова палица (обратитесь к словарю). В каком значении это слово употребляется в тексте?
3. Каково значение фразеологизма тут как тут? Подчеркните этот фразеологизм как член предложения. Укажите стилистическую окраску этого фразеологизма (обратитесь к словарю).
4. Какие прилагательные употребляются в переносном значении? Что достигается благодаря их использованию в тексте?
5. Объясните, как образованы слова: январский, серебряный, ширь.
6. Произведите морфологический разбор прилагательного чистейший. Образуйте разные формы степеней сравнения от прилагательного звонкий.
7. Понаблюдайте за использованием в тексте цитат. Какова роль цитирования в этом тексте?
8. Выполните одно из заданий (по выбору):

а) перескажите текст, напишите изложение;
б) напишите сочинение по данному началу: в качестве начала используйте последние три предложения данного текста («Нагрянул морозец»...).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru