Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №39/2001

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

ДРУЗЬЯ НАВЕК

Сказочки

Т.А.РОЧКО

Мягкий знак прожил богатую событиями жизнь: одно время работал гласным (до XIV в.), потом безгласным и разделительным. Он был уверен в том, что впереди у него долгая жизнь, и кто знает, на какую еще службу призовет его Орфография. Поэтому он с удовольствием поддерживал свою материальную форму.
В один из таких сладостных моментов, когда он с увлечением занимался гимнастикой, в дверь постучали. Пружинящей походкой Мягкий знак подошел к двери. Представшая перед ним картина не способствовала приливу жизненной энергии: подпираясь толстой инвалидной палкой, в дверях стоял заросший недельной щетиной, с воспаленными, слезящимися глазами Твердый знак.
Опустим приветствия, расспросы, утешения.
Беда свалилась на Твердый знак из ученических тетрадей – дети то и дело путают его с Мягким знаком. Казалось бы, эка невидаль: кого только с кем ученики не путают! И о с а, и и с у, и т с п! Что же, всем ходить теперь заросшими?!
Но с Твердым знаком все было сложнее. После 1917 года, когда его уволили и лишили места после твердых согласных, оставив лишь скромную должность разделительного знака на пару с Мягким знаком, ему теперь все время мерещится, что его и с этой должности попросят. Перед его глазами стоит судьба h (ять) и иже с ним...
Кстати, среди утешений, произнесенных Мягким знаком, было напоминание о том, что Твердый знак теперь активно употребляют в ретро-названиях, например, газеты «Коммерсантъ».
Твердый знак был безутешен:
– Но ведь я не обозначаю твердости! Передо мной согласные произносят, как Бог на душу положит: [сйэ]зд и [с’йэ]м, по[дйо]м и о[б’йо]м – ну никакого единообразия! Вот скоро заменяет меня на тебя – и кончено мое существование.
Энергичный Мягкий знак решил не сдаваться – друзей в беде не бросают! Да и скучно будет в алфавите одному такому вот просто безгласному знаку.
– Значит, надо этим ученикам еще раз все про себя объяснить. Давай найдем, что между нами общего, а в чем наше различие, и все детали продемонстрируем, – деловито предложил Мягкий знак.
– Итак, – задумался Мягкий знак о сходстве*, – работа разделительного знака заключается в том, чтобы показать, что после согласного звука надо произносить звук [й], который спрятан в буквах я, е, ё, ю. Можно сравнить и убедиться в сказанном: Коля – колья, лед – льет, полет – польет, сесть – съесть, солю – солью.
Буквы я, е, ё, ю выполняют двойную работу и поэтому нуждаются в дополнительных сигналах – к какой именно работе им надо приступить.

I. Двойная работа

1-я работа

Показать мягкость предшествующего согласного и обозначить гласный звук.
Например: мял [м’ал]

2-я работа

Обозначить два звука: [й] и соответствующий гласный (я --> (й + а), е--> (й + э), ё--> (й + о), ю--> (й + у)

II. Сигналы

К 1-й работе

согл. + я, е, ё, ю, (и)
пять [п’а]ть,
петь [п’е]ть, пёс [п’ос],
Люся [л’ус’а], киска [к’ис]ка

Ко 2-й работе

1) начало слов ель, ёж, яма, юг
2) после гласного пояс, поел, поет, поют
3) после разделительного знака

III.

Один из разделительных знаков выбирается так:

Для обозначения границы приставки и корня

Ъ

В середине корня и рядом с окончанием

Ь

– Вот теперь остановимся и поговорим обстоятельнее. – Мягкий знак прошелся по комнате, сосредоточиваясь. – Итак, сигнал: мы слышим в слове сочетание звуков [й] и гласного, и оно не в начале слова и не после гласного.
– Самое сложное – понять: внутри ли корня звукосочетание, которое слышится, или на границе приставки и корня, – включился в беседу Твердый знак и страстно добавил: – Вот в чем дело-то! Малыши и слов-то еще мало знают, где им приставки с корнями разграничивать!
– Какой ты сердобольный! Жалеешь их, да? Вот ты их будешь жалеть, учитель будет жалеть, мама с папой будут жалеть, и он сам так себя зажалеет, что никогда ни одного нового хорошего слова не выучит! Пусть учат! – постановил Мягкий знак. – И прежде выучат приставки, потом особо корни, которые с [й] начинаются; соединяют их и пишут всякие разности. Ну и слова с нами запоминают, учатся корень в слове находить. А мы поможем, давай?
– Давай, – ободрился Твердый знак. – А потом я побреюсь. – Забыв о толстой палке, Твердый знак, с веселой улыбкой и блестящими глазами, твердой походкой направился к письменному столу. Впереди была интересная работа.
Твердый знак и Мягкий знак решили сначала выписать для детей корни и приставки.
Твердый знак так старался писать крупно и красиво, что немного устал и захотел передохнуть.

Помогите Твердому знаку: пока он отдыхает, соедините приставки с корнями и образуйте новые слова.

ПРИСТАВКИ, ПОСЛЕ КОТОРЫХ ПИШЕТСЯ Ъ

1) въ-, съ-;
2) изъ-, объ-, отъ-;
3) разъ-, безъ-, надъ-, подъ-;
4) предъ-, сверхъ-...

КОРНИ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ С  [Й]:

Езд-ить, ед-а, един-ый, елоз-ить, ежевик-а, ёж, ёл-ка; юбилей, юбк-а, юл-а, юмор; ябед-а, ясн-ый, яблок-о, явл-ение, ягод-а, ядр-о, язв-а, язык, якорь, ям-а, яр-ость, ярк-ий.

Работа шла до позднего вечера. Следующее утро Твердый знак начал с аэробики.

______________

* С этого места можно предложить ученикам старших классов, повторяющим правило, дописать самим сказку.

Рейтинг@Mail.ru