Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/2001

ПОДСПОРЬЕ

ДИКТАНТЫ С ЗАДАНИЯМИ

Е.Л.ЛУНИНА,
гимназия 1514,
г. Москва

Лишь слову жизнь дана.
И.Бунин

В Библии сказано: «В начале было Слово...». Почему слово? Где бы я ни проводила отпуск, всегда старалась побывать в храмах, монастырях. Новый Афон, гора Святого Давида в Тбилиси, Нижний Тагил, Чердынь, Херсон, Прибалтика...
Что влекло меня туда? Может быть, тогда уже пыталась понять, что стоит за этой фразой, какое оно, Слово, что несли служители веры людям. Было непривычно и трудно. Позже, рассказывая о жизни русских писателей, говорила о смятении духа, их мучительных поисках цели и смысла жизни. Так постепенно я приходила к пониманию того, что стоит за всем этим. Боль души, обостренная совесть, вера, доброта, служение Богу, поиски смысла бытия, помощь страждущим и заблудшим. Эта вера в Слово заставляет людей плакать, мучиться, страдать, любить, жалеть, становиться лучше.
Берегу в своем сердце эти воспоминания, открытия, к которым пришла, и стараюсь разбудить с помощью слова, литературы, творчества души своих учеников, сделать ребят лучше, чище.
Нынешние программы, свобода, которую предоставили нам, словесникам, как нельзя лучше способствуют этому. Это и «возвращенные» писатели, это и уроки-исследования, это и стремление много думать самому и учить размышлять других, да и вообще на многие вещи смотреть по-иному.
Сегодня я делаю попытку рассказать о своих наработках – уроках, внеклассных занятиях, которые, как мне кажется, помогают привить вкус к слову.

НИТЬ ДОВЕРИЯ

Помню, в 5-м «Д» классе на одном из уроков русского языка говорили о простых и сложных предложениях. А накануне, когда дома обдумывала урок, мелькнула мысль объединить весь разговор темой зимы, добавив к нему литературный материал. Сейчас бы сказали: интегрированный урок. И получилось! Дети к тому же написали мини-сочинения.
Саша писал о белой березе:
«Мне нравится береза зимой. Она красивая, белая и тихая. Зимой ее ветки голые, беззащитные.
А еще зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках. Тогда всем ребятам весело.
А вот птицам голодно. И люди ставят кормушки, чтобы подкармливать пернатых».
Настя назвала свою работу «Елочка нарядная»:
«Мое любимое дерево – ель. Зимой на ель падает много снежинок, и она становится серебряной. Под Новый год мой дед берет разрешение на выдачу двух елей. И когда он приходит в лес, то видит, что пушистые колючие ветви покрыты драгоценной парчой. А утром она переливается, как множество драгоценных камней. Вечером ель меняет наряд и становится еще красивее прежнего».
А это Лена:
«Наступила осень. В сентябре еще была погода солнечная, а в ноябре выпал снег. Мой двор опустел, как будто уснул. Не слышны детские голоса. Стоит тишина.
А во время каникул двор ожил.
Я верю, что так будет всегда».
Вот другие названия этюдов – «Как живая», «Хорошо в сквере», «Красавчик», «Дерево», «У бабушки», «И котенку нравится», «Дождались», «Горка», «Снегири прилетели».
Сочинения еще слабые, но привлекают своей искренностью и внутренним желанием увидеть красоту, помочь ей, и кое-где уже намечается публицистический заряд: дети не просто описывают, а хотят как-то изменить мир.
На другой день предложила:
– Давайте поместим свои работы в стенгазету «Родная школа»?
– Конечно! Ура!
– А все сочинения? – робко поинтересовался Саша, очень слабый ученик.
– Да!
Вскоре на стенде красовалась газета с тематической подборкой «Здравствуй, Зимушка-зима!». Мы опубликовали все до единого рассказы, чтобы ребята поверили в себя, узнали, что каждый труд души интересен, чтобы и в будущем их сердца откликались на все, что происходит вокруг.
Потом это у меня вошло в практику. Ученики тех классов, где я работала, «сотрудничали» с «Родной школой». С их помощью подготовлены выпуски, посвященные А.Пушкину, С.Есенину, одному дню из жизни школы, ее шестидесятилетию.
Важно уважать мнение детей, считаться с ним, каким бы оно ни было. Вот почему я всегда спрашиваю разрешения у детей поместить их работу в газету или прочитать ее перед классом.

УРОКИ РАДОСТИ

Вспоминаем плывущие облака. На что они похожи? Если лечь на траву и смотреть в высь, можно представить себе, что по небу плывут замок, пароход, сказочная птица, слон... Дети быстро включаются в игру. И вот уже на бумаге рождаются первые строки.
Игорек, к примеру, пишет:
«Однажды я посмотрел на небо и увидел много тучек, которые напоминали шумную дорогу. Машины по ней сновали туда-сюда. Но вот облака рассеялись, и все стало по-прежнему».
У Настеньки же настоящая сказка получилась:
«Плыла по небу веселая тучка. А навстречу ей попался невеселый львенок.
– Почему ты такой грустный? – спросила тучка.
– Мне не с кем играть, – ответил тот.
– А давай со мной играть, – предложила тучка.
– Давай, – охотно согласился маленький львенок.
– А во что?
– В догонялки.
И тучка со львенком стали резвиться, гоняясь друг за другом».
Стасик сочинил стихотворение:

На что похожа тучка?
На снег и облака,
На корку апельсина,
На реки и моря...

Напридумывали ребята и немало загадок. «Мягкая, а не вата, пушистая, а не пух», «То резвится, то стоит, то плачет, то смеется».
Я вижу, как завороженно трудятся мои пятиклассники.
Одни улыбаются чему-то, другие, наоборот, задумчивы, третьи, не отрываясь от тетради, сосредоточенно пишут...
В классе тихо. Я и сама боюсь нарушить эту тишину. Хожу между рядами парт чуть ли не на цыпочках и с нетерпением жду, что получится у моих подопечных.
Мы еще раньше договорились, что свои сказки, стихи, загадки ребята сами проиллюстрируют. В их тетрадях – разнообразие красок. Вот тучка – букет гвоздик, а это тучка-мяч, тучка-слоненок, тучка-башня.
Я видела, с каким упоением дети рисовали, сочиняли, мечтали на уроках. Но пяти–десяти минут было недостаточно для того, чтобы расслабиться, дать волю воображению. Тогда-то возникла идея расширить поле творческой деятельности ученика, чтобы выявить его индивидуальность, развить способности, любознательность.
Так каждую вторую субботу вместо литературы в 5-м «А» классе я стала проводить уроки творчества. Не перестаю удивляться мудрости моих ребят. Какие умные, необычайно интересные ответы находят они на все «почему?». Что такое дневник? Дом, где живут оценки. В пенале живут друзья. А это про двойки: «Надоели эти двойки, надоели без конца. И у этих двоек, двоек нет начала и конца».
Я и не ожидала, что меня так поддержат дети. Уроки они ждут с нетерпением. А тетради для творческих работ чуть ли не образцовые – обложки в рисунках, записи аккуратные, никогда не теряются. И с учебой по моему предмету год закончили все 27 человек успешно. Оживились глаза Саши, Димы, до того равнодушные, безучастные. Активнее стали Игорь, Надя. Человек семь итоговую оценку получили на балл выше. Ребята становятся любознательнее, добрее.
Многие свои сочинялки мы оформляли на альбомных листах, и ребята передавали их своей первой учительнице Любови Николаевне, чтобы она «испробовала их на своих первоклашках».

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В СЕБЯ

Я люблю ребятам подбрасывать незатертые темы сочинений. Скажем, в том же 10-м «Б» они проводили интервью с самим собой, отвечали на знаменитую анкету Достоевского, в которой вопросы были непросты – о любимом изречении, о том, что цените в людях, о недостатках, которые склонны прощать, о главной черте характера, о круге общения, о том, что хотели бы изменить в себе и какой задать вопрос самому себе. Ответы ребят были самые разнообразные, но одно объединяло эти работы – попытка заглянуть внутрь себя, разобраться в себе, изменить свой характер, понять истинную красоту человека, человеческой жизни, сформировать свою позицию. А учебный год из 25 человек восемнадцать закончили на 4 и 5, у остальных – одна либо две тройки.
Нередко я даю подобные темы в контексте изучаемых произведений. Так, после изучения «Капитанской дочки» предложила восьмиклассникам ответить на вопросы: «Какой смысл мы вкладываем сегодня в старинную пословицу “Береги честь смолоду”?», «Как эпиграф повести относится к каждому из ее главных героев?», «Авторская позиция в повести». А темы сочинений по поэме «Мцыри» формулирую так: «Свобода или сытая неволя?», «Красота человека, готового умереть за свободу».
У десятиклассников наметилась дружба (а может быть, любовь) нескольких мальчиков и девочек. После изучения творчества Ф.Тютчева, Н.Некрасова попросила поразмышлять о любви, о красоте, о чистоте, чтобы увидеть отношение ребят к этому чувству, помочь им правильно разобраться в своем.
Вот так пришла к своему кругу тем с учетом возрастных особенностей детей: у пяти-, шестиклассников это проблемы взаимоотношения с окружающим миром, у семиклассников и постарше – вопросы дружбы, товарищества, искусства, а у старшеклассников – добра и зла, совести, любви, поиски собственной позиции, своего места в жизни, собственного «я».
С чего я начинала, с каких жанров?
Вообще-то я сама люблю лирические миниатюры, мини-сочинения. Их трудно писать, но зато интересно. Вот с них мы и начинаем в пятых классах. В процессе работы у ребят растет мастерство, глубже, красочнее, сочнее становятся язык, образ. Зачастую ребята и в старших классах пользовались этим жанром, включая яркие зарисовки в рассуждения, эссе, дневниковые записи, путевые заметки, репортажи.

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК

Сочинение сказок в моих классах – это счастливые минуты. В сказочных историях простора для фантазии куда больше, нежели в каких бы то ни было других.
Каких только историй не узнаешь из ребячьих тетрадок-придумок. И как ручка спасла дневник, в котором было полным-полно двоек, и про то, откуда появился портфель, и про несчастного лентяя, и про мальчика, который плохо произносил звуки...
Это пятиклассники. Это их мир, мир доверия, любви, счастья, волшебства.
А вот сказка семиклассницы Оли «Недоверчивый Булкин»:
«Жил-был товарищ Булкин. Решил как-то Булкин закон Ома проверить. Очень недоверчивый был он. Сколько товарищи ни предупреждали его, он не верил. Что это за закон такой выискался?
Интересно посмотреть.
Приехал он домой и недолго думая сунул в розетку ножницы.
– Смотрите-ка, дернуло, – удивился, вставая с пола. – А что если гвоздиком?
Сунул гвоздик.
– Опять дало, – отметил, когда очнулся.
– А ну как скрепочкой?
Сунул скрепочку.
– Даже странно, – затревожился, перевязывая руку. – А если просто пальчиком?
Сунул просто пальчик.
“Неужели правда? – затосковал после ампутации. – Ну не может же такого быть!” – и совсем уж было пригорюнился, как вдруг его осенило: “А если рубликом?”
И сунул он в розетку рубль. Скрутил в трубочку и сунул. И ничего не произошло!
– То-то, – удовлетворенно сказал тогда Булкин, – а то заладили: закон, понимаешь, закон. Знаем мы эти законы...».
Как видим, сказки детей постарше уже не так солнечны, беззаботны, потому что дети накопили определенный жизненный и литературный опыт, учатся оперировать фактами, имеют выдумку, фантазию соотносят с реалиями жизни. И круг тем сказок в этих классах мы, естественно, расширяем, беря их из классных и школьных событий.
В старших классах за сказку берутся не многие. И все же таких смельчаков у меня становится все больше. Вот один из них – десятиклассник Андрей. Свое сочинение он назвал

ЛОГИКА ДОБРА

Стараясь о счастье других,
мы находим свое собственное.

Платон

«Жил когда-то на свете Злой человек. Он ненавидел людей, и люди ненавидели его. Когда он выходил на улицу города, то прохожие прятали свои лица. Они избегали ненавидящего взгляда. Но вот однажды повстречал он Чудака. И Чудак улыбнулся ему. От такой наглости Злой человек взбесился и ударил Чудака. А Чудак разбитыми в кровь губами вновь улыбнулся Злому человеку. Улыбнулся приветливо и мило. И от этой улыбки что-то растаяло внутри Злого человека, и он, неумело улыбнувшись в ответ, подал Чудаку руку, чтобы тот смог подняться из грязи. И понял Злой человек, что не так уж он и зол. Он взглянул вверх и увидел голубой небосвод с белыми барашками облаков вместо грязно-серой тряпки неба с белыми дырами туч. А рядом шли прохожие с добрыми лицами. И впервые Злой человек почувствовал себя счастливым. И никто никогда не называл его больше Злым человеком.

Эту детскую наивную и добрую сказочку я придумал сам. Ах, если бы все было так просто, как в этой сказочке. В нашем мире быть счастливым очень непросто.
Ответьте мне: часто ли встречаете на улице улыбающегося, добролицего человека? Нет, не часто. А если и встречаете, то он или пьян, или болен, ненормален. Но почему, почему? Неужели нет в нашем мире счастливых людей? Наверное, нет. А почему? Не потому ли, что мы не знаем, где искать это пресловутое счастье и что оно собой представляет? Да и вообще, нужно ли оно нам?
Счастье в умах многих людей маячит где-то позади плотных рядов бытовых проблем:
– Счастье, счастье, понимаете! А мне еще в магазин нужно до перерыва заскочить, а потом на рынок! Не до счастья тут. Работать нужно! – скажут одни.
Я, конечно, не берусь спорить, но как без счастья-то? Зачем же жить тогда? Другие согласятся:
– Да, без счастья никак! Вот когда денег куча, власть еще чтоб была, вот тогда здорово! Вот тогда счастье!
Гм... Ну, здесь мне вам посоветовать нечего. Решайте сами, что есть для вас счастье. А мне осталось высказать свою гипотезу о счастье.
По моему мнению, за синей птицей далеко ходить не надо: взгляните на своих близких. Разве вы ни разу не испытывали того чувства, которое испытываешь, когда даешь своей маленькой племяннице что-нибудь сладкое, и та, пропев в ответ что-то типа «пасиба», убегает, громко шурша оберткой? Разве это нелепое «пасиба» не делает вас чуточку счастливее?
Или еще. Эпизод из детства. Восьмое марта. Нарядная мама, красивый стол, и вы, хитро перемигиваясь с папой, достаете припрятанные в серванте большую коробку конфет и букет цветов. Мама заливается румянцем и поочередно чмокает нас обоих в щеку, в лоб. И становится так хорошо, так легко и приятно, что хочется бежать и делиться своим счастьем с каждым встречным: оно ведь большое, на всех хватит.
Да много ли было таких моментов в жизни каждого?
Наверное, мало, раз мы такие злые, ожесточенные. Да ведь мы сами виноваты...»
Думается, ни в каком другом жанре ребенок не открылся бы так. Это одна сторона дела. Другая заключается в том, что в сказке ученик утверждает свои способности, познает себя, переживает чувство гордости творца.
Ведь тем и ценен, интересен человек, что не похож на другого. Да и всегда ли мы рады заученным, избитым мыслям? Читаешь сочинение – видно, что тебя внимательно слушали, изучали учебник. Но рука не торопится ставить отличную оценку: собственных-то размышлений нет. А вот другая работа, пусть не такая гладкая, но привлекает больше, потому что видна попытка самовыразиться.

НАШ  «РОДНИК»...

Газета – это хорошо. Но ведь свой литературный журнал – лучше! Мысль эта не давала покоя. И вот три года назад у нас вышел в свет свой «Родник».
Хорошо, что у меня нашлось много единомышленников из числа коллег. Нелегкое это дело – разбудить талант в ребенке, его интерес к слову направить в созидательное русло. Работа эта постоянная, а проводим ее мы и на уроках, и в перемены, и после школы.
Первый номер журнала... Это был действительно радостный день для всех нас. Около 50 авторов самого разного возраста сказали в сборнике свое слово.
Мы старались разнообразить рубрики. К примеру, под общим названием «Взрослый мир глазами детей» поместили материалы старшеклассников, где они рассуждали о добре и зле. Идет процесс самопознания, что очень важно для подростков.
Неподдельная искренность, высокая эмоциональность были видны и в детских сочинениях, опубликованных под рубрикой «Фотография из семейного альбома». Ребята по нашей просьбе, придя домой, заглянули в фотоальбом и узнали о своих близких родственниках много интересного и... неизвестного. Их лирические миниатюры нельзя читать без волнения. Вот рассказ о дедушке, который отсидел в сталинских лагерях лишь за то, что был чехом. А это повествование о воевавшем в Чечне солдате с израненной судьбой...
Интересна и по-детски серьезна подборка под названием «Край ты мой родимый...». В работах и любование природой своего края, людьми, и желание сберечь эту красоту на долгие-долгие годы.
В журнале нашлось место и школьным поэтам, – а их оказалось не так уж и мало, – и «ляпам» из детских сочинений...
Конечно, это было только начало. Может быть, не во всем удачное. Но, думаю, нельзя судить строго: ведь в произведениях сборника виден возраст авторов. Но зато в них нет скучного и пустого, равнодушного. И что самое главное – у ребят возникла потребность поделиться своей любовью со всеми, приобщиться к слову.
Сейчас мы выпустили уже восемь номеров. Раз от раза журнал становится все толще, а авторов его – все больше. Среди них не только дети, но и учителя, директор школы. Заметно расширился круг вопросов, которые поднимает «Родник». «Время и мы», «Скажи, кто твой друг...», «Переменка, переменка...», «Родительский дом», «Рецензии», «Фенечки» – эти и другие рубрики постоянно прописались на страницах нашего издания.
А недавно подборку из «Родника» опубликовали в июльском номере республиканского журнала «Бельские просторы». Это для нас большая радость.

* * *

Многие мои питомцы продолжают учебу либо в вузах, либо в колледжах и училищах. Выбор профессий довольно широк – филолог, психолог, программист, математик, юристы, электронщики, специалисты по охране природы, экономисты, менеджеры, журналисты... Думаю, творческий настрой в классе тоже сыграл свою роль в этом.
Но самой большой наградой для меня стали слова одной родительницы: «Таких лиц, какие я видела сегодня у ребят, на дискотеке не увидишь. И дома их такими редко видим. Добрыми, счастливыми, радостными!». Значит, время проходит не напрасно. Наши общие усилия приносят детям радость общения со словом. С любовью к нему уходят во взрослую жизнь мои ученики.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru