Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №43/2001

Я не учу мудрости,
я исцеляю от невежества.

Пифагор

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

МИР ЧЕЛОВЕКА В ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ

Ольга ЭХИНА,
школа-лаборатория № 196, Москва

– Типичный диктант! – обреченно вздыхают мои ученики, едва услышав: «Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман...». И пишут они под диктовку без всякой заинтересованности, почти механически, отключив сознание, переспрашивают по пять раз одно и то же, не запоминая предложения, путая слова... – неинтересно, скучно, тоскливо.
Тексты Тургенева идеальны для орфографической работы, однако признайте, коллеги учителя: они так далеки и от сегодняшней жизни, и иногда от современного русского литературного языка.
Что же делать? Давать в качестве дидактического материала Пелевина, Виктора Ерофеева или Андрея Яхонтова? Цитировать наших политиков?
А может быть, поискать в старых книгах афоризмы, высказывания великих людей прошлого на вечные темы, не всегда бесспорные, которые могут заинтересовать подростков, вызвать их ответную реакцию? Возможно, им захочется, обсудив с точки зрения пунктуации и орфографии записанное на доске или в тетради, поспорить о том, не устарели ли взгляды на мир, высказанные философами, писателями, учеными много лет назад?
И совсем не плохо будет после обсуждения записать в тетради те же мысли, но своими словами. Это займет 2–3 минуты урока. (Эх, умели же эти великие сказать лаконично, красиво, грамотно!)
Иногда некоторые афоризмы дают импульс для написания мини-сочинения, рассуждения, эссе. Вот вам и урок развития речи, и творческое домашнее задание (но непременно с выставлением оценок за работу!).
Несмотря на то, что подростки, как, впрочем, и все люди на свете, не приемлют нравоучений, они так нуждаются в нравственных ориентирах, которые могут помочь им в трудный период становления личности познать самих себя, выработать собственное отношение к жизни, найти свою жизненную правду.
Итак, послушаем тех, кто жил до нас.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Л.Н. Толстой). (Сложноподчиненное предложение– СПП.)

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих (Пифагор). (Бессоюзное сложное предложение – БСП.)

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу (Бернард Шоу). (СПП, причастный, деепричастный и сравнительный обороты.)

Улыбнись над своими горестями – горечь их исчезнет. Улыбнись над своим противником – исчезнет его озлобление. Улыбнись над своим озлоблением – не станет и его (Янис Райнис, латышский поэт начала XX века). (Тире в бессоюзном сложном предложении.)

Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности (Марк Аврелий, римский император и философ). (СПП.)

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым (Марк Аврелий). (Частицы не и ни.)

Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней есть все, что захочет найти человек, а в человеке есть силы создать то, чего в ней нет (М.Горький). (СПП.)

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека, древнеримский философ). (СПП.)

Работай, когда тебе грустно, – это единственное средство разогнать грусть. Работай, чтобы не впасть в тоску: ничто так не избавляет от унылой пустоты, как работа. Работай, когда тебе сопутствует успех: нет иного лекарства против «головокружения», кроме работы (Иоганнес Бехер, немецкий поэт и общественный деятель XX века). (Двоеточие и тире в БСП.)

Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды (Вольтер). (Обобщающие слова при однородных членах.)

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?» (Пифагор). (Прямая речь.)

Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется (Л.Н. Толстой). (Сложное предложение с разными видами связи.)

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Л.Н. Толстой).

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным (Л.Н. Толстой). (СПП.)

Больше всех говорит тот, кому нечего сказать (Л.Н. Толстой). (Указательные слова в СПП.)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский). (СПП.)

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума (Мишель Монтень, французский философ-гуманист, XVI  век). (Двоеточие в БСП, СПП.)

Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак). (Сложное предложение с разными видами связи.)

Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги (Пьер Бауст, французский лексикограф). (Причастный оборот.)

Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, другое, более важное, он получает сам (Эрнст Тельман, немецкий политический деятель XX века). (БСП.)

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой (А.П. Чехов). (СПП.)

Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь (Эдмонд Абу, французский писатель). (БСП, СПП.)

 

А вот подборка цитат на тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении:

Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека (Вольтер).

Работа – мое первое наслаждение (В.А. Моцарт).

Совет друга – лучшая опора против врагов (У.Шекспир).

Настоящий друг – это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе (М.Монтень).

Лучшее, что есть в жизни человека, – это его дружба с другими людьми (Авраам Линкольн, президент США).

Грубость – это духовная слабость. Грубость – такое же уродство, как горб (М.Горький).

Гнев – кратковременное безумие (Гораций, древнеримский поэт).

Неистовство – признак слабости (Александр Дюма-отец).

Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости (М.Монтень).

Мужество не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым (Саади, персидский поэт). (БСП, СПП.)

Выдать чужой секрет – предательство, выдать свой – глупость (Вольтер).

Любовь к самому себе – роман, длящийся целую жизнь (Оскар Уайльд).

 

В заключение хочется напомнить слова русского историка Ключевского:

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (СПП.)

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Альфа-Союз. Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.alfa-sous.ru/4/czvetnoj-metalloprokat/14/krug-bronzovyij.html, Вы можете ознакомиться со всем ассортиментом металлопроката в считанные минуты. Хотели бы приобрести пруток бронзовый отличного качества и по выгодной цене? «Альфа-Союз» предоставляет Вам эту возможность. Компания занимается оптовой и розничной продажей как цветного, черного и нержавеющего металлопроката; и гарантирует высокий сервис и приятные цены.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru