Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №46/2001



Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась,
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас,
довольно с нас...

Ф.Тютчев

 

ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ БАРЬЕРОВ

Стало очевидно, что проблема обучения детей-мигрантов в школах города Москвы требует решения.
В ноябре этого года было подписано соглашение между Управлением Верховного комиссара по делам беженцев при ООН, Московским комитетом образования и московской общеобразовательной школой № 729 о создании специальных классов для детей беженцев на базе этой школы.
На первом этапе реализации проекта предполагается организовать в школе поликультурного по 25 человек каждый:

– «нулевой языковой» класс, в котором дети в возрасте 6 лет, не владеющие русским языком, будут в течение года изучать русский язык по специальной программе РКИ (русский как иностранный) с учителями именно этой специализации;
– «средний языковой» класс, в котором дети 10–11 лет также будут изучать в течение года русский язык по программе РКИ.

Языковая программа для нулевого и среднего классов предполагает активное использование богатого и разнообразного методического арсенала РКИ с одновременным привлечением фольклора, страноведения, пения и т.д. в детской аудитории младшего и среднего школьного возраста.
Количество учеников в языковой группе не может быть более 10 человек, поэтому каждый языковой класс должен состоять из трех групп. Окончив учебу в подготовительных классах, учащиеся могут продолжать свое образование в школе с поликультурным компонентом содержания образования. Устав гарантирует детям разных национальностей наряду с преподаванием всех основных предметов на русском языке изучение своего национального языка.
Разработку учебных программ, методическое руководство работой педагогического коллектива и мониторинг учебного процесса осуществляют сотрудники кафедры международного образования и культуры мира МИПКРО. Школа № 729 зарегистрирована как экспериментальная площадка этой кафедры. Задача кафедры – анализировать и обобщать накопленный опыт и зафиксировать его в учебно-методических пособиях. Знания, полученные за год обучения, позволят маленьким иностранцам мягко войти в учебный процесс, включиться в интересную и содержательную жизнь московской школы.
О том, какая работа предшествовала началу уроков, и о первых днях школьной жизни маленьких учеников рассказывает автор программы – научный руководитель учебно-методической лаборатории культурно-языковой адаптации детей беженцев, кандидат филологических наук, доцент кафедры Международного образования и культуры мира Ольга Николаевна Каленкова.

Рейтинг@Mail.ru