Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Ирина ХАЗАНОВА

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ В БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

При объяснении темы «Сложное бессоюзное предложение» возникает вопрос: почему все-таки надо ставить такой знак, как точка с запятой? Часто там, где хотелось бы поставить запятую, стоит точка с запятой, и наоборот. Известно, что этот знак имел большее распространение в XIX веке, нежели в современных текстах, например, у Пушкина, позднее у Тургенева и у других авторов. (С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. (И.С. Тургенев) Большинство примеров, как и этот, объясняют следующим правилом: точка с запятой ставится, если предикативные части отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые.
Не всегда убедителен аргумент, что содержание первой и второй частей, входящих в состав сложного предложения, различно, отдалено по смыслу, что обе части довольно независимы. Возникает вопрос: нельзя ли здесь поставить точку? Или: почему в аналогичном случае на этом месте стоит запятая? Но есть и прозрачные случаи, когда очевидно, что эти части связаны смысловыми нюансами и должны быть в составе одного предложения, например: Между тем стемнело; свечи у него не было, да и в голову не приходило ему зажигать. (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание). Здесь есть и логические отношения между первой и второй частями, которые мотивируют их объединение в одно предложение, и при этом существует их достаточная смысловая отдаленность друг от друга. К тому же правомерность постановки именно точки с запятой подтверждается синтаксически: употреблением глаголов разных видов – совершенного в первой и несовершенного во второй предикативных частях. Важен также и контекст, в котором находится предложение. К нему следует обращаться, так как именно он обусловливает выбор той или иной синтаксической конструкции. Легче объяснить постановку точки с запятой в предложении с сильным распространением каждой из частей и наличием внутри них запятых, например: Селифан лошадей, однако ж, остановил; впрочем, они остановились бы и сами, потому что были сильно изнурены. (Н.Гоголь)
Для объяснения, почему объединены в одно сложное предложение два или более простых, почему их нельзя употребить по отдельности, что это изменит в тексте, можно использовать такие примеры, из которых следует, что иногда разбиение сложного предложения на простые ведет к упрощению или искажению смысла текста. Конечно, это особенно видно в стихотворных текстах, где все приемы работают на выражение смысла в широком понимании этого слова (эмоция, настроение, образ, информация и т. д.). Возьмем одну октаву из стихотворения А. С. Пушкина «Осень».

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Можно сказать, что автор в этом отрывке пишет о том состоянии природы осенью, когда она почти подчинилась зиме и уснула. Тайна перехода от жизни ко сну становится предметом изображения, и из этого процесса также не исключена и жизнь человека, она находится в контексте происходящего.
Октава состоит из двух предложений. Первое предложение посвящено тому, что можно считать связанным со сном, смертью природы. Это наступающее и наступившее состояние подчеркивается и лексическими средствами: повторяется дважды усилительная частица уж (уже). Следственно-временные отношения выражены бессоюзными сложными предложениями с тире; достаточно независимые смысловые отношения и синтаксический параллелизм этих частей позволяет их отделить друг от друга точкой с запятой. Содержание следующего предложения находится как бы в сопоставительных отношениях с первым, ведь речь сначала идет о том, что в природе еще есть живое, но этой жизни очень мало, и она обречена: Но пруд уже застыл. Заканчивается описание природы, далее на фоне этой картины следует описание поведения человека, поэтому здесь нет точки, а стоит точка с запятой. Ради сопоставления этих моментов в жизни природы вся октава состоит только из двух предложений, а пунктуация внутри них помогает логическому развитию этой мысли. Надо отметить, что вторая октава построена точно так же: смысловое сопоставление выражается с помощью тех же синтаксических и пунктуационных средств, и логика развития темы та же. Жизнь человека включена в этот мир природы, поэтому переход к описанию поведения человека оформляется не отдельным предложением, а точкой с запятой. Интересно, что третья октава заканчивается некоей шутливой сентенцией, которая оформляется как отдельное предложение.
Такого рода примеры могут помочь понять, что пунктуация теснейшим образом связана с содержанием предложения и иногда даже шире – с содержанием абзаца. Интересные примеры привлекают внимание к материалу и помогают овладевать новыми синтаксическими конструкциями.

Тренировочный материал

1. Илюша у него учится; полтора целковых за урок плачу.

2. Он взял его к себе в секретари; в этом и вся его должность.

3. Приезжай-ка в наш городишко, Фома, всего десять верст; там есть домик за церковью, в первом переулке, с зелеными ставнями, премиленький домик вдовы-попадьи; как будто для тебя его и построили.

4. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней.

5. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.

6. Боялся он погони, боялся, что через полчаса, через четверть часа уже выйдет, пожалуй, инструкция следить за ним; стало быть во что бы то ни стало надо было до времени схоронить концы.

7. Письмо дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней: ему хотелось остаться наедине с этим письмом.

8. Но довольно; два листа кругом уписала, и места уж больше не остается; целая наша история; ну да и происшествий-то сколько накопилось!

9. Он бросил скамейку и пошел, почти побежал; он хотел было поворотить назад, к дому, но домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца, и он пошел, куда глаза глядят.

10. Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную; он чувствовал даже озноб; на такой жаре ему становилось холодно.

11. Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась.

12. Ключи он тотчас же вынул; все, как и тогда, были в одной связке, на одном стальном обруче.

13. Наконец вот и переулок; он поворотил в него полумертвый; тут он был уже наполовину спасен и понимал это: меньше подозрений, к тому же тут сильно народ сновал, и он стирался в нем, как песчинка.

14. Он плохо помнил себя; чем дальше, тем хуже.

15. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо.

16. Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал.

(Ф.М. Достоевский)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru