Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2002

НАША ПОЧТА

Н.А.ФИЛИППОВА,
п. Поливаново
Барышскийр-н,
Ульяновской обл.


АФОРИЗМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Здравствуйте, уважаемые создатели газеты «Русский язык»!
Пишет вам ваш давний и постоянный читатель, письмо которого даже было опубликовано однажды в вашей газете. Несколько раз порывалась написать еще, но заботы, дела, а иногда и робость останавливали. Но, получив № 41 с обращением к читателям «Пора меняться», отбросила все сомнения и дела. Согласна с вами на все 100%, как говорится. Меняться и менять что-то иногда даже очень полезно. И не надо бояться этого. Смело менять образ жизни, если не нравится; менять свой облик, но не для того, чтобы привлечь внимание, а чтобы по-новому взглянуть на мир и на себя в этом мире. Не бояться перемен советуют и психологи, а у китайцев даже заведено: если хочешь начать все заново, переставь сначала мебель в доме.

Новый облик газеты ей очень к лицу, если можно так сказать, да и нам, читателям, гораздо удобнее. А уж ваша следующая новинка – обязательная цитата на первой полосе – как раз и заставила меня сесть за письмо. Я словно услышала: «Правильной дорогой идете, товарищ...» – и очень обрадовалась поддержке.

Дело в том, что использование цитат, афоризмов на уроках стало для меня одной из главных тем в работе. Довольно давно, еще со школьных лет, я «коллекционирую» афоризмы известных людей по различным темам. И вовсе не ради собирательства, а просто в разные моменты жизни они мне очень помогают, да и не только мне. В чем? Поверить в себя, в правильность своих поступков, убедить в чем-то других, по-иному взглянуть на мир, на окружающих и т.д. Ведь иногда иной афоризм может заменить целую лекцию, т.к. (считал Л.Н. Толстой) «Афоризмы – едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений».

А потом, несколько лет проработав в школе, я поняла, каким богатством обладаю, и было бы неразумно не воспользоваться им на уроках. И с тех пор эти «мудрые мысли» постоянно сопровождают меня и моих учеников. Уже и коллеги знают мою страсть к афоризмам и могут обратиться всегда за помощью. И на районном методобъединении в этом году мое выступление было тоже по этой же теме.

Толчком послужило знакомство с работой Л.И. Поливанова, откуда я запомнила следующее: «Русский язык... служит средством выражения духовной жизни учащихся...». И далее говорилось, что, подбирая образцы текстов для детей, например, по морфологии, он предпочитал пословицы, поговорки, афоризмы, считал их использование вполне целесообразным в воспитательных целях. Затем у К.Паустовского встретила фразу: «Цельность и единство урока создается и благодаря тому, что урок начинается с анализа высказывания». И дальше я начала использовать афоризмы уже более смело: в начале урока – как эпиграф, в конце – как вывод, в качестве темы сочинений, для различных упражнений по русскому языку и т.д.

Некоторые фрагменты уроков подобного типа я и хочу предложить.

6 класс

Афоризмы и другие яркие, легко запоминающиеся изречения можно успешно использовать в работе над
самыми разными темами.
Вот, например, урок по теме «Глагол. Повторение изученного в 5-м классе».
Эпиграф к уроку: «Только труд всему основа, честный труд людской». (М.Исаковский)
Следующие два высказывания можно взять для синтаксического разбора:

Праздность – корень всему злу. (А.Суворов)
Без труда не может быть честной и радостной жизни. (А.Чехов)

Правописание глаголов объясняем на примере пословиц:

Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.
Кто работы не боится, у того она и спорится.
Будешь стараться, все может удаться.
Нужно наклониться, чтоб из ручья воды напиться.

– и т.д. (можно повторить и морфемный разбор глагола).
Заканчивается урок словами Ушинского:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет».
Разумеется, параллельно идет осмысление высказываний, иногда даже возникают споры по поводу какого-либо афоризма, ведь каждый может его понять по-своему (согласиться или опровергнуть).

7 класс

Обобщение по теме «Причастие».
Эпиграф к уроку: «Как много силы в нашем слове!». (А.Прокофьев)
Начинается урок с обсуждения эпиграфа, а далее работаем с текстами, подтверждающими его.

1) Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

(В.Шефнер)

Здесь можно провести морфологический разбор глагола, повторить образование причастий и т.д.

2) Привлекаем изречения, повторяя пунктуацию при причастных оборотах, морфологический разбор причастий.

Слова, рожденные обидой, не торопись произносить. (А.Дементьев)
Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова. (Народная мудрость)

3) Используем афоризмы для синтаксического разбора предложений.

Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л.Н. Толстой)
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. (Л.Н. Толстой)

Предлагаемые виды работ с каждым из текстов, конечно, схематичны. Их вполне можно заменить другими в зависимости от темы урока, от класса.
Без цитат не обойтись и на уроках литературы, некоторые широко известны, предлагаются разными учебниками, пособиями. И здесь очень важно не переборщить, важно выбрать нужное, более всего подходящее к тому или иному уроку. Я не буду говорить об афоризмах, цитатах, предваряющих изучение творчества любого писателя. Они почти стали хрестоматийными. Я хочу поделиться находками, которые, как мне кажется, будут полезны прежде всего начинающим учителям.

И не хочу показаться самонадеянной, но уверена, что некоторые из этих находок наполняют урок особым содержанием, помогают глубже понять изучаемое произведение, определить свою точку зрения.

Однажды на уроке в 10-м классе я столкнулась с тем, что ребята путают понятия самолюбие и себялюбие, отождествляя их. На помощь пришел И.С. Тургенев, причем ребята сами должны были найти ответ, прочитав роман «Рудин», и подумать, согласны они с мнением автора или нет. И они нашли ответ, затем сравнили его с определением в толковом словаре. Я была рада, что цитата из романа им показалась более образной и убедительной.

Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое, бесплодное дерево: но самолюбие, как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого...

Или в 6-м классе читаем стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; ребята учат его наизусть, повторяя: Душа обязана трудиться... Но, оказывается, не каждый шестиклассник сможет объяснить, что такое душа и как она может трудиться, да и зачем? Как помочь ребятам? И здесь выручает афоризм В.Сухомлинского:

Труд души – это значит страдать, болеть страданиями и болями человека – прежде всего матери, отца, сестры, дедушки, бабушки.
После знакомства с текстом афоризма и обсуждения его детям гораздо проще ответить на вопрос домашнего задания: что значит лень души?

8 класс

Читаем замечательный рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Перед его чтением мы с ребятами записываем цитату В.Гиляровского: «Любить человечество легко. Эта любовь ни к чему не обязывает. Другое дело – любить одного человека, тут нужно многое: силы, внимание, забота, время...». Ученики должны ответить на вопрос: какое отношение имеют данные слова к рассказу и согласен ли ты с Гиляровским?
И поверьте, дети очень искренне отвечают, а этот афоризм помогает внимательнее отнестись не только к поступкам героев произведения, но и к своим собственным.

9 класс

Тема. Подготовка к сочинению-размышлению «Счастье... Что это такое?».
Цели:
– дать возможность учащимся самим сформулировать свое представление о счастье, познакомив прежде с афоризмами на эту тему;
– убедить их в том, что счастье человека зависит от него самого;
– способствовать формированию мировоззрения учащихся, их умения пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.

1. Вступительное слово учителя. Прямо так с ходу ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока, не смогут и многие взрослые, не то что дети. Но волнует ответ на него, наверно, всех. Каждый мечтает о счастье, кто-то – лишь для себя, кто-то – для всех. Только вот в чем оно заключается? По-видимому, у всех оно разное.
А как представляли счастье величайшие гении всех времен и народов? Те, кто по праву может считаться счастливцем? Давайте послушаем...

Л.Н. Толстой: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого».
В.Гюго: «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят».
Г.Гейне: «Не занятый делом человек никогда не может наслаждаться полным счастьем».
Индийское изречение: «Счастье само находит дорогу к сильному духом».
Леонардо да Винчи: «Счастье достается тому, кто много трудится».

2. Вопросы и задания:
– Внимательно перечитайте эти высказывания, выберите одно, которое вам ближе, понятнее.
– Согласны ли вы с другими? Постарайтесь обосновать свой выбор.
– Можно ли объединить все эти высказывания в одно?
– А как считаете вы, как вы понимаете, что такое счастье?
(Происходят обмен мнениями, выбор своего варианта, обсуждение.)
– А что вы можете сказать по поводу следующих утверждений?

Л.Бетховен: «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям».
Ж.Ламетри: «Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими».
И.Тургенев: «Счастье как здоровье: когда его не замечаешь – значит, оно есть».

– Как вы относитесь к этим высказываниям? Правы ли эти великие люди?
– Встречали ли вы счастливых людей в жизни, если да, то как вы определите причину, условия их успеха? Есть ли в нем доля везения или собственного участия в создании своего счастья?
– Можно ли полностью согласиться с афоризмом К.Пруткова: «Хочешь быть счастливым – будь им»?
– Попробуйте теперь сформулировать свое представление о счастье. Если не получится, тогда выберите одно из понравившихся вам мнений и в своем сочинении докажите его правоту или, наоборот, поспорьте с остальными. Итогом вашей работы должен быть серьезный труд, представляющий ваше раздумье о счастье. Итак, за работу...

Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого;
Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого;
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех!

(Г.Державин)

Рейтинг@Mail.ru