Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2002

РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ М.В.ПАНОВА

В.ДИБОБЕС,
г. Москва

Продолжение. Начало в № 35/2001


УРОКИ СУРГУТА

Заочный семинар

Занятие 2

На первом (вводном) занятии мы определили место программы М.В. Панова среди других образовательных программ по русскому языку в средней школе и пришли к выводу, что она предлагает новое содержание курса – изучение языка как знаковой системы и средства общения.
Известно, что новое содержание предмета требует других, новых методов и приемов обучения. Это почувствовал каждый, кто начал работать по новым учебникам под редакцией М.В. Панова, и каждый из нас, и опытный педагог, и начинающий, спрашивает себя: как учить? как строить урок?
Мне кажется, что ответы на эти вопросы помогает найти методика, или система развивающего обучения, разработанная на основе теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка психологами А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Н.И. Жинкиным, В.В. Репкиным, П.С. Жедек и др.

Основной задачей обучения психологи этой школы считают формирование учебной деятельности учащихся. Учебная деятельность – это познавательная, поисковая работа ребенка, в результате которой он усваивает теоретическое понятие, находит на основе этого понятия способ действия для решения конкретных практических задач. Например, в начальной школе ученик знакомится с законом позиционных чередований звуков русского языка, понимает фонемный принцип русского письма и решает различные орфографические задачи: определяет слабую позицию фонемы, выбирает способ действия (проверяет слабую позицию сильной, применяет нужное правило для нефонемного написания или обращается к словарю при традиционном способе написания). Так работает ребенок на самом раннем этапе обучения, если он занимается по букварю и учебникам В.В. Репкина, и так может работать пятиклассник, изучающий русский язык по учебнику М.В. Панова.

С 1993 года по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова работают учителя начальных классов школы-гимназии № 3 г. Сургута. В 1996 году они столкнулись с проблемой преемственности начальной и средней школы, когда возникли конфликтные ситуации в 5-х классах: дети, привыкшие к самостоятельной работе, к учебному диалогу на уроке, не приняли авторитарной традиционной методики, и учителям-филологам предложили продолжить работу со своими классами в средней школе. Редкий случай! – дети работают в единой образовательной системе (программа и учебники В.В. Репкина созданы на основе Программы и «Экспериментальных учебных материалов по русскому языку для средней школы», разработанных учеными Института русского языка АН СССР, под редакцией И.С. Ильинской и М.В. Панова), по одной методике и у одного учителя до окончания средней школы.

Учителя школы-гимназии № 3 прислали в редакцию разработки уроков, тестовые задания, контрольные работы, а также дидактический материал к разделу «Лексика» учебника для 5-го класса. Этот материал позволяет нам увидеть, как новые методы и приемы помогают усвоить новое содержание.

Учебная деятельность – познавательная поисковая работа (не только на уроках получения новых знаний, но и на уроках закрепления и контроля) формируется учителем путем постановки учебной задачи, которую ребенок осознает как свою собственную, а не навязываемую учителем (о принципах постановки учебной задачи см. работу Г.А. Цукерман «Организация обучения младших школьников на уроках русского языка» в кн.: «Русский язык в начальных классах». Теория и практика обучения. Учебн. пособие для студентов пед. учебн. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др..; под ред. М.С. Соловейчик. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. Гл. 2. С. 23–73).

Решаются учебные задачи в тесном учебном сотрудничестве учеников друг с другом и с учителем.
Ведущими типами наглядности в работе по системе развивающего обучения становятся схема и модель. Модель позволяет усвоить сложное для младшего школьника понятие, выявить его признаки, показать отношения между единицами языка. В начальной школе широко используют значки, разработанные учеными-психологами В.В. Репкиным и П.С. Жедек и учителями-методистами г. Харькова (см. таблицу 1. Значки даны по книге: Репкин В.В., Левин В.А., Тимченко Л.И., Жедек П.С. Букварь (Программа разв. обуч.). СПб.: «Ариадна», 1994. С. 148).

Таблица 1.

Таблица 1

Эти значки и символы помогут и ученикам средней школы постигать законы языка, особенно слабым и плохо читающим, для которых текст учебника сложен, потому что они привыкли к помощи родителей дома и к многократным объяснениям учителя в школе и не умеют еще учиться сами и полагаться на себя. Помогут значки и учителю быстро и экономно записать задание на доске, провести фронтальный опрос и дать индивидуальное опережающее задание группе учеников...
Для активизации деятельности учащихся методика развивающего обучения предлагает специальные приемы, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Таблица 2

Софизмы – это умышленно ложные размышления, формально кажущиеся правильными. Способность обнаружить их ложность и опровергнуть псевдологические рассуждения есть яркое свидетельство самостоятельности мысли.

Ловушка – нерешаемая задача.

Задания с недостающими данными – решаемая задача, если будут даны дополнительные сведения.

Задания с избытком данных – задания, для решения которых необходима только часть данных.

Провокация – специально созданная ситуация, при которой учитель своими ложными доказательствами провоцирует детей на неправильный способ действия.

Функцию контроля учитель частично может передать самим ученикам, формы контроля разнообразны: взаимопроверки, взаимооценивание, задания на рефлексию своей деятельности, самооценку. При таком подходе меняется отношение ребенка к ошибке: ученик понимает, что в любой нормальной познавательной деятельности ошибки неизбежны, и осознание и исправление своих ошибок есть основа глубокого усвоения изучаемого материала. Появляется заинтересованность в определении границ собственного знания: «Я знаю, что это я знаю, и знаю, чего я не знаю!» Учебная рефлексия стимулирует развитие ребенка: он учится сам ставить познавательные задачи, активно включает учителя в свою работу, делая запрос на необходимую ему информацию и помощь.

При системном изучении языка учебная деятельность развивает языковое чутье, природное чувство языка.
С урока уходит репродуктивная деятельность – дети не получают «готовых» знаний для заучивания: они наблюдают, анализируют, выводят новые знания, разрабатывают алгоритм их применения для решения частных, конкретных вопросов, попадая в «ловушки», поставленные учителем и авторами учебника, убеждаются, что найденный ими способ не универсален, ставят себе новую учебную задачу и шагают дальше...
Педагог планирует такие ситуации, когда ребенок может высказать свою точку зрения, не согласиться с мнением учителя – так в процессе учебной деятельности воспитывается личность, самостоятельно мыслящая и уважающая чужое мнение.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru