Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2002

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Л.ИВАНОВА,
г.Сургут


Предлагаемый урок иллюстрирует те теоретические идеи, о которых рассказывает на своем семинаре В.В. Дибобес.

УПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ

Открытый урок по русскому языку

6 класс

Цель. Познакомить с правописанием производных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие.

ХОД УРОКА

I. Уточнение знаний учащихся

Учитель. Мы с вами работаем с таким разделом грамматики, как морфология. А с каким ее подразделом мы начали знакомство?
Дети. Служебные части речи.
Учитель. Для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю вам поработать с высказываниями и определить, истинные они или ложные. Если высказывание истинное – вы показываете знак (+), если ложное – знак (–).
1. Служебные части речи – это слова, у которых нет лексического значения, они не отвечают на вопросы и не являются членами предложения (+).
2. К служебным словам относятся только предлоги и союзы (–); к ним еще относятся частицы и глагол-связка.
3. Предлог – служебная часть речи, которая вместе с падежным окончанием существительных является грамматическим средством для связи слов в предложении (+).
4. Все предлоги в русском языке – непроизводные слова (–); есть и производные предлоги, которые образовались от других частей речи, например, от существительных и наречий.
5. Предлоги со словами могут писаться и слитно, и раздельно (–); предлоги со словами пишутся только раздельно.
Учитель. Молодцы. Вы хорошо знаете пройденный материал. Сегодня мы с вами продолжим изучение предлогов. А тема нашего урока будет звучать так: «Правописание предлогов». (Записывают тему в тетрадь.)

II. Исследование языкового материала. Постановка проблемы

Учитель. Чтобы приступить к исследованию материала, выполните такое задание:
Найдите среди предложений, записанных на доске, 1 лишнее; докажите, что это так.
Дети. (Находят лишнее предложение, выписывают его в тетрадь.)
1) По завершени_ работы все облегченно вздохнули.
2) По окончани_ существительного можно определить его склонение.
3) По достижени_ четырнадцати лет он получит паспорт.

Дети. Второе предложение лишнее, т.к. в нем употребляется предлог по с существительным окончание, в окончании этого слова пишем букву ю. В первом и третьем предложениях употреблена предложно-падежная конструкция, на конце которой пишем букву и.
Учитель. Молодцы, вы верно разобрались с первыми тремя предложениями. Что в учебнике сказано об употреблении этих предложно-падежных конструкций?
Дети. В книжно-деловом и научном стилях речи такие конструкции употребляются только со значением времени, после них обязательно должно быть существительное в род. падеже: по окончании училища = после окончания училища; по завершении работы.
Очень жесткие условия.
Предложно-падежные конструкции похожи на предлог, но еще не предлоги и уже не существительные.
Учитель. А что вы скажете о второй тройке предложений? Найдите здесь лишнее предложение.
Вследстви_ плохой погоды мы остались дома.
В следстви_ были допущены ошибки.
Вследстви_ болезненного состояния она ушла домой.

Учитель. Чтобы найти третье лишнее, нам надо определить, какой частью речи является слово вследстви[jь]. А какой частью речи оно может быть?
Дети. Либо существительным, либо предлогом.
Дети, проанализировав слова, делают вывод, что во 2-м предложении слово (в) следствии является существительным, т.к. имеет категорию рода – ср. р., стоит в форме ед. ч., п. п. Следовательно, в окончании пишем , т.к. основа слова оканчивается на [иj]. Кроме того, слово имеет лексическое значение, которое уточняется по словарю С.И. Ожегова. Следствие – это выяснение, расследование обстоятельств, связанных с преступлением.
А в первом и третьем предложениях слово вследствие не имеет лексического значения, оно как бы указывает на причину.
Учитель. Каким другим предлогом можно его заменить?
Дети. Предлогом из-за.
Учитель. Совершенно верно; а какие гласные вы написали на конце этих производных предлогов?
Дети. Проверяем правописание этих слов по орфографическому словарю и пишем гласную е.
Учитель. В русском языке есть и другие производные предлоги, которые похожи на существительные. Может, кто-нибудь знает – какие? Давайте подробнее узнаем об этом из учебника (с. 136, п. 5).
Учитель. Итак, почему же можно ошибиться в правописании таких слов, как в течение, в продолжение, в заключение?
Дети. Потому что это производные предлоги, которые похожи на существительные, и, не зная точно, к какой части речи они относятся, не напишешь верно гласную на конце.
Учитель. Как же нам действовать, если встретятся такие слова? Давайте выработаем свой алгоритм действий.
Под руководством учителя выстраиваем алгоритм (окончание существительныхдописывается, когда проработаны следующие примеры). Обращается внимание, что правописание предлогов совпадает с формой существительных в В. п., т.к. они образовались от существительных в В. п. с предлогом!

СХЕМА

Схема

Учитель. Проверьте: работает ли ваш алгоритм? Вставьте в слова пропущенные буквы, запишите предложения:
В продолжени_ повести я не узнал любимого героя. В продолжени_ вечера она говорила только о нем. Автор внес изменения в продолжени_ романа.
Дети обсуждают, доказывают правописание слов.
Учитель. Замечательно, вы все справились с этой задачей. А где в языке употребляются эти предлоги? Почему, по-вашему, обиделась Нина? Прочтите диалог в задании 166.
Дети. Вася важничал и говорил с Ниной, подражая И.С. Полупшенному, который стал большим начальником и подчеркивал свою значительность.
Эти предлоги не годятся для разговорной речи.
Учитель. Хорошо, думаю, вам легко будет справиться с домашним заданием упр. 165 и 166 (творческое задание).

III. Итог урока.

Публикация статьи произведена при поддержке компании Rentalexpert.ru. На сайте компании Вы можете в считанные минуты подать заявку на аренду автомобиля в Москве. У Вас назначена деловая встреча, и Вы хотели бы выглядеть на ней импозантно – тогда Вам подойдет автомобиль премиум-класса. Или Вы занимаетесь автомобильным туризмом и любите путешествовать? Компания предлагает Вам свои услуги в оформлении долгосрочной аренды для длительной поездки за границу.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru