Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2002

ПРЕДСТАВЛЯМ КНИГУ

Т.М.ПАХНОВА


ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова Русский язык:
Учебник-практикум для старших классов.
М.: Вербум-М, 2001. 416 с.

Программа и учебник-практикум прошли обсуждение на Федеральном экспертном совете, рекомендованы Министерством образования и имеют гриф «Допущено Министерством образования в качестве учебника-практикума для 10–11-х классов».

А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2001. 416 с.

Судьба школьного курса русского языка в старших классах в последние десятилетия XX века складывалась довольно драматично. Были периоды, когда в соответствии с учебными планами уроки русского языка в старших классах вообще не проводились. И это только обострило внимание к проблеме, усилило потребность и учителей, и учащихся в продолжении лингвистического образования. Было ясно и другое: курс русского языка в старших классах должен быть иным, чем в 5–9-х классах. Главный вывод, к которому приходят и методисты, и учителя, можно сформулировать так: русский язык в старших классах должен быть частью филологического образования. Потребность сблизить преподавание русского языка и литературы объективно существует, и это особенно важно принимать во внимание на этапе обучения в 10–11-х классах.
Преемственно продолжая курс родного языка в основной школе (в 5–9-х классах), уроки в старших классах должны включаться в систему непрерывного образования «школа – вуз». Именно эти задачи мы как авторы стремились решить в учебнике-практикуме для старших классов «Русский язык» (М.: Вербум-М, 2001).
Опорной, ключевой единицей курса русского языка в старших классах является текст. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции (а без этого невозможен процесс совершенствования речи).
Текст, являясь категорией, которая показывает «язык в действии», создает условия для осуществления функционального подхода при изучении языковых явлений.
Использование текста позволяет:

– по-новому решить вопросы о соотношении теории и практики в школьном курсе русского языка;
– обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
– органически связать изучение нового и повторения;
– ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;
– обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и межпредметных связей (курса русского языка и литературы);
– усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.

Особое внимание обращается на работу с поэтическим текстом. Мысль, «вооруженная... рифмами», быстрее находит путь к уму и сердцу ученика.
Важными являются задания:

подготовьтесь к выразительному чтению текста;
– выучите текст наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

В учебнике почти нет привычных заданий: «Вставьте недостающие буквы»; «Расставьте знаки препинания» и т.д. И это не случайно. Работа с текстом, графический облик которого не искажен, не деформирован, в большей мере способствует развитию чувства языка, влияет на зрительную память...
Учебник построен в полном соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания образования по русскому языку в средней школе».
Отбор текстов и заданий к ним направлен на решение задач духовно-нравственного воспитания ученика как личности в процессе изучения родного языка, воспитания любви к русскому языку как национальному достоянию, бережного отношения к слову.
Воспитанию интереса к изучению русского языка способствует и то, что у ученика при выполнении заданий есть возможность выбора.
В учебнике представлены тексты разных стилей, однако в центре внимания – работа с текстами художественными и публицистическими. В книге много «текстов о текстах», что может служить для учащихся образцом при написании сочинений. Раздел «Текст как речевое произведение» дается в начале учебника (интерес представляет параграф «Сочинение – это тоже текст»), что создает условия текстоориентированного подхода при обучении языку и речи. Старшеклассники, обобщая и систематизируя изученное, углубляя и расширяя свои знания,учатся использовать эти знания в речевой практике, при подготовке к сочинениям и изложениям.
В учебнике «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» последовательно реализован культурологический аспект: русский язык изучается как

– важнейшая часть русской культуры;
– средство приобщения к богатствам русской национальной культуры.

Реализации культурологического подхода при изучении русского языка, решению задач воспитания на уроках в старших классах способствует:

1. введение ключевых понятий, ключевых тем; например:

– «Русский язык как часть национальной культуры русского народа» (с. 7);
– «Русский язык и русская литература» (с. 8);
– «Словари как отражение истории и культуры русского народа» (с. 7);
– «Язык народ как слова-синонимы» (с. 9);
– «Языковое наследие» (с. 11);
– «Язык как отражение национального самосознания» (с. 13);
– «Русский язык – это прежде всего Пушкин» (А.Н. Толстой);
– «Экология слова» (с. 18);
– «Поэтический контекст» (с. 25);
– «В.И. Даль – “языка всеведущий спаситель”» (с. 29);
– «Учимся богатству, мощи и свободе русского языка» (А.И. Куприн) (с. 31–32);
– «Понимание текста – процесс творческий» (с. 44–68 и далее)»;
– «Поэтическая правда» (с. 53);
– «Тайна поэтических черновиков» (с. 53);
– «Средства звуковой выразительности» (с. 116);
– «Атмосфера высокого и прекрасного» (с. 152);
– «Впечатления детства» (с. 312);
– «Достопримечательность» (с. 312);
– «Неповторимость прекрасных слов» (с. 353);
– «Выражение глубокой признательности» (с. 353);
– «Язык как компонент культуры» (с. 394).

2. Отбор ключевых понятий, связанных с широким пониманием тематической области культура, влияет на организацию словарной работы. При этом реализуются подходы:

«От текста – к слову»;
«От слова – к тексту»;
«От слова – к пониманию авторского замысла».

3. Проведен целенаправленный отбор текстов, которые содержат информацию по темам:

– «Музыка»;
– «Театр»;
– «Живопись»;
– «Архитектура»;
– «Православная культура»;
– «Культура памяти»;
– «Культура чтения»;
– «Культура восприятия произведения искусства»;
– «Культура речи»;
– «Культура общения»;
– «Экология слова».

В учебник включены тексты «безукоризненного образца» (Л.В. Щерба), которые создают развивающую речевую среду (противопоставленную среде «антикультуры»), воспитывают интерес к искусству, потребность общения с книгой, музыкой, живописью, а также способствуют более глубокому пониманию национальной культуры.
Учебник-практикум включает 541 упражнение, большинство из которых – это комплексная работа с текстом, в процессе которой старшеклассники ведут диалог с текстом, учат методу медленного чтения, что помогает творческому восприятию текста, приближает к разгадке авторского замысла. Эта творческая работа, требующая интеллектуально-нравственных усилий, направленная на углубленное филологическое понимание текста, решает задачи не только обучения, но и воспитания ученика как личности.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru