Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Материал для самостоятельной работы учащихся 5-го класса

К учебному комплексу«Русский язык: “Теория”», «Русский язык: “Практика”»,«Русская речь»*

А.Ю.КУПАЛОВА,
г.Москва

Продолжение. Начало см. № 10/2002г.


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Виды предложений по цели высказывания.
Невосклицательные и восклицательные предложения

Упражнение 12. Рассмотрите страницу 65 в «Практике»* и постарайтесь найти ответ на вопрос, почему рядом с заданием к упр. 202 напечатаны жирным шрифтом термины интонация конца предложения и грамматическая основа предложения.

Если затрудняетесь, прочитайте в § 14 «Теории» последние три абзаца и ответьте на вопросы: 1) какой интонационный признак характерен для любого предложения; 2) какие члены предложения составляют его грамматическую основу, обязательную для любого предложения; 3) что нужно уметь находить в составе предложения и слышать при его произнесении, чтобы убедиться, что перед нами предложение?

Упражнение 13. Посоревнуемся? Представьте себе, что вы играете в лото, но на карточках напечатаны не цифры, не буквы, а слова, которые нужно «собрать» в пословицы. Кто быстрее закончит игру?

1) Слово, огня, жжет, больней, недоброе.
_______________________________________________________

2) Слово, сердце, бездушное, заморозит.
_______________________________________________________

3) Слово, дождь, что, в, засуху, доброе, человеку.
_______________________________________________________

4) Язык, телом, да, всем, мал, владеет.
_______________________________________________________

5) Колокол, языка, без, и, нем.
_______________________________________________________

1. Какую особенность любой синтаксической единицы необходимо было учитывать, чтобы действовать правильно? Если затрудняетесь ответить на этот вопрос, обратитесь к упр. 197 «Практики» или вернитесь к тексту упр. 1 в данном пособии.
2. Как доказать, что восстановленные вами пословицы – предложения?
3. Какой общей темой и основной мыслью объединены данные пословицы?
4. Какие орфограммы вы имели возможность повторить, готовясь записывать предложения? Приведите примеры.

Упражнение 14. Какие задания выполнял ученик, если его работа выглядит следующим образом?

(К.Паустовский)

Как справился ученик с заданиями? Не возникли ли у вас вопросы к нему? Если да, то какие?

Упражнение 15. Что поможет вам выразительно прочитать стихотворение Бориса Владимировича Заходера «Никто»? Прочитайте его вслух, принимая во внимание знаки препинания.

Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!

Никто с ним, правда, не знаком,
Но знают все зато,
Что виноват всегда во всем
Лишь он один – никто!
Кто, например, залез в буфет,
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал?
Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
НИКТО, НИКТО, НИКТО!

– Никто – ужасный сорванец! –
Сказала строго мать.
– Его должны мы наконец
Примерно наказать!
Никто сегодня не пойдет
Ни в гости, ни в кино!

Смеетесь вы?
А нам с сестрой
Ни капли не смешно!

1. Какая особенность употребления отрицательного местоимения никто в данном тексте придает шутливый тон стихотворению? 2. Благодаря использованию каких (по цели высказывания и эмоциональной окраске) предложений стихотворение воспринимается как живой разговор? Покажите это на примерах. Вспомнить, какие бывают предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, вам поможет таблица на с. 28 «Теории». 3. Составьте словарный диктант по тексту стихотворения. Обозначьте известные вам орфограммы. Не забудьте сверить свою запись с напечатанным текстом.

Упражнение 16. Повторим: слова каких частей речи встретились в тексте предыдущего упражнения? Закончите составление таблицы.

Часть речи

Примеры

самостоятельные

 

 

 

 служебные

 

 

 

В каких по цели высказывания предложениях используются вопросительные местоимения? Найдите примеры в тексте стихотворения «Никто».

Упражнение 17. Кто помнит сказку, из которой взят следующий отрывок? Как она называется? Кто доскажет ее до конца?

Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!». Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует: «Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала». Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

1. Проверьте себя, все ли слова в тексте понимаете правильно (поработайте со словарями – толковым, или словарем устаревших слов, или этимологическим).
2. Найдите и запишите предложение: а) побудительное по цели высказывания и восклицательное по эмоциональной окраске; б) повествовательное по цели высказывания и восклицательное по эмоциональной окраске. Почему в тексте не встретилось вопросительного предложения?
3. Найдите в тексте однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Запишите их по образцу:

Попытайтесь разгадать «секреты» записи в образце: а) для чего предлагается записать отдельно однокоренные слова и формы одного и того же слова; б) в каких случаях к цепочке слов добавляется слово в скобках?

Упражнение 18. В приведенном ниже отрывке из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном» могут встретиться слова, значение которых вам еще не известно. Попытайтесь истолковать их исходя из контекста. В случае затруднений обратитесь к словарю.

Каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик или тракторист должен обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками.
Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.
Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.

1. Какие виды предложений по цели высказывания использованы в данном тексте? Чем вызвано употребление побудительных предложений?
2. Как вы понимаете смысл последнего абзаца?
3. Какую часть текста вы запишете: ту, где ученый делится своими суждениями, или ту, в которой он обращается к нам с советами?

Упражнение 19. Подготовьтесь к свободному диктанту по тексту предыдущего упражнения:
еще раз внимательно прочитайте выбранную для записи часть текста, чтобы понять основную мысль автора и проследить ее развитие;
поработайте над орфографией и пунктуацией текста (найдите и объясните изученные орфограммы, постарайтесь запомнить трудные написания, рассмотрите, как расставлены знаки препинания).
Затем читаете предложение, стараясь усвоить его содержание и языковое оформление, и записываете его по памяти, как можно точнее излагая прочитанное.
После записи всего отрывка сверьте свой вариант с напечатанным текстом и оцените свою работу по содержанию (насколько полно и точно удалось изложить текст) и по языковому оформлению (насколько близко к авторскому варианту сохранены особенности изложения и соблюдены нормы орфографии и пунктуации).
Такая работа очень полезна: она развивает память, вырабатывает умение сосредоточиться, обогащает речь, формирует орфографическую и пунктуационную зоркость, приучает контролировать свои действия и самостоятельно оценивать их результативность.

Упражнение 20. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Продолжите обозначение при помощи условных знаков особенностей интонации (короткая пауза в середине предложения – |, более длительная пауза в конце стихотворной строки – | |, интонация конца предложения – | | |, повышение голоса, понижение голоса).

Пользуясь графическим обозначением интонации («партитурой»), прочитайте стихотворение вслух.


Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют – двенадцать раз.

(С.Я. Маршак)

Выпишите слова, содержащие орфограмму «проверяемые согласные в корне слова». Обозначьте орфограмму, запишите проверочные слова.

Упражнение 21. Бывали ли в вашем классе такие случаи, когда вопросы ученику, вызванному к доске, задавались не учителем, а одноклассниками? При этом оценку получают и те ученики, которые задали наиболее точные и интересные вопросы по изучаемой теме. Подготовьтесь к такой форме работы по изученным темам раздела «Синтаксис и пунктуация». Письменно продолжите рекомендации, как лучше организовать работу.

1. Внимательно прочитайте заглавия изученных параграфов, чтобы вспомнить, какие темы прорабатывались. 2. Просмотрите в «Практике» задания и опорные материалы, чтобы отобрать наиболее важное и интересное.

Упражнение 22. Внимание: тест!

1. Выберите наиболее точный ответ на вопрос «По каким основаниям различаются повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения?».

1) Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения различаются по цели высказывания и по интонации.
2) Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения различаются по цели высказывания. По эмоциональной окраске они могут быть восклицательными или невосклицательными.
3) Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения различаются по цели высказывания.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
– Все гибнет все гибнет Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел

(А.Майков)

Какое слово помогло вам выбрать нужные знаки препинания в конце предложений? Как вы подчеркнете это слово, учитывая, каким членом предложения оно является?

Члены предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения

Упражнение 23. Представьте себе, что вам пришлось отсутствовать на уроке, на котором проводилась работа по теме «Члены предложения» (см. в «Практике» с. 72). Чтобы наверстать упущенное, выполните задачи и упражнения, в которых раскрываются следующие положения:

1. Слово может рассматриваться как член предложения только в составе предложения, в связи с другими словами. Служебные части речи самостоятельно членами предложения не являются (№ 225).
2. Предложение не может быть построено без грамматической основы – главных членов предложения (подлежащего и сказуемого или одного главного члена). Член предложения может быть выражен одним словом или сочетанием слов (№ 226).
3. В предложении, кроме главных, могут быть второстепенные члены предложения. Связи между членами предложения мы устанавливаем по вопросам и графически показываем при помощи стрелок от одного члена предложения к другому. Поскольку подлежащее и сказуемое – оба главные члены, связь между ними обозначается особыми – двунаправленными – стрелками (№ 227).

Упражнения 228–231 позволят закрепить умения находить грамматическую основу предложения, устанавливать связи между членами предложения и осмыслить важность этих умений для всей работы по синтаксису. Особенно внимательно отнеситесь к упр. 229 и 230: в дальнейшем вы не раз будете обращаться к таблице, содержащей план синтаксического разбора предложения, и к схемам, отражающим строение и пунктуационное оформление предложения.

Упражнение 24. В большинстве европейских языков подлежащее называют термином субъект, а сказуемое – термином предикат. Помогают ли эти термины понять, что обозначают подлежащее и сказуемое? Ответить на этот вопрос вам помогут следующие справки о происхождении слов.

СУБЪЕКТ – от лат. subjectum – производящий какие-либо действия, носитель каких-либо свойств, признаков, предмет суждений.

ПРЕДИКАТ – от лат. praedicatum – то, что высказывается о субъекте.

Упражнение 25. Прочитайте текст. Вставьте недостающие в словах буквы.

Вн_запно у самого борта ло_ки вынырнула гр_мадная г_рбатая сп_на черной рыбы с острым, как кухонный нож, сп_нным плавником. Рыба нырнула и пр_шла под р_зиновой ло_кой. Ло_ка зак_чалась. Рыба вынырнула снова. <...> Она м_гла задеть р_зиновую ло_ку п_ром и расп_роть ее, как бритвой.
Я ударил в_слом по в_де. Рыба в ответ со страшной силой хлес(?)нула хв_стом и снова пр_шла под самой ло_кой. Мы бросили удить и начали гр_сти к берегу. Рыба шла рядом с ло_кой.

(К.Г. Паустовский)

1. Покажите, как проводили проверку написания слов:________________________________________

2. Подчеркните главные члены предложения. Над ними укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Словами каких частей речи и в форме какого падежа чаще всего бывает выражено подлежащее?
Закончите вывод: Подлежащее чаще всего бывает выражено___________________________________.

3. Словами какой части речи и в форме какого лица и времени выражено большинство сказуемых в данном тексте?

4. Найдите предложения, в которых сказуемые выражены сочетанием двух глаголов. Запишите грамматические основы этих предложений. Над глаголами, входящими в состав сказуемого, укажите их форму.

Упражнение 26. В тексте предыдущего упражнения найдите предложения, в которых при одном подлежащем употреблено два сказуемых (однородные сказуемые). Чем они соединены? Рассмотрите пунктограмму и закончите формулировку правила: Однородные сказуемые, соединенные одиночным союзом и, ________________________________ .

Упражнение 27. Прочитайте стихотворение Марины Витютиной «Дождик». Каким настроением оно пронизано? По каким особенностям языка это можно определить?

Дождик, дождик моросит,
Капельки звенят.
С улицы доносятся
Голоса ребят.
Девочки и мальчики
По улицам бегут
И в ладошках маленьких
Капельки несут.

1. Подчеркните главные члены предложения. Рассмотрите, встречается ли в данном тексте пунктограмма, над которой вы работали в предыдущем упражнении. Распространяется ли сформулированное вами правило на однородные подлежащие, соединенные одиночным союзом и? 2. По какому признаку различаются нераспространенные и распространенные предложения? (См. таблицу на с. 74 «Практики»). Приведите примеры из стихотворения «Дождик». 3. Покажите, как проверить выделенную орфограмму (см. с. 41 в «Практике»): ______________________________________________________________

Упражнение 28. Вам приходилось слышать выражение лить крокодиловы слезы? Что оно означает? В каких ситуациях употребляется? Познакомьтесь с шутливой «версией» Джанни Родари.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СЛЕЗЫ?

Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слез нужно каждому. Слезы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.
Ну а разным плаксам слезы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам.
Самые же знаменитые слезы на свете – это крокодиловы слезы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них – они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них еще ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймешь, стоит ли лить слезы или не стоит. И можно им верить или нельзя!

Текла река с названьем – Нил,
И в ней пл_скался крокодил,
А крокодил был тот престранный,
Он был и хищный, и гуманный.
Любого друга и с_седа
Он не чинясь т_щил к обеду.
Бывало, кончит(?)ся обед,
А гостя почему-то нет.
Хозяин ел кого попало –
Гиену, волка и шакала,
Зато, когда обед к_нчался,
Хозяин в слезы уд_рялся.
Его сл_зам почти поверя,
Издалека кричали звери:
– Эй, дядя, полно убиват(?)ся!
Ты камышом начни питат(?)ся!
Обжора отв_чал уныло:
– Ох, доброта меня сгубила!
Я всех п_звал бы на обед,
Но аппетита больше нет...
Я ваши семьи разлучил! –
И разрыдался крокодил.

(Перевод Ю.Ильина)

1. Какое толкование выражения крокодиловы слезы следует из стихотворения?
2. Найдите в тексте предложение, в котором устойчивое словосочетание крокодиловы слезы употребляется в роли сказуемого. Подчеркните грамматическую основу этого предложения. Обратите внимание на знак препинания между составом подлежащего и составом сказуемого. (Объяснение этой пунктограммы см. на с. 77 «Практики».)

Упражнение 29. Найдите в тексте стихотворения из предыдущего упражнения предложение, которое соответствует следующей схеме:

«Прочитайте» схему и закончите ее «расшифровку»:

Предложение сложное, так как в нем__________________________________
Части сложного предложения соединены____________________________________________
На письме они_______________________________________________________________

Упражнение 30. Прочитайте, прислушайтесь вместе с автором... Читать будет легче, когда вы впишете недостающие буквы и знаки препинания.

Я иду и прислушиваюсь и чудится мне вокруг ле_кий серебристый звон. Не жаворонок ли пробует г_лосок над проталиной? Ост_навливаюсь... Звон умолк. Это на поверхности наста образ_валась ст_клянная корочка она от шагов разл_тает(?)ся и р_ждает сверкающий звук.

(Б.Петров)

1. Подчеркните главные члены предложений, в которых вы расставили недостающие знаки препинания. Какие схемы достаточно составить, чтобы объяснить выполнение задания? (См. упр. 237 в «Практике».)
2. Найдите в тексте нераспространенные предложения. Как доказать правильность вашего решения?
3. Прочитайте предложение, в котором грамматическую основу составляет один главный член. Как вы его подчеркнули? Благодаря чему мы понимаем, кто является субъектом, хотя в предложении нет подлежащего? Завершите ответ на последний вопрос: Главный член предложения Останавливаюсь... выражен глаголом 1-го лица, и благодаря этому мы понимаем, что______________________________________

Упражнение 31. Составьте или подберите примеры к схемам из упр. 238 в «Практике»._________________________________________________________

Упражнение 32. Вспомните считалку из «Сказки об умном мышонке» С.Я. Маршака. Какие синтаксические особенности этого текста делают его ритмичным и очень динамичным? Прочитайте считалку вслух.

Я – зверек,
И ты – зверек,
Я – мышонок,
Ты – хорек,

Ты хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон!

1. Какое это предложение по числу грамматических основ? 2. Подчеркните главные члены предложения. 3. Словами каких частей речи выражены подлежащие и сказуемые? В чем особенность сказуемого в последней грамматической основе?

Упражнение 33. Какое экономное синтаксическое средство использовал А.С. Пушкин, чтобы не повторять одно и то же подлежащее в приведенном отрывке из сказки?

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До света все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит...

1. Подчеркните главные члены предложения. Сколько грамматических основ они составляют? Прочитайте каждую из них.
2. Проверьте себя при помощи следующих схем:

3. Подчеркните в тексте второстепенные члены предложения. В случае затруднений обращайтесь к таблице на с. 82 «Практики».

Упражнение 34. Готовясь к изложению (см. задание к упр. 274 в «Практике»), впишите в данный текст недостающие буквы и знаки препинания, а затем проверьте правильность выполнения задания по тексту («Практика», с. 88–89).

Этот случай пр_изошел недавно. Овечье стадо п_слось д_леко в г_рах когда п_стух неожиданно п_терял сознание.
С_бака, ст_р_жившая стадо, про_вила ре_кую сообр_зительность. Сначала она загн_ла овец в стойло. Потом вернул_сь обратно на пас(?)бище и оттуда пот_щила св_его х_зяина вни_, к с_лению.
(В)скоре ж_тели горн_й дер_вушки увидели что с_бака прив_локла к порогу дома пот_рявшего сознание человека. Они тотчас(же) п_слали за доктором.

Подчеркните члены предложений 1-го абзаца. В каких случаях вы предпочли подчеркнуть как один член предложения сочетание слов, чтобы членение предложения было более осмысленным?

Упражнение 35. Прочитайте шуточное стихотворение Раима Фархади и попробуйте определить, с какой целью оно приведено здесь.

ЧТО ЖЕ ТЫ, ДЕДУШКА, НАРИСОВАЛ?

Как-то к художнику внук прибежал.
Деду художнику внук рассказал:
– Утром на улице шумный поток.
По тротуару бегут со всех ног
Школьник с портфелем, охотник с ружьем,
Бабушка Настя с большим утюгом,
Сторож с метлою, соседка с ведром,
Рыжая кошка с пушистым хвостом!..
Дед удивился. И краски достал.
Тут же картину нарисовал:
Утром на улице шумный поток.
По тротуару бегут со всех ног.
Школьник вовсю на уроки спешит.
Рядом портфель неуклюжий бежит.
Храбрый охотник идет в сапогах,
Скачет ружье на коротких ногах.
Бабушке Насте гулять недосуг:
Следом за ней ковыляет утюг...
Сторож шагает, закончив дела,
Движется лихо вприпрыжку метла.
Резво соседка подходит к метро,
Мчится за нею вдогонку ведро.
Рыжая кошка идет через мост,
Рядом пушистый торопится хвост.

Попробуйте объяснить художнику, какая синтаксическая ошибка помешала ему правильно отразить на рисунке то, о чем рассказал мальчик. Более наглядно выявить ошибку помогут следующие схемы:

Какой вопрос является морфологическим: помогает определить падеж имени существительного? А какой вопрос является синтаксическим: помогает выявить смысловые отношения между членами предложения и определить синтаксическую роль слова, которое зависит от имени существительного?

Упражнение 36. Прочитайте сказку, которую сочинил ваш сверстник. По каким особенностям содержания и языка ее можно признать сказкой?

КАК ТОМ И ДЖЕРРИ ПОБЕДИЛИ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО

На одном сказочном материке находились два государства. Одно кошачье, в другом жили мыши. Двумя государствами правил Кощей Бессмертный. Кощей разжигал войну между кошками и мышками. Страдали от войны все. В каждой кошачьей семье плакали котята и в семьях мышей было горе.
Однажды котенок Том решил узнать с кем воюют его отец и старший брат. Он тайком перешел границу, и попал в мышиное государство.
Первым, кого он увидел, был мышонок по имени Джерри. Они сразу понравились друг другу и стали думать, как спасти их страны от войны.
Джерри предложил пойти в страшный дремучий лес к его бабушке Крысе и спросить совета о том, как избавиться от Кощея. Шли они два дня и две ночи, и наконец пришли. Бабушка Крыса сказала что больше всего на свете Кощей боится запаха роз. Она дала Тому и Джерри мешочек с семенами чтобы те засеяли ими поле.
Том и Джерри так и сделали. Когда аромат цветущих роз стал кружить над обеими странами, Кощей в страхе покинул трон и исчез навеки.

1. Понравилась ли вам сказка? Можно ли назвать ее доброй? Почему? 2. Вы, наверное, уже заметили, что в тексте сказки есть пунктуационные ошибки? Представьте себе, что вы должны помочь автору найти и исправить их. Какие действия в тексте нужно произвести, чтобы объяснить пунктограммы?

Проверьте себя: 1) в тексте сказки допущено 6 пунктуационных ошибок; 2) ошибки связаны с двумя пунктограммами (не разделяются запятой однородные члены предложения, соединенные одиночным союзом и; разделяются запятой части сложного предложения, имеющие свои грамматические основы).

Упражнение 37. Составьте словарный диктант по тексту предыдущего упражнения. Обозначьте известные вам орфограммы. Подготовьтесь к самодиктанту (на доске или в обычной тетради записываете отобранные слова по памяти)._______________________________________________________________

Упражнение 38. Подчеркните члены предложения. Будьте внимательны: есть опасность ошибок! Чем они могут быть вызваны?

1) Сквозь облако солнце бросало лучи. (С.Маршак)
2) От этой мысли Петьке стало не по себе. (А.Гайдар)

Словосочетание

Упражнение 39. Отгадайте загадки. Какие словосочетания помогают это сделать? Благодаря каким особенностям словосочетаний можно узнать предмет, имя которого не названо в загадке?

1) Чудесами славится, детям очень нравится.
2) Комочек пуха, белое ухо, прыгает ловко, любит морковку.
3) Полевой цветок народный, для гадания пригодный.
4) Этот маленький дружок мне стереть помарку смог.
5) Зимой спит – летом ульи ворошит.

Выберите из текста загадок и запишите словосочетания, которые соответствуют следующим схемам:

1) прилаг. + сущ.;
2) глаг. + сущ. в вин. п.;
3) глаг. + сущ. в тв. п.
4) глаг. + сущ. в дат. п.;
5) глаг. + нареч.;
6) глаг. + нареч.

Если выписанные словосочетания ввести в предложения, какими членами предложения станут зависимые слова? Подчеркните их как члены предложения.______________________________________________________________________

Упражнение 40. Вам встречались рассказы (в журналах, газетах) или передачи (по радио, телевидению), в конце которых пишется или говорится «Продолжение следует»? Попробуем и мы так поступить. Приводим начало сказки Татьяны Рождественской «Приключения черного котенка». В других разделах будет печататься продолжение. А пока прочитайте начало и попробуйте предположить, как будут развиваться события.

Жил-был на свете черный котенок с большими зелеными глазами. Глаза были очень красивыми, но именно из-за них у котенка происходили разные мелкие и крупные неприятности. Самая большая неприятность состояла в том, что с ним никто не хотел дружить.
– Отойди от меня подальше, – крякала утка, – твои зеленые глаза похожи на маячок. Любой ястреб заметит. Прочь, прочь, прочь! Разве не видишь – у меня детки?!
И собака не захотела дружить.
– Утка права, – вздохнула собака, – глаза действительно горят, как изумруды. А соседский пес такой насмешник! Обязательно съязвит, что я дружу с зелеными фарами.
– Мяу! – удивился котенок. – Зеленые фары – это кто?
– Кто, кто! Вот непонятливый! Твои глаза, конечно. Лучше посмотри на себя в лужу.
Расстроился котенок, свернулся клубочком и закрыл глаза. Вдруг...

(Продолжение следует)

1. Какая особенность котенка привлекала и вместе с тем отталкивала других персонажей сказки? При помощи какой единицы синтаксиса она названа? Запишите: ___________________________________
2. Отвечая на предыдущий вопрос, вы имели право записать такие словосочетания (или одно из них): зеленые глаза; большие зеленые глаза; котенок с зелеными глазами; котенок с большими зелеными глазами; черный котенок с большими зелеными глазами. Какое из этих словосочетаний наиболее полно отражает примечательную внешность котенка? Почему зависимый член приведенных выше словосочетаний мы можем обозначить условным знаком определения?
3. Приготовьтесь к самодиктанту по первому абзацу текста (см. памятку в упр. 19).

Упражнение 41. Образуя словосочетания, мы должны учитывать сочетаемость слов по значению. Покажите это, подбирая к данным прилагательным подходящие по значению существительные. Не забудьте, что слова в словосочетании должны быть связаны не только по значению, но и по грамматической форме.

Каштановый, коричневый, карий, каурый.
Глаза, локон, жеребенок, мех, челка, прядь, лошадь, ткань, очи, волосы, цвет._________________________

Предложения с однородными членами

Упражнение 42. Задание подобрать примеры предложений с однородными членами один из учеников выполнил так:

1) Хороши, чисты русские снежные зимы.
2) Скрылись подо льдом большие и малые реки.
3) Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные ночи!
4) Крепок ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев.
5) Зайцы-русаки ночами бегают по полям, откапывают хлебную озимь, оставляют на снегу путаные следы.

(По И.Соколову-Микитову)

1. Правильно ли выполнено задание? Что нужно сделать, чтобы доказательно ответить на вопрос? Поможет вам следующий план действий:

а) найти и подчеркнуть главные члены предложения; если в предложении при одном подлежащем есть два (или более) сказуемых или при одном сказуемом два (или более) подлежащих, эти предложения (закончите вывод и в скобках запишите номера соответствующих ему предложений)_______________________________;

б) установить связи между остальными словами в предложении и подчеркнуть второстепенные члены; если два второстепенных члена (или несколько) подчеркнуты одинаково, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова в предложении, это (закончите вывод и запишите номера соответствующих ему предложений)________ ___________________________________________ ;

в) рассмотреть случаи, когда в предложении есть два (или более) члена предложения, подчеркнутых одинаково, но отвечающих на разные вопросы и (или) зависящих от разных слов. Такие члены предложения (закончите вывод и укажите номер соответствующего ему предложения)____________________________________

Номер какого предложения вам пришлось указывать дважды? Почему?___________________________

2. Забегая вперед! Вас, наверное, удивило, что в первом предложении определения при подлежащем зима не разделены запятой, хотя на первый взгляд отвечают второму выводу. Так ли это? Рассмотрите, как связаны слова в словосочетании русские снежные зимы:

Определение снежные зависит непосредственно от существительного зимы, а определение русские относится к словосочетанию снежные зимы. Таким образом, определения при слове зимы неоднородные. Попробуйте вставить между этими определениями союз и, получится бессмыслица.

Упражнение 43. В предложениях из предыдущего упражнения подчеркните пунктограммы и объясните расстановку знаков препинания.

Упражнение 44. Рассмотрите графическое обозначение интонации предложения с однородными членами. Попробуйте «прочитать» условные знаки интонации.

Упражнение 45. Благодаря тому, что однородные члены предложения позволяют устранять однообразное повторение одних и тех же слов, а также интонационным особенностям, предложения с однородными членами часто используются в художественных текстах для создания энергичного, динамичного ритма. Подготовьтесь прочитать выразительно стихотворный текст, предварительно расставив недостающие знаки препинания.

Если высушить цветок и травинку и листок, то получится гербарий. Если в дом сложить планеты Солнце звезды и кометы – выйдет славный планетарий! Нарисуйте вместе страны континенты океаны – будет карта полушарий... Ну а если кто-то плачет после каждой неудачи: широко откроет рот – и ревет ревет ревет... Слезы льются не кончаются Что при этом получается Получается реварий.

(Сидор Тяфф)

1. Значения каких слов вы не знаете? К какому словарю можно обратиться за справкой? Какого слова не окажется в словаре? Почему? Понятно ли его значение? Благодаря чему? 2. Что вы учитывали, расставляя знаки препинания? 3. Как следует уточнить задание к упр. 293 из «Практики», чтобы оно подошло к данному выше тексту? Дайте обоснование своего ответа.

Упражнение 46. Прочитайте приведенные ниже тексты и попытайтесь определить, по какому признаку они подобраны. Какие задания к ним можно предложить?

1) Все вокруг нравилось Олегу Дмитриевичу и студеное утро и жарко нагоревший костер и чай с горьковато напревшим брусничником и дядька этот, с виду только ломовитый, а в житье – просмешник и добряк. (В.Астафьев)

2) Мы стали активно работать в юннатском кружке дежурили в живом уголке сделали две скворечни и повесили их у нас в саду на деревьях работали на пришкольном участке – сажали цветы и деревья. (Н.Носов)

3) Пока он сидел, вся его семья хлопотала в горнице и на кухне, готовя праздничное угощение. Иванов рассматривал все предметы дома по порядку стенные часы шкаф для посуды термометр на стене стулья цветы на подоконниках русскую кухонную печь. Долго они жили здесь без него и скучали по нем. (А.Платонов)

1. Вы испытывали некоторые затруднения при чтении? Почему? Устранило ли помехи выполнение заданий, которые вы сформулировали самостоятельно? 2. Найдите в каждом отрывке предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. Обозначьте, какими членами предложения они являются.
Пусть вас не смущает, что некоторые члены предложения в однородном ряду выражены не отдельным словом, а словосочетанием (являются распространенными членами предложения), например: рассматривал (кого? что?) все предметы дома: стенные часы, шкаф для посуды... 3. Выпишите из текстов слова, интересные для орфографического разбора.

Упражнение 47. Продолжим чтение сказки «Приключения черного котенка»? (Начало см. в упр. 40.) Совпадет ли ваш вариант продолжения с авторским?

Вдруг... кто-то тихонько тронул его за нос. Котенок приоткрыл один глаз, потом другой... Никого! Только задремал, кто-то стал трогать его за усы.
– Что же это такое?! – испугался котенок. – Кто же это такой?! Ты кто и чего тебе от меня надо?
– Я твой друг, – сказало загадочное существо и заглянуло в глаза котенку сначала справа, потом слева.
– А-а-а! – сказал котенок. – Я догадался, кто ты. Скорее всего ты уж. Но, может быть, ты змея?
– Нет, я не змея, не уж и не садовый шланг. А давай поиграем в тайну? Гораздо интереснее, если ты до поры до времени не будешь знать, кто я такой. Согласен?
– Согласен, – успокоился котенок, – тогда побежали на луг. Там хозяйка пасет козочку. Если вежливо попросить, она угостит нас молочком.
Когда котенок пробегал мимо утки с утятами, то увидел, что к ним крадется соседский кот-воришка. Котенок выгнул спину дугой и прошипел совсем как взрослый кот:
– Ш-ш-ш-слуш-ш-шай! Ну-ка пош-ш-ш-шел вон с наш-ш-шего двора! Разве ты не знаешь, что рядом со мной друг-невидимка?! Ох и достанется тебе от нас!
Кот поджал хвост и нырнул в щелку забора.

(Продолжение следует)

1. Почему изменились настроение и поведение котенка? В чем это выразилось? 2. Что вам помогло прочитать отрывок выразительно? Какие знаки препинания вы уже можете объяснить? 3. Найдите предложения с однородными членами. Подчеркните однородные члены как члены предложения. 4. Обозначьте в тексте все известные вам орфограммы.

Упражнение 48. Прочитайте высказывание и поверьте: его содержание очень полезно усвоить!

Справедлива старая истина: ничто не обходится столь дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сердечное слово может ободрить, вселить надежду, вдохновить. Грубый же окрик нередко выбивает из колеи.

1. Как вы понимаете значение слова вежливость? Почему это понятие связывают с языком, речью? Приведите примеры, как вежливость (или невежливость) проявляется в речи. 2. Подготовьтесь записать это высказывание по памяти.

Упражнение 49. Проверьте себя по тексту.

1. Выберите наиболее полную и точную формулировку пунктуационного правила. Отметьте ее знаком «+»:

а) однородные члены всегда разделяются запятыми;
б) однородные члены предложения разделяются запятыми, кроме тех случаев, когда они связаны одиночным союзом и, или, либо;
в) однородные члены не разделяются запятой, если связаны одиночным союзом и.

2. Укажите предложение, в котором однородные члены предложения связаны при помощи повторяющегося союза и.

а) Мы сидели с Мишкой и Аленкой на песке около домоуправления и строили площадку для запуска космического корабля.
б) И я тогда не стал с ним спорить, и мы прекратили всякие ненужные разговоры и принялись за работу.
в) Мы достали разных красок, и несколько кусочков жести, и гвоздей, и веревочек, и протянули эти веревочки вдоль ракеты, и жестянки прибили к хвостовому оперению, и подкрасили длинные полосы по всему бочкиному боку, и много еще чего понаделали...

(В.Драгунский)

3. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания. Отметьте надстрочным знаком «х» слово, от которого зависят однородные члены предложения, и подчеркните зависящие от него однородные члены как члены предложения.

1) Ночь уходит на покой и уводит за собой и сверчка и светлячка и ночного мотылька.
2) Те, кто ночью залетали к нам в раскрытое окно, трепетали стрекотали где-то спят давным-давно.
3) Пряча в складки запах сладкий, лепесток за лепесток, сам себя укрыл украдкой и уснул ночной цветок. (В.Берестов)

Предложения с обращениями и вводными словами

Упражнение 50. В § 22 «Теории» найдите абзацы, в которых говорится:

а) о назначении (роли) обращения. Закончите предложение: Обращение называет того,________________;

б) о способе выражения обращения. Закончите предложение: Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Закончите предложение: Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Закончите высказывание: Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

Составьте предложение с обращением и расскажите, по каким признакам вы отличаете его от подлежащего. Особенности интонации обращения покажите при помощи схемы (см. образец в упр. 308 «Практики»).

Упражнение 51. Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?
(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)
Проверить, правильно ли вы поняли и выполнили задание, вам поможет следующее упражнение.

Упражнение 52. Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:

...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 53. Упражнения 312 и 313 из «Практики» подсказывают, в каком жанре письменной речи, как правило, используются обращения.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 54. Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы (см. § 22 «Теории»). Прочитайте поэтические строки, расставьте недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)
2. Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)
3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев)
4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов)
5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 55. Предлагаем вам следующий отрывок из сказки «Приключения черного котенка» (см. предыдущие части в упр. 40 и 47). Прочитайте текст и попробуйте догадаться, почему в этом разделе вам предлагается данный отрывок.

– Спасибо, Зеленые глазки, – крякнула утка, – хочешь, поиграй с моими утятами.
– Некогда! У меня появился новый загадочный друг. Пока!
– Дорогой котенок! Зеленые глазки! – остановила его собака. – Видишь, как закрутилась цепь. Никак не достану до миски с водой. Жарко!
Лапки у котенка ловкие, мягкие. Быстро цепь распутали.
– Спасибо, друг, – смущенно сказала собака, – давай дружить!
– Спасибо! – улыбнулся котенок. – Но сейчас мне некогда дружить. Мы с другом-невидимкой идем на луг. Славно поваляться в жару на травке!
Прибежал котенок на луг, а хозяйка сидит и плачет. Коза потерялась!
– Не плачь, – сказал котенок, – я и мой друг быстренько ее отыщем.
Побежали они туда-сюда, за лесок, за кусток и нашли козу. Она стояла в речке и преспокойненько пила воду.
– А ну-ка марш к хозяйке! – рассердился котенок. – А то мы с моим другом...
– Не сердись, котенок Зеленые глазки! – дружелюбно сказала коза. – Я и не думала убегать. Попить захотелось! Ладно, побегу к хозяйке...
– Может, и мы попьем водички? – обратился котенок к другу-невидимке. Нагнулся над водой и...

(Окончание следует)

1. Вы уже догадались, кого или что увидел в воде котенок? И, наверно, с нетерпением ждете заключительную часть сказки, чтобы проверить правильность своего «прогноза»? 2. Найдите в данном тексте предложения с обращениями. Как в них отразилось изменение отношения к котенку всех персонажей сказки? Почему это отношение изменилось? Чем объяснить смущение собаки? Отметьте в тексте обращения условными знаками (см. с. 100 в «Практике»). Объясните пунктуационное оформление обращений. 3. Чем вызвано обилие восклицательных знаков в данном отрывке? Объясните известные вам пунктограммы. 4. Выпишите из текста слова с известными вам орфограммами, обозначьте орфограммы. Подготовьтесь к словарному диктанту.
_________________________________________

Упражнение 56. С какими группами вводных слов вы познакомились (см. § 23 в «Теории»)? Закончите ответ на этот вопрос.

Мы познакомились с вводными словами, которые выражают
1) ____________ (например:__________________ ______________________________ );
2) ____________ (например:__________________ ______________________________ );
3) указывают на ___________ (например:_______ ______________________________ ). Проверить себя можно по «Практике» (см. с. 104–105).

Упражнение 57. Прочитайте отрывок из рассказа М.Зощенко «Золотые слова» и подумайте, как оценивает автор поведение детей, когда они вмешиваются в разговор старших. Какое словосочетание особенно красноречиво выражает это?

Когда я был маленький, я очень любил ужинать со взрослыми. И моя с_стренка Леля тоже любила такие ужины не меньше, чем я.
Во-первых, на стол ставилась разно_бразная еда. И эта ст_рона дела нас с Лелей особенно прельщала.
Во-вторых, взрослые всякий раз рассказывали интересные факты из св_ей жизни. И это нас с Лелей заб_вляло.
Конечно, первые разы мы в_ли себя за ст_лом тихо. Но потом осм_лели. Леля стала вмешиваться в разг_воры. Тараторила без к_нца. И я тоже иной раз вст_влял св_и зам_чания.

1. Отметьте в тексте вводные слова (условные знаки подчеркивания см. на с. 103 и 105 «Практики»). Объясните пунктуацию при вводных словах. Какую роль они играют в организации текста? 2. Вставьте недостающие буквы. Выпишите слова, над правописанием которых вы работали. Назовите орфограмму и покажите способ проверки написания. Что вы запишете рядом с проверяемым словом?

Упражнение 58. Просмотрите текст: чего в нем недостает? Сформулируйте самостоятельно задание и выполните его.

Однажды вечером я сидел во дворе возле песка и ждал маму. Она наверно задерживалась в институте или в магазине или может быть долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли и все ребята пошли с ними по домам и уже наверно пили чай с бубликами и брынзой а моей мамы все еще не было... (В.Драгунский)

1. Что помогает передать неуверенность говорящего, предположительность его высказывания? Обозначьте в тексте вводные слова. Проверьте, выделили ли вы их запятыми.
2. Почему в одном случае перед союзом и нужно поставить запятую, а в других – нет? Что нужно обозначить в тексте, чтобы доказательно ответить на вопрос?
3. Рассмотрите подчеркнутые орфограммы: что в них общего и что их различает?
4. Что любил мальчик есть на ужин? Об этом не сказано в тексте, но если вы умеете улавливать подтекст, то догадаетесь!

Сложное предложение

Упражнение 59. Что нужно найти в предложении, чтобы решить, простое оно или сложное? Как это показано в упр. 329 «Практики»?
Закончите вывод из своих наблюдений: В простом предложении __________ грамматическая основа, в сложном предложении – _______________________. Следовательно, начинать анализ предложения, чтобы решить, простое оно или сложное, нужно___________ _____________________________.

Упражнение 60. Можно ли утверждать, что сложное предложение всегда более уместно, более выразительно, чем простое? Прочитайте! Вслушайтесь! Запомните!

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.

День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(М.Цветаева)

1. Благодаря каким особенностям предложений каждый стих – словно энергичный, яркий мазок в картине? Покажите в тексте признаки простых предложений. 2. Потренируйтесь в выразительном чтении этой удивительной миниатюры и подготовьтесь записать ее по памяти.

Упражнение 61. Сколько предложений использовал А.С. Пушкин, чтобы создать объемную картину меняющегося зимнего пейзажа?

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела, –
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

1. Что вы сделаете, чтобы доказать, что данный текст – одно сложное предложение?
2. Объясните расстановку знаков препинания. Попытайтесь истолковать еще не изученные пунктограммы: к какому знаку по своей роли приближается точка с запятой? Что обозначает двоеточие? На границе каких двух противопоставленных картин употреблено тире?
3. Укажите бессоюзную и союзную связь частей сложного предложения.
4. Подготовьтесь прочитать текст так, чтобы ваш слушатель увидел смену картин и почувствовал настроение автора.

Упражнение 62. Проследите, как меняется синтаксический строй речи от одной части текста к другой. Чем это вызвано?

Позвякивают удила, стучат кованые копыта о коренья. Мчится жеребец с седоком на спине...
Все отрадней и громче фыркает Яшка, выбрасывая из ноздрей стоялый дух конюшни. Все громче стучат его копыта. Все звонче ветер в ушах. Все стремительней его бег. Ликует сердце Яшки, и кажется ему – никогда уж он не остановится, а все будет лететь и лететь по бескрайней тайге, вдыхая ее животворный дух, и все в нем будет петь, радуясь раздолью, свободе и живому миру.

(В.Астафьев)

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Обратите внимание на однотипный порядок следования подлежащего и сказуемого в большинстве конструкций – какого эффекта достигает автор благодаря этому?
2. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение.
3. Внимательно рассмотрите, что соединяют союзы в последнем предложении. Какое это предложение по числу грамматических основ? Чем осложнено?
4. Подготовьтесь к самодиктанту.

Упражнение 63. Восстановите текст (впишите недостающие буквы и знаки препинания, раскройте скобки).

Это случил_сь после того как взорв_лась п_ровая машина которую мы с Мишкой делали из к_нсервной банк_. Мишка слишком (на)грел воду банка лопнула и горяч_м паром ему обожгло руку. Хорошо, что Мишкина мама тут же намазала ему руку нафталановой мазью. Это очень хорошее средство. Кто (не)вер_т пусть сам (по)пробует. Только мазать нужно сейчас(же) как обожжеш(?)ся пока (не)сошла кожа.

1. Вы заметили юмор в тексте? При чтении каких предложений вы улыбнулись?
2. Найдите сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, составьте их схемы по образцу из упр. 334 «Практики».

Предложения с прямой речью. Диалог

Упражнение 64. Представьте себе: нужно подготовить сообщение на тему «Роль пословиц в речи». Сделайте несколько заготовок, подбирая к словам автора, вводящим прямую речь, подходящие по смыслу пословицы и оформляя их как прямую речь.

Пословицы делают речь выразительной. Недаром говорится:____________________________________.

Многие пословицы посвящены тому, как речь характеризует человека, как в ней отражаются черты его личности, например:_________________________________________________________.

Пословицы учат, как ими пользоваться:____________________________________________.

1) Без углов дом (не)строит(?)ся, без пословицы речь (не)молвится. 2) Пог_ворка – цв_точек, пословица – яго_ка. 3) Пословица к слову молвит(?)ся. 4) Красна реч(?) пословицами. 5) Не всякая пословица при всяком молвит(?)ся. 6) На твою спесь пословица есть. 7) Язык – в_сы ума.

1. Подчеркните главные члены предложения в тексте пословиц. Что вы обнаружите благодаря этим действиям? Что сможете объяснить?
2. Какие приемы решения орфографических задач применили?

Упражнение 65. Пришла пора привести окончание сказки «Приключения черного котенка» (см. предыдущие части в упр. 40, 47, 55), и вы наконец сможете проверить, оправдались ли ваши предположения: кто пришел на помощь герою сказки? А на самом деле что изменило положение котенка среди окружающих? Чему учит эта сказка?

...увидел своего загадочного друга.
– Ах ты, хвостище, хитрище, плутище!!! – закричал котенок. – Ловко же ты надул меня!
– Не сердись на меня, – смиренно сказал хвост, – уж очень мне обидно стало, что с тобой никто не хотел дружить. Теперь я тебе не нужен и буду тихо сидеть сзади.
– Э-э-э, нет! – возразил котенок. – Я всегда буду с тобой играть.
Котенок Зеленые глазки выполнил свое обещание. Не проходило часа, чтобы он не принимался гоняться за своим хвостом. И чем он быстрее крутился волчком, тем быстрее убегал от него его собственный хвост. Все давным-давно полюбили котенка, и каждый был рад поиграть с ним. Но хвост так и остался самым лучшим, самым надежным его другом...

1. Какая часть текста представляет собой диалог? Кто в нем участвует? Прочитайте по ролям реплики диалога.
2. Проработайте орфографию и пунктуацию последнего абзаца.
3. Напишите сочинение на тему «Чему учат приключения черного котенка?».

Для выполнения этого задания советуем:
1) еще раз прочитать всю сказку целиком;
2) отобрать самые важные с вашей точки зрения эпизоды и сделать выводы, для чего приводится каждый из них;
3) постараться запомнить последовательность их изложения (для этого полезно составить план);
4) обратить пристальное внимание на использованные в тексте синтаксические конструкции (выразительные словосочетания, простые и сложные предложения, разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращениями и вводными словами, на диалоги, на яркие сравнения – помните, зеленые глаза, похожие на маячок; горят, как изумруды?) и на «неравнодушные» слова (сравните, например: вздохнула собака, отказывая котенку в дружбе, и смущенно сказала собака, предлагая котенку дружбу; котенок Зеленые глазки; дружелюбно сказала коза; хвостище, хитрище, плутище и др.).

Упражнение 66. Внимательно прочитайте свое сочинение и оцените его по таким пунктам:

1. Удалось ли ответить на вопрос, заключенный в теме сочинения?
2. Достаточно ли убедительно обоснованы выводы по теме?
3. Соблюдена ли последовательность в рассуждениях и их обосновании?
4. Отражается ли в сочинении разнообразие языковых средств, уместно используемых в исходном тексте?
5. Соблюдены ли нормы орфографии и пунктуации в сочинении?

Если вы увидели недостатки в своей работе, устраните их!

_____________________

* Для краткости условимся называть компоненты учебного комплекса так: «Теория», «Практика», «Речь».

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Пластика ОКОН». Компания уже более 10 лет занимается производством и установкой пластиковых окон. Используя при изготовлении окон только качественные комплектующие от производителей с мировым именем, «Пластика ОКОН» быстро завоевала одно из лидирующих позиций на российском оконном рынке. Вы можете перейти по этой ссылке и оформить заявку прямо сейчас. Также Вас, несомненно, заинтересуют многочисленные акции и гибкая система скидок, которые предлагает компания.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru