Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2002

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

С.ЕВГРАФОВА


ЗАГАДКА ЕКАТЕРИНЫ

(Тест для старшеклассников)

Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки и раскрывая скобки.

В конце XX века мы особен_о остро ощущаем что история это един_ый (н_)разрывный процес_ и каждый миг настоящего тысячами (н_)вид_мых нитей связ_вает нас с проше_шим даже с очень далеким. И (по)тому события второй половины XVIII века нам вовсе (н_)безразличны а (на)оборот очень важны ибо иные проблемы той поры актуальны и сегодня а многие мысли и суждения Екатерины II звучат так свежо и современ_о буд(то) высказан_ы только вчера. И лишь арх_ичное постр_ение фраз и (старо)модные обороты (н_)пр_вычные для нашего уха выд_ют автора (давным)давно покинувшего грешную землю.
Сколько(бы) десятков самых сер_езных умных и глубоких докладов (н_)было написан_о для научных конф_ренций (на)верное (на)вс_гда останет_ся «загадка Екатерины». Ибо как(же) иначе назвать то что во второй половине XVIII века в России стране с такими устойч_выми традициями на троне ок_залась женщина да (к)тому(же) (н_)имевшая ровно (н_)каких прав на пр_стол да (к)тому(же) свергнувшая с него собствен_ого мужа закон_ого государя да (к)тому(же) иноземка до конца жизни говорившая с неме_ким акцентом? И (н_)просто ок_залась но в эпоху дворцовых переворотов (то)есть (во)время когда уд_ржат_ся на троне было (н_)так(уж) просто пр_бывала на нем долгие (три_цать)четыр_ года пока (н_)сошла в могилу оставив по себе такую память что даже извес_ный своим мрачным взглядом на рус_кую историю Петр Чаадаев вынужден был признать «Излишн_ говорить о царствовани_ Екатерины II носивш_м столь национальный характер что может быть еще (н_)когда (н_)один народ (н_)от_ждествлялся до такой степен_ со своим правительством как рус_кий народ в эти годы побед и бл_г_денствия».
Жизнь всякого человека загадка и даже сам он к сож_лению (н_)вс_гда (в)состояни_ об_яснить свои поступки. (Тем)более (н_)пост_жима жизнь человека отдален_ого от нас веками истории. Но ос_знание этого п_р_докса (н_)может служить пр_градой нашему желанию познать прошлое и (по)тому стоит попробовать (в)новь пр_гл_дет_ся к долгой наполнен_ой яркими событиями жизни Екатерины II к п(е,и)р(е,и)п(е,и)тиям ее су_ьбы к мыслям и поступкам императрицы. И тогда быть может завеса тайны (н_)много пр_откроет_ся и мы если (н_)пр_к_снемся к истине то по крайней мере ощутим что она близко.

(335 слов)
А.Каменский (с сокращениями)

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы: просв_щенный абсолютизм; посв_щенный в тайны двора.

2. Допишите окончания в соответствующих словоформах: в Табел_ о рангах было четырнадцать классов; Проследи, чтобы в табел_ были сведения о заболевших.

3. Расставьте в отрывке знаки препинания и подчеркните в нем все вводные слова:

Принцесса была любознательна однако не все ответы пастора удовлетворяли ее. Так однажды она вступила с ним в жаркий спор отстаивая право великих мужей древности не приобщенных к христианству на жизнь в раю. Нрав у нее был горячий и поэтому ей нередко попадало от строгого наставника а между тем он знал что у него не было более усердной ученицы.

4. Покажите слитное/раздельное/дефисное написание выделенных сочетаний:

Иногда (давно)прошедшее время влияет на сегодняшние события; эпоха (русско)турецких войн миновала; плюсквамперфект называют иначе (давно)прошедшим временем; это (широко)распространенное заблуждение; проект сулит большие (военно)политические выгоды; он был дружен с (велико)княжеским семейством.

 

Рейтинг@Mail.ru