Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2002

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

О.В.СОБОЛЕВА,
г. Курск


Как в учебнике решается задача обучения пониманию

В течение многих лет работая над созданием учебных книг для школьников, авторы концепции «Русская филология» пришли к выводу: нередко наши дети безграмотны, потому что они – плохие читатели. Самые лучшие учебники и программы не решат проблемы повышения грамотности, если не будет решена другая проблема. Это проблема обучения школьников пониманию текста, приемам самостоятельной работы с книгой.

Подобные размышления привели авторов к необходимости психологического исследования особенностей понимания текста. Его итогом стало создание «модели идеального читателя», то есть подробное описание того, как работает с текстом читатель-мастер. Затем была разработана психологически обоснованная система приемов обучения пониманию текста. Наиболее полно эти сведения изложены для учителя в книгах Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой «Когда книга учит» (М., 1991); «Как учить работать с книгой» (М., 1995); «Дорога к книге» (М., 1996).

Как помочь ученику учиться, а учителю учить пониманию текста? Отвечая на этот вопрос, авторы нашли два пути. Во-первых, можно создать для школьников специальные учебные книги1. Во-вторых, эту задачу может решать учебник русского языка.

Представляемый учебник для 5-го класса знакомит школьника не только с грамматическими правилами, но и с правилами, помогающими ему становиться грамотным читателем. В учебник включены также небольшие познавательные и художественные тексты для выполнения заданий, обучающих работе с книгой.

Как реализовано в учебнике обучение пониманию текста? С одной стороны, само изложение учебного материала строится в соответствии с закономерностями процесса, направленного на понимание. С другой стороны, приемы понимания текста в учебнике русского языка являются не просто эпизодическими заданиями, а параграфами учебной книги. В этом легко убедиться, ознакомившись с оглавлением учебника («Немного о пересказе», «О самой главной мысли», «О воображении», «О кратком пересказе» и т.д.)

В данном учебнике, как и в книгах серии «Учимся понимать текст», излагается теоретический материал о приемах понимания, подобраны или специально созданы тексты для упражнения. Учебник не оставляет ученика один на один с заданием на понимание. Если задание дано, то, как правило, есть объяснение, КАК его выполнять, а в разделе «Ответы» есть материал для проведения самоконтроля.

Какие приемы работы с книгой содержит данный учебник?

Авторы «модели идеального читателя» условно разделяют работу над пониманием текста на три этапа: до начала чтения, во время чтения и после прочтения текста. Основной прием первого этапа – работа с заголовком. Стержнем второго этапа является диалог с текстом и сопутствующая ему работа. Третий этап начинается с выделения главного в тексте, на основе чего составляются план, краткий и подробный пересказ. Над этими и некоторыми другими приемами ведется работа на страницах рассматриваемого учебника.

Однако начинается понимание с вычитывания, вычерпывания смыслов из каждого слова, словосочетания, предложения. Поэтому в учебнике значительное место отводится вниманию к слову. Сложные новые для ученика слова выписываются в словарик (рубрика «В копилку слов»). Наряду с лингвистическими терминами проводится работа со словами и выражениями, которые могут быть непонятны школьнику: объясняются их происхождение, особенности употребления в прямом и переносном смысле, многозначность.

Так, в тексте о начале дороги к письменности употребляются в прямом смысле словосочетания «медвежий угол» и «медвежья услуга». Далее детям предлагается задание: объяснить, в каком значении обычно используют эти выражения. Проверка ответа позволяет ученику уточнить их переносный смысл. Кроме того, в ответе рассказывается, что выражение «медвежья услуга» пришло из басни И.А. Крылова «Пустынник и Медведь».

Основным приемом понимания по ходу чтения является диалог с текстом. Он состоит в поиске скрытых в тексте вопросов, выдвижении своих предположений-ответов, проверке предположений по тексту (то есть в осуществлении самоконтроля). Просматривая учебник, нетрудно заметить, что в нем путь к правилу лежит через ответы на предлагаемые и самостоятельно заданные вопросы. Учебник постоянно напоминает школьникам: «Когда встретитесь с вопросом, вначале постарайтесь ответить на него сами. А потом читайте дальше и проверяйте, как вы ответили».

Беседуя с текстами учебника, специально построенными в форме диалога, ученик непроизвольно включается в овладение данным приемом понимания. В то же время, выполняя предлагаемые книгой задания, он усваивает операции диалога с текстом осознанно. Как это происходит?

Диалог начинается с заголовка, размышления над которым создают у читателя установку на понимание. С первой своей страницы учебник советует ребенку уже на пороге текста задуматься, о чем пойдет речь:

«Заголовок – это как бы входная дверь. Такие двери есть для входа в каждую главу, а в каждой главе – двери поменьше. На пороге каждой двери попробуйте догадаться, о чем пойдет речь дальше. Вот что об этом говорит напоминалка:

Заголовок – окошко для взгляда вперед.
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.

(С.Бондаренко)»

После заголовка параграфа в учебнике часто появляются вопросы и задания такого типа: «Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте с таким заголовком?» или «Прежде чем читать дальше, подумайте над заголовком». К прогнозированию содержания подталкивает ученика и сама формулировка заголовков в учебнике. Пусковым механизмом размышлений являются названия разделов, глав, параграфов: 1) в форме прямого вопроса («Кто-кто в алфавите живет?», «Как обходились без письма?», «Что такое орфографическая зоркость?»); 2) содержащие скрытый вопрос («Тайны фонемы», «Опасные согласные», «Таинственная фонема <j>»); 3) в образной форме («“Зеркальные” и “незеркальные” слова», «Присмотримся к соседу!», «Масло масляное», «Не проморгайте “карлика” и не разрежьте “великана”, «Пересаженные корни») и т.д.

Задания «Придумай заголовок к тексту» или «Озаглавь текст и сравни свой заголовок с авторским» даются как к учебным, так и к художественным текстам. Учебник проверяет, работает ли ученик с заголовками. Так, одна из глав («Память и грамотность») не имеет подзаголовков, и у ученика выясняется, обратил ли он на это внимание, а затем предлагается придумать названия параграфов. Выполнение подобных заданий связано с другими важными приемами понимания текста, которые используются после чтения. Это выделение основных мыслей, составление плана к тексту.

Особое место в формировании читателя принадлежит умению прогнозировать, предвосхищать события в тексте. Вставляя пропущенные в тексте слова, школьник учится прогнозировать на уровне слова. Работая с незаконченным или деформированным предложением, он прогнозирует на уровне предложения. Рассмотрим, как организуется мыслительная работа, связанная с обучением прогнозированию на уровне текста. С этой целью подбираются или создаются целенаправленно тексты «с тайной», разгадка которой содержится в конце повествования. Чтобы спрогнозировать окончание, необходимо внимательно вчитываться в каждое слово, представлять описываемое в тексте и рассуждать.

Вот один из таких текстов, созданных детской писательницей Т.Крюковой. Он называется «Смертельный удар» (попробуйте свои силы в прогнозировании по заголовку). В начале текста речь идет о дуэли, в которой участвует герой повествования, защищающий честь донны Анны в поединке с сэром Артуром. Текст прерывается после слов: «Внезапно что-то сильно ударило меня в бок. Я резко обернулся и увидел перед собой лицо Артура». Далее ученикам предлагается придумать и записать свое окончание, а потом сравнить его с авторским.

Авторское продолжение таково: «Он был взволнован. Артур толкал меня локтем и указывал куда-то поверх моей головы. Я взглянул в ту сторону и увидел, что прямо надо мной стоит Валерий Степанович, наш учитель по математике. Это был смертельный удар…». Выясняется, что Артурка и Анька – друзья героя текста, приснившиеся ему в романтическом сне. Предугадать подобный поворот событий сможет только очень внимательный читатель, который почувствует ироничный подтекст рассказа и сумеет включить творческое воображение.

Самоконтроль – одна из важнейших мыслительных операций, и в то же время это одна из учебных проблем многих школьников. Занимаясь по учебнику русского языка Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой, ребенок применительно к грамматике постепенно усваивает «правило хорошей работы»: сообразил – проверил – написал. Кроме того, он всегда может осуществить самоконтроль, сверив выполненные задания с ответами, которые находятся в конце каждой главы.

В понимании текста самоконтроль – это проверка своих ответов на вопросы текста, прогнозов о дальнейшем содержании, размышлений над основными мыслями текста. Задания «проверьте себя» – постоянный спутник школьника, работающего с данным учебником: «Проверьте себя, ответив на вопросы», «Найдите в тексте предложения, подтверждающие ваши ответы», «Если вы не знаете, что такое главная мысль, вернитесь на с. 25 (ч. 1)» – и т.п.

Еще один прием, помогающий пониманию по ходу чтения, – это включение воображения. Недостатки в развитии воображения часто являются главным источником непонимания как художественного текста, так и учебного (например, математической задачи). Насколько было активно воображение во время чтения, проконтролировать довольно сложно. Именно поэтому задание включить «мысленный экран», как правило, сопровождается просьбой пересказать текст, нарисовать «увиденное», прочитать текст выразительно.

Задания на включение воображения используются и как сопутствующие грамматическим (прочитайте, представьте, спишите, нарисуйте), и как самостоятельные. Установка на активизацию воображения задается еще до чтения. Так, до начала чтения стихотворения И.Никитина «Утро» ученику предлагается представить меняющуюся картину пробуждения природы, почувствовать, «…какая это радость – прекрасное солнечное утро и человеческий труд». После чтения текста, если захотелось, – нарисовать возникшую в воображении картину, а затем выписать те строки, которые ее иллюстрируют.

Задание на включение «мысленного экрана» часто идет рука об руку с заданием на запоминание, а также является основой подготовки к написанию изложения или мини-сочинения. Вот, например, как идет подготовка к изложению по тексту К.Паустовского «Зарница и заря»: «Прочитайте текст “Зарница и заря”. Постарайтесь представить себе на своем “мысленном экране” то, что в нем рассказано. Перескажите содержание. Потом прочитайте текст снова, обратите внимание на те места, которые вы пропустили при первом чтении, и перескажите все вместе снова. Затем напишите по этому тексту изложение».

В учебнике обращается внимание ребенка на художественные средства, которые помогают авторам оживлять описываемые картины, а читателям – представлять их. Так, в параграфе «Запишем звучание , или Что такое транскрипция» говорится о том, что умение слышать звучание помогает наслаждаться стихами: «…В стихотворении Ф.Тютчева мы слышим не просто шорох деревьев, а шум, когда огромные деревья гнутся от сильного ветра. Деревья оживают, они как бы разговаривают друг с другом. Послушайте.

Лесные гнутся исполины,
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой...

Задание. Спишите стихотворные строки, подчеркните слова с шипящими согласными, которые подобрал поэт, чтобы оживить эту картину».

Как продолжается работа над пониманием текста после чтения? Одним из самых трудных этапов понимания является выделение концепта текста – мыслей, подчиненных главной, которые автор заложил в текст, а читатель должен вычерпать. Выделение главной мысли – результат понимания. В то же время, как показывает практика, самостоятельно многие школьники не могут достичь данного результата. Не случайно поэтому появление в учебнике отдельного параграфа «О самой главной мысли». По ходу работы с учебником ученику постоянно приходится отвечать на вопросы «О чем говорится в тексте?» и «Что говорится?», то есть формулировать основные мысли. Это задание дается в разных формах. Например, «Прочитайте текст и выделите в нем главную мысль», «Подумайте, каков урок текста», «Придумайте заголовок к тексту», «Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль текста». В качестве текстовых материалов используются поучительные истории, басни, побасенки, пословицы.

Пословицам в учебнике уделяется особое внимание, так как этот жанр, как никакой другой, иллюстрирует красоту, богатство и мудрость языка. Помимо традиционных заданий с пословицами («запишите и запомните»), в данном учебнике обязательны задания на понимание: «Какую из пословиц вы можете объяснить?», «Определите тему пословиц», «Попробуйте объяснить смысл пословицы», «Вспомните и запишите пословицы на определенную тему».

Внимание к пословице привлекается с первых страниц учебника. Ученик знакомится с пословицами-«двойняшками», то есть одинаковыми по смыслу, существующими в русском языке и языке африканского народа эве. Детям предлагается творческое задание: создать рисунки, обозначающие знакомые ученику русские пословицы, по аналогии с рисунками к пословицам эве.

Составление плана, пересказа текста относится к приемам, организующим понимание после прочтения текста. Выполняя подобные задания, ученик одновременно решает две обучающие задачи. Во-первых, он серьезно работает над усвоением необходимого учебного материала, а во-вторых, осознанно осваивает приемы понимания текста.

Умение составлять план и пересказ текста формируется постепенно. Вот как происходит обучение пересказу. Вначале детям сообщают теоретические сведения о составлении пересказа. Авторы рассказывают о правилах составления пересказа и в прозе (параграф «О кратком пересказе»), и в стихах:

Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно – много раз.
Это нудно – много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нем:
Что рассказано? О чем?
Что за чем произошло
И к чему все привело?
Прочитайте еще раз –
И запомнится рассказ.

(С.Бондаренко)

В дальнейшем детям предлагается краткий пересказ некоторых глав учебника в готовом виде (в том числе и в стихотворной форме). Затем учебная книга помогает составить такой пересказ, и, наконец, дается задание поработать над пересказом самостоятельно.

В заключение хочется отметить, что, обучая приемам работы с книгой, учебник Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой «Русский язык» для 5-го класса ведет с учеником серьезный разговор о понимании, не забывая, однако, что читающий все же еще ребенок. Отсюда веселые песенки-«напоминалки» (и «обучалки»), занимательные познавательные тексты, несерьезные тексты с серьезными мыслями, задания с улыбкой, тексты-шутки, правила в стихах. Работа с учебником вызывает у ребенка интерес, позволяет учиться пониманию родного языка с радостью. А радостный труд, как известно, успешнее в несколько раз.


1 Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в Страну Книги: Задачник по литературному чтению. В 4 кн. (Серия «Учимся понимать текст»). М., 1998; Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8–11-е кл. М., 2001.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru