Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2002

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Смоленская обл.


Повторяем лексикологию

Уважаемая редакция!
Предлагаю вам дидактический материал по русскому языку для 10-го класса по теме «Лексика», который позволяет одновременно повторять орфографию и пунктуацию. Разноуровневые задания помогают объективно оценить знания учеников, вовремя ликвидировать пробелы. Карточки повышенной трудности отмечены буквой «А».

Лексика с точки зрения происхождения:
слова исконно русские и заимствованные
из церковно-славянского и других языков

К-1 А. Определите, к какой группе слов относятся выделенные церковнославянизмы: 1) церковно-книжные слова; 2) общеупотребительные (книжные); 3) общеупотребительные (нейтральные). Обоснуйте свои решения. Объясните значения слов первой группы. Прокомментируйте значение слова единый в предложении 4.

1. Будущее светло и прекрасно. (Н.Чернышевский) 2. И дым отечества нам сладок и приятен. (А.Грибоедов) 3. По манию твоей руки помчатся грозные полки. (К.Рылеев) 4. Ты сердца единый избранник. (Н.Некрасов) 5. И в час ночной, ужасный час, <...> когда столпясь, при алтаре, вы ниц лежали на земле, я убежал. (М.Лермонтов) 6. В его одежде заметны были вкус и опрятность. (М.Лермонтов) 7. Выйду на озеро в синюю гать. К сердцу вечерняя льнет благодать. (С.Есенин) 8. Мы должны быть ангелы, херувимы и серафимы. Мы братья и сестры милосердия. (В.Панова)

К-2 А. Найдите в примерах церковнославянизмы и определите их стилистические функции: 1) служат средством исторической стилизации; 2) используются для создания торжественного стиля; 3) используются для создания эффекта иронии; 4) являются средством создания речевой характеристики отдельных персонажей.

1. Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! (А.Пушкин) 2. И ныне здесь, в забытой сей глуши, в обители пустынных вьюг и хлада, мне сладкая готовилась отрада: троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я. (А.Пушкин) 3. И он узрел свой старый дом. Покои темные кругом уставил златом и сребром. (М.Лермонтов) 4. Чей глас умолк на братской перекличке? (А.Пушкин) 5. И  вот вожделенная минута наступила. Как ни были забиты обыватели, но и они восчувствовали... Многие разинули рты, чтобы возроптать. (М.Салтыков-Щедрин) 6. Пусть духом мести обуян, восстанешь ты и, свергнув бремя, вещав державные слова, предашь мечу гнилое племя, по ветру их рассеешь семя и воцаришь свои права. (К.Аксаков)

К-3 А. Что вы можете сказать о происхождении подчеркнутых слов? Расставьте знаки препинания. Составьте схемы сложных предложений.

1. Без веры в свои способности в свои силы нельзя браться (н_)за одно дело. 2. Дорога в_лась с холма на холм и было отрадно знать что идешь не просто по дорог_ а по Валдайской возвыше(н,нн)ости где не так уж д_леко от тебя из земли из деревя(н,нн)ой часовни выбивается родник который называется Волга. (О.Берггольц) 3. Степь под ветром могуче и верно дышала во всю свою широченную грудь п_янящим и всегда (не)много грус_ным ар_матом скоше(н,нн)ой травы. 4. В Гороховой улице в одном из больших домов народонаселения которого стало бы на целый уездный город лежал утром в постел_ на своей квартире Илья Ильич Обломов. (И.Гончаров)

К-4 А. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Укажите, по каким признакам можно отнести выделенные слова к церковнославянизмам: 1) фонетическим; 2) словообразовательным; 3) семантическим.

1. Блажен воспел я кто доволен в сем свете жребием своим обилен здрав покоен волен и счастлив лишь собой самим. (Г.Державин) 2. Как (н_)гнетет рука судьбины как (н_)томит людей обман как (н_)браздят чело морщины и сердце как (н_)полно ран каким бы строгим испытаньям вы (н_)были подчинены что устоит перед дыханьем и первой встречею весны! (Ф.Тютчев) 3. Здравствуй пестрая осинка ранней осени краса здравствуй Ельня здравствуй Глинка здравствуй речка Лучеса. (А.Твардовский)

К-5 А. Какие из подчеркнутых слов не являются исконно русскими по происхождению? Расставьте знаки препинания, составьте схемы сложных предложений.

1. Стоит жить что(б) в землю врезать след (по)глубже (по)заметней что(б) твое осталось дело словно дуб тысяч_летний. (М.Джалиль) 2. Жизнь жива и прекрасна энергичною работою жизнь не бремя а крылья творчество и радость а если кто пр_вращает ее в бремя то в этом он сам виноват. (В.Вересаев)

К-6 А. Приведенные ниже слова распределите по группам:

1) слова, заимствованные целиком;
2) слова с заимствованным корнем, но с русскими приставками или суффиксами;
3) слова с русскими корнями, но с заимствованными приставками или суффиксами.

Абордаж, агроучеба, акула, аквалангист, анкета, апельсиновый, аспирантский, авансом, авантюра, антинародный, бантик, бальный (танец), байдарочные (гонки), барабанщик, бархатистый, бульдозер, бульдозерный, бульдозерист, буфетчик, гуманист, дирижер, игротека, космонавт, куражиться, листаж, лунник, русифицировать, типаж, тонизировать, трафаретный.

К-1. Определите, являются ли подчеркнутые слова исконно русскими или заимствованными. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Вдруг в окно раздался стук такой громкий и необычный что Савелий побледнел и пр_сел от испуга. (А.Чехов) 2. Я напротив того мнения что для человека мыслящего нет захолустья. По крайней мере я стараюсь по возможности (н_)зар_сти как говорит_ся мохом (н_)отстать от века. (И.Тургенев) 3. Над морем красавица дева сидит и к другу ласкаяся так говорит Достань ожерелье спустися на дно сегодня в пучину упало оно! (М.Лермонтов)

К-2. Укажите среди подчеркнутых слов церковнославянизмы. Расставьте знаки препинания.

1. Поэт идет открыты вежды. (А.Пушкин) 2. И пращ и стрела и лукавый кинжал щадят победителя годы. (А.Пушкин) 3. Но я уже в клиник_ заметил кто злится на свою боль тот (н_)пр_менно ее победит! (Л.Толстой) 4. Заяц двигался мелкими прыжками глодал кору тальника затем чего(то) испугался и проворно убежал в кусты. (В.Арсеньев) 5. Муки! (Не)боюсь я от него (н_)каких мук и буду знать что (от)него страдаю. (Ф.Достоевский)

К-3. К приведенным ниже исконно русским словам подберите однокоренные слова, церковно-славянские по происхождению.

Борода – ..., волосы – ..., ворота – ..., город – ..., колос – ..., дорогой – ..., норов – ..., однажды – ..., один – ..., порох – ..., смородина – ..., бередить – ..., волочить – ..., краткий – ..., молоко – ..., хоронить – ..., чужой – ... .

К-4. В приведенных ниже примерах найдите церковнославянизмы. Укажите, какие из них являются для современного русского языка церковнославянизмами по происхождению, какие – по происхождению и употреблению.

1. Может быть политика здравая и может быть политика гибельная. (М.Салтыков-Щедрин) 2. Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. (А.Чехов) 3. Беспечные, вам чужд времен могильный глас. (Вс. Иванов) 4. Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза. (В.Маяковский)

К-5. В приведенных отрывках из «Письма к Гоголю» В.Г. Белинского найдите все иноязычные слова, выпишите их и, пользуясь словарями, объясните их происхождение и значение.

Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов – что вы делаете! Взгляните себе под ноги, – ведь вы стоите над бездной... Что вы подобное учение опираете на православную церковь, это я еще понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма, но Христа-то зачем вы примешивали тут? Что вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии.

Активный и пассивный запас. Историзмы и архаизмы
(фонетические, лексико-семантические, морфологические, синтаксические)

К-1. Среди подчеркнутых слов укажите общеупотребительные, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы.

1. Полк шел переменным аллюром, и лошади заметно припотели. 2. Сокровища музыки неисчерпаемы. 3. Сейчас же сбегу в страну мокасин – лишь сбондю рубль и бульдог. 4. Задыхаясь, тянет он повод и выводит на баз усталого коня. 5. Кто это тебя шкарябнул? 6. Пароход отходил, чтобы пристать к соседнему дебаркадеру. 7. Князю лебедь отвечает: «Свет о белке правду бает». (А.Пушкин)

К-2. Среди подчеркнутых слов укажите общеупотребительные, разговорно-просторечные, диалектные, профессиональные.

1. Поет, как вздумает, певень. 2. Я и черемуху возле посадил, кужлявенькая. 3. Ты очень въедливый. 4. Драка – драка, не игрушка; хоть огнем горит лицо, хоть и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо. (А.Твардовский) 5. Вечер медленно переходил в ночь.

К-3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите диалектные слова.

1. Поп говорит Балде Ладно (не)будет нам об_м накладно. Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердье и проворье. (А.Пушкин) 2. Он останавливал свою тележку где(нибудь) в кустах около деревн_ а сам отправлялся по задворьям да по задам. (М.Шолохов) 3. Ему казалось что он сам еле вырвался из(под) знам_ни м_тежного куреня взвит_ по ту сторону фронта. (М.Шолохов) 4. Конечный пункт охотников это большие коблы один из них представляет островок величиною с квадратную сажень. Охотники измученные мокрые от пота и воды с радостью взб_раются на этот кобел.

К-4. Выделите в каждой группе слов слова-историзмы. Объясните их значения.

1. Книга, дом, полон, колчан. 2. Вещать, один, опричник, бренный. 3. Оный, каждый, посадские, рязанский. 4. Лицей, обет, заветы, конфликты. 5. Переполох, околоток, коллега, вага (тяжесть). 6. Бира, личба (счет), доход, прибыль. 7. Сей, вельможа, льзя (можно), острог. 8. Пуще, паче, зело, стольник. 9. Чревоугодник, артикул, перепись, писец.

К-5. Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются лексическими архаизмами. Определите архаизмы в остальных предложениях.

1. И волю, и степь свою не отдадим за злато роскоши нарядной. 2. И оратай вышел в поле. 3. Пожарный огнь их домы истребил. 4. Софья схватила с кровати черный плат, накинула на голову.

К-6. Выделите в каждой группе слов слова-архаизмы. Объясните, чем они отличаются от историзмов.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми. 2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный. 3. Шествовать, воздвигнуть, глаголать, внушить. 4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия. 5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица (девочка-подросток). 6. Грядущее, шинкарь, мытарь (сборщик податей). 7. Идеал, пристав, дщерь, стрела. 8. Городовой, дума, копье, уста. 9. Бурса, балда, наипаче (особенно).

К-7. Выделите предложение, в котором подчеркнутое слово можно отнести к фонетическим архаизмам. Укажите группу архаизмов в остальных предложениях.

1. Еду в Москву за деньгами. Обнищал зело. 2. Сыновья и братья, мужья и отцы отдавали свои жизни на поле брани против врагов Отчизны. 3. Огоньки камина отражались в зерцалах. 4. Мне не пришлось зреть остывающей любви.

К-8. Найдите предложение, в котором есть морфологический архаизм. Определите архаизмы в других предложениях.

1. Нас пригласили в актовую залу. 2. Спасая живот, волк забежал в деревню. 3. Ведь недавно люди на конке ездили. 4. Утомительный зефир принес прохладную влагу.

К-9. Среди подчеркнутых слов найдите архаизмы и историзмы.

1. Собором положили в последний раз отведать силу просьбы. 2. Так точно дьяк в приказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных. (А.Пушкин) 3. Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха. (А.Пушкин) 4. Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи. (А.Пушкин) 5. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас. (А.Пушкин) 6. В сенях, на лестницах появились, протирая опухшие глаза, боярские дети из мелкопоместных, худородныхстольники, приписываемые Софьей к Петрову дворцу. 7. Мушкетов бы прислали неломаных и огневого зелья к нам. 8. Раскольники читали соловецкие тетради.

К-10. Выпишите слова, в которых заключены те или иные архаические черты, не соответствующие современному литературному языку: а) фонетические; б) лексико-семантические; в) морфологические; г) синтаксические. Подберите к ним синонимы из современного литературного языка.

1. Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны весла.

(А.Пушкин)

2. Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей.

(А.Пушкин)

3. Он любовался красотой
Одежды бранной и простой.

(А.Пушкин)

4. Владимир, в гриднице высокой,
В кругу седых богатырей,
Между двенадцати сынами,
С толпою названных гостей
Сидит за браными столами.

(А.Пушкин)

5. И вдруг из сени темной рощи,
Как в час весенней полунощи
Из облак месяц золотой,
Выходит ратник молодой.
Меч острый на бедре сияет,
Копье десницу водружает,
Надвинут на чело шелом,
Зарею латы серебрятся
Сквозь утренний в долине пар.

(А.Пушкин)

6. В долгах, бывало, утопая,
Заимодавцев убегая,
Готов я всюду был лететь.

(А.Пушкин)

Эмоционально-экспрессивная лексика

К-1. Отредактируйте отрывок. Не только исправьте грамматико-стилистические ошибки, но и усильте стилистическую выразительность текста, заменив отдельные слова более экспрессивными синонимами.

Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежавшую за сундуком тряпку и положил ее в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущую к старому кирпичному заводу.
Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.

Ответ. Павел расстегнул кобуру, схватил блестящий револьвер и побежал домой. Когда он вбежал в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он схватил лежавшую за сундуком тряпку и сунул ее в карман. Затем выскочил в дверь и побежал на дорогу, ведущую к старому кирпичному заводу.
Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них Павел спрятал револьвер, завернутый в тряпку, и завалил его кирпичами.

К-2. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова и выражения, которые не являются общеупотребительными по эмоционально-экспрессивной окраске. К какой сфере употребления вы их отнесете?

Стасик ворошил угли в корыте. Охапыч с Кутей покуривали на бревне у забора. Кутя как всегда по торжестве(н,нн)ому случаю нацепил орден. Борька йог тихо (н_)(к)кому (не)обращаясь нес (не)интересную ахинею ц_тировал каких(то) тибетских попов и старых китайцев. Поди проверь. Рядом с ними сидел Финн. Имени у него и то путем не было все Финном звали. (В)роде живал он там. Трудился в к_мандировк_ электромонтером что(ли). Клеклый он был какой(то) малорослый мокроватенький. И глаза бутылочные.
Может Финн трепал про Финляндию а может и нет во всяком случае в выходной иногда зайдет на кладбище попить одет под иностранца пальто замшевое джинсовый к_стюм часы на руке с тремя головками на другой браслетик как у хиппаря натурального кепочка кожа(н,нн)ая. (С.Каледин)

К-3. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова и выражения, не являющиеся общеупотребительными по эмоционально-экспрессивной окраске. К какой сфере употребления вы их отнесете?

Махора пр_нялась было за вязанье но горячее весеннее солнце пр_пекало размаривало кл_нило в дрему. Поднялась нынче Махора до з_ри. Вчерашним днем к вечеру прош_л по хутору шальной вихрь. Куролесил он (не)долго со свистом и пылью и наделал беды повалил сено в Махорином дворе. Остатнее сено стояло (не)твердо грибком обдерга(н,нн)ое за зиму со всех сторон. Вихрь его св_лил. И утром прогнав со двора скотину на попас Махора взялась перекладывать сено. Работать одной было (не)сподручно самой и на стог подавать и укладывать и топтать. Пр_ставила она к стожку лес_ницу и лазила по ней. А годы уже (не)велели ей (в)_ерх и (в)низ ск_кать. Шест_десят годков пять лет на пенсии. Через силу см_тала стож_к пр_крыла его толем жердями пр_д_вила что(б) до зимы стоял. Стож_к(то) стоял а хозяйка к магазину едва ноги донесла. И теперь дремала на солнышке отдыхая.
Хлеба пр_везли нынче много. И белого и темного всякого набрались. Махора взяла шесть буханок. Пр_ближался выходной дети могли в гости нагрянуть. Буханки в авоську пол_жила перекинула через плеч_ словно меш_к и пошагала домой.
Соседка кума Раиса догнала ее. Хоть и были они в годах ровными но Раиса телом крупнее ростом выше ходила (по)солдатски топ(топ) и голос трубой. (Б.Екимов)

Определите тип и стиль текста. Докажите свое мнение.

Домашнее задание

Д-1 А. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите слова со значением эмоционально-экспрессивной оценки. К какой сфере употребления вы их отнесете?

Но и Пушкин был есть и будет единстве(н,нн)ым писателем который мог своим божестве(н,нн)ым вдохновением проникнуть в гиган_скую душу Петра и понять почу_ствовать его сверх_естестве(н,нн)ые размеры.
...Чаще всех других мыслей воз_ращался Пушкин к мыслям о Петре. Он следует за ним на к_рабельные верфи на самую грот мачту и на ассамблею и в шатер разбитый на полтавском поле и к токарному станку и на его пирушки и в Сенат и в Академию и на берега Прибалтики. И (по)всюду орли(н,нн)ый взор Пушкина улавливает те краткие быстрые как молния черты из которых создается исти(н,нн)ая характеристика Северного Великана.
Странно думать о том как на ра_стояни_ века идут пара_лельные судьбы об_их великанов. Петр застает Русь уже _бросивш_ татарское иго уже переболевш_ Смутное время но дикой лохматой грязной (не)грамотной и почти бе_помощной отставш_ от Европы на пять веков. Он один несет на своих плечах все тяжелое бремя ро_сийское. Он лично (не)брезгуя сословиями подб_рает себе помощников правда талантливых, – все лучшее что он мог найти но (н_)кто из его питомцев (не)достигал ему в духовном росте выше щиколотки.
Пушкин застал русскую литературу в младенческом и корявом виде пышные выдуманные лжеславянские речения подр_жание францу_кой лжетрагедии и рыцарским романам карамзинская Бедная Лиза поч_тается за дер_кое коварство дурацкие оды на рождение сына у вельможи бе_зубые эпиграммы в пят_десят строк александрийского стиха побитый палкою Тредиаковский и остатки силлабического стих_сложения. Пушкин один (на)ново вспахивает и обсеменяет ниву изящного слова. Один без помощников. Все будущие плоды выр_стут из его трудов. Оба они (не)перестают учит_ся. (А.Куприн)

Зачет по теме

Ребята разбиваются на группы по три человека. Каждый имеет свою карточку с заданием. Выполнив задание, ученики обмениваются карточками. В результате каждый выполняет три карточки и повторяет несколько тем. Группа сильных учеников работает по индивидуальным карточкам.

К-1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите устаревшие слова. К какой группе вы их отнесете?

Один раз возвратясь к себе домой он наш_л на столе у себя письмо откуда и кто пр_нес его (н_)чего (н_)льзя было узнать трактирный слуга отозвался что пр_несли-де и (не)велели сказывать от кого. Письмо начиналось очень решительно име(н,нн)о так Нет я должна тебе писать! Потом говорено было о том что есть тайное сочу_ствие между душами эта исти(н,нн)а скрепле(н,нн)а была (не)сколькими точками занявшими почти (пол)строки. (Н.Гоголь)

Определите тип и стиль текста. Докажите свое мнение.

К-2. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите заимствованные слова. Подберите к ним современные русские и запишите их.

Самые опытные экскурсоводы советуют знакомит_ся с Лондоном при помощи собстве(н,нн)ых ног так как места паломничества туристов ра_пол_же(н,нн)ы в городе компактно и если вы в состояни_ самостоятельно разобрат_ся со схемой столиц_ то (н_)какой гид вам (не)нужен.

Сократите предложение до главной мысли. Запишите ее.

К-3. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите диалектизмы. Запишите синонимичные им литературные слова.

У Настась_ Степановой-то жены шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским пр_бором. Кольца там серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой как он еще жениться соб_рался.
Настасья в с_ротстве р_сла (не)пр_выкла к этакому-то богатству да и не шибко любительница была моду выводить. С первых годов как жили со Степаном надевывала конечно из этой шкатулки. Только не к душе ей пр_шлось. Наденет кольцо... Ровно как раз (в)пору (не)скатывается а пойдет в церкву или в гости куда замается. Как закова(н,нн)ый палец(то) в конце нали посинеет. Серьги навес_т хуже того. Уши так оттянет что мочки ра_пухнут. (П.Бажов)

К-4. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите устаревшие слова. К какой группе вы их отнесете?

Мне отрадно и весело шатат_ся по городским улицам особливо в базарный день когда они кипят народом. Мне мил этот общий говор толпы он л_скает мой слух пуще лучшей итальянской ари_ (не)смотря на то что в нем (не)редко звучат самые стра(н,нн)ые самые фальшивые ноты. Взгл_ните на эти заг_релые лица они дышат умом и сметкою и вместе с тем каким(то) (не)поддельным простодушием. (М.Салтыков-Щедрин)

Определите тип и стиль текста. Выпишите заимствованные слова, подберите к ним синонимы.

К-5. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите диалектизмы. Запишите синонимичные им общеупотребительные слова.

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За северушкой где(то). День праз_ничный был и жарко – страсть. Парун чистый. А оба в горе робили на Гумешках то есть. Малахит руду добывали лазоревку то(ж). Ну когда и королек с витком поп_дали там протча что подойдет.
Один(то) молодой парень был (не)женатик а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробле(н,нн)ый. В глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек. (П.Бажов)

К-1 А. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите группу устаревших слов.

К ночи зав_рнул мороз и звезды пок_зались на небе. Снег валивший (на)кануне мокрыми хлопьями застыл так что дорога стала вдруг отличная. (Не)уклюжий но крепко сколоче(н,нн)ый тарантас наш гремит по шос_е лошади бегут ровной основательной рысью без кнута и понуканий даже как будто охотно бегут осознают что дело делают. Ямщик (с)верх полушубка надел халат с высоким стоячим воротником а (с)верх воротника еще нав_зал себе Бог знает чего. Он (не)мечется на облучке (не)вскакивает (не)передергивает бе_пр_ста(н,нн)о вож_ами но и (не)сидит уныло повесив голову как (не)выспавшийся почтовый ямщик. Наш вольный ямщик с_дит на своем широчайшем обтянутом кожею передке как будто на д_ване просто без кокетства так что всякому видно что он и выспался как следует и поужинал (в)меру и способен просидеть шесть часов (с)ряду (не)вставая с места и что езда в сущности ему (не)работа а скорее пр_вычка.
Хорошо ездить с купцами на вольных лош_дях! Давно я (не)ездил так покойно. Лежиш_ себе на сене закрытый войлоком да пр_слушиваеш_ся к грому колеса. (В.Слепцов)

Определите тип и стиль текста. Докажите свое мнение.

К-2 А. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите термины. К какой профессии вы их отнесете?

Можно возр_зить что будучи очище(н,нн)ы от насл_ения веков фрески и иконы наших храмов являют глазам гораздо более яркие краски более жизн_радос_ные мотивы орнаментов чем принято думать. Да но если в жизн_радос_ном характере некоторых росписей и сказывалось веяние прароссианства то время работало против него гася звонкость красок копотью свечей и лампад (не)избежных и (не)от_емлемых атрибутов культуры. Создавался единый колорит как нельзя более соответствовавший ни_ким ходам и крошечным оконцам и общей минорной га_ме богослужения. И наибольшего единства выр_зительности достигло это соед_нение име(н,нн)о в интерьере Василия Блаженного с его членением внутреннего пространства на множество изолирова(н,нн)ых ячеек откуда богослужение (не)было видно а только слышно и где обстановка пр_дельно способствовала внутренней уед_не(н,нн)ой молитве.
Да и вообще разве (не)пор_жает в облик_ русских св_тилищ_ любого века от преда(н,нн)ого нам Византией однокупольного храма до ампирных церквей XIX  столетия контраст между внешностью и внутренностью формой и содержанием? Русский храм гарм_ничен пока мы созерцаем его (с)наружи будь то белоснежный куб с золотыми шеломами или пестрый теремообразный цветок изг_бающийся своими деревя(н,нн)ыми или каме(н,нн)ыми лепестками. (В)нутри он г_рмоничен то(же) хотя и совсем другой г_рмонией. Но между этими двумя г_рмониями – разрыв взаимное (не)понимание затаенная вражда. (Д.Андреев)

Укажите заимствованные и устаревшие слова. Определите тип и стиль текста.

К-3 А. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Найдите устаревшие слова. К какой группе слов вы их отнесете?

В жаркий летний день молодой боярин князь Никита Романович Серебря(н,нн)ый под_ехал верхом к деревне Медведевке верст за тридцать от Москвы. За ним ехала толпа ратников. Князь провел целых пять лет в Литве.
Светел был июльский день но князю после пят_летнего пр_бывани_ в Литве он пок_зался еще светлее. От полей и лесов так и ве_ло Русью. Без лести и кривды радел Никита Романович к ю(н,нн)ому Иоанну. Твердо держал он свое крес_ное целование и (н_)что (не)пошатнуло бы его крепкого стоятельства за государя. Хотя мысли и сердце его давно просились на родину но если теперь уже пр_шло ему повеление вернут_ся на Литву (н_)увидя (н_)Москвы (н_)родных он без ропота поворотил бы коня и с прежним жаром кинулся бы в новые битвы. Впрочем он (н_)один так мыслил. Все русские люди любили Иоанна всею землею. Казалось с его праведным царствованием настал на Руси золотой век и монахи перечитывая летописи (не)находили в них государя равного Иоанну.
Еще (не)дое_жая деревни князь и люди его услышали веселые песни а когда под_ехали к околиц_ то увид_ли что в деревн_ праз_ник. На об_их концах улиц_ парни и девки составили по хороводу и оба хоровода несли по березк_ украше(н,нн)ой пестрыми лоскутьями. На головах у парней и девок были пестрые венки. Хороводы пели то оба вместе то чередуясь разговаривали один с другим и перекидывались шуточной бранью. Звонко разд_вался между песнями девический хохот и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. Все двигалось и кипело веселился православный народ. (А.К. Толстой)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru