Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2002

РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ М.В.ПАНОВА

В.ДИБОБЕС


Учителям-практикам

В газете «Русский язык» (№ 8/2002) были опубликованы материалы второго занятия заочного семинара «Работаем по учебнику М.В. Панова», следующее занятие практического семинара («Уроки Сургута»-2) будет продолжено в одном из очередных номеров.

А сегодня учитель-методист И.А. Громов представляет свой дидактический материал «Словообразование» к учебнику «Русский язык» для 6-го класса под редакцией М.В. Панова. В связи с этим хочу сказать несколько слов.
Согласно программе раздел «Словообразование» изучается в 6-м классе после повторения раздела «Учение о морфеме», пройденного в 5-м классе, когда на базе начальной школы формируется понятие о морфеме и вырабатывается навык членения слов по принципу Винокура, углубляется понятие об однокоренных, одноприставочных и односуффиксных словах.
Цель курса «Словообразование» – познакомить с основными понятиями (производное и непроизводное слово; исходная производная основа; словообразовательный аффикс и словообразовательное значение; словообразовательный тип, продуктивный и непродуктивный), научить находить исходную и производную основы, исходя из синхронических отношений в современном русском языке, выделять словообразовательные аффиксы и определять их словообразовательное значение, т.е. производить словообразовательный анализ, показать выразительные возможности современного языка.
В этом разделе показана работа как словообразовательных, так и словоизменительных аффиксов, поэтому мы будем постоянно возвращаться к словообразованию при изучении частей речи.
Дидактический материал И.А. Громова органично дополняет и расширяет систему заданий учебника: он включает традиционные упражнения для словообразовательного анализа и орфографического тренинга, задания на определение значений словообразовательных аффиксов и подбор слов с таким же аффиксом, задания по стилистике, творческие задания и подспорье для лингвистических изложений и сочинений.
Это интересный материал для серьезной и увлекательной работы. Хотя он привязан к параграфам учебника, его можно использовать при изучении курса тематическими блоками, для организации работы в группах и парах с последующим обсуждением результатов самостоятельных наблюдений детей.

И.А. Громов помогает глубже усвоить лингвистические понятия и совершенствовать навык словообразовательного разбора, учит видеть необычное в обычном и воспитывает любовь к родному языку.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru