Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2002

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

С. ЕВГРАФОВА


Нет привычки – не будет и навыка

В лицее при РГГУ, где я преподаю, русский язык и литературу ведут разные люди, так что я не вмешиваюсь в преподавание литературы. Но писать – учу. Читая косноязычно написанные некоторыми учениками изложения и сочинения, я понимаю, что встречи со мной один-два раза в неделю не могут заменить ни запойного чтения для себя, ни семейных разговоров о любимых или только что прочитанных книгах. Если нет привычки запросто, за чашкой чая говорить о литературе и об искусстве, то не будет и свободного, ясного слога.
Конечно, я стараюсь компенсировать ребятам отсутствие культурного общения тем, что подбираю для диктантов и изложений тексты из Лотмана, Шкловского, Томашевского, Бонди. Но не во всяком классе они находят отклик. И вот как-то я решила попробовать писать окололитературные размышления, которые могли бы пригодиться и в качестве диктанта, и в качестве изложения, и в качестве опорного текста для сочинения на свободную тему. Ребятам неожиданно понравилось: говорят, что такие тексты легче писать, потому что они понятны. Предлагаю вашему вниманию два примера.

Пушкин как историк

1. (Н_)пр_взойден_ое поэтическое и писательское мастерство Пушкина зат(е,и)няет другие его таланты но сложись его судьба (чуть)чуть (по)иному или проживи он (н_)много (по)дольше он мог(бы) стать (н_)менее талантл_вым (ученым)историком ведь (н_)даром он написал «Историю Пугачева» и начал писать «Историю Петра». Обе эти вещи св_детельствуют о том что Пушкин с возр_стом стал испыт_вать (н_)пр_од_лимое вл_чение к тайнам истории в особен_ости истории русской. (От)части это может быть связан_о с тем что в юн_ости учась в Лице_ поэт тесно общался с Николаем Михайловичем Карамзиным (от)части с самим временем заставлявш_м прист_льно вгляд_ват_ся в прошлое в надежде уг_дать зыбкое и (н_)яс_ное буду_щее.

Во_стание Пугачева и трагедия декабристов рев_люция во Франции и (р,Р)ос_ийские дворцовые перевороты и следу_щие за ними осл_пительные царствования почти бе_пр_рывные напол_он_овские войны начала века завершивш_еся бл_стательной победой рус_кого оружия а затем и крушением самой фантастической империи нового времен_ – все это (н_)могло (н_)наве_ти на р_змышления о властителях и их судьбах о людях и власт_.

Если (н_)считать экзаменацион_ого стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814) то первым историческим произведением Пушкина стала драм_а «Борис Годунов» написан_ая в 1825 году и посв_щен_ая Николаю Михайловичу Карамзину. И это посв_щение (н_)только дань ув_жения великому историку но и благодарность за отста_ваемую им версию о гибел_ царевича Димитрия версию которая сделала Бориса Годунова едва(ли) (н_)самой драм_тичной фигурой рус_кой истории и которая смогла поэтому стать сюжетной основой потр_сающего по силе литературного произведения.

Уже в «Борисе Годунове» (в)полне проявилась склон_ость Пушкина вид_ть в истории цепь человеческих судеб и искать (перв_)причины исторических конфликтов в психологии людей. Кроме того «Борис Годунов» показал что Пушкин (н_)соб_рается огляд_ват_ся на какие(бы)то (н_)было к_нон_ы огранич_вающие свободу его творчества. Отрекшись раз и (на)всегда от правил клас_ицизма он назвал свое произведение «сценами» но в этих сценах решительно раздвинувших границы сценического пространства и времени (н_)чу_ствует_ся (н_)какой фр_гм_нтарности. Целостность во_пр_ятия произведения обе_печ_вается яс_ностью замысла и отточ_ностью его композицион_ого и образного вопл_щения.

Любопытно что на вечный вопрос истории почему умный и талантливый властитель (н_)пр_успел в своих д(е,и)яниях Пушкин дает (н_)двусмыслен_ый ответ: «Потому что бе_нравствен_ая в своей основе власть (н_)долг_вечна она (н_)имеет опоры в народе». В этом ответе можно увид_ть и ал_ег_рический смысл намек на бездарный финал царствования Екатерины на бе_славное завершение царствования Александра на трагедию Напол_она...

(364 слова)

 

2. Еще учась в Лице_ Пушкин начал ос_зн_вать себя сопр_час_ным истори_ своего отеч_ства. Он гордился что в (ц,Царско)сельском парке на специальной кол_он_е уст_новлен_ой (в)честь (р,Р)ос_ийских побед выс_чен_о имя его двоюродного деда Ивана Абрамовича Ганнибала знаменитого генерала одного из главных героев Наваринского ср_жения 1770 года. Трепетное отношение к славному прошлому Рос_ии к знаменитым во_н_чальникам пред(ы,и)дущего века было характерно для мальчиков чье де_тво и ран_яя юн_ость совпали с войной 1812 года.

Но Пушкину было мало того что он знал о своих предках. Да коне_но он знал что он потомок древнего б_ярского рода когда(то) с_девшего при царском столе выше Романовых однако ему человеку хоть и од_рен_ому живым во_бр_жением но цен_щему точность были (н_)обходимы детали бытовые подробности которых он (н_)знал. Дело в том что родители Пушкина люди све_кие и образован_ые (н_)много стеснялись своих могучих горячих и невежествен_ых предков и (по)тому (н_)охотно отв_чали на вопросы любознательного сына. Там в веке минувш_м были (н_)верные мужья погублен_ые заточен_ые жены бешен_ые политические страсти взлеты и опалы. Бабушка Марья Алексеевна Ганнибал то(же) помалк_вала (н_)хотела посв_щать внука в старин_ые родствен_ые распри. Дед Осип Абрамович жил в разводе с бабкой и умер когда внуку было всего семь лет.

(На)много позже ок_завшись в Михайловском Пушкин познакомился с последним из детей легендарного арапа Петром Абрамовичем и тот пок_зал ему семейную р_ликв_ю биографию Абрама Петровича Ганнибала написан_ую (в)скоре после кончины абис_инского царевича крес_ника Петра Великого «действительного генерал(ан)шефа рус_кой императорской службы». Знакомство с чуд_к_ватым дедом отставным генерал(майором) от арт_л_ерии который на девятом десятке был крепок и н_ровист пр_дало новый импульс (п,П)ушк_нским историческим из_сканиям. Именно тогда у поэта возник замысел написать о Петре Первом и о своем (н_)обычно_м (пра)деде.

(В)проч_м (по)настоящему за эту сложнейшую и прот_в_р_чивую эпоху Пушкин взялся после 1827 года а (с)начала его внимание пр_ковал Борис Годунов. (К)стати любопытно что уже в этой п(ъ,ь)ес_е Пушкин ввел в систему персонажей одного из своих предков б_яр_на Гаврилу Пушкина. (По)вид_мому в этом сказалось его (ист_н_о)дворянское мироощущение каждый человек звено в (н_)разрывной цепи исторических событий.

(301 слово)

 

Рейтинг@Mail.ru